Дайджест 3/10/2017

ЕС инвестировал в украинскую экономику $ 600 млн

Страны Евросоюза c начала года инвестировали в экономику Украины $ 597,3 млн, что составляет 84 % от общего объёма инвестиций за такой же период прошлого года. Об этом сообщили в пресс-службе Минэкономики. Отмечается, что главными инвесторами из ЕС в Украину стали Кипр ($ 287,1 млн) и Великобритания ($ 160,1 млн). В Министерстве отметили, что по состоянию на 1 июля 2017 года общий объём прямых иностранных инвестиций (акционерный капитал) составил $ 38,981 млрд, в том числе инвестиций из ЕС – $ 27,387 млрд (70,3 % от общего объёма).

Как понимать?

Чистое увеличение объёмов прямых иностранных инвестиций в августе составило $ 194 млн, 85% из которых (или $ 164 млн), по данным НБУ, было направлено в реальный сектор. В целом за восемь месяцев 2017 года чистый приток прямых иностранных инвестиций оценен в $ 1,8 млрд (75% из них – в реальный сектор), тогда как за соответствующий период прошлого года – $ 2,7 млрд (из них в реальный сектор – 25%, а остальные – на рефинансирование банковского сектора). В целом за І полугодие 2017 чистые поступления (кредиты, долговые инструменты) по финансовому счету составляли $ 3,4 млрд (аналогичный период 2016 года – $ 2,2 млрд дол).

Среди основных стран, резиденты которых предоставляли кредиты или являются держателями еврооблигаций украинских предприятий, – Кипр – $ 23,09 млрд (54%), а среди крупнейших кредиторов присутствует ряд оффшорных юрисдикций. Иностранное кредитование – это ранее выведенные деньги, которые возвращаются (реинвестирование) на наполнение оборотных средств, покупку других активов и т. д.

Кроме того, в начале лета НБУ сделал ряд послаблений в валютном законодательстве, увеличив срок возврата валютной выручки до 180 дней, а также до $ 2 млн лимит для инвестирования бизнеса за рубеж и т. д.

Проблема состоит в том, что основная часть внешнего корпоративного долга и инвестиций, которая приходит в страну, – это недополученная валютная выручка от внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий (занижение таможенной стоимости при экспорте и т. д), что свидетельствует о неэффективности контролируемых органов, которые следят за соблюдением валютного законодательства.

Кроме того, осевшая прибыль на оффшорных счетах от реализации украинской продукции по рыночным ценам, возвращаясь на территорию Украины в виде иностранных кредитов (включая проценты), позволяет и дальше минимизировать налоговые поступления, а при возврате кредитов с процентами создаёт дефицит на валютном рынке (НБУ прогнозирует дефицит платёжного баланса на уровне $ 4,5 млрд). Следует отметить, что объём международных резервов Украины по состоянию на 01.09.2017 составил $ 18,0 млрд, что, по данным регулятора, должно обеспечивать финансирование импорта будущего периода в течение 3,6 месяцев. Однако с учётом того, что чистые международные резервы составляют $ 5,4 млрд, то в условиях сезонного роста импорта НБУ не сможет удержать гривну.


Коммунальные долги украинцев снизились

Задолженность жителей Украины на конец августа составила 27,2 млрд грн. Задолженность населения Украины по оплате жилищно-коммунальных услуг в августе 2017 года по сравнению с июлем уменьшилась и на конец августа составила 27,2 млрд грн. Об этом сообщила Государственная служба статистики.

Так, задолженность населения за централизованное отопление и горячее водоснабжение на конец августа составила 7,4 млрд грн, по оплате электроэнергии – 3,5 млрд грн, за газоснабжение – 10,7 млрд грн, за содержание домов, сооружений и придомовых территорий – 3,1 млрд грн, за централизованное водоснабжение и водоотведения – 2,1 млрд грн, за вывоз бытовых отходов – 0,4 млрд грн. В июле долг украинцев за жилищно-коммунальные услуги составил 28 млрд грн.

Как понимать?

Краткосрочное снижение долга на 0,8 млрд грн (2,8%) не свидетельствует абсолютно ни о чём. В течение года, из месяца в месяц, сумма долга постоянно меняется: иногда снижается – иногда растёт, поэтому важна’ общая тенденция. На конец августа 2016 года задолженность жителей Украины за жилищно-коммунальные услуги составляла 12,4 млрд грн, а в августе 2017 года – уже 27,2 млрд грн.

Всего за год в результате безграмотной, безответственной тарифной и социальной политики долги населения выросли в 2,2 раза (+ 120%). На фоне такого роста краткосрочное снижение на 2,8% является всего лишь небольшим откатом перед «покорением новых вершин». С учётом планов правительства по сокращению субсидий и дальнейшему повышению тарифов, долг населения будет продолжать расти, что в конечном итоге может спровоцировать коллапс в ЖК сфере и привести к тяжелым последствиям.


Розенко: Оснований для повышения тарифов ЖКУ нет

«Цена на газ у нас зафиксирована в проекте государственного бюджета на 2018 год. Она осталась на уровне этого года. Сейчас нет никаких оснований говорить о повышении цены на газ для населения. Так же нет оснований для роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги», – сказал вице-премьер-министр Павел Розенко в эфире ЭраFM.

Розенко считает, что местные органы власти должны жестко контролировать предприятия, предоставляющие людям услуги, чтобы они необоснованно не повышали цены на жилищно-коммунальные услуги. Он также подчеркнул, что в меморандуме с МВФ нет никаких требований о повышении цены на газ для населения в этом отопительном сезоне. То ли члены правительства окончательно выжили из ума, то ли таким образом решили запутать население.

Как понимать?

24 часа назад Министерство экономического развития Украины (МЭРТ) официально заявило, что тарифы на газ в 2018 году вырастут на 19%, на отопление, электроэнергию и горячую воду – на 20%. Кроме того, в 2019-м ожидается рост тарифов на газ на уровне 12,5%, на горячую воду, отопление и электричество – на 17,5%. В 2020 году на «свет» и газ – на 10%, а на горячую воду и отопление – на 19%.

После этого Розенко заявляет, что оснований для повышения ЖК-тарифов нет.

Правительство сегодня находится в зоне высокого риска: население обнищало, цены выросли, недовольство растёт и очередное повышение тарифов может спровоцировать народный бунт. Поэтому руководство правительства всячески оттягивает такое повышение и манипулирует общественным мнением, делая противоречивые заявления. Повышение, скорее всего, как и в прошлые годы, состоится в апреле–мае 2018 года, когда отопительный сезон пройден, а до следующего ещё далеко и есть время для того, чтобы люди свыклись с новыми тарифами.