Дайджест 29/10-4/11/2018

Военные рассказали, куда пойдут деньги из госбюджета

Министерству обороны в 2019 году, согласно проекту госбюджета, будет выделено 101,4 млрд грн, что составляет 2,57 % ВВП. Об этом сообщает «Укринформ» со ссылкой на ответ министерства. Согласно сообщению, 100,1 млрд грн будет составлять общий фонд, 1,3 млрд грн – специальный.

«Расходы 101,4 млрд грн, по сравнению с 2018 годом (86,6 млрд грн), увеличены на 14,8 млрд грн или на 17 %», – говорится в письме Минобороны. Кроме того, как отмечается, в проекте госбюджета на следующий год для сохранения кадрового потенциала армии учтены нормы по повышению размера денежного обеспечения военнослужащих.

Среди приоритетов финансирования в 2019 году – увеличение размеров денежного обеспечения военнослужащих, оснащение войск современными образцами вооружения и военной техники, материально-техническое обеспечение войск, прежде всего операции Объединенных сил.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Анализ законопроекта о госбюджете Украины на 2019 год показал, что действительно в следующем году Минобороны предусмотрено выделить 101,4 млрд грн (на 17 % больше в сравнении с бюджетом министерства в текущем году). При этом увеличение расходов наблюдается только по двум статьям – «Руководство и военное управление ВСУ», «Обеспечение деятельности ВСУ» – на 157,7 млн грн (31,5 %) и на 16,6 млрд грн (26,5 %) соответственно. Расходы на закупку, модернизацию и ремонт военной техники, на строительство жилья для военнослужащих правительство предлагает оставить практически на уровне текущего года – 17 млрд грн и 840 млн грн соответственно. Кроме этого, в бюджете на следующий год отсутствует такая статья, как «Расходы для Минобороны на реализацию мероприятий по повышению обороноспособности и безопасности государства», предусматривающая в 2018-м на эту цель 2,7 млрд грн, из которых по состоянию на сентябрь было выделено только 323 млн грн.

Таким образом, военный бюджет следующего года имеет большую направленность не на увеличение расходов с целью обновления устаревшей техники и вооружения, их модернизации, не на мероприятия по повышению общей обороноспособности государства, а на так называемое «проедание» (денежное обеспечение, коммунальные расходы и т. д.), при этом руководство министерства и командование ВСУ предусмотрели себе наибольшее среди всех статей расходов повышение. Учитывая закладываемый правительством уровень инфляции на 2019 год (8 %), а в реальности – все 15 %, то фактически бюджет Минобороны на следующий год предусматривает увеличение расходов на уровне 2–4 %, не более.

В то же время, на содержание МВД в проекте бюджета на 2019 год предусмотрено выделить 82,3 млрд грн, что на 25 % больше, чем было в бюджете–2018. При этом расходы на содержание аппарата МВД должны вырасти с 7,1 млрд грн до 11,7 млрд (на 65 %), на руководство министерства – на 107,3 млн грн (на 31 %).

Данная ситуация с будущем финансированием двух ведомств отечественного сектора безопасности и обороны четко демонстрирует направленность действующей власти в Украине на поддержку именно силового блока, который должен будет обеспечить ей уверенность в защищенности и неприкосновенности в следующем году.

«Нафтогаз» будет ликвидирован – Гройсман

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что компания «Нафтогаз» должна быть ликвидирована, поскольку этого требует европейское законодательство. Об этом он рассказал в интервью «Укринформ». Он также отметил, что сейчас это невозможно, поскольку тогда Украина потеряет возможность получить $ 2,6 млрд долга с российского «Газпрома».

«В любом случае разъединение “Нафтогаза” неизбежно: это предусматривает европейское законодательство – добыча газа с одной стороны, а транспортировки и хранения – с другой. Таково требование Европейского Союза, и если мы хотим стать единой частью энергетического сообщества, энергетической системы, должны пойти на этот шаг», – заявил Гройсман. По его словам, это произойдет тогда, когда специалисты и эксперты независимого наблюдательного совета предложат успешную модель этой реорганизации.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Во-первых, Гройсман не назвал четких сроков ликвидации «Нафтогаза», а заявил, что произойдет это тогда, «когда специалисты и эксперты независимого наблюдательного совета предложат успешную модель этой реорганизации».
Такая размытая формулировка сроков может подразумевать год, два или даже десять.

Во-вторых, речь идет не о ликвидации, а о реорганизации, т. е., вместо одного «Нафтогаза» появится несколько компаний по направлениям: «Нафтогаз–тепло», «Нафтогаз– трейдинг» и т. д., но население от такого деления ничего не выиграет.

В-третьих, от реорганизации или даже полной ликвидации НАКа, без структурных изменений тарифной и социальной политики правительства, тарифы для населения, конечно, не уменьшатся. Стоимость «голубого топлива» для населения (и, как следствие, тарифы на тепло и горячую воду), сегодня зависит не от «Нафтогаза», а от цены на газ на немецкой бирже и политики Кабмина.

Поскольку правительство упрямо продолжает рассчитывать тарифы для населения не от объёмов и себестоимости внутренней добычи, а от импортного паритета (биржевых цен), тарифы будут и дальше повышаться. С 1 ноября 2018 года цена на газ для населения составит 8550 грн, с 1 мая 2019 года – 9851 грн, а с 1 января 2020 года – 12300 грн, но это при стабильном курсе гривны, а если национальная валюта будет девальвировать и дальше, –соответственно, и цены будут значительно выше.

Доходы населения Украины не привязаны ни к биржевым котировкам, ни к курсу валют – они существенно отстают от роста тарифов на ЖК-услуги, но правительство, к сожалению, не обращает внимания на «такой пустяк», как покупательская способность людей и их финансовая возможность оплачивать неподъёмные тарифы.

Поскольку действующее правительство не способно реализовать реформы, способствующие существенному росту доходов населения, обеспечить надлежащую социальную защиту, оно не имеет ни морального, ни юридического права повышать тарифы, а люди имеют полное право всеми возможными законными способами противостоять такой антисоциальной политике.


Госбюджет в Украине за 9 мес. 2018 года сведен с дефицитом в 7 млрд грн

Дефицит государственного бюджета Украины в январе-сентябре 2018 года составил 7,3 млрд грн, сообщила Государственная казначейская служба Украины (ГКСУ). Согласно ее данным, дефицит общего фонда за указанный период составил 11,3 млрд грн, тогда как бюджет спецфонда сведен с профицитом 4 млрд грн.

Как указывает ГКСУ, заимствования за девять месяцев текущего года составили 141,1 млрд грн при запланированных 226,4 мрд грн, погашения – 152,6 млрд грн при плане – 175,7 млрд грн. Поступления от приватизации составили 77,3 млн грн при запланированных 21,3 млрд грн. Доходы госбюджета-2018 запланированы в размере 917,9 млрд грн, расходы – на уровне 991,7 млрд грн, предельный объем дефицита – 80,6 млрд грн, или 2,4% ВВП.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Озвученная СМИ информация о том, что размер бюджетного дефицита за 9 месяцев составил 7,3 млрд грн – является некорректной. Утвержденный бюджетный дефицит (сумма, на которую расходная часть бюджета превышает доходную) на конец года установлен на уровне 80,6 млрд грн (2,5 % от прогнозного ВВП). Данную сумму правительство может привлекать за счет дополнительных источников финансирования (заемные средства, приватизация), чтобы профинансировать все запланированные бюджетные расходы.

По данным Казначейства, правительство пока смогло обеспечить финансирование бюджетного дефицита лишь на 7,3 млрд грн из 80,6 млрд грн, что составляет 9 % от необходимого финансирования. Так, за 9 месяцев в бюджет было привлечено 141 млрд грн (в основном за счет увеличения внутреннего долга), погашено – 152 млрд грн, а за счет изменения объёмов бюджетных назначений (сокращение объёмов бюджетных программ) удалось дополнительно привлечь 18,3 млрд грн. В результате, бюджетный дефицит по итогам 9-ти месяцев профинансирован на 7,3 млрд грн.

Между тем, невыполнение доходной части бюджета за 9 месяцев составило 18,8 млрд грн, или -3 % от плановых показателей, что вызвано несоответствием прогнозов Минфина реальной макроэкономической ситуации. Невыполнение доходной части бюджета влияет на увеличение бюджетного дефицита, соответственно надо искать дополнительные источники финансирования.

Поэтому фактический бюджетный дефицит по итогам 3-х кварталов 2018 года достиг 95,9 млрд грн, из которых профинансировано 7,3 млрд грн. Низкий уровень финансирования бюджетного дефицита влияет на задержки финансирования бюджетных программ.

Основные факторы, которые повлияли на формирование бюджетного дефицита:
– 18,8 млрд грн – невыполнение плана по доходной части;
– 66,5 млрд грн – невыполнение плана по финансированию дефицита по займам;
– 10,6 млрд грн – невыполнение плана по финансированию дефицита по поступлениям от приватизации.

Понимая, что ситуация с финансированием бюджетных расходов становится критической, власть решила получить заёмные средства на любых условиях. КМУ повысил цены на газ для населения, вследствие чего МВФ заявил о возможном предоставлении под конец года транша на сумму $ 1,9 млрд в рамках новой программы Stand-by. Даже если предположить, что Украина получит его в указанный срок, эти деньги все равно пойдут в международные резервы и не могут быть использованы для финансирования бюджетного дефицита.

После данных событий Минфин привлек средства за счет размещения евробондов на $ 2 млрд под 9–9,75 % годовых, что является самым дорогим размещением в истории, и на 0,3–0,4 % выше, чем доходность по существующим бумагам с подобным сроком погашения на рынке.

Согласно бюджету на 2018 год, внешние заимствования должны составить 108,2 млрд грн. С учетом денег, привлеченных Минфином, невыполнение плана по внешним займам под конец года может составить 27 млрд грн. Кроме того, провал приватизации существенно ухудшит ситуацию с финансированием бюджетного дефицита. На этот год поступления от продажи украинских активов были предусмотрены на уровне 21,3 млрд грн. В основном это те объекты, которые так и не были проданы в прошлом году. Согласно плану, за III квартала 2018-го поступления от продажи должны были составить 10,7 млрд грн, а по факту поступило всего 75,2 млн грн (0,7 % от плана). Политические и внутриэкономические риски в Украине слишком велики, чтобы вызвать заинтересованность у инвесторов. Представители власти изначально понимали, что большой приватизации не будет, но использовали данный механизм, дабы продемонстрировать населению, что в бюджете «развития» все расходы будут профинансированы.

С большой долей вероятности можно предположить, что плановые поступления от приватизации на IV квартал в сумме 10,6 млрд грн также будут не выполнены, вследствие чего следует ожидать отсутствие дополнительного финансирования бюджетного дефицита под конец года, что может вызвать остановку финансирования отдельных бюджетных программ.

Согласно вышеописанным прогнозам, на конец года реальный не профинансированный бюджетный дефицит может достичь 76 млрд грн (27 млрд грн – невыполнение плана по внешним заимствованиям, 21 млрд грн – невыполнение приватизации, 28 млрд грн – 3 % невыполнение плана по доходам), что приведет к остановке финансирования бюджетных программ в преддверии выборов. Чтобы не допустить такую ситуацию, правительство может использовать прямую эмиссию, что вызовет деструктивные экономические последствия в ближайшем будущем.


Средняя зарплата за год увеличилась на четверть

В сентябре средняя номинальная заработная плата в Украине достигла 9 042 грн, что на 0,7 % больше, чем в августе, и на 23 % – чем в сентябре прошлого года. Об этом в понедельник, 29 октября, сообщила Государственная служба статистики. «Средняя номинальная заработная плата штатного работника предприятий, учреждений и организаций в сентябре 2018 года составила 9042 грн, что в 2,4 раза выше уровня минимальной заработной платы (3723 грн). Темп роста средней номинальной заработной платы по сравнению с августом составил 100,7 %, а по сравнению с сентябрем 2017 года – 123,0 %», – сообщили в Госстате.

Кроме того, в ведомстве отметили, что индекс реальной заработной платы в сентябре 2018 года по сравнению с августом составил 98,8 %, а относительно сентября 2017 года – 112,9 %. При этом в ведомстве уточнили, что номинальная заработная плата включает тарифные ставки (должностные оклады), премии, доплаты, надбавки, оплату за неотработанное время, а также обязательные отчисления: налог на доходы физических лиц, военный сбор. Реальная же заработная плата характеризует покупательную способность номинальной заработной платы под влиянием изменений потребительских цен на товары и услуги и уровня налогов и обязательных платежей.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Все заявления властей о росте доходов населения являются статистической манипуляцией, не имеющей ничего общего с реальной жизнью. Рост или падение зарплат может быть абсолютным и относительным – правительство всегда пользуется относительными показателями, поскольку абсолютного увеличения нет, а продемонстрировать успехи, пусть и «фейковые», уж очень хочется.

Стремясь к власти в 2014 году, Порошенко и его команда обещали, что жизнь людей в Украине станет лучше, а доходы – выше. Однако на деле нынешние руководители не смогли удержать уровень жизни населения даже на старом «домайдановском» уровне, не говоря уже о его повышении.

В конце 2013 года средняя заработная плата в Украине была равна $ 453 (3619 грн при курсе 7,99 грн за 1 $), сегодня – $ 320 (9042 грн при курсе 28,2 грн за 1 $). За 4,5 года руководства страной «новой власти» не только не удалось повысить доходы населения выше уровня 2013 года, но даже приблизиться к этому показателю.

Госстат заявляет об увеличении номинальной зарплаты на 23 %, а реальной – на 12,9 %, но и это не более, чем статистическая манипуляция, поскольку рост цен за этот период (по информации того же Госстата) превышает такую же динамику по заработным платам, т. е., фактическая покупательская способность украинцев за год не выросла, а, наоборот, упала.
Только за последний год стоимость социальных товаров и услуг увеличилась:
 хлеба – на 18–20 %;
 круп – на 20–103 %;
 мяса – на 10–18 %;
 колбасы – на 17 %;
 яиц – на 56 %;
 сала – на 36 %;
 свеклы – на 33 %;
 моркови – на 87 %;
 табачных изделий – на 25 %;
 бензина – на 19 %;
 дизтоплива – на 23 %;
 автогаза – на 27 %;
 проезда в городском транспорте – на 30 %.

Поэтому статистически доход якобы вырос, но приобрести за него можно существенно меньше, чем годом ранее. Кроме того, сама методика расчета средней заработной платы не позволяет отобразить реальной картины происходящего в Украине: она рассчитывается, исходя из доходов лишь 18 % населения страны.

Статистическое распределение работающих людей в Украине и их доходов выглядит так:
– из 42,2 млн населения Украины занято всего 16,28 млн (38,6 %); остальные – это пенсионеры, дети и безработные;
– из 16,28 млн занятых украинцев только 7,64 млн (47 %) штатных работников, которые регулярно получают з/п, остальные 8,64 млн –самозанятые (работают в собственном огороде, занимаются предпринимательством, подрабатывают от случая к случаю), что не подразумевает получения постоянного стабильного заработка;
– из 7,64 млн штатных работников, по которым рассчитывается средняя з/п в Украине, 73 % (5,6 млн человек) зарабатывает в месяц менее 8 000 грн чистыми, и всего 27 % (2 млн человек) – более 8000 грн.

Как видим, только у 18 % (7,64 млн человек) населения Украины – постоянная стабильная заработная плата (это даже не каждый 5-й), а стабильная з/п, превышающая 8000 грн чистыми, – лишь у 2 млн человек, или у 5 % населения страны (каждый 20-й). Большинство же работающих людей в Украине имеют доход, практически не совместимый с жизнью, и во многих странах безработным выплачивается ежемесячное пособие, в разы превышающее средний доход работающего украинца.


Долги по зарплатам приближаются к трем миллиардам

Общая сумма задолженности по выплате заработной платы в Украине в сентябре 2018 увеличилась на 6,5 % и на 1 сентября 2018 составила 2,889 млрд грн, сообщила Государственная служба статистики (Госстат) в понедельник. По её данным, в сентябре сумма задолженности по зарплате экономически активных предприятий увеличилась на 11,9 % и на 1 сентября текущего года составила 1,702 млрд грн.

Как сообщает статведомство, увеличение задолженности по заработной плате в прошлом месяце зафиксировано в Хмельницкой (на 64,5 %), Кировоградской (на 43,7 %), Волынской (на 34,9%), Тернопольской (на 33,3 %), Херсонской (на 27,8 %), Закарпатской (на 25,3%) областях, Киеве (на 16,3 %), а также в Донецкой (на 12,9 %), Луганской (на 7,2 %), Черниговской (на 6,1 %), Киевской (на 5,7 %), Ивано-Франковской (на 4,3 %), Одесской (на 4,2 %), Сумской (на 3,6 %), Черновицкой (на 2 6 %), Николаевской (на 2,2 %), Львовской и Харьковской (на 2 %), Полтавской и Днепропетровской (на 1,6 %) областях.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

За период 2014–2018 гг. задолженность по выплате зарплаты увеличилась больше, чем в 3,5 раза (с 808,2 млн грн по состоянию на 01.01.2014 г. до 2,9 млрд грн на 01.10.2018 г.).
 01.2014 г. – 808,2 млн грн;
 01.2015 г. – 1,32 млрд грн;
 01.2016 г. – 1,9 млрд грн;
 10.2017 г. – 2,5 млрд грн;
 10.2018 г. – 2,9 млрд грн.

Количество экономически активного населения в Украине уменьшилось на 3,07 млн человек; штатных работников – на 2,38 млн; занятого населения – на 3,28 млн; пенсионеров – на 2,5 млн. Сумма задолженности по зарплате экономически активных предприятий увеличилась в 4 раза (с 438,3 млн грн по состоянию на 01.01.2014 г. до 1,7 млрд на 01.10.2018 г.).
 01.2014 г. – 438,3 млн грн;
 01.2015 г. – 958 млн грн;
 01.2016 г. – 1,3 млрд грн;
 10.2017 г. – 1,34 млрд грн;
 10.2018 г. – 1,7 млрд грн.

За период 2013–2017 гг. значительно сократились сети объектов розничной торговли (на 20 тыс.), количество крупных предприятий (на 260 ед.), средних предприятий (на 3,9 тыс.), малых предприятий (на 50,8 тыс.). Недавно в министерстве социальной политики инициировали законопроект, который якобы защищает права работников в ситуациях задолженности выплат зарплаты по вине работодателя.

Указанным законопроектом предусматривается введение усиления защиты прав работников в случае нарушения сроков выплаты зарплаты, в частности:
– обязательство работодателя оплатить работнику пеню в размере учетной ставки Национального банка Украины (18 % на октябрь 2018) за каждый день задержки более 15 дней;
– предоставление права работнику временно прекратить выполнение работы в случае задержки выплаты заработной платы, причитающейся работнику, более 15 дней;
– выплата работнику компенсации в размере трех среднемесячных заработных плат (за последние 12 месяцев) в случае возбуждения дела о банкротстве работодателя или прекращения трудового договора при увольнении работника до возбуждения указанного дела.

Любое действие по сокращению выплат заработных плат является положительным, но почему этих инициатив не было ещё в 2014 году? И только по завершению каденции нынешней власти, на фоне очередных выборов, профильные министерства «беспокоятся» об усилении защиты прав работников. При этом не факт, что данный законопроект заработает, поскольку проект закона находится только на согласовании в органах исполнительной власти и сторон социального диалога. Скорее всего, данная инициатива будет просто задекларирована в предвыборной программе нынешней власти на очередных президентских и парламентских выборах.


Доля неработающих кредитов в украинских банках – 54,31 %

Объём неработающих кредитов на начало октября вырос до 663 млрд грн с 655,9 млрд грн на начало сентября.
Доля неработающих кредитов в банковской системе Украины на 1 января 2018 года составляла 54,2 %, а их объём – 595 млрд грн. Об этом свидетельствуют данные на сайте Национального банка Украины относительно неработающих кредитов, по которым зафиксирован дефолт, – просрочка платежа по активу свыше 90 дней (30 для банков-должников) или низкая вероятность своевременного погашения долга без взимания обеспечения.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Украина остается страной с наибольшей долей проблемных кредитов в структуре активов банковской системы. По состоянию на 01.10.2018 кредитный портфель украинских банков составлял 1,14 трлн грн (экв. долл. – $ 41 млрд; 2013 – $ 113,7 млрд). При этом в корпоративном портфеле банков объём необслуженных кредитов – 662,9 млрд грн, или 54,31 % (по состоянию на 01.2014 – 18 %).

По данным НБУ, доля неработающих кредитов в госбанках составляет 71,12 % (значительная часть приходится на «Приватбанк»), в банках с иностранным капиталом – 41 %, с частным капиталом – 24 %, при этом доля неработающих кредитов в гривне на 1 сентября достигла 50,6 %, в иностранной валюте – 63 %.

Главная составляющая в структуре кредитного портфеля госбанков – корпоративная задолженность: на нее приходится до 70 %. Основные должники – крупные холдинговые компании; причём, эти долги нельзя продать, пока нет эффективного и прозрачного механизма реализации. Качество кредитов ухудшается; частично их удается реструктурировать, но об успешности таких операций можно будет говорить не раньше, чем через три года, и то если платежи будут осуществляться вовремя.

Следует отметить, что кризис 2014–2017 гг. привел к наибольшему сокращению уставного капитала именно в банках с украинским частным капитала, что повлекло ликвидацию 86 банковских учреждений. Кроме того, и другие банки потеряли бо’льшую часть уставного капитала, являющегося одним из главных показателей надлежащего уровня защищенности финучреждений от непредсказуемых рисков и сопровождающих их убытков.

Повышение учетной ставки НБУ до 18 % привело к увеличению доходности по ОВГЗ как основного инструмента получения доходов банка вместо кредитования бизнеса. Такими действиями регулятор пытается мобилизовать дополнительные доходы в бюджет и уменьшить ликвидность на рынке, дабы незначительно успокоить инфляцию. Однако в будущем это негативно повлияет на деловую активность бизнеса, поскольку увеличивается стоимость заёмных ресурсов.

Высокий уровень проблемных кредитов в банковском секторе свидетельствует о высоких рисках новой волны банковского кризиса.


«Дешевый газ» обходился украинцам в 114 млрд в год – Рева

Предоставление субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг – более эффективный механизм государственной поддержки, чем административное регулирование цен на энергоносители.

«2014-го, до расширения программы жилищных субсидий и со снижением цены ниже рыночной, госбюджет компенсировал потери Нафтогаза в объеме 114 миллиардов гривен в год. Все получали вроде бы дешевый газ. Позже заплатили его настоящую цену, но через бюджет. В этом году на субсидии расходуется около 50 миллиардов гривен. Это вдвое меньше, чем когда дотировали Нафтогаз», – заявил министр социальной политики Андрей Рева, сообщили в Минсоцполитики.

Средства из субсидии попадают к тем, у кого низкие доходы. Дотирование цены на газ снижало цену даже для тех, кто имел все возможности самостоятельно оплачивать счета.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Любое снижение цены ниже рыночной требует дальнейшего финансирования разницы из государственного бюджета, то есть, за счет средств налогоплательщиков. Рева не сказал ничего нового – лишь повторил заезженные лозунги, которые все слышали в 2015–2016 гг. при прошлых повышениях цен на газ для населения, да и не мог «политрук» сказать что-то по теме газа, к которой он не имеет никакого отношения.

Заявление министра – ложь и манипуляция с первого и до последнего слова. Начнем со 114 млрд грн, в которые, по его словам, «дешевый газ» обходился украинцам в 2014 году.
В 2013 году, когда Украина была ещё с Крымом и Донбассом, население и ТКЭ потребляли 22,8 млрд м3.
В 2014 году, несмотря на потерю автономной республики и части востока (а значит, и несколько миллионов потребителей), новая власть продолжила практику приписывания населению «лишних» объёмов газа, из-за чего последний остался практически неизменным и составил 22,5 млрд м3. По этому поводу «Публичный аудит» подавал официальные заявления в правоохранительные органы о привлечении Яценюка к уголовной ответственности, со всеми расчетами и документальными доказательствами.

Из-за завышенных норм потребления газа, «якутских» норм на отопление, отсутствия учета, приписок и воровства, власть создавала видимость, что добываемого украинского газа населению не хватает и «Нафтогаз» для покрытия дефицита закупает импортный газ, за что требует дотаций из бюджета.

Сегодня Украина находится в том же составе, что в 2014 году, после аннексии Крыма и потери контроля над частью Донбасса, разве что добавились переселенцы. После того, как под нажимом общественных организаций, оппозиционных сил и простых людей нормативы были пересмотрены, появился пусть и не 100 %, но все же учет, а объёмы хищений существенно сократились, мы увидели реальные данные о потреблении газа населением Украины. В 2017 году на население и ТКЭ расходуется уже 15,8 млрд м3 (11,2 млрд м3 – население и 4,6 млрд м3 –предприятия ТКЭ), а не 22,5 млрд м3, как в 2014 году. На закупку этих виртуальных 6,7 млрд м3 газа, которые якобы потреблялись населением, а фактически приписывались и разворовывались, «Нафтогаз» и получал ежегодные дотации из бюджета. Поэтому 114 млрд грн, о которых говорил Рева, – это цена «не дешевого газа», а приписок, воровства и хищений.

Относительно того, что субсидии и дорогой газ – это хорошо, а 50 млрд грн – гораздо меньше, чем 114 млрд, следует сказать следующее. Это цифры из абсолютно разных плоскостей, поэтому сравнивать их нельзя: 114 – это цена коррупции, а 50 – расходы на субсидии.

Причём, 50 млрд грн – это далеко не реальная потребность населения Украины; данные средства получает лишь та часть украинцев, которую может себе позволить «потянуть» правительство, исходя из текущего состояния экономики страны.
Средняя платежка за все ЖК-услуги в отопительный сезон (после повышения тарифов для небольшой квартиры в 50 м2) составит 3000–3200 грн. Исходя из 15 % дохода семьи, в субсидиях нуждаются все, чей месячный доход является ниже 20 000 грн – 21 333 грн (15% от 20 000 грн = 3000 грн, от 21 333 грн = 3200 грн). Согласно данным Госстата, средний доход домохозяйства в Украине (которое состоит в среднем из 2,58 человек) – 9165 грн, или 4344 грн на душу населения, что более чем в 2,2 раза ниже, чем нужно для получения субсидии.

При справедливом оказании социальной помощи в связи с ростом тарифов, субсидию имеют право получать практически все 100 % домохозяйств в Украине, поскольку они имеют низкие доходы, которые нарушают пропорцию – 15 % на ЖК-услуги.
На 16,3 млн украинских домохозяйств только в отопительный сезон (6 мес.) необходим бюджет в 140–150 млрд грн. При этом проект бюджета на 2019 год предусматривает выделение всего 55 млрд грн, или 1/3 часть от реальной потребности, в связи с чем украинцам следует ждать дальнейшего урезания социальной помощи на оплату коммуналки и массовых лишений субсидий, а Порошенко, Гройсман и Рева и дальше будут рассказывать, что высокие тарифы – это хорошо.


Платежный баланс Украины ушел в минус

За первые девять месяцев 2018 года платежный баланс Украины сведен с дефицитом $ 418 млн. Об этом в среду, 31 октября, сообщает пресс-служба Нацбанка. Отмечается, что за аналогичный период 2017 года платежный баланс имел $ 1,919 млрд профицита. В сентябре платежный баланс сведен с профицитом в $ 582 млн против $ 637 млн профицита годом ранее.

Отрицательное сальдо текущего счета составило $ 1,699 млрд в сентябре и $ 3,878 млрд – с начала года. Приток по финансовому счету составил $ 1,112 млрд в сентябре и $ 3,424 млрд– с начала года.

Напомним, в августе платежный баланс Украины был сведен с профицитом на уровне $ 27 млн, а в июле платежный баланс свели с дефицитом в $ 170 млн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Согласно данным НБУ, в сентябре 2018 года платежный баланс сведен с дефицитом на сумму $ 1,7 млрд (сентябрь 2017 – дефицит $ 668 млн). За девять месяцев 2018 дефицит текущего счета уже достиг $ 3,9 млрд (4,2 % ВВП), тогда как за соответствующий период 2017 – $ 1,5 млрд (1,9 % ВВП). Главным катализатором образования дефицита платежного баланса стали более высокие показатели роста импорта над экспортом.

Объёмы экспорта в сентябре были равны $ 3,3 млрд (сократились на 3,6 % в годовом измерении). Это было обусловлено: снижением стоимостных объёмов экспорта продовольственных товаров (на 9,8 % к предыдущему году); замедлением роста экспорта черных и цветных металлов (на 8,3 %); уменьшением экспорта железных руд (на 9,3 %). Импорт товаров в марте достиг $ 5,1 млрд, что на 17,3 % больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Прежде всего, показатели импорта выросли за счет продукции энергетического назначения (нефтепродукты, газ) – +25,9 % .

По данным НБУ, за период с января по сентябрь 2018 года дефицит внешней торговли составил $ 9 млрд, или 7,5 % прогнозного ВВП на конец года, что на 29 % больше, чем за аналогичный период 2017 года. По прогнозам КМУ, дефицит торгового баланса под конец года должен составить $ 7,7 млрд, но уже сейчас понятно, что реальные значения дефицита могут достичь критического показателя в $ 12 млрд (10 % ВВП), и это полностью нивелирует положительный эффект от переводов «заробитчан».

Чистый приток по финансовому счету в связи привлечением средств частным сектором – $ 1,1 млрд ($ 3,4 млрд с начала года).
Чистое поступление прямых иностранных инвестиций в марте уменьшилось на 43 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года – до $102 млн. С начала года чистый приток прямых инвестиций оценен в $ 1,5 млрд (28 % – переоформление долга в статутный капитал), что на 31,8 % меньше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Объём чистых международных резервов по итогам сентября – $ 6,2 млрд. В условиях прогнозируемого дефицита внешней торговли это может вызвать на валютном рынке в среднесрочной перспективе высокие девальвационные риски. Вместо развития внутренней экономики, накопленные средства вымываются из страны через увеличенное потребление импортных неконкурентоспособных товаров потребления (товары роскоши, энергоресурсы, технологические товары), что приводит к усилению девальвационных процессов, когда у внешних инвесторов нет интереса вкладывать деньги в экономику Украины.

Основные проблемы развития экономики – нехватка дешевого кредитования (из-за высокой учетной ставки); большая налоговая нагрузка, административное давление и неимение прозрачной судебной системы (коррупционные факторы); социально-политическая нестабильность в стране; военный конфликт на территории Донбасса; значительная степень износа основных фондов в производстве. Кроме того, данные факторы отталкивают внешних инвесторов вкладывать в Украину, превращая страну в поставщика дешевого сырья.

При этом нынешняя правящая верхушка, вместо оптимизации существующих экономических процессов, пытается выжать максимальный результат с нынешней экономической модели, чтобы удовлетворить свои раздутые потребности и сохранить власть.


В Украине растут долги за коммунальные услуги

Задолженность населения по оплате за жилищно-коммунальные услуги на конец сентября 2018 года составила 38,2 млрд грн, это на 5,9 млрд грн больше, чем на начало года. Об этом в среду, 31 октября, сообщает Государственная служба статистики Украины.

Так, на конец сентября 2018 года задолженность населения по уплате за поставки природного газа составила 16,8 млрд грн, за централизованное отопление и поставки горячей воды – 10 млрд грн, за содержание домов и сооружений, и придомовых территорий – 4 млрд грн, за централизованное снабжение холодной воды и водоотвод – 3 млрд грн, за вывоз бытовых отходов – 0,6 млрд грн, за поставки электрической энергии – 3,8 млрд грн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Непрерывно растущие долги населения за жилищно-коммунальные услуги свидетельствует о том, что установленные властью тарифы не соответствуют уровню доходов и являются непосильными для большинства украинцев. Миллионы наших сограждан из-за безответственной и неграмотной социально-тарифной политики власти из самодостаточных людей, самостоятельно оплачивающих свои счета, превратились в нищих, не способных погасить даже самые простые бытовые потребности семьи.
И это при том, что платежки с новыми повышенными тарифами ещё не приходили.

В этот отопительный сезон Украина входит с колоссальными долгами, основную массу которых составляют неплатежи за газ (16,8 млрд грн), отопление (10,0 млрд грн) и электроэнергию (3,8 млрд грн) – именно те услуги, тарифы на которые власть намерена снова повышать в текущем и следующем году.

На конец сентября 2017-го общий долг населения за ЖК-услуги составлял 26,8 млрд грн, а в сентябре 2018-го – уже 38,2 млрд грн (+11,4 млрд грн за год). Всего за 1 год долги населения возросли на 43 %, а с 2015 года – на 232% (с 11,5 млрд грн до 38,2 млрд грн). Такие катастрофические темпы для нормального правительства являются четким сигналом ошибочности социальной и тарифной политики.

Если 3-й год подряд ЖК-долги растут в геометрической прогрессии, значит, установленные властью тарифы не соответствуют уровню жизни в стране и доходам населения, а система социальной защиты населения является абсолютно не эффективной и не достаточной.

Несмотря на все негативные последствия от решений, принятых в тарифной и социальной политике, власть упорно продолжает двигаться по пути разорения украинских домохозяйств, повышая ЖК-тарифы, которые и без того непосильны для большинства населения. Ещё больше усугубляет ситуацию сужение и сокращение социальной защиты населения. В сентябре 2017 года субсидии получали 6,23 млн семей, но из-за множественных инноваций Кабмина (лишение субсидии за долги в 340 грн и выше, виртуальный доход безработным в три прожиточных минимума, пребывание заграницей, прописанные дети и родственники, авто моложе 5 лет и т. д.), в сентябре 2018 года их число сократилось до 2,62 млн семей. Благодаря «упорной и напряженной» работе Кабмину удалось за короткий отрезок времени, лишить субсидий 3,61 млн семей, или 9,31 млн человек. В связи с этим, а также очередным повышением тарифов численность должников предстоящей зимой существенно возрастет, как и общая сумма долгов, которые к концу года могут составить 55–60 млрд грн.

Далее начнутся вынужденные массовые отключения и остановка генерирующих предприятий, что нанесет колоссальный ущерб экономике и инфраструктуре страны. Все это будет сопровождаться естественным повышением градуса недовольства и агрессии населения, что в условиях военного конфликта может привести к необратимым последствиям для Украины в целом.


Украина на четверть сократила импорт газа

В первые девять месяцев 2018 года импорт природного газа в Украину составил чуть более 8-ми млрд м³, что на 24,3% меньше, чем за аналогичный период в прошлом году. Об этом в среду, 31 октября, сообщает пресс-служба Министерство энергетики и угольной промышленности Украины.

Отмечается, что за три квартала 2018 года также уменьшился транзит природного газа по территории Украины: он составил 65,446 млрд кубометров, что на 7% меньше, чем за этот же период 2017 года. Добыча природного газа в Украине за январь-сентябрь 2018 года, по данным Минэнерго, составила 15,5 млрд кубометров, что соответствует результатам января-сентября 2017 года.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

«Публичный аудит» неоднократно заявлял, что украинцам полностью хватает газа, добытого внутри страны, а при условии регулирования данной отрасли в интересах населения, потребности в импорте для данной категории потребителей вообще не будет.

Объем потребления населения и ТКЭ (15,8 млрд м³) полностью покрывается газом, добываемым в Украине (20,8 млрд м³). Импортный газ, по паритету с которым сегодня рассчитывают тариф для населения, необходим исключительно промышленным потребителям.

Объем потребления газа промышленностью, в связи с её 4-х летним развалом, существенно сократился. В 2014 году промышленность потребляла 15,70 млрд м³. В 2015 году объем потребления сократился до 12,10 млрд м³. В 2016 году до 11,20 млрд м³. В 2017 году объем промышленного потребления газа упал до рекордного минимума – 9,10 млрд м³. Суммарное сокращение потребления газа промышленностью за последние 4 года составило 42%.

Пропорционально сокращался и объем импорта газа. В 2014 году импортировано 19,47 млрд м³;
в 2015 году – 16,45 млрд м³;
в 2016 году – 11,08 млрд м³;
в 2017 году – 14,10 млрд м³.
Как видим, с 2014 по 2016 год объём импорта сократился на 43%.

В 2017 г. объём импорта увеличился по сравнению с 2016 г. на 27%, в связи с рекордными объемами транзита российского газа в Европу и возросшими по этой причине объёмами технологического потребления газа. Но за первые 9 месяцев 2018 года объём импорта газа Украиной снова сократился на 25%.

В сегодняшней ситуации, когда Украина с каждым годом сокращает объём импорта газа и наращивает его добычу, цены на газ для населения должны снижаться, а не повышаться. Также не должно быть привязки тарифов для населения к цене импорта.
На фоне всего этого решение власти по повышению тарифов выглядит ещё более абсурдным и необоснованным.


За два месяца средства в казне сократились вдвое

В октябре остаток средств на едином казначейском счете сократился на 31,5%, с 21,388 млрд до 14,645 млрд гривен. Об этом говорится в сообщении Государственной казначейской службы. Минимальный остаток средств на едином казначейском счете в 2018 году составлял по состоянию на 1 августа 1,995 млрд гривен, а максимальный – 27,085 млрд гривен (на 1 сентября).

За 2017 год остаток средств на едином казначейском счете сократился с 14,258 млрд гривен до 5,1 млрд гривен. Несколькими неделями ранее в Минфине заявляли, что средства единого казначейского счета страны резко сократились из-за того, что Минфин не смог взять займы.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По состоянию на 01.11.2018 остатки на едином казначейском счете составляли 14,6 млрд грн ($ 520 млн), а сокращение остатков по итогам сентября – 6,7 млрд грн (-31,5%). За аналогичный период предыдущего года остатки составляли 48,5 млрд грн ($ 1,9 млрд). Уменьшение средств на ЕКС свидетельствует о низком администрировании бюджетных доходов, что может повлиять на нехватку финансирования бюджетных программ.

По данным Казначейства, с начала года и по состоянию на 31.10.18 в государственный бюджет перечислено 747,4 млрд грн. Таким образом, доходная часть госбюджета не выполнена на 17,5 млрд грн, вследствие чего у государства возникают трудности с финансированием бюджетных расходов.

С учетом того, что НБУ уже перечислил всю прибыль (44,6 млрд грн), которая должна перечисляться равномерно до конца года, а НАК «Нефтегаз Украины» в период с января по август 2018 перечислила 82,8 млрд грн (90% от совокупных налоговых и дивидендных платежей за 2017 г.), реальное выполнение бюджета более пессимистично, чем показатели кассовой отчетности, а неравномерное распределение прибыли по итогам года приведет к дальнейшему увеличению бюджетного дефицита.

По данным Казначейства, за 9 месяцев текущего года правительство смогло обеспечить финансирование бюджетного дефицита (граничный уровень которого установлен на уровне 80,6 млрд грн) лишь на 9% (7,3 млрд грн), что свидетельствует об острой нехватке денежных средств для финансирования бюджетных расходов.

Понимая, в какой критической ситуации находятся государственные финансы, власть решила обеспечить финансирование за счет заёмных средств (на любых условиях). В конце октября Минфин привлек средства путём размещения евробондов на $ 2 млрд под 9-9,75% годовых, что является самым дорогим размещением в истории, и на 0,3-0,4% выше, чем доходности по существующим бумагам с подобным сроком погашения на рынке. Часть данных валютных средств после продажи НБУ поступит на гривневый казначейский счет. Однако данных средств (в условиях 3% невыполнения бюджета и отсутствия источников финансирования дефицита) не хватит для полного обеспечения финансирования бюджетных расходов.

Будущие президентские и парламентские выборы могут несоизмеримо увеличить расходную часть бюджета для получения дополнительных политических баллов, вследствие чего власть может запустить «печатный станок».


Украина и Турция договорились о ЗСТ до конца года

Украина и Турция приняли решение до конца года завершить работу по подписанию соглашения о зоне свободной торговли. Об этом заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время совместного выступления с президентом Петром Порошенко в Стамбуле в субботу, 3 ноября, трансляция которого велась на странице главы Украины в Facebook.

«Сегодня мы приняли решение до конца года завершить работу по подписанию соглашения о зоне свободной торговли. Верим, что благодаря этой сделке мы сможем достичь нашей цели – торгового баланса в 10 млрд долларов», – сказал турецкий президент. Эрдоган также подчеркнул, что с каждым днем усиливается и развивается сотрудничество в области военно-промышленного комплекса.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Турция входит в пятерку крупнейших торговых партнеров Украины. По итогу 2017 года товарооборот между странами составил $ 3,7 млрд, что на 20% больше, чем в 2016 году. Экспорт товаров из Украины в Турцию в 2017 году увеличился на 22,9% и составил $ 2,5 млрд, а импорт товаров из Турции в Украину в прошлом году увеличился на 14,9% и составил $ 1,3 млрд. Турция является одной из немногих стран, с которыми у Украины торговое сальдо является положительным (в 2017 году – $ 1,26 млрд).

За 8 месяцев 2018 года торговый оборот между Украиной и Турцией составил $ 2,7 млрд с торговым украинским профицитом $ 740 млн. Однако, несмотря на впечатлительные для украинской экономики результаты обоюдной торговли, основными статьями экспорта в Турцию являются черные металлы (42,4%), зерновые культуры (9,4%), семена масличных культур (12%), древесина (5,5%). Иными словами, Украина продает исключительно сырье с низкой добавленной стоимостью. В структуре турецкого импорта выделяются: плодовые ($ 123 млн), транспортные средства ($ 141 млн), текстиль, обувь ($ 93 млн), реакторы, котлы ($ 133 млн).

Турецкие производители за последнее десятилетие максимально интегрировались в европейский рынок, поставляя свою продукцию высокого качества с конкурентными ценами. Для этого турки используют такие страны как Украина в качестве выгодного поставщика сырья. Как пример, турки закупают полуфабрикаты из черных металлов в виде слябов, г/к рулонов, квадратных заготовок, а также чугуна, а затем производят на своих предприятиях сталь и прокат высочайшего класса и продают этот товар на рынках Германии, Швеции и других европейских стран, но уже по значительно более высокой цене.

Создание зоны свободной торговли с Турцией может поставить на грань разорения такие отрасли украинской экономики как машиностроение, фрукто- и овощевыращивание, легкая промышленность. В то время, когда многие страны стараются предпринимать максимум усилий, чтобы защитить своих национальных товаропроизводителей (как пример, президент Трамп разорвал все, по его мнению, невыгодные для американских производителей международные торговые договора и перезаключил их уже на выгодных для них условиях), украинские власти за последние 4 года максимально открыли рынки Украины для поставщиков из государств, представляющих нетрадиционные для нас рынки сбыта украинских товаров и услуг.

При этом власти Украины всячески стараются ограничить отечественным производителям возможность поставлять свою продукцию (в том числе с высокой добавочной стоимостью) в страны СНГ (в частности, РФ), что стало причиной обвала объемов украинского экспорта в сравнении с 2013 годом.


В Нацбанке назвали размер первого транша МВФ

Объем первого транша в рамках новой программы сотрудничества с Международным валютным фондом может составить $ 1,5–1,9 млрд. Об этом в четверг, 1 ноября, заявила первый замглавы Национального банка Екатерина Рожкова, передает «Укринформ».

«Недавно Яков Смолий сказал, что (транш от МВФ – ред.) можно ожидать до конца года. Относительно суммы – она может быть, как мне кажется максимум между $ 1,5–1,9 млрд», – сказала Рожкова. Она напомнила, что главным условием для получения этих средств является принятие Украиной бюджета на 2019 год. «Есть еще несколько вопросов к Национальному банку – внесение изменений в определенные нормативные документы, что мы уже сейчас отрабатываем и будем в течение двух недель их принимать. Поэтому, если наши парламентарии готовы будут вовремя проголосовать за бюджет и бюджетные показатели останутся в рамках контрольных параметров, то мы успеем (получить транш МВФ в этом году – ред.)», – отметила Рожкова.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

МВФ согласился выделить Украине незначительный транш для погашения текущих обязательств перед кредиторами, что не позволит допустить технический дефолт.  Новая краткосрочная программа Stand-by (ставка 3,5%, 14 месяцев) заменит соглашение в рамках расширенного финансирования EFF (долгосрочный кредит на 10 лет по ставке 3%), утвержденное в марте 2015 года. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что страна находится в экономическом кризисе и нуждается в срочной финансовой помощи.

МВФ объявил о новом соглашении с Украиной 19 октября – после того, как правительство выполнило требование о повышении цен на газ для населения на 23,5%. Позже в Фонде заявили, что новая программа будет утверждена только после окончательного пересмотра тарифов на отопление в соответствии с повышением цены на газ.

Новая программа предусматривает выделение 2,8 млрд SDR (эквивалент $ 3,9 млрд), которые будут направленны в резервы Нацбанка для обеспечения стабильности национальной валюты в условиях дефицита платежного баланса.

По данным Минфина, до конца 2018 года Украине необходимо выплатить по внешнему госдолгу $ 1,15 млрд ($ 0,6 млрд МВФ и еще $ 0,55 млрд по евробондам). Согласно плану-графику погашения государственных обязательств, разработанного Минфином, предусмотренные внешние выплаты в 2019 году составляют $ 5,1 млрд.

Ожидаемый транш в размере $ 1,5–1,9 млрд позволит осуществить выплаты по внешним долгам до мая 2019 г., не сокращая золотовалютные резервы. По итогам сентября ЗВР составляли $ 16,63 млрд, что на $ 2,2 млрд меньше, чем на начало года. Уменьшение ЗВР в условиях высокого дефицита торгового баланса (прогноз на конец года – $ 12 млрд) приведет к усилению девальвационных процессов в стране. Проблема заключается в том, что программа является краткосрочной (14 месяцев), а план предстоящих внешних выплат на ближайшие 5 лет слишком интенсивный ($ 23 млрд). С учетом того, что внутренних ресурсов для выплат нет, сегодня Украина остро нуждается в дополнительных заемных средствах чтобы не допустить технический дефолт.

Ранее Минфин был вынужден размещать на финансовых рынках украинские евробонды на $ 2 млрд по очень высоким ставкам (9– 9,75%). Реструктуризация внешней задолженности за счет евробондов с высокой ставкой купона свидетельствует о неэффективном управлении госдолгом, существенно увеличивая обслуживание внешнего госдолга и перенося пиковые нагрузки на будущие периоды.

Если Украина не сможет погасить или реструктуризировать свои внешние обязательства, то ее ожидает технический дефолт, последствия которого приведут к финансовой дестабилизации (отток иностранного капитала, девальвация национальной валюты, закрытие внешних заёмных рынков).