Дайджест 29/01-04/02/2018

Украина получит $ 1,9 млрд транша МВФ в течение года – Fitch

Украина получит следующий транш кредита Международного валютного фонда в размере около $ 1,9 млрд в течение этого года, считают в международном рейтинговом агентстве Fitch Ratings. Как отмечается на сайте агентства, постоянное взаимодействие с МВФ и другими международными партнерами остается ключевым для обеспечения доступа Украины к официальному и внешнему финансированию для обслуживания госдолга в 2020–2021 годах. Также в Fitch отметили, что выдвижение действующего руководителя Национального банка Украины Якова Смолия на этот пост на постоянной основе должно снизить неопределенность относительно устойчивости и независимости политики регулятора.

По оценкам агентства, повышение Нацбанком учетной ставки свидетельствует о том, что регулятор по-прежнему сосредоточен на устойчивом снижении инфляции в рамках запланированного перехода к таргетированию инфляции.

Как понимать?

В условиях падения экономики и нестабильной политической ситуации частные иностранные инвесторы не готовы вкладывать в экономику Украины, так как продолжают существовать высокие дефолтные риски. Поэтому единственный инструмент осуществления внешних выплат по долгам – сотрудничество с международными кредитными организациями. Так, по состоянию на 30.11.2017 совокупный госдолг составил $ 76,33 млрд (2,046 трлн грн, или 72 % от планируемого номинального ВВП на 2017 год).

Согласно принятому закону про госбюджет на 2018 год, граничный размер совокупного госдолга определён на уровне 2 746,8 (госдолг – 1 999,3 млрд грн, гарантированный – 747,5 млрд грн). Так, прогнозный размер номинального ВВП на 2018 год – 3 332,3 млрд грн. Поэтому максимальное соотношение госдолга к ВВП может составить 82,4 %.

Повышение граничного размера госдолга связано с тем, что по внешним займам Украина должна выплатить в 2018 году $ 11 млрд (выплаты по прямому и гарантированному долгу), что будет создавать огромный спрос на валюту на внутреннем рынке, особенно в случае возможных трудностей по дальнейшей реструктуризации долгов.  Основными внешними кредиторами Украины являются: МВФ – $ 14,33 млрд ($ 6,74 млрд – государственный, $ 7,34 млрд – гарантированный государством долг), Международный банк реконструкции и развития – $ 5,37 млрд, Европейское сообщество – $ 3,31 млрд.

В связи с тем, что, Украина имеет достаточно большие обязательства перед МВФ, Фонд уже не предоставляет ликвидные денежные средства (доллары, евро), заменяя их СПЗ, которые учитываются в ЗВР. Фактически МВФ предоставляет только рассрочку, при этом насчитывая проценты. Украине в течение 2018–2022 гг. предстоит выплатить в счёт погашения и обслуживания внешних обязательств $ 28,7 млрд. Поэтому страна в ближайшей перспективе никуда от МВФ и кредиторов ЕС не денется, иначе её ожидает дефолт со всеми последствия. При этом кредиты выдаются на достаточно жёстких условиях: поднятие тарифов ЖКХ, сокращение бюджетников, пенсионная реформа, земельная реформа, тотальная приватизация.
Единственная цель, на которую Украина имеет право тратить миллиарды, – направлять их в золотовалютный резерв (на развитие экономики деньги не идут), а изымать оттуда можно также только в одном единственном случае – для погашения предыдущих долгов.

Плата за реструктуризацию долгов для Украины очень велика (проценты за пользование кредитами), ведь в случае дефолта Украина будет отрезана от внешнего финансирования, что существенно усложнит экономическое управление.


Украина продлила контракт с Westinghouse

НАЭК Энергоатом и американская компания Westinghouse Electric и НАЭК Энергоатом подписали контракт о продлении договора на поставки ядерного топлива в Украину до 2025 года. Об этом сообщает пресс-служба Westinghouse. «Этим соглашением предусматривается поставка ядерного топлива для обеспечения семи из 15 украинских атомных энергоблоков в течение 2021-2025 гг., что означает расширение и продолжение действия текущего договора на шесть энергоблоков, срок действия которого заканчивается в 2020 году», – говорится в сообщении.

Комментируя новое соглашение, президент Энергоатома Юрий Недашковский напомнил, что компания является единственной в мире, которая эксплуатирует реакторы дизайна ВВЭР-1000 и полностью диверсифицировала источники поставок ядерного топлива для реакторов этого типа. «В достижении этой цели ключевую роль играет сотрудничество с компанией Westinghouse», – отметил Недашковский. Поставки по договору начнутся в начале 2021 года, сразу же после завершения действующего договора.

Как понимать?

Украина закупает ядерное топливо у 2-х поставщиков: американо-шведской компании Westinghouse и российской компании «ТВЭЛ» – других поставщиков ядерного топлива необходимой Украине марки не существует. За 3 квартала 2017 года Украиной было закуплено ядерное топливо на общую сумму $ 331,7 млн, в том числе:
 российского производства – на $220,8 млн,
 шведского производства – на $110,3 млн.
Доля закупок у «ТВЭЛ» (РФ) в денежном эквиваленте составила 66,71 %, у Westinghouse (Швеция) – 33,29 %.

Украина постепенно наращивает долю ядерного топлива компании Westinghouse, снижая часть российской компании «ТВЭЛ». В экономическом контексте замена одного импортера другим (при равных затратах) материальной выгоды Украине не несёт.  Единственный плюс в диверсификации поставок – гарантии бесперебойных поставок.

В экономическом плане для Украины было бы куда выгодней наладить собственное производство и сборку топливных модулей для АЭС. Ещё в сентябре 2009 года Кабинетом Министров Украины утвердили Государственную целевую экономическую программу «Ядерное топливо Украины». Цель Программы заключалась в обеспечении развития уранового и циркониевого производства в Украине и создании мощностей для производства ядерного топлива и его элементов.  Фактически программа не была выполнена из-за отсутствия финансирования.

В ноябре 2016 года Кабмин снова утвердил Концепцию Государственной целевой экономической программы развития атомно-промышленного комплекса на период до 2020 года (Распоряжение № 943-р). Цель Программы заключается в организации на территории Украины производства ядерного топлива и его компонентов на базе национальных ресурсов природного урана и циркония для снижения уровня зависимости от импорта.

Украина имеет все ресурсы и возможности для самостоятельного производства ядерного топлива, но, вместо этого, мы просто перераспределяем доли импорта, снижаем зависимость от российского топлива и увеличиваем зависимость от европейского, что в итоге не несёт экономической пользы стране. Продление контракта на поставку ядерного топлива до 2025 года говорит о том, что утверждённая правительством программа развития атомно-промышленного комплекса не будет реализована до 2020 года, а в Украине так и не появится собственное производство топливных модулей для АЭС.


Украина опустилась в рейтинге инновационных экономик мира

По состоянию на начало 2018 года Украина опустилась в рейтинге инновационных экономик мира (Global Innovation Index) с 42-го на 46-е место. Об этом на своей странице в Facebook написал глава Совета Национального банка Украины Богдан Данилишин. По его словам, наша страна также заняла не слишком высокие позиции в еще одном рейтинге «Готовность к будущему производству-2018». Так, из 100 участников рейтинга, Украина оказалась на 74 месте.

«Перед началом Всемирного экономического форума в Давосе был опубликован рейтинг инновационных экономик мира – Innovation Index. По сравнению с 2017 годом, Украина опустилась в этом рейтинге с 42-го на сорок шестой место. А во время проведения Давосского форума был опубликован отчет “Готовность к будущему производства – 2018”, в котором дана оценка готовности государств к новой индустриальной революции… В нем наша страна была рейтингуемых на 74-м месте из 100 участников», – сообщил Данилишин.

Он также отметил, что ещё один рейтинг, составленный Государственной фискальной службой, показал, что наиболее крупными плательщиками налогов в нашей стране являются предприятия «уклада времен второй промышленной революции», в частности энергетические, топливные, табачные, металлургические и химические. По мнению Данилишина, государству необходимо отходить от практики построения экономики на промпроизводстве, а стремиться осваивать инновационные технологии.

Как понимать?

В 2017 году Гройсман заявил о планах правительства относительно развития инноваций в Украине: «Мы создаем в бюджете Фонд поддержки инноваций, который составит уже 50 млн грн, поскольку мы хотим обеспечить поддержку всех инновационных решений, которые сейчас производят украинцы». Как видим, правительство пришло к выводу, что именно 50 млн грн помогут стране попасть в мировые рейтинги инновационного прогресса.

Отметим, что в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума из 12 основных составляющих факторов конкурентоспособности национальных экономик отдельным разделом исчисляются показатели «Инновационного потенциала» и «Конкурентоспособности компаний».

В рейтинге конкурентоспособности Global Competitiveness Index 2016–2017 Украина заняла 85 место из 138 стран. Самые большие проблемы – коррупция, политическая нестабильность, качество институтов и финансового рынка. По официальным отчётам глобального рейтинга инноваций Global Innovation Index, в 2014 году Украина занимала 63 место; в 2015-м – 64 место; в 2016-м – 56 место.

В 2017-м Украина одержала 50 место, причём, по отдельным компонентам индекса – «инновационные связи» (63 место), «усвоение технологий» (72 место), «креативные товары и услуги» (77 место), «влияние знаний» (92 место) – украинский бизнес находится на очень низких позициях. Глобальный индекс инноваций составляется из 82 различных переменных, итоговый индекс представляет собой соотношение затрат и эффекта, что позволяет объективно оценить эффективность усилий по развитию инноваций в той или иной стране.

По уровню технологичности украинская промышленность на треть позади показателей ЕС, по доле хайтек-продукции в экспорте отстаёт в 4–8 раз, по энергоэффективности – в 10.  За годы независимости количество исследователей в области технических наук в Украине уменьшилось в 3,5 раза. Освоение новых видов техники сократилось в 14,3 раза, а доля инновационно-активных промышленных предприятий – в 5 раз.

За последние два года Украину покинули более 9 тыс. IT-профессионалов – они просто эмигрировали в США и Европу.
В развитых странах Запада на долю новых или усовершенствованных технологий, оборудования и других продуктов, содержащих новые знания или решения, приходится от 70 до 85 % прироста валового внутреннего продукта. Здесь концентрируется более 90 % мирового научного потенциала и контролируется 80 % глобального рынка высоких технологий, объём которого на сегодня оценивается в $ 2,5–3 трлн, что превосходит рынок сырьевых и энергетических ресурсов.


Офшорам дали зеленый свет: банки больше не могут проверять операции в налоговые гавани

Национальный банк запретил своим подопечным применять требования положения №369 (порядок проведения анализа финансовых операций и проверки документов) в части установления критерия рисковости к операциям, одной из сторон которых являются юридические или физические лица, зарегистрированные в офшорных зонах. Соответствующее разъяснение №25-0008/4731 Нацбанк разослал финучреждениям 24 января в электронном сообщении, подписанном директором департамента финансового мониторинга НБУ Игорем Березой.

В письме отмечается, что с 1 января 2018 года банки не должны определять такие операции как рисковые. А значит, не обязаны и проводить дополнительные проверки и запрашивать у клиентов документы.

Как понимать?

Напомним, согласно нацбанковским правилам, финучреждения должны были относить к рисковым операции, одной из сторон которых являются зарегистрированные в офшорных зонах лица. Положением НБУ определяется порядок осуществления банками анализа и проверки документов (информации) о финансовых операциях, которые являются основанием для вывода денежных средств за пределы Украины, и их участниках.

Анализ осуществляется с целью выявления финансовых операций, которые могут нести реальную или потенциальную опасность использования уполномоченного банка с целью легализации доходов. Данная норма является превентивным инструментом, останавливающим вывод валютных средств по фиктивным сделкам. По таким транзакциям следовало проводить дополнительную проверку, уточняя суть и цель операции, ее соответствие виду деятельности контрагентов, экономическую целесообразность, устанавливать конечных бенефициаров компаний и источники происхождения средств.

Одним из критериев анализа финансовых операций является регистрация контрагента в офшорной зоне. Перечень офшорных зон определен постановлением КМУ №1045 от 27.12.2017, а до этого Распоряжением от 16 сентября 2015. В постановлении же НБУ о порядке проведения мониторинга в части офшоров делается отсылка на документ Кабмина 2015 года. Нацбанк, вместо того, чтобы во исполнение ст. 48 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» привести свой собственный нормативный акт в соответствие постановлению КМУ №1045 от 27.12.2017 и сделать отсылку на него, разослал банкам письмо от 24.01.2018 № 25-0008/4731, где указал, что мониторинг рискованных операций с офшорными компаниями не проводится именно из-за утраты Распоряжением КМУ от 16 сентября 2015 своей силы.

В офшорных зонах действуют льготные условия по регистрации и налогообложению, вследствие чего на данных территориях создаются предприятия, которые используются для дальнейшей легализации доходов. Фактически, НБУ «закрыло глаза» на операции с нерезидентами из офшорных зон, вследствие чего украинские фиктивные предприятия смогут бесконтрольно выводить валютные средства с территории Украины.

Отсутствие контроля со стороны НБУ по данным операциям может существенно ухудшить сальдо торгового баланса (11 мес. 2017 – дефицит $ 5,77 млрд, прогноз 2018 – дефицит $ 7,7 млрд), что прямо-пропорционально влияет на стабильность национальной валюты. Скорее всего, данная ситуация создана искусственно для целенаправленного вывода валютных средств за рубеж, и через короткий срок она будет исправлена.


Платёжный баланс Украины третий год подряд сведён с профицитом

Профицит платёжного баланса Украины за 2017 год составил $ 2,566 млрд, что вдвое выше профицита за 2016 год, при этом баланс сведен с профицитом третий год подряд. Как сообщается на сайте НБУ со ссылкой на предварительные данные, в том числе в декабре платежный баланс сведен с профицитом в 1 млн долл.

Как понимать?

Согласно данным НБУ, годовой дефицит счёта текущих операций составил $ 3,835 млрд, что на 11,2 % выше аналогичного показателя за предыдущий год. Поступления по финансовому счёту за год составили $ 6,405 млрд, что на 36,2 % выше показателя за предыдущий год.

Платёжный баланс Украины в 2016 году сведён с профицитом на уровне $ 1,346 млрд, что в 1,6 раза больше профицита за 2015 год в размере $ 849 млн. При этом сальдо баланса было положительным второй год подряд после отрицательного сальдо на уровне $ 13,3 млрд в 2014 году. По итогам 2017 года отрицательное сальдо текущего счёта увеличилось до $ 3,8 млрд (с $ 3,6 млрд в соответствующем периоде прошлого года) в основном из-за масштабных закупок энергоносителей и сельскохозяйственной техники.

Следует отметить, что одним из негативных индикаторов состояния экономики является дефицит торговли товарами – $ 9,16 млрд (2016 – $ 6,94 млрд). Так, экспорт товаров составил $ 39,9 млрд. В годовом измерении соответствующие объёмы увеличились на 19 % благодаря поставкам зерновых, масла и жиров урожая, прежде всего, 2016 года и интенсивному экспорту мясомолочной продукции. Разрыв производственно-логистических связей с предприятиями на неконтролируемой территории обусловил снижение физических объёмов экспорта чёрных металлов. Однако, благодаря росту мировых цен стоимостные показатели экспорта продукции металлургии увеличились на 22,1 %.

Импорт товаров в сентябре составил $ 49 млрд. В годовом измерении темпы роста импорта ускорились до 21 %, опережая прирост экспорта. В первую очередь произошло расширение энергетического импорта – в 1,5 раза. Дефицит угля на внутреннем рынке, значительная часть которого в предыдущие годы поставлялась с неконтролируемых территорий, обусловил рост физических объёмов его импорта. Также активизация частных импортёров природного газа привела к увеличению его закупок. В то же время в мире повысились цены на энергоресурсы.

Существенный дефицит торгового баланса удалось частично нивелировать благодаря поступлениям на финансовый счет $ 6,4 млрд. Рост денежных переводов на фоне усиления миграционных процессов в связи с увеличением количества «заробитчан» позволил частично нивелировать последствия существенного дефицита торгового баланса.

Следует отметить, что в 2017 году наблюдался приток средств в размере $ 2,1 млрд от размещения ОВГЗ, что соответственно привело к увеличению размера госдолга. Кроме того, Украина в 2017 году получила очередной транш кредита макрофинансовой помощи от Европейской комиссии на сумму $ 0,6 млрд. Полученный транш от МВФ в размере $ 1 млрд был фактически потрачен на возврат долгов МВФ в размере $ 1,3 млрд (Фонд предоставляет кредиты для дальнейшей реструктуризации задолженности).

Чистый приток прямых иностранных инвестиций в Украину в 2017 году достиг $ 2,3 млрд (2016 – $ 3,3 млрд). 26 % от указанных инвестиций составили операции по переоформлению долга в статутный капитал. Профицит платёжного баланса, который был сформирован за счёт внешних обязательств, позволил нарастить объёмы международных резервов до $ 18,8 млрд. Однако поскольку объём чистых международных резервов по итогам сентября был равен $ 6,6 млрд, в условиях будущих выплат по кредитам (государственным и корпоративным) в среднесрочной перспективе на валютном рынке ожидаются высокие девальвационные риски.


В Украине за 2017 год средняя зарплата увеличилась почти на 40 %, – Госстат

В Украине в декабре 2017 года средняя зарплата штатного работника составляла 8777 гривен, что на 35,5% больше, чем в декабре 2016 года. Об этом сообщает пресс-служба Государственной службы статистики.

Средняя номинальная заработная плата штатного работника предприятий, учреждений и организаций в декабре 2017 г. составила 8777 грн, что в 2,7 раза выше уровня минимальной заработной платы в Украине (3200 грн). При этом указано, что по сравнению с ноябрем размер средней номинальной заработной платы увеличился на 17,4%, а за последние 12 месяцев (относительно декабря 2016 г.) – на 35,5 %.

Как понимать?

Важно отметить, что 8777 грн – это не средняя зарплата за 2017 год, а показатель средней зарплаты в декабре, когда показатель средней зарплаты всегда выше, чем в другие месяцы, поскольку именно в конце года выплачиваются годовые премии, бонусы и тому подобные выплаты, которые существенно увеличивают средний размер зарплаты. Кстати, в январе этот показатель всегда ниже, чем в конце года. Средняя заработная плата за 2017 год составила 7104,0 грн ($ 267,6), что существенно ниже, чем в 2011–2014 гг.:
2011 – 2749,0 грн – $ 344,9;
2012 – 3151,0 грн – $ 394,4;
2013 – 3429,0 грн – $ 429,2;
декабрь 2013 – 3619,0 грн. – $ 453,0;
2014 – 3537,0 грн – $300,2;
2015 – 4390,0 грн – $209,0;
2016 – 5374,0 грн – $216,5;
2017 – 7104,0 грн – $267,6;
декабрь 2017 – 8777,0 грн – $313,5.

Из приведённой динамики среднего размера заработной платы за последние 7 лет видно, что декабрьский уровень в 8777 грн ($313,5) – это не «экономическое чудо» и не предел мечтаний, а всего лишь возврат к уровню доходов 2011 года. Искусственное повышение статистики при помощи установления более высокого уровня минимальной заработной платы не имеет ничего общего с реальным ростом доходов. Подобные мероприятия наоборот увеличивают налоговое давление на бизнес, что в итоге приводит к его закрытию и тенизации.

Увеличение минималки с 1600 грн до 3200 грн сопровождалось одномоментным закрытием 120 тыс. частных предпринимателей. В декабре 2017 года, в преддверии очередного повышения минималки с 3200 грн до 3723 грн, бизнес продолжил проверенный метод реагирования на увеличение налогообложения заработных плат, – сокращение штата, закрытие, увольнения. Всего за 1 месяц служба занятости пополнилась 45 000 безработными – это при том, что на протяжении всего года, из месяца в месяц, наблюдалось сокращение их числа.

Как бы правительство не старалось, бизнес не хочет принимать навязываемые правила игры: ожидаемого выхода из тени не происходит – наоборот предприниматели все глубже уходят в тень или закрывается вовсе. Насильственные попытки загнать «бизнес в стойло» путём увеличения минималки только усугубляют ситуацию и приводят к сокращению численности штатных работников:
2013 – 9 720 тыс. чел.
2014 – 8 959 тыс. чел.
2015 – 8 065 тыс. чел.
2016 – 7 868 тыс. чел.
2017 – 7 630 тыс. чел.

Даже если не брать во внимание 2013 год, когда Украина была с Крымом и Донбассом, с 2014 по 2017 гг. среднесписочное количество штатных работников сократилось на 1 млн 329 тыс. человек, причём, негативная динамика наблюдается на протяжении всего периода. Платить налоги в Украине не модно, и этот тренд задает сам Президент, уходя от налогообложения при помощи офшоров. Глядя на него и на декларации всей верхушки, тот, кто, возможно, и хотел платить налоги, теряет такое желание.


МВФ назвал условия возобновления финансирования Украины

Закон об Антикоррупционном суде и приведение цен на газ к рыночному уровню являются основным условиями завершения четвертого пересмотра программы расширенного финансирования Международного валютного фонда для Украины и выделения нового транша. Об этом сообщил глава представительства МВФ в Украине Йоста Люнгман, пишет Интерфакс-Украина.

По его словам, цель внедрения рыночных цен на газовом рынке – избежать искусственной сегментации рынка отдельно для домохозяйства и отдельно для промышленности. «Есть определенные условия, их надо выполнить. Это достижимые показатели: надеемся на скорое их выполнение», – сказал Люнгман. Среди других задач он выделил удержание инфляции, позитивно оценив повышение учетной ставки Нацбанком, сохранение политики гибкого обменного курса для поддержания конкурентоспособности украинской экономики.

Глава представительства отметил, что международные резервы Украины выросли на $ 6,5 млрд – до $19 млрд, но необходимо наращивать их и далее – до $ 30 млрд, чтобы обеспечить защиту от внешних шоков. Он также призвал в политике повышения зарплат ориентироваться на рост продуктивности труда, так как чрезмерное увеличение зарплат повредит стабильному росту.
Принятие президентского законопроекта об Антикоррупционном суде (АКС) в его нынешней редакции было раскритиковано МВФ. Наибольшие претензии Фонда связаны с вопросом отбора судей: он требует, чтобы представители международных доноров Украины имели право блокировать назначение недобропорядочных судей.

Как понимать?

Порошенко, скорее всего, готов на удовлетворение требований МВФ – соответствующие изменения будут учтены ко второму чтению Закона в ВР. МВФ очень заинтересован в принятии данного Закона. Так, юрисдикция антикоррупционного суда должна отвечать подследственности НАБУ и САП, которые сотрудничают с американскими спецслужбами, что дает контроль над коррупционными потоками.

Общий долг Украины перед МВФ по состоянию на 31.11.2017 составлял $ 14,33 млрд, или 30,2 % от общего внешнего долга.
Долговые выплаты Украины в течение 2018 года составят $ 11 млрд. В случае невыплаты страну ожидает суверенный дефолт (банкротство государства, приводящее к неплатежеспособности по внешним и внутренним долговым обязательствам). Как результат, государство будет «отрезано» от внешнего капитала в условиях экономического спада, а держатели украинских обязательств начнут международные судебные процессы с целью возмещения инвестиций. Набранные за три года кредиты от МВФ не пошли на развитие национальной экономики, а были направлены на пополнение ЗВР и выплату процентов по кредитам. На конец 2017 года ЗВР составляли $ 18,8 млрд ($ 15,5 млрд – иностранная валюта, $ 2,3 млрд – специальные права заимствования, $ 1 млрд – золото); т. е. математически на выплату долга в этом году ЗВР хватит. Получение очередного транша в $ 1,9 млрд, за который так ратует Порошенко, необходимо для сбалансирования ЗВР и выплаты по долгам.

Никакого влияния на макроэкономические показатели при правительстве Порошенко-Яценюк-Гройсман полученные кредиты МВФ не имели. Один из вариантов выхода из сложившейся ситуации – реструктуризация долгов либо объявление технического дефолта.


Минфин планирует одолжить свыше 230 млрд грн

Министерство финансов Украины планирует в текущем году разместить долговые инструменты на почти на 232 млрд грн, в том числе на внешних рынках – на 108,2 млрд грн, или 46,6%. Об этом говорится в утвержденной ведомством 31 января и опубликованной в четверг Программе управления госдолгом на 2018 год.

«По прогнозным расчетам, наибольший удельный вес будут иметь долгосрочные инструменты – 55,1%, среднесрочные инструменты будут составлять 31,9%, краткосрочные инструменты – 12,9%», – говорится в сообщении.

В Минфине добавили, что в специальный фонд предполагается привлечь средства от международных финансовых организаций на финансирование проектов развития экономики и бюджетной сферы на сумму 17 млрд гривен.

Как понимать?

В ноябре 2017 года прямой государственный и гарантированный государством долг Украины увеличился на 0,05%, или на $ 0,04 млрд, – до $ 76,33 млрд. В условиях падения экономики и нестабильной политической ситуации, частные иностранные инвесторы не готовы вкладывать свои деньги в экономику Украины из-за высоких дефолтных рисков.

Так, по состоянию на 30.11.2017 совокупный госдолг Украины составил $ 76,33 млрд (2,046 трлн грн, или 72% от планируемого номинального ВВП на 2017 год). Согласно принятому закону про госбюджет на 2018 год, граничный размер совокупного госдолга определен на уровне 2 746,8 (госдолг – 1 999,3 млрд грн, гарантированный – 747,5 млрд грн). Прогнозный размер номинального ВВП на 2018 год составляет 3 332,3 млрд грн. Поэтому максимальное соотношение госдолга к ВВП может составить 82,4%.

Повышение граничного размера госдолга связанно с тем, что по внешним займам Украина должна выплатить в 2018 году $ 11 млрд (выплаты по прямому и гарантированному долгу), что будет создавать огромный спрос на валюту на внутреннем рынке, особенно в случае возможных трудностей по дальнейшей реструктуризации долгов.

Кроме того, Кабмин в ноябре 2017 утвердил репрофайлинг облигаций внутреннего государственного займа в портфеле НБУ на общую сумму 219,6 млрд грн, предусматривающий их обмен на два вида облигаций: долгосрочные на 74,4 млрд грн и долгосрочные инфляционные на 117,5 млрд грн. Данная внутренняя реструктуризация предполагает не уменьшение суммы, а отложение сроков погашения (репрофайлинг), что приведет к сокращению перечислений прибыли НБУ в госбюджет и увеличению обслуживанию долга на будущие периоды. Так как репрофайлинг ОВГЗ предусматривает перевыпуск новых ОВГЗ с привязкой к уровню инфляции, это вынуждает правительство искать дополнительные источники финансирования бюджета.
Ранее Минфин размещал еврооблигации с сроками погашения от 10 до 15 лет и купоном 7,75%, что является довольно высоким показателем.

Поэтому правительству остается только надеяться, что уровень доходности по облигациям будет более интересным для инвестора, чем рискованность данных бумаг. Кроме того, высокая ставка купона будет увеличивать долговую нагрузку в будущих периодах, усиливая дефолтные риски.


МВФ советует не повышать просто так зарплаты

В украинской власти большой соблазн быстро увеличить зарплату, но это, в итоге, негативно скажется на росте экономики. Об этом, 1 февраля, в ходе пресс-конференции сообщил постоянный представитель МВФ в Украине Йоста Люнгман. По его словам, Международный валютный фонд выступает за увеличение зарплат украинцем только в соответствии с ростом производительности труда, поскольку более высокие темпы скажутся отрицательно на росте экономики.

Люнгман отметил, что правительству необходимо справляться с фискальными вызовами для сохранения роста экономики.
«Мы за то, чтобы Украинская увеличивали зарплаты, но это должно сопровождаться увеличением производительности труда», – сказал он. Представитель МВФ также заявил, что украинская власть должна контролировать увеличение зарплат.
«Есть соблазн очень быстро увеличить зарплату, но это будет плохо отражаться на росте экономики», – добавил он.

Как понимать?

Правительство постоянно рапортует о росте экономики, очередных успехах и рекордах, о росте зарплат и пенсий. При этом все больше и больше людей находится за чертой бедности. С 1-го января 2018-го минимальна з/п выросла почти на 500 грн и уже составляет 3723 гривен. Дальнейшее повышение минимальной з/п рассматривается КМУ на основе мониторинга выполнения Государственного бюджета Украины по итогам первого квартала 2018, с определением её на уровне 4200 грн.

Сегодня правительство находится между двумя огнями. С одной стороны, нужно подымать минимальную з/п, потому что за последние 4 года население обеднело в 4-5 раз. С другой стороны, правительство находится на крючке в МВФ, так как макроэкономические показатели страны не дают реальных посылов для возрождения нашей экономики приходится клянчить заёмные средства.

Все указанное выше – результат экономической политики, которую неэффективно проводит правительство на протяжение последних лет. Увеличение минималки с 1600 до 3200 гривен сопровождалось одномоментным закрытием 120 тыс. частных предпринимателей. Всего за первый месяц 2017 года служба занятости пополнилась 45 000 безработными, и это при том, что на протяжении всего года наблюдалось сокращение их числа.

Как бы правительство не старалось, бизнес не хочет принимать навязываемые правила игры: ожидаемого выхода из тени не происходит, а бизнес наоборот все глубже и глубже уходит в тень или вовсе закрывается. Если механизмом увеличения заработных плат в нашей стране станет печатный станок и в хозяйственный оборот выбросят необеспеченную ничем (ни валовым продуктом, ни заемными деньгами) гривну, мы столкнемся с серьезным последующим обесценением национальной валюты и ростом цен. Поэтому поднятие заработной платы за счет инфляционных процессов грозит резким скачком доллара. Сегодняшний курс 28 грн за доллар удерживается искусственно, и, с учетом подобных новаций правительства, будет хорошо, если доллар не взлетит выше 33-35 грн к концу года.

В любом случае заработные платы вырастут лишь номинально, а не реально. Покупательная способность даже увеличенной заработной платы рискует быть ниже покупательной способности сегодняшней.