Дайджест 3-9/12/2018

Средств на счету правительства стало больше

Остатки средств на Едином казначейском счете по состоянию на 1 декабря 2018 года составили 17,205 млрд грн, что на 17,5 % больше показателя месячной давности. Об этом сообщается на официальном сайте Государственной казначейской службы. Год назад на ЕКС средств было в 3,1 раза больше – 54,1 млрд грн, за ноябрь 2017 года они выросли на 5,54 млрд грн, напоминает «Интерфакс-Украина».

Как сообщалось, остатки средств на едином казначейском счете по состоянию на 1 ноября составили 14,645 млрд гривен.
В то же время, по состоянию на 1 ноября 2017 года остаток на ЕКС был равен 48,564 млрд грн (в 3,3 раза больше).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По состоянию на 01.12.2018 остатки на едином казначейском счету составляли 17,2 млрд грн ($ 614 млн). За аналогичный период предыдущего года – 54,1 млрд грн ($ 2 млрд). Уменьшение средств на ЕКС свидетельствует о низком администрировании бюджетных доходов, что может повлиять на нехватку финансирования бюджетных программ.

По данным Казначейства, с начала года по состоянию на 29.11.18 в государственный бюджет было перечислено 834,2 млрд грн. Таким образом, его доходная часть не выполнена на 25,1 млрд грн, в результате чего у государства возникают трудности с финансированием бюджетных расходов.

Поскольку НБУ уже перечислил всю прибыль (44,6 млрд грн), которая должна перечислятся равномерно до конца года, а НАК «Нафтогаз Украины» уже выплатил 90 % совокупных налоговых и дивидендных платежей за 2017 год, реальное выполнение бюджета более пессимистично, чем показатели кассовой отчетности, а неравномерное распределение прибыли по итогам года приведет к дальнейшему увеличению бюджетного дефицита.

По данным Казначейства, за 10 месяцев текущего года правительство смогло обеспечить финансирование бюджетного дефицита (граничный уровень которого установлен на планке в 86,6 млрд грн) лишь на 6,1 млрд грн (7%), что свидетельствует об острой нехватке денежных средств для финансирования всех бюджетных расходов.  Понимая, в какой критической ситуации находятся государственные финансы, власть решила обеспечить финансирование за счет заемных средств (на любых условиях). В конце октября Минфин привлек средства благодаря размещению евробондов на $ 2 млрд под 9–9,75% годовых, что является самым дорогим размещением в истории (на 0,3–0,4 % выше, чем доходность по существующим бумагам с подобным сроком погашения на рынке). Часть валютных средств после продажи НБУ поступила на гривневый казначейский счет. Однако данных средств в условиях 3 % невыполнения бюджета и отсутствия источников для финансирования дефицита не хватит, чтобы полностью покрыть бюджетные расходы.

Будущие президентские и парламентские выборы могут несоизмеримо увеличить расходную часть бюджета для получения дополнительных политических баллов – следует ожидать, что власть запустит «печатный станок».


Мало платим. В «Нафтогазе» сравнили цены на электричество в Киеве и Европе

Стоимость электроэнергии для бытовых потребителей в Киеве составляет 3,64 евроцента за киловатт/час. Это самая низкая цена среди всех европейских столиц. Об этом сообщил заместитель начальника департамента энергоэффективности НАК «Нафтогаз Украины» Алексей Хабатюк на своей странице в Facebook.

Согласно индексу стоимости электроэнергии для домохозяйств (Household Energy Price Index) за ноябрь 2018 года, Киев находится на последнем, 32 месте, по этому показателю. Предпоследнюю строчку занимает столица Сербии Белград с ценой в 7,23 евроцента за кВт/ч. Средняя стоимость электроэнергии для домохозяйств среди всех европейских столиц – 17,74 евроцента, для столиц стран-участниц ЕС – 18,85 евроцента. Больше всех за электроэнергию платят жители столицы Дании, Копенгагена (32,16 евроцента), столицы Германии, Берлина (30,48 евроцента), столицы Испании, Мадрида (25,04 евроцента).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

В преддверии повышения цены на электроэнергию в Украине, которое запланировано на 2019 год, украинские власти решили в очередной раз напомнить жителям Украины, что они крайне мало платят за свет, приведя в пример цены в Европе. При этом «Публичный аудит» в который раз напоминает как власти, так и гражданам Украины, что применение европейских механизмов ценообразования на газ, электроэнергию и прочие энергоресурсы является не приемлемым для Украины, которая находится на последнем месте по уровню доходов населения в Европе, и около 60 % населения которой не способно оплатить даже действующие тарифы.

В подавляющем большинстве стран ЕС стоимость электроэнергии составляет от 10 до 20 евроцентов за 1 кВт/ч, в Украине – от 3 до 5 евроцентов. Если не углубляться в вопросы доходов, ценообразования, качества услуг, уровня сервиса и ответственности монополий, прав и возможностей потребителей в Украине и странах ЕС, сравнивая только цены, что обычно и делает власть, то грядущее повышение тарифов может показаться вполне обоснованным.

Однако, если обратить внимание на несколько ключевых факторов, то и действующие в Украине тарифы будут выглядеть необоснованно высокими, не говоря уже о планируемом увеличении цен. Сегодня тариф на электроэнергию для населения составляет:
 0,90 грн при объёме до 100 кВт;
 1,68 грн – свыше 100 кВт.

Структура генерации электроэнергии в Украине выглядит следующим образом:
1. Атомные электростанции – 56,46 %.
2. Тепловые электростанции – 28,49 %.
3. Гидроэлектростанции – 7,04 %.
4. Теплоцентрали – 6,54 %.
5. Гидроэлектростанции (малые) – 0,15 %.
6. Ветряные электростанции – 0,68 %.
7. Солнечная энергия – 0,50 %.
8. Биомасса – 0,07 %.
9. Другие – 0,07 %.

Цены, по которым генерирующие предприятия продают электроэнергию на «Энергорынок» по состоянию на сентябрь 2018 года (за 1 кВт):
1. Атомные электростанции – 0,55 грн.
2. Тепловые электростанции – 1,73 грн.
3. Гидроэлектростанции – 1,56 грн.
4. Теплоцентрали – 2,19 грн.
5. Гидроэлектростанции (малые) – 3,76 грн.
6. Ветряные электростанции – 3,42 грн.
7. Солнечная энергия – 6,60 грн.
8. Биомасса – 3,79 грн.
9. Другие – 2,19 грн.

Как видим из официальных цифр ДП «Энергорынок», основную часть генерации в Украине составляет атомная электроэнергия (56,5 %), которая продается на «Энергорынок» по 0,55 грн за кВт, что в 2–3 раза дешевле, чем сегодня платит население.

Средняя цена продажи электроэнергии на «Энергорынок» по состоянию на 10.09.2018 – 1,09 грн за кВт. Средняя стоимость покупки электроэнергии из «Энергорынка» – 1,22 грн за кВт. Средние цены покупки-продажи электроэнергии «Энергорынком» вполне соответствуют тарифам для населения (0,90–1,68 грн). Кроме того, Украина является экспортером электроэнергии.

В 2017 году страна экспортировала 5,2 млрд кВт-ч. на общую сумму $ 235,5 млн (6,26 млрд грн). Таким образом, средняя экспортная цена электроэнергии в 2017 году составила 1,20 грн за кВт, что на 28,6 % ниже, чем тариф для населения при потреблении свыше 100 кВт в месяц.

Приведенные официальные данные четко указывают на то, что действующий тариф для населения существенно выше цены покупки-продажи электроэнергии «Энергорынком», а также экспортной цены, поэтому заявления НКРЭКУ о необходимости повышения тарифов являются абсолютно не обоснованными.

Кроме того, возможности европейских и украинских потребителей в плане выбора поставщика услуги, гарантии качества поставляемых услуг, защиты прав потребителей, уровня сервиса, ответственности и возможности защитить свои права – просто несравнимы.

И, наконец, наиболее важное – уровень доходов в Украине и Европе (средняя з/п брутто):
Украина – $ 324;
Молдова – $ 343;
Грузия – $ 424;
Косово – $ 482;
Армения – $ 500;
Беларусь – $ 503;
Казахстан – $ 524;
Албания – $ 565;
Азербайджан – $ 574;
Россия – $ 596;
Турция – $ 607;
Македония – $ 659.


Долги за коммунальные услуги продолжают расти

По данным Госстата, на конец октября 2018 года задолженность населения по уплате ЖКУ составляла:
• за поставки природного газа – 18 млрд грн;
• за централизованное отопление и поставки горячей воды – 10,2 млрд грн;
• за содержание домов, сооружений и придомовых территорий – 4 млрд грн;
• за централизованное снабжение холодной воды и водоотвод – 3,1 млрд грн;
• за вывоз бытовых отходов – 600 млн грн;
• за поставки электрической энергии – 4 млрд грн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

За 1 месяц долг населения Украины за ЖКУ вырос на 1,7 млрд грн. Общий долг населения за жилищно-коммунальные услуги на конец октября составил 39,9 млрд грн и это при том, что в октябре платежки с новыми повышенными тарифами еще не приходили.

Непрерывно растущие долги населения за жилищно-коммунальные услуги свидетельствуют о том, что установленные властью тарифы не соответствуют уровню доходов граждан и являются непосильными для большинства украинцев, а система социальной защиты не работает в достаточной степени.

Миллионы наших сограждан из-за безответственной и неграмотной социально-тарифной политики власти, из самодостаточных людей, самостоятельно платящих по своим счетам, превратились в нищих, не способных оплатить даже самые простые бытовые потребности своей семьи.

На конец октября 2017 года общий долг населения за ЖК-услуги составлял 28,4 млрд грн, а в октябре 2018 года он уже вырос до 39,9 млрд грн, это +11,5 млрд грн за год. Всего за 1 год долги населения выросли на 40,5%, а с 2015 года на 247% (с 11,5 млрд грн до 39,9 млрд грн). Такие катастрофические темпы роста долгов за коммуналку, для нормального правительства, являются четким сигналом провала проводимой социальной и тарифной политики. Если 3-й год подряд ЖК-долги растут в геометрической прогрессии, значит установленные властью тарифы не соответствуют уровню жизни в стране и доходам населения, а действующая система социальной защиты населения является неэффективной и не достаточной.

Несмотря на все негативные последствия от решений, принятых в тарифной и социальной политике, власть упорно продолжает двигаться по пути разорения украинских домохозяйств, повышая ЖК-тарифы, которые и без того являются непосильными для большинства населения.

Еще больше усугубляет ситуацию сужение и сокращение социальной защиты населения (субсидий). В октябре 2017 года субсидии получало 6,04 млн семей, а в октябре 2018 года получателей субсидий осталось всего 1,49 млн семей. За последний год численность субсидиантов была сокращена в 4 раза, субсидию потеряло 4,55 млн семей или 11,74 млн украинцев.

Единственным вариантом решения проблем с долгами населения правительство видит их реструктуризацию. Но сложность и неэффективность реструктуризации заключается в том, что при возникновении долга семью лишают субсидии, вследствие чего долг растет в геометрической прогрессии, большинство должников не способны погасить его даже частями.

Неэффективность реструктуризации подтверждается и официальными статистическими данными. Так в январе-октябре 2018 года с населением было заключено всего 64,2 тыс. договоров по погашению реструктуризированной задолженности на общую сумму 0,44 млрд грн, а сумма внесенных платежей составила всего 0,25 млрд грн. Общий долг населения растет более чем на 40% в год, а за счет реструктуризации его удается сократить всего на 1% в год.

Ситуацию может исправить лишь полное или частичное списание долгов населению, снижение тарифов и предоставление субсидий, несмотря на наличие долга. Но рассчитывать на это можно, в лучшем случае, при новом правительстве.


Аграрии обновили рекорд по сбору зерновых

Украинские аграрии намолотили 69,3 млн тонн зерновых с площади 14,6 млн га. Об этом сообщила пресс-служба Министерства аграрной политики и продовольствия в среду, 5 декабря.

Напомним, ранее первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Максим Мартынюк заявлял, что в стране ожидается второй по рекордности урожай зерновых. «На данный момент, когда уборка зерновых еще продолжается, имеем больше чем 66 млн тонн, что уже превосходит предыдущий наивысший показатель 2016 года», – прокомментировал изменившиеся результаты замминистра.

Экспорт зерновых прогнозируется на уровне 42,5 млн тонн, однако, по словам Мартынюка, это во многом зависит от способности «Укрзализныци» оперативно решить текущие логистические проблемы и обеспечить ритмичную поставку зерна в порты.

Ранее Минагропрод прогнозировал урожай зерновых в текущем сезоне до 64 млн т. Учитывая достаточно благоприятные погодные условия для поздних яровых культур, в этом году удалось достичь рекордного урожая (прошлогодний рекорд – 66 млн т).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным Минагропрод, урожайность в этом году – 47,4 ц/га. Кукурузы собрано 34,1 млн тонн с площади 4,4 млн га (97% к прогнозу, при урожайности 77 ц/га), а гречихи – 136 тыс. тонн с площади 108 тыс. га (99% к прогнозу, при урожайности 12,6 ц/га).

По данным Государственной фискальной службы, с начала 2018/19 маркетингового года по состоянию на 6 ноября Украина экспортировала более 19,5 млн т зерна. В частности, экспорт пшеницы составил более 9,5 млн т, ячменя – 3 млн т, кукурузы – более 6,2 млн т. Экспорт муки составил 70,9 тыс. т.

По итогам 2017/18 маркетингового года Украина экспортировала 39,4 млн тонн зерновых, что на 10% ниже показателя за аналогичный период 2016-2017 маркетингового года, вследствие более худших погодных условий. При этом выручка от экспорта зерновых осталась на уровне предыдущего года – $ 6,4 млрд, за счет более удачной ценовой конъюнктуры и незначительной девальвации. Транспортировка 99% всех зерновых происходила морским транспортом (39 млн т).

Однако в стране существуют серьезные проблемы с логистикой до портов. «Укрзализныця» не успевает обеспечивать транспортировку, вследствие дефицита локомотивов и вагонов, а также их эффективного распределения. Данная проблема также касается и промышленных товаров.

Следует отметить, что в условиях, когда агрохолдинги из года в год увеличивают земельные банки для производства агросырья в ущерб среднему и малому агробизнесу, даже в благополучные годы происходит опасное балансирование на грани несоответствия между количеством выращенного и экспортируемого.

Главным показателем продовольственного благополучия населения является не экспорт, а использование зерна (переработка) внутри государства. США в новом маркетинговом году намерены экспортировать 26 млн т, страны ЕС – 29 млн т, а из Украины заявок меньше чем 35 млн т не бывает.

В целом, сельскохозяйственная продукция имеет низкую долю добавленной стоимости. Кроме того, неготовая продукция, которая продается на бирже, является очень рискованной, так как зависит от колебаний мировых цен. В последние четыре года ускоренными темпами в Украине проводится деиндустриализация, потерян научный потенциал, состоялся отток профессиональных кадров, а реальные доходы украинцев упали. Сегодня у Украины нет шансов быть аграрной страной и при этом иметь достойный уровень жизни населения.


В Украине открыли новое месторождение газа

В ноябре АО «Укргаздобыча» открыло четвертое с начала года месторождение газа в Харьковской области, об этом, сообщает пресс-служба компании. «На этапе геологического изучения, по оценке “Укрниигаза”, запасы открытого месторождения составляют как минимум 400 млн куб. м, а перспективные ресурсы месторождения в целом могут составить около 3,7 млрд куб. м голубого топлива», – говорится в сообщении.

Отмечается, что открытие месторождения состоялось после завершения бурения и испытания поисковой скважины, которая была заложена по результатам анализа геологического строения площади. Сегодня на новом месторождении проводят работы по обустройству скважины и вводу ее в пробную эксплуатацию; также продолжаются поисково-разведочные работы.

В «Укргаздобыче» напомнили, что с начала года уже открыто три новых месторождения в Харьковской области на участках недр, спецразрешения на которые были получены до 2017 года. Перспективные ресурсы четырех новых месторождений в целом составляют 8,2 млрд кубометров голубого топлива.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Несмотря на то, что жители Харьковской или Полтавской областей могут наблюдать добычу газа фактически из окна своего дома, платить за газ, добытый у них «во дворе», приходится втридорога (цена газа на немецком хабе + стоимость его доставки из Дюссельдорфа). Так решили Порошенко, Гройсман и депутаты ВР, совместно с МВФ.

Власть рассказывает народу сказки о будущей энергонезависимости, о несуществующем рынке, об отказе от российского газа, а тем временем продает людям их собственный газ по грабительским, выдуманным формулам. Идя во власть действующие политики говорили, что украинский газ должен стоить для населения $ 50, а тарифы должны быть снижены – это было одним из требований Майдана. Но получив власть обещания не были ими выполнены. Более того, все с точностью до наоборот: нам стали рассказывать, что газ очень дорогой, добывается его очень мало, населению его не хватает, поэтому тарифы на него надо повысить в 10 раз.

На бирже газ действительно дорогой и импортировать его недешево, но, к счастью, Украина богата собственными запасами голубого топлива, благодаря чему тарифы для населения могут быть доступными, а не грабительскими. При годовом объеме добычи украинского газа в 20,8 млрд м3 потребность населения и ТКЭ составляет 15,8 млрд м3, что дает украинцам уникальную возможность полностью обеспечивать себя внутренними ресурсами и не зависеть от биржевых котировок, чего не могут себе позволить большинство европейских стран, не имеющих собственных ресурсов.

В соответствии со статьей 13 Конституции Украины, Земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности украинского народа. Однако украинский народ, за исключением небольшой группы приближенных к власти структур, не видит этой своей конституционной собственности и денег от ее продажи и использования.

Несмотря на всеобщее обнищание и войну, во время которой власть должна всячески поддерживать людей, а не добивать их бесконечными повышениями цены на жизненно важные товары и услуги, подход действующей власти к тарифообразованию базируется не на минимально возможной цене газа для населения (исходя из фактических затрат, понесенных на его добычу и транспортировку), а на максимально возможной цене, по которой наш газ можно продать не нам, а кому-то другому.

При действующем подходе к формированию тарифов на газ, сколько б скважин не пробурили в Харькове, Полтаве или Сумах, сколько б газа не добыли – дешевле для населения он не будет, поскольку его цена зависит не от объема и стоимости собственной добычи, а исключительно от котировок на немецкой бирже и стоимости его доставки из Германии.
Сегодня, в канун выборов, города пестрят бигбордами «Снижу тарифы в 2 раза», «Снижу цену на газ в 4 раза», но практика последних 5 лет показала, что риторика политиков до выборов и после абсолютно противоположная. Нет никаких гарантий, что обещания снизить тарифы будут исполнены – доказано историей современной Украины. При желании найдутся тысячи причин, почему это нельзя сделать, будут обвиняться предшественники, МВФ или Россия и так будет до тех пор, пока народ не научиться дружно и сплоченно спрашивать по полной со всех политиков за все предвыборные обещания, только тогда политики станут ответственными, а обещания будут исполняться.


Аграриям урезали госпомощь на 2 млрд грн

Верховная Рада внесла изменения в государственный бюджет на 2018 год, сократив финансирование по трем программам поддержки аграриев. Соответствующие изменения поддержали 242 народных депутата, сообщается на сайте парламента.

В целом финансирование сократилось на 2,1 млрд грн – до 4,2 млрд грн. Согласно пояснительной записке к законопроекту, финансирование по бюджетной программе поддержки отрасли животноводства уменьшается на 979 млн грн – до 3 млрд грн, фермерских хозяйств – на 850 млн грн, до 150 млн грн, сельхозтоваропроизводителей – на 250 млн грн, до 695 млн грн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Согласно принятому законопроекту, дотации для аграриев утверждены на уровне 4,2 млрд грн, что на 2,7 млрд грн меньше предусмотренной поддержки в проекте к первому чтению. На сегодня доля агросектора в ВВП страны приближается к 20 %, а в общем объеме экспорта на аграрную продукцию приходится около 40 %. Кроме того, развитие отрасли существенно опережает темпы роста экономики в целом. Особенно это заметно на фоне продолжающейся деиндустриализации.

Прямые дотации аграриев появились в связи отменой льгот по НДС в аграрной сфере. Следует отметить, что целью применения спецрежима НДС для аграриев была поддержка мелкого с/х производства, которое требует значительного оборотного капитала, а отмена льгот негативно повлияла на развитие мелкого и среднего с/х производства.

Кроме того, сокращение льгот в агросекторе не повлекло увеличение поступлений в бюджет, так как государство гарантировало эквивалентную поддержку виде дотаций.  В госбюджете на 2017 год на данную сферу было выделено 5,5 млрд грн, при этом в 2018-м – уже 6,3 млрд грн.

В период действия спецрежима НДС деньги аграриям возмещали пропорционально уплаченному объёму НДС: чем больше партия товара, тем, соответственно, больше НДС возвращалось производителю. После того, как спецрежим отменили, дотации решили начислять, исходя из доли животноводства в общем объёме производства компании, вследствие чего мелкие фермеры вообще перестали получать госпомощь.

Наибольшую долю всех дотаций (42 %) получила группа компаний «Мироновский хлебопродукт» (экс-главы АП Ю. Косюка). Вторым крупнейшим получателем дотаций являются компании агрохолдинга «Авангард» (14 %), что свидетельствует о распределении средств приближенным к руководству страны крупным аграриям.

Важно, чтобы политика налоговых льгот была экономически целесообразна. Так, уменьшение налоговой нагрузки должно приводить к росту деловой активности и компенсации потерь. Кроме того, в случае внедрения неэффективной политики налоговых льгот некоторые бюджетные расходы могут остаться без финансирования, что увеличит бюджетный дефицит.


Украина нарастила импорт угля

Расходы на закупку угля достигли $ 2,7 млрд. При этом доля России в импорте составила почти 62 %. Украина в январе–ноябре 2018 года увеличила импорт угля каменного и антрацита на 9,9 % – на 1 млн 719 тыс. тонн, до 19 млн 95 тыс. тонн, – по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

Об этом сообщает «Интерфакс–Украина» со ссылкой на данные Государственной фискальной службы в пятницу, 7 декабря.
Уголь был импортирован на общую сумму в почти $ 2,7 млрд, что на 10,8 % больше, чем в январе–ноябре 2017-го – $ 2,43 млрд.
При этом из России поступил уголь на $ 1,667 млрд (доля в импорте – 61,91 %), США – на $ 806 млн (29,94 %), Канады – на $ 128,6 млн (4,78 %), других стран – на $ 91 млн (3,37 %).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

До 2014 года Украина добывала в 2,4 раза больше угля, чем сегодня. Основной объём добычи обеспечивал Донецкий каменноугольный бассейн: его запасы достигали 240 млрд тонн, там находились практически все марки угля (антрацит, коксующийся и газовый).

На подконтрольной центральной власти территории осталось только 35 шахт, причём, ни одна из них не добывает антрацитовый уголь. Сегодня антрацит импортируется Украиной на 100 %, своего не осталось. Общий объём добычи угля всех марок в Украине упал с 83,69 млн тонн в 2013 году до 34,92 млн тонн в 2017 году. Следствием падения добычи стало пропорциональное увеличение импорта.

Валютные расходы Украины на покупку угля в 2016 году достигли $ 1,46 млрд, в 2017 году – выросли на 87 % (до $ 2,74 млрд), а за 11 месяцев 2018 года увеличились ещё на 10 %. Несмотря на постоянную антироссийскую пропаганду властей, доля российского угля в общих показателях импорта неуклонно растет. В денежном эквиваленте объём импорта угля из РФ в 2016 году составлял $ 0,9 млрд, в 2017 году – $ 1,55 млрд, за 11 месяцев 2018 года – $ 1,67 млрд. В 2017 году доля импорта из РФ составляла 56,6 %, а за 11 месяцев 2018 года она возросла до 62 %. Начиная с февраля 2017 года, после организованной «активистами» блокады Донбасса, возникла потребность в крупных поставках импортного угля. При этом со стороны ОРДЛО никаких препятствий поставлять уголь на территорию Украины не было – это исключительно инициатива украинской стороны.

Отказавшись от угля из Донбасса, Украина начала тратить валюту на поставки из США, ЮАР и РФ, за который могла бы платить гривнами, по более низкой цене, экономя на доставке. Представители правящих партий в Украине «на публику» называют Россию «агрессором» и «оккупантом», голосуют за соответствующие законы, не упускают возможности показательно выругаться на камеру в сторону России и всего, что с ней связано, но при этом наша страна наращивает импорт угля из РФ. Всего за 2017 год Украина понесла дополнительные расходы на закупку угля в суме $ 1,3 млрд, а по итогам 2018 года размер дополнительных расходов составит около $ 1,5 млрд.

Действующая власть ради получения в текущем году транша МВФ в $ 1,5 млрд, который необходимо потом ещё и вернуть с процентами, готова идти на антисоциальные и крайне непопулярные решения, повышая тарифы, урезая субсидии и вводя абонплату за ЖК-услуги, тогда как $ 1,5 млрд можно было ежегодно получать в виде экономии на закупках угля, эти деньги не нужно никому возвращать и нет необходимости принимать антисоциальные решения по увеличению тарифов.
Однако для этого необходимо идти на взаимные уступки, сближаться с Донбассом и двигаться по пути мира, что крайне противоречит целям власти, которая занимается разделением общества и нагнетанием обстановки в стране.


Украина заработала почти $ 300 млн на экспорте электроэнергии

Украина в январе-ноябре 2018 года экспортировала электроэнергию на сумму $297,62 млн, в том числе в ноябре на $31,5 млн.
Об этом сообщает Интерфакс-Украина со ссылкой на данные Государственной фискальной службы в пятницы, 7 декабря.
В частности, в Венгрию поставлена электроэнергия на $170,7 млн, Польшу – на $70,8 млн, Молдову – на $48 млн, другие страны – на $8,1 млн.

Кроме того, Украина за указанный период импортировала электроэнергию на $1,316 млн (из РФ – на $1,245 млн, Беларуси – на $0,064 млн, Молдовы – на $0,008 млн).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Объем экспорта электроэнергии из Украины за последние 5 лет значительно сократился. В «дореволюционные годы» (2012–2013 гг.) Украина экспортировала около 10 млрд кВт-ч электроэнергии, что обеспечивало приток в страну валютной выручки в сумме $ 570–580 млн ежегодно.

После прихода к власти в Украине «новой реформаторской команды» объем экспорта электроэнергии сократился почти втрое, упав до 3,6 млрд кВт-ч в 2015–2016 годах, что составило в денежном эквиваленте всего $ 150,1 млн (2015) – $ 152,1 млн (2016).
В 2017–2018 годах объем экспорта электроэнергии в сравнении с провальными 2015–2016 годами немного восстановил позиции. За 2017 год объем экспорта ЭЭ составил 5,166 млрд кВт-ч на общую сумму $ 235,5 млн, что на 57% больше, чем в 2015–2016 годах, но на 59% меньше, чем в 2013 году. По итогам 2018 года планируется выйти на объем экспорта в 5,85 млрд кВт-ч, за 11 месяцев выручка от экспорта ЭЭ составила $ 297,62 млн.

В «дореволюционные годы» основным импортером украинской электроэнергии была Беларусь, которая ежегодно закупала 3,5–4 млрд кВт-ч на сумму свыше $ 230 млн (равна общему объему экспорта в 2017 году). Из-за конфликта на Востоке, украинские ТЭС начали испытывать нехватку угля, который добывается на шахтах Донбасса. Как следствие, в стране появился дефицит электроэнергии для внутренних нужд. Поэтому с 1 октября 2014 года Украина остановила экспорт ЭЭ в Беларусь.

Начиная с 2016 года правительство рассказывает о скором возобновлении поставок электроэнергии в Беларусь, об успешных переговорах в этом направлении, но по сей день это остается лишь разговорами. Из-за сбоев с поставками угля, Украина перестала быть надежным поставщиком электроэнергии, в результате чего контракты на поставку в Беларусь перешли к российским компаниям. Украина потеряла крупнейшего клиента, а вместе с ним и половину объема экспорта электроэнергии.