Дайджест 3-9/09/2018

Украинцы задолжали за газ более 16 млрд

В июле 2018 года населением страны уплачено за жилищно-коммунальные услуги 4,7 млрд грн. Такие данные приводит Государственной службы статистики. «На конец июля 2018 года задолженность населения по оплате за поставку природного газа составила 16,7 млрд грн, за централизованное отопление и снабжение горячей воды – 10,8 млрд грн, за содержание домов и сооружений и придомовых территорий – 4,0 млрд грн, за централизованное снабжение холодной воды и водоотвод – 2,8 млрд грн, за вывоз бытовых отходов – 0,5 млрд грн, за поставки электрической энергии – 3,9 млрд грн», – говорится в сообщении.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Как правило, в летний период долги за жилищно-коммунальные услуги сокращаются, а в зимний – растут. Это связано с тем, что летние платежки в 3 раза ниже зимних – таким образом, население получает возможность рассчитаться с накопленными зимой долгами. Однако лето 2018 года в плане погашения долгов за ЖК-услуги стало исключением из правил, как и, собственно, сегодняшняя жизнь украинцев является исключением из всех возможных правил, законов и традиций.

По состоянию на 01.08.2018 года долг населения за ЖКУ достиг 38,7 млрд грн. Наибольший долг накоплен за газ – 16,7 млрд грн. На втором месте по сумме задолженности – отопление и горячая вода с 10,8 млрд грн. Третье место по размеру долга занимает содержание дома и придомовой территории – 4 млрд грн. Долг за электроэнергию – 3,9 млрд грн, за воду – 2,8 млрд грн, за вывоз мусора – 0,5 млрд грн.

По состоянию на 01.12.2017 долг населения был равен 30,6 млрд грн. Как видим, несмотря на летний период, в который долги всегда сокращались, с декабря 2017 года они увеличились на 8,1 млрд грн, или на 26,5 %.

Для сравнения, в 2015 году задолженность жителей Украины за ЖКУ составляла 11,5 млрд гривен. Всего за 3,5 года в результате безграмотной, безответственной тарифной и социальной политики задолженность выросла в 3,4 раза. Если текущий тренд сохранится, что неизбежно без кардинальных изменений в тарифной и социальной политике государства, к концу текущего года нас ждет задолженность в 55–60 млрд грн, что равно полугодовому объёму платежей, будто бы все 42,5 млн украинцев ни копейки не платили бы за ЖК-услуги на протяжении 6 месяцев.

К этому стоит добавить активные действия правительства по сокращению и отмене субсидий, а также ожидаемое повышение цены на газ с 1 октября до 11 000–12 000 грн, в результате чего в ближайшее время нас ждет крах жилищно-коммунальной системы Украины, энергетический коллапс, хаос, беспорядки и массовые протестные движения.

Сегодня премьер-министр Гройсман, заявил, что повышение цены на газ является неизбежным, но власть прорабатывает механизмы дополнительной социальной защиты для людей. Он указал, что есть требование международных партнеров о том, чтобы выровнять цены на газ для промышленного сектора и для населения, а повышение цены на газ поможет Украине и дальше получать международное финансирование.

На фоне катастрофического роста долгов и отмены субсидий, премьер говорит о неизбежном повышении тарифов и рассказывает об усилении социальной защиты, делая противоположные шаги по отношению к субсидиантам. По всей видимости, он не отдает отчёт своим действиям, а также их последствиям либо умышленно толкает страну в пропасть.


Производители предупреждают о подорожании хлеба

Одна из главных причин подорожания – нехватка пшеницы 2-го и 3-го класса. Также на цене скажется повышение цен на газ и зарплаты. Цены на хлеб в среднем вырастут на 10 % до конца 2018 года. Об этом во вторник, 4 сентября, сообщил генеральный директор «Укрхлебпрома» Александр Васильченко. «По нашим прогнозам, максимум на 10 % еще может измениться цена на хлеб», – сказал он.

Васильченко уточнил, что сумма повышения составит около 1,6 грн/кг, что соответствует увеличению стоимости хлеба на 30–40 копеек ежемесячно. Одной из основных причин гендиректор называет нехватку пшеницы 2-го и 3-го класса, которая используется для производства муки, необходимой отрасли хлебопечения, и её последовательное подорожание. Так, по его словам, цена на муку уже выросла на 4 %, до 7,4 тыс. грн/тонну, и продолжит расти. Также среди причин подорожания он выделяет повышение цен на газ и заработной платы.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

За последние 4,5 года население страны существенно обнищало. Если в конце 2013 года среднестатистический украинец зарабатывал $ 453 в месяц, то сегодня почти половина работающих людей (47 %) получают в месяц менее $ 174 (до 4830 грн «чистыми»), при этом 7,4 % людей – менее $ 108 «чистыми» в месяц. Доход от $ 174 до $ 290 имеет 26,2 % работающих людей, а от $ 290 до $ 436 зарабатывает 14,9 %.

Безусловно, для чиновников, депутатов и топ-менеджеров рост цен на хлеб или коммунальные услуги не имеет значения, поскольку такие затраты не превышают 1 % от их месячного дохода, но для большинства украинцев стоимость социальных товаров и услуги имеет огромное значение, ведь именно на них уходит весь семейный бюджет. При катастрофическом падении доходов граждан скачок цен на социально значимые товары и услуги за 2014–2018 гг. был равен 100–300 %.

За 2014–2017 гг. цена на хлеб пшеничный из муки первого сорта повысилась на 200 % (с 4,79 грн до 14,41 грн); хлеб ржаной и ржано-пшеничный – на 214% (с 4,89 грн до 15,40 грн). Только за 2018 год хлеб пшеничный из муки первого сорта подорожал на 7 %, до 15,49 грн, а хлеб ржаной, ржано-пшеничный – на 6,3 %, до 16,44 грн.

По данным ПАО «Киевхлеб», основными ценообразующими статьями в структуре себестоимости хлеба являются:
 мука (43 %),
 расходы на сбыт (27 %),
 общепроизводственные расходы (7 %),
 административные расходы (7 %),
 заработная плата основных рабочих с начислениями (5 %),
 другое сырье (5 %),
 топливо (4 %),
 электроэнергия (1 %),
 финансовые расходы (1 %).

Дальнейшее удорожание хлеба и прочих социальных товаров и услуг сделает их недоступными для социально незащищенных слоев населения, ещё больше усугубит ситуацию с повальной бедностью в Украине.

Цены на социальные товары и услуги, в т. ч. и хлеб, до недавнего времени подлежали государственному регулированию и контролю, которые были отменены по инициативе Гройсмана в 2017 году. Такое решение премьер мотивировал снижением административного давления на бизнес, устранением избыточного вмешательства государства в экономические процессы, развитием конкуренции – он прогнозировал, что это приведет к снижению цен. Но, как видим, результат от отмены госрегулирования цен на социальные товары и услуги оказался прямо противоположный ожидаемому правительством.

На сегодня все ключевые продукты питания в Украине представлены 3–4 местными производителями, а в небольших городах – 1–2. В таких условиях ни о какой здоровой конкуренции не может быть и речи. Если в городе 1 хлебзавод, цены которого никто не регулирует, что мешает поднять их в 2–3 раза, ведь другого хлеба просто нет, люди все равно будут вынуждены покупать его по той цене, которую «нарисовал» поставщик. ПАО «Киевхлеб» является тому ярким примером: его доля на столичном рынке хлеба составляет около 80 %, в Украине – 20 %. Даже если хлебзаводов 2 или 3, они всегда имеют возможность договориться и синхронно поднять цену, так как она не регулируется и может быть ограничена лишь «совестью или жадностью продавца».

Для того, чтобы остановить неконтролируемое подорожание социальных товаров и услуг, необходимо вернуть государственное регулирование этого социально важного вопроса, но правительство Украины, по всей видимости, играет на стороне монополистов, как и в ситуации с ЖК-тарифами.


Украина снизила импорт газа почти на треть

Украина за восемь месяцев 2018 года сократила импорт природного газа на 26,7 % (2 млрд 501,8 млн куб. м) по сравнению с аналогичным периодом 2017 года – до 6 млрд 875,4 млн куб. м. Об этом сообщает Интерфакс-Украина со ссылкой на оперативные данные «Укртрансгаза».

За этот период со стороны Словакии поступило 4 млрд 271,6 млн куб. м газа (-40 % к январю–августу–2017), Венгрии – 2 млрд 84,5 млн куб. м (+41,1 %), Польши – 519,2 млн куб. м (-33,6 %).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

«Публичный аудит» неоднократно заявлял, что украинцам полностью хватает газа, добытого внутри страны. При регулировании данной отрасли в интересах населения, потребность в импорте для населения исчезнет. Все расходование газа населением и ТКЭ (15,8 млрд м3) полностью покрывается газом, добываемым в Украине (20,8 млрд м3). Импортный газ, по паритету с которым сегодня рассчитывают тариф для населения, необходим в первую очередь промышленным потребителям, которые существенно сократили свои объёмы потребления в связи с 4-летним развалом промышленности. Так, в 2014 году ей было необходимо 15,70 млрд м3; в 2015 году – 12,10 млрд м3; в 2016 году –11,20 млрд м3; в 2017 году она столкнулась с рекордным минимумом в 9,10 млрд м3. Суммарное сокращение потребления газа промышленностью за последние четыре года составило 42 %.

В связи с этим пропорционально сокращался и объём импорта газа. Так, в 2014 году было импортировано 19,47 млрд м3; в 2015 году – 16,45 млрд м3; в 2016 году – 11,08 млрд м3; в 2017 году – 14,10 млрд м3. Как видим, с 2014 по 2016 гг. импорт сократился на 43 %. В 2017 году его размеры увеличились по сравнению с 2016 годом на 27 %, что было обусловлено рекордным транзитом российского газа в Европу и возросшими по этой причине объемами технологического потребления газа.

В 2018 году Украина сократила транзит газа на 5 %, промышленное потребление не растет – соответственно, количественные показатели импорта снизились. Однако при сокращении импорта газа должен увеличиваться и объем его добычи – как утверждает «Укргаздобыча», уровень роста соответствует темпам реализации плана 20/20. В такой ситуации, когда «Укргаздобыче» достаточно получаемых средств для наращивания добычи, а потребность страны в импортном топливе существенно сокращается, планы правительства по увеличению тарифов для населения на 50–70 % являются ещё более абсурдными и не обоснованными.


Украина выплатила $ 444 млн по еврооблигациям

Министерство финансов Украины выплатило $ 444 млн по шестому купону по облигациям внешнего государственного займа, выпущенных в 2015 году. В Минфине напомнили, что поскольку первый понедельник сентября в США является официальным выходным, то выплата купона была осуществлена 4 сентября. Указанные еврооблигации были выпущены в рамках проведенной Украиной в 2015 году долговой операции с государственным и гарантированным государственным долгом, а также реструктуризации внешних заимствований Киева, «Укравтодора» и госпредприятия «Конструкторское бюро Южное им. Янгеля». Процентная ставка по всем указанным ценным бумагам была установлена на уровне 7,75% годовых.

Общая сумма первого купонного платежа составила $ 473,313 млн, второго, третьего и четвертого – $ 505,429 млн, пятого – $ 444,4 млн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным Минфина, прогнозные платежи по погашению и обслуживанию внешнего госдолга по состоянию на 2018 год составляли 90,98 млрд грн, или $ 3,2 млрд (погашение – $ 1,7 млрд, обслуживание – $ 1,5 млрд). До конца года осталось выплатить $ 1,1 млрд внешних долгов. С учетом отсутствия денег на внешние выплаты, Минфин в конце августа осуществил вынужденную сделку, разместив облигации внешнего государственного займа (ОВГЗ) на $ 725 млн. Ставка размещения составила 9,1– 9,15%, срок погашения – 28.02.2019.

Внутри страны Минфин предлагает 5,95%, при этом госбанки валюту привлекают у населения вообще под 3%. Таким образом, госбанки получат прибыль, а Минфин привлекает внутри страны валюту дешевле чем госдолг Украины котируется на свободном рынке.

Следует отметить, что в августе Минфин разместил на внутреннем рынке валютные облигации на сумму $ 250 млн (5,95%). 04.09.2018 Минфин дополнительно продал на внутреннем рынке ОВГЗ (1,5-летние) на сумму $ 12,8 млн по ставке 5,95%.
Между тем, НБУ по итогам августа продал на межбанке $ 646,62 млн, пытаясь успокоить девальвационные настроения, связанные с выводом капитала из Украины. Однако девальвацию данная распродажа не остановила, и Минфин прямо сейчас остро нуждается в долларе, чтобы не допустить дефолт.

По данным Минфина, ближайшие выплаты должны произойти в сентябре:
29.09.2018 – $ 7,36 млн (евробонды);
01.10.2018 – $ 51,05 млн (проценты МВФ);
05.10.2018 – $ 257,25 млн (платеж по Stand-by МВФ).

Сегодня руководство страны не может больше выбрасывать деньги из золотовалютных резервов НБУ, которые уже находятся на критической отметке – $ 17,7 млрд. Это три месячных размера импорта, ниже которых наш запас не может упасть, иначе мы нарушим международный стандарт, за исполнением которого пристально следят рейтинговые агентства и быстро снижают стране рейтинговую оценку в случае его нарушения. Эта оценка определяет спрос на наши долги и, главное, их цену: чем хуже рейтинг – тем выше процент.

Чистые международные резервы НБУ (международные резервы за вычетом обязательств перед нерезидентами) в июле 2018 года составили всего $ 6,8 млрд (конец 2013 года – $ 15,2 млрд). При этом по прогнозу КМУ дефицит торгового баланса в 2018 составит $ 7,7 млрд (7% от прогнозного ВВП в 2018 году). Кроме того, со средины апреля портфель внутренних облигаций (ставка 16–17%) в руках нерезидентов сократился на 6,6 млрд грн (с 14,2 млрд грн до 7,6 млрд грн), что свидетельствует о недоверии внешних инвесторов к ценным бумагам в гривне даже под высокую ставку купона.

Решение Минфина о дорогом размещении ОВГЗ лишь свидетельствует о все более тугом затягивании долговой удавки на шее Украины. Если в мире до февраля начнется кризис (а для этого сейчас есть много факторов), то Украина может остаться без внешнего финансирования в условиях высоких выплат по госдолгу.

Очевидно, что до выборов правительство будет всеми силами пытаться не допустить дефолт по внешним обязательствам, поэтому перекредитование очень вероятно, но, скорее всего, будет и дальше происходить за счет более высокой стоимости размещения.


Кабмин повысил минимальную цену на водку до 90 грн за бутылку

Кабинет министров повысил минимальные розничные цены на водку с 79,55 грн до 89,4 грн за бутылку 0,5 л. Об этом сообщают «Українські новини”», которые располагают текстом постановления. Таким образом, минимальная розничная цена повышена на 12,4%, или на 9,85 грн. Минимальные оптово-отпускные цены на водку повышены из расчета на 1 л чистого спирта на 19,5%, или на 52,33 грн – до 321 гривны; розничные – на 12,4%, или на 49,24 гривны – до 447 гривен.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), по количеству употребляемого алкоголя на человека за 2017 год Украина заняла 2-е место в мире после Белоруссии. В Украине в год на человека приходится 17,4 л спиртного. В стране очень слабо регулируется алкогольный рынок, поэтому количество молодых людей, зависимых от спиртного, увеличивается. Водка и пиво – являются самым популярным алкоголем, на третьем месте вино. Такое пристрастие к алкоголю не могло остаться без внимания правительства, которое ищет все новые способы обобрать население. С начала 2014 года это уже 7-е повышение акциза и минимальных розничных цен на алкоголь. Суммарно за 4,5 года цены на алкоголь выросли от 100% до 360% (в зависимости от вида продукции).

По аналогии с «Экономикой в поллитровках» Савелия Крамарова, посчитаем, что в конце 2013 года на среднюю з/п в 3619 грн можно было купить 120,6 бутылок водки (которая тогда стоила 30 грн за 0,5 л), а на среднюю пенсию 1526 грн – 50,9 «поллитровок». Сегодня при средней з/п 9170 грн можно купить 102,6 бутылок водки (по новой цене 89,4 грн), или на 15% меньше, а на среднюю пенсию (2479 грн) – всего 27,7 «поллитровок», или на 45,5% меньше.

Правительство считает, что повышение акциза и минимальных розничных цен на алкоголь способствует сокращению контрафактной продукции и теневого рынка. На самом деле это бьет по официальным производителям, которые снижают производство, а их место на рынке занимает контрафактная продукция. По разным оценкам, доля теневого производства алкоголя в Украине достигла 70%, в связи с чем государственный бюджет ежегодно недополучает порядка 12 млрд грн.

Согласно статистике МВФ, доля нелегального производства спирта в Украине достигает 60%. В свою очередь проведенный международной компанией PwC аудит свидетельствует о том, что из-за «черного рынка» алкоголя мимо государственного бюджета ежегодно проходит € 360 млн.

Рынок производства спирта в Украине является полностью неконтролируемым, при этом страна является единственной, где до сих пор существует монополия на его производство. Эксперты Всемирного банка считают, что в Украине 40% смертей мужчин и 22% женщин трудоспособного возраста (от 20 до 64 лет) являются следствием употребления алкоголя. В очередной раз повышая минимальные цены на алкоголь, правительство стимулирует теневой рынок и спрос на контрафактный алкоголь, и, как следствие, еще больше способствует смертям и отравлениям украинцев.


НБУ повысил учетную ставку до 18 % годовых

Национальный банк Украины повысил учетную ставку до 18 % годовых. Об этом в четверг, 6 сентября, сообщили в Нацбанке, передает РБК-Украина. В частности, в регуляторе решили повысить учетную ставку до 18 % годовых с 7 сентября.

«Несмотря на уверенное снижение инфляции с начала года, реализация ряда рисков может в дальнейшем помешать этой тенденции. Проведение более жесткой монетарной политики позволит нивелировать влияние этих рисков и вернуть инфляцию в рамки целевого диапазона в конце 2019 года и достичь среднесрочной цели 5 % в 2020 году», – сообщили в Нацбанке. Там также добавили, что в июле потребительская инфляция продолжила замедляться до 8,9 % в годовом измерении, вплотную приблизившись к целевому диапазону, который установлен основными принципами денежно-кредитной политики на 2018 год.

В то же время отмечается, что базовая инфляция в июле замедлилась до 8,8 % в годовом измерении, что также ожидалось Национальным банком. Впрочем, все ещё высокие значения базовой инфляции свидетельствуют о сохранении существенного фундаментального инфляционного давления.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

За счет повышения учетной ставки НБУ пытается мобилизовать дополнительные доходы в бюджет (в условиях высокого бюджетного дефицита) и уменьшить ликвидность на рынке, чем в краткосрочном периоде уменьшить инфляцию и обеспечить финансирование бюджетного дефицита. Между тем, реальная учетная ставка (дисконтированная на базовую инфляцию) составит 9 % – это одно из самых высоких на сегодня значений в мире.

По итогам I полугодия 2018 года в госбюджет было привлечено 84 млрд грн по размещённым ОВГЗ. При этом срок обращения облигаций на 58 млрд меньше года, а средневзвешенная доходность по гривневым ОВГЗ – 16,7 %, долларовым – 5,4 %, что увеличивает долговую нагрузку бюджета в будущих периодах.

Данный инструмент имеет свои негативные стороны: для поддержания текущего уровня вложений банков в депсертификаты и ОВГЗ (ставки доходности по которым либо прямо пропорционально привязаны к учетной ставке, либо имеют очень высокую корреляцию) учетная ставка регулятора должна сохраняться на высоком уровне. Очевидно, что такая доходность абсолютно безрисковых бумаг заставляет банки размещать свободные средства в обязательства НБУ вместо кредитования реального сектора (влияет на сокращение экономических процессов). Для того, чтобы конкурировать с НБУ, бизнес вынужден занимать деньги по ставке выше 18 % годовых. Параллельно ставки по депозитам в национальной валюте находятся на среднем уровне в 13,2 %. Фактически Нацбанк, пытаясь удержать инфляцию, все больше расширяет спрэд между стоимостью кредитных ресурсов и стоимостью их привлечения, что приводит к повышению реальной процентной ставки по кредитам (средние – 23,5 %). Когда в стране отсутствуют дешевые и длинные деньги, все бо’льший удельный вес в экономике начинают занимать бизнес-модели с коротким циклом оборота и моментальной отдачей, то есть сырьевые.

Следует отметить, что для финансирования текущего бюджетного дефицита государству необходимо привлечь 123 млрд грн (на конец мая выполнено на 68 %) на внутреннем рынке, 108 млрд грн, или $ 4 млрд (выполнено 17%), – на внешнем. Однако на международных финансовых площадках сформировался тренд по выводу капитала с развивающихся стран (для дальнейшей диверсификации), вследствие чего станет крайне сложно мобилизовать средства извне.

В случае дальнейшего финансирования бюджетных расходов за счет эмиссии произойдет увеличение денежной массы (в условиях сокращения производства) – как результат, надо готовиться к дополнительным инфляционным и девальвационным рискам, которые деструктивно влияют на экономику страны.


Рада разрешила вывозить дрова

Верховная Рада отменила мораторий на экспорт дров. На заседании в четверг, 6 сентября, народные депутаты 246 голосами поддержали предложение главы государства к законопроекту о незаконном вывозе лесоматериалов. Парламентарии исключили из указанного закона норму, которая предусматривала запрет сроком на восемь лет на вывоз дров. При этом Президент Украины Порошенко предлагает ввести защитные меры, направленные на сохранение лесов.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Закон был принят ещё 3 июля, но 21 июля его ветировал Президент, и с предложениями главы государства он был снова передан в ВРУ, где с учетом правок парламентарии за него сегодня проголосовали повторно. Следует отметить, что сам по себе законопроект носит популистический характер (инициатор – глава РП Ляшко), нежели реальную направленность на борьбу с незаконной вырубкой лесов, при том, что ситуация с контрабандой необработанного леса в нашей стране имеет катастрофический характер. По оценкам Премьер-министра Украины, ежегодный незаконный заработок на контрабанде украинской древесины достигает 8 млрд грн. По итогам І полугодия 2018 года Государственная фискальная служба зарегистрировала 39 уголовных производств о незаконном перемещении лесоматериалов.

Так, ключевые нормы Закона следующие:
1) ЗУ «Об особенностях государственного регулирования деятельности субъектов предпринимательской деятельности, связанной с реализацией и экспортом лесоматериалов» дополняется Ст. 4, согласно которой устанавливается ограничение внутреннего потребления отечественных лесоматериалов необработанных в размере 20 млн кубических метров в год;
2) ужесточается административная ответственность за:
– незаконную порубку, повреждение и уничтожение лесных культур и молодняка (максимальный штраф повысили до 255 грн с 204 грн);
– уничтожение или повреждение полезащитных лесных полос и защитных лесных насаждений (максимальный штраф повысили до 340 грн со 170 грн);
– нарушение правил восстановления и улучшения лесов, использования ресурсов спелой древесины (максимальный штраф повысили до 510 грн со 136 грн);
– повреждение леса сточными водами, химическими веществами, нефтью и нефтепродуктами, вредными выбросами, отходами и отбросами (максимальный штраф повысили до 680 грн с 510 грн);
3) Уголовный кодекс дополняется Ст. 201-1 «Перемещение через таможенную границу Украины вне таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля лесоматериалов необработанных»; указанное деяние наказывается лишением свободы от 3-х до 7-ми лет.

Касательно административной ответственности, увеличение штрафов на незначительные суммы (максимум 200 грн) при доходности бизнеса по продаже лесоматериалов в миллионы гривен точно не остановит потенциальных нарушителей закона.
Ещё с 2015 года согласно Ст. 2-1 ЗУ «Об особенностях государственного регулирования деятельности субъектов предпринимательской деятельности, связанной с реализацией и экспортом лесоматериалов» на 10 лет запрещается вывоз за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта лесоматериалов необработанных (код 4403 УКТВЭД). То есть, за контрабанду необработанного леса и в нынешней редакции УК может наступить уголовная ответственность. Кроме того, в соответствии со Ст. 246 УК Украины предусматривается ответственность за незаконную вырубку леса.

Предложения президента касались Переходных положений. Так, ВРУ летом проголосовала, кроме вышеуказанного, за мораторий: «временно, сроком на восемь лет со дня вступления в силу настоящего Закона, запрещается вывоз за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта древесины топливной (товарная позиция 4401100000 согласно УКТВЭД)».

Обосновывая свои замечания, гарант указал, что, поддерживая необходимость осуществления мер по сохранению украинских лесов и предотвращению незаконного вывоза необработанных лесоматериалов, мораторий не соответствует международным обязательствам Украины, взятым согласно Протоколу о вступлении Украины во Всемирную торговую организацию. Также указанный мораторий не согласуется с обязательствами Украины по Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС, так как в соответствии со Ст. 35 Соглашения ни одна Сторона не должна вводить или сохранять в силе любые запреты, или ограничения, или равнозначные меры на импорт либо экспорт какого-либо товара другой Стороны, на продажу для экспорта любого товара, предназначенного для территории другой Стороны.

Фактически такую позицию от Администрации Президента можно трактовать двояко.
1) Как указано выше, в Украине уже действует мораторий на экспорт леса-кругляка, и тогда Порошенко, подписывая Закон, не говорил о нарушении обязательств. Сейчас же, когда он практически утратил поддержку Европы, решил, грубо говоря, «выслужиться» перед ЕС и показать, какой он мудрый правитель, выполняет все международные обязательства.
2) Принятое им решение несёт определённые риски. Убрав из текста Закона мораторий на экспорт дров, оставили лазейку на вывоз леса-кругляка, то есть, по документам будут идти дрова, по факту – необработанная цельная древесина. Благодаря, в том числе, и такому решению получается сумма контрабанды древесины, о которой указал Премьер, – 8 млрд грн в год.

На перспективу правильным решением является не точечное обновление законодательства, а принятие глобальной концепции борьбы с контрабандой, причём, не только древесины, ведь на западной границе государственные институты, похоже, утратили контроль над ситуацией: по оценкам действующего главы МВД, сумма незаконного перемещения товаров и иных предметов равна 100 млрд грн.


Украинцам начали выплачивать сэкономленные субсидии

Правительство начало монетизацию субсидий для экономных. В среднем каждый украинец, который сэкономил газ зимой, получит около 700 грн. Выплаты уже начали получать жители Киевщины и Хмельницкой области, сообщает премьер-министр Украины Владимир Гройсман на своей странице в facebook.

По его словам, всего заявления на монетизацию газовых субсидий написали около 1,127 млн украинцев. Еще почти 21 тысяча человек – за сэкономленную электроэнергию, которая использовалась для отопления помещения. Все, кто написал заявления до 1 сентября, получат деньги в начале отопительного периода.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Под монетизацию подпадают сэкономленные 150 киловатт электроэнергии для отопления или 100 кубов газа. Гройсман подает эту информацию как некое достижение и благо для людей, но, если вникнуть в детали и цифры, то оценка будет противоположной. Так, когда вводились массовые субсидии, правительство призывало людей «не транжирить» коммунальные услуги, убеждая, что все сэкономленное останется на лицевых счетах на следующий сезон. О списании не растраченного газа или прочих энергоресурсов речи не было. Однако в 2017 году были внесены изменения в порядок начисления субсидий, согласно которым переплату за центральное отопление начали списывать полностью, а для тех, кто отапливает дома и квартиры газом, – сумму, эквивалентную 100 кубам газа (на данный момент – 690 грн).

По словам Павла Розенко, на этот шаг государство пошло из-за сложной экономической ситуации, признавая, что установленная система лишает украинцев мотивации экономить. Как заявил Рева, в госбюджет по итогам прошедшего отопительного сезона вернули 5 млрд грн сэкономленных средств, которые выделялись на субсидии. Эти деньги – общий размер экономии украинцев, который списали с их лицевых счетов. Из них Кабмин выплатит «монетизацию» 1,13 млн человек в пределах 700 грн (кому – 100, кому – 300, но не более 700 грн).

Если даже посчитать по максимуму (всем по 700 грн), общая сумма выплаты составит 791 млн грн, или 16 % от сэкономленного; остальные 84 % Кабмин забирает, хотя, по большому счету, не имеет права. Экономия энергоресурсов является заслугой исключительно домохозяйства, но не правительства, ведь именно домохозяйство инвестирует свои средства в экономичные приборы, учет, утепление и т. д., а результат этой «частной инвестиции» Кабмин делит 16 % на 84 % в свою пользу.

Созданная на сегодня система псевдо-монетизации не стимулирует к экономии: семьям с централизованным отоплением быть энергоэффективными вообще нет смысла, поскольку по окончании отопительного сезона всю экономию отбирают, а для людей с газовым отоплением экономия свыше 100 кубов газа за сезон также теряет резон. Кроме того, постоянное снижение социальных нормативов для начисления субсидий делает экономию практически невозможной.

До 2017 года субсидия покрывала 5,5 кубов газа на м2 для отопления, то есть, если семья отапливает дом площадью 70 квадратов газом, субсидия покрывала 385 кубов в месяц. Если вместо 385 кубов она использовала 300, за отопительный сезон накапливалась переплата в 3500 грн, из которых правительство забирало 2812 грн, а домохозяйству выдавали 688 грн (за 100 кубов).

С 1 мая 2017 года правительство снизило объём газа, на который начисляется субсидия, с 5,5 куб./м до 5 куб./м, в результате чего семья, проживающая в доме площадью 70 м2, в отопительный сезон 2017–2018 получала субсидию уже не на 385 кубов в месяц, а на 350 кубов. Поэтому экономить ей стало куда сложнее.  С 1 мая 2018 года КМУ снова снизил объём газа, на который начисляется субсидия, с 5 куб./м до 4,5 куб./м, и в следующем сезоне «монетизировать» уже будет нечего.

 

НБУ потратил на поддержку гривны более $ 700 млн

Национальный банк Украины с начала третьего квартала в ходе интервенций для поддержания курса гривны продал на межбанковском валютном рынке на $ 700 млн больше, чем купил. Об этом сказал глава НБУ Яков Смолий в ходе брифинга.

«Чистая продажа валюты Национальным банком для сглаживания чрезмерных колебаний обменного курса составляет свыше 700 млн долларов США с начала третьего квартала», – заявил Смолий. По его словам, валютные интервенции ослабляют влияние колебаний обменного курса на инфляцию.

Напомним, 6 сентября НБУ выкупил на межбанке $ 40 млн в ходе интервенций. Такие данные озвучил заместитель главы Нацбанка Олег Чурий.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Сегодня государственная монетарная политика стала катализатором стремительных девальвационных настроений в Украине. Основными рисками для девальвации национальной валюты являются: несбалансированный государственный бюджет, существенный дефицит прогнозируемого торгового баланса – 7,7 млрд (6,7% ВВП), высокий уровень установленного граничного совокупного госдолга, что вызывает существенный спрос на валюту.

Следует отметить, что с начала июля национальная валюта просела на 8,1%, до 28,22 грн за доллар (курс НБУ на 07.09.2019). Девальвационные события были вызваны повышенным спросом на валюту со стороны импортеров, слабым притоком валютной выручки, негативными ожиданиями по поводу предстоящих выплат по госдолгу. Последствием стремительной девальвации будет увеличение инфляционных процессов в будущих периодах, на что НБУ отреагировал повышением учетной ставки до 18% (влияет на сокращение экономических процессов). Между тем, реальная учетная ставка (дисконтированная на базовую инфляцию) составит 9%, что является одним из самых высоких значений сегодня в мире.

Минфин сейчас остро нуждается в долларе, ведь чтобы не допустить технический дефолт, до конца 2018 года нужно выплатить по внешнему госдолгу $ 1,1 млрд ($ 0,6 млрд МВФ и еще $ 0,55 млрд по евробондам). В связи с отсутствием позитивного решения от МВФ, Минфин вынужден выходить на частное размещение евробондов по очень высоким ставкам (последнее размещение коротких евробондов на 700 млн проходило по ставке 9,1%), что свидетельствует о все более тугом затягивании долговой удавки на шее Украины.

Кроме того, со средины апреля портфель внутренних облигаций (ставка 16-17%) в руках нерезидентов сократился на 6,6 млрд грн (с 14,2 млрд грн до 7,6 млрд грн), что свидетельствует о недоверии внешних инвесторов к ценным бумагам в гривне даже под высокую ставку купона и выводе из страны иностранной валюты.

Интервенции НБУ по выкупу валюты на межбанке стали неэффективным механизмом. НБУ с августа 2018 г. продал на межбанке $ 706,62 млн, пытаясь успокоить девальвационные настроения, тем не менее девальвацию остановить не удалось. Следует отметить, что ежедневный объём продаж на межбанке в августе составлял $ 200-300 млн (август 2012, август 2013 – $ 900-1300 млн). С учетом невысоких объёмов торгов, НБУ выходит на валютные аукционы и удовлетворяет 60-80% заявок по высокому курсу, чем стимулирует дальнейшую девальвацию.

Между тем, НБУ расширил для иностранных инвесторов возможность репатриировать дивиденды. Так, по итогам июля бизнес вывел около $ 300 млн (прогноз по итогам года – $ 2,5-3 млрд). 70-80% выведенных дивидендов приходится на украинских бизнесменов, которые находятся в офшорных юрисдикциях.

Поэтому девальвация гривны, которая происходит в последнее время, может быть запланирована правительством и НБУ. Так, в госбюджете заложен среднегодовой курс доллара на уровне 29,3 грн, а под конец года этот показатель должен составить 30,1 грн. План искусственной девальвации гривны поможет наполнить бюджет, доходная часть которого не выполняется.

Низкий уровень чистых международных резервов (ЗВР за вычетом обязательств перед нерезидентами) – $ 7 млрд – свидетельствует об отсутствии у НБУ достаточного количества ликвидных средств для поддержки нац. валюты и подтверждает высокие девальвационные риски в периоды отсутствия сезонного притока валюты.

Поэтому в среднесрочной перспективе курсовым ориентиром для национальной валюты будет 30 грн за доллар. Однако в условиях наращивания долгов, отсутствия реального, а не декларативного роста ВВП (сокращение количественного производства основных отраслей) и существенного дефицита торгового баланса девальвация национальной валюты может существенно ускорится в следующем году.


Гройсман заявил о готовности к отопительному сезону

Премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что Украина готова к своевременному запуску отопительного сезона, однако ответственность за реализацию этого лежит на городской власти.

Премьер также отметил, что сейчас идут переговоры с МВФ относительно цены на газ. «Украина готова к отопительному сезону, и ответственность своевременного пуска – это ответственность муниципалитетов. Я не вижу в этом никаких проблем. Что касается цены, вы знаете, что мы ведем тяжелые дискуссии сегодня с международными партнерами, поскольку много лет назад были взяты определенные обязательства Украиной относительно формирования единой цены в Украине, а сегодня стоимость газа для промышленности 11 тысяч, а для населения мы ограничили до семи тыс. и мы сейчас работаем над поиском оптимальных решений», – сказал Гройсман.

Он подчеркнул, что ответственность за горячее водоснабжение, отопление, электроснабжение, чистые улицы и освещение на них лежит на городском голове и городской власти. По словам премьера, за счет финансовой децентрализации все эти полномочия подкреплены десятками миллиардов гривен. «Поэтому отопительный сезон начнется вовремя, все для этого есть, запасы газа в хранилищах есть, и никаких проблем я с этим не вижу. По электроэнергии проблем нет, вся система работает в штатном режиме. Все будет нормально, только чтобы каждый выполнял свою работу на местах», – резюмировал премьер-министр.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Еще ни разу правительство не говорило, что не готово к отопительному сезону, на бумаге готовность всегда 100%. Но по факту, за последние 4,5 года в Украине еще не было ни одного беспроблемного прохождения отопительного сезона. Чего только стоят:
– акция от Порошенко «Прикрути!»;
– закупка угля, который не горит;
– традиционно низкие запасы топлива, вынуждающие проводить авральные закупки в пиковые месяца по завышенным ценам;
– блокирование счетов предприятий ТКЭ за долги перед НАК «Нефтегаз Украины»;
– скупка угля по всему миру за любые деньги, с миллиардными переплатами;
– блокирование ЖД поставок;
– традиционное ежегодное введение ЧП в энергетике и веерные отключения;
– отключения целых городов от газа и отопления;
– столица с миллиардными долгами и без горячей воды;
– возросшие в 3,5 раза долги населения, преодолевшие рекордную отметку в 40 млрд грн и т.д.

Но это все «цветочки», в сравнении с тем, что ждет украинцев предстоящей зимой. Поскольку МВФ настаивает на единой цене газа для населения и промышленности, а также привязке ее к бирже, а правительство Украины ради очередного транша готово пойти на выполнение таких требований, установленная с 1 сентября 2018 года (НАК «Нефтегаз Украины») цена для промышленности 12 249–13 338 грн за тыс. м3 является ориентиром уровня цен для населения. Таким образом, с 1 октября 2018 года цена газа для населения может быть повышена на 76-92%, что приведет к пропорциональному росту тарифов на тепло и горячую воду.

Даже действующие тарифы являются неподъемными для большинства украинцев и не вписываются в их семейный бюджет, подтверждением чему является беспрецедентный рост долгов. По состоянию на 1 августа 2018 года долг населения за жилищно-коммунальные услуги составил 38,7 млрд грн. По состоянию на 01.12.2017 долг населения составлял 30,6 млрд грн. Несмотря на летний период, в который долги всегда сокращались, с декабря 2017 года долг населения за ЖК-услуги вырос на 8,1 млрд грн, или на 26,5%. Наибольший долг население Украины накопило за газ – 16,7 млрд грн. Стоит отметить, что в 2015 году задолженность жителей Украины за жилищно-коммунальные услуги составляла 11,5 млрд гривен (в 3,4 раза ниже, чем сегодня).
Система субсидий тоже трещит по швам, повышения тарифов она просто не выдержит. Изменив правила получения субсидии, Кабмин уже оставил без нее миллионы нуждающихся украинцев, а повышение тарифов их окончательно уничтожит.

Опрометчивые действия власти в тарифной и социальной политике однозначно приведут к обострению ситуации внутри страны, массовым протестам, росту неплатежей и долгов, коллапсу в жилищно-коммунальной и энергетической сферах, хаосу и беспорядкам. А поскольку все это будет происходит в преддверии президентских выборов, многие политические силы постараются возглавить протестные антитарифные движения, которые потом плавно перетекут в предвыборную компанию, повысив рейтинг защитников народа.


Гройсман назвал размер «минималки» с 2019 года

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявляет, что минимальная заработная плата в стране с 1 января 2019 года вырастет до 4170 грн. «На следующий год минимальная заработная плата вырастет с 3723 до 4170 грн», – пообещал глава правительства.

Гройсман также отметил, что данные изменения будут отражены в проекте государственного бюджета на 2019 год, который правительство намерено внести в соответствии с законодательством до 15 сентября.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Естественный рост зарплат как следствие роста экономики, торгового оборота, экспорта и благосостояния страны – позитивный процесс; при этом искусственное, административное повышение минимальной з/п не имеет с ним ничего общего. Население от этого богаче не станет – лишь увеличится и без того высокая налоговая нагрузка на бизнес.

За последние годы в связи с искусственным увеличением «минималки» разорились и закрылись сотни тысяч мелких предприятий и предпринимателей. Созданные сегодня правительством правила ведения мелкого бизнеса абсурдны и невыполнимы, что подтверждается соответствующими расчетами.

Мелкая розничная торговля и торговля на рынке
Самая простая и распространенная форма мелкого предпринимательства – розничная торговля – относится к I группе плательщиков единого налога.  Установленная государством допустимая годовая выручка для I группы – до 300 тыс. грн.
Разделив её на 12 месяцев, получим среднюю выручку в месяц – 25 000 грн, или 1000 грн в день (с выходными).
Учитывая высокую конкуренцию и доступность любых товаров, торговать с наценкой в 100 % и более могут лишь единицы (имеющие эксклюзивный товар, условия или место), для всех остальных хорошо, если торговая наценка составляет 30 %.
Для получения дневной выручки около 1000 грн необходимо купить товар на 769 грн в день и реализовать его за 999,7 грн (с 30 % наценкой).
«Грязная» прибыль в день составит 230,7 грн, или 5767,5 грн в месяц.
Далее мы оплатим аренду торгового места – 2500 грн/мес. (100 грн в день) и налоги – 995 грн (ЕСВ 22 % + единый налог).
В результате остается 2272,5 грн, из которых каким-то образом надо начислить минимальную з/п, установленную Гройсманом, в размере 3723 грн, а после нового года – 4170 грн.

Небольшой магазин без подакцизных товаров
Относится ко II группе плательщиков единого налога; разрешается до 10 наемных работников.
Допустимая годовая выручка – до 1 500 000 грн в год; в месяц – 125 000 грн; в день – 5000 грн.
Торговая наценка – 30%.
Закупочная цена товара – 3846 грн в день.
Цена реализации – 3846*30% = 4999,8 грн.
Грязная прибыль – 1153,8 грн в день.
Грязная прибыль в месяц – 28845 грн.
Минимальная з/п – 3723 грн*5 чел.=18615 грн/мес.
ЕСВ 22 % – 819 грн*5 чел = 4095 грн/мес.
Единый налог – 744,6 грн/мес.
Аренда – 5000 грн/мес.
ЖК-услуги, сигнализация – 4000 грн.
Убыток в месяц – 3609 грн.

Как видно из приведенных примеров, даже при нынешнем размере минимальной з/п, работая честно, можно получить только убытки, причём, в примерах не учитываются неформальные платежи всевозможным проверяющим, взята минимальная стоимость аренды, которая в большинстве случаев – выше. Кроме того, расчеты проведены по максимально допустимой выручке, которая на практике является ниже, к тому же она нестабильна. Поэтому повышение минималки вынуждает украинцев закрывать мелкий бизнес или работать неофициально, а еще большее увеличение налоговой нагрузки только усугубит ситуацию.