Дайджест 30/04-06/05/2018

В марте долг населения за коммунальные услуги вырос почти на 2 млрд грн

В марте суммарный долг украинцев за жилищно-коммунальные услуги увеличился на 4,9 %, или на 1 795,1 млн грн – до 38 618 млн грн по сравнению с февралем. Об этом сообщила Государственная служба статистики. Долг за квартирную плату по состоянию на 1 апреля 2018 года уменьшился на 574,7 млн грн – до 3 269,8 млн гривен. Долг за отопление и горячее водоснабжение увеличился на 1 142,2 млн грн – до 15 544,1 млн гривен. Долг за газоснабжение увеличился на 1 255,5 млн грн – до 17 645,2 млн гривен.

В марте среди регионов наибольшая задолженность за отопление и горячее водоснабжение зафиксирована в Киеве (3 315,029 млн гривен), Харьковской (2 650,837 млн гривен) и Днепропетровской областях (2 497,778 млн гривен); за газоснабжение – в Харьковской (2 257,492 млн грн), Днепропетровской (2 193,620 млн грн) и Киевской (2 237,962 млн грн) областях. Наибольшая задолженность по квартирной плате в марте зафиксирована в Киеве (682,102 млн грн), Днепропетровской (684,914 млн грн) и Донецкой (311,263 млн грн) областях.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По состоянию на 01.04.2018 года долг населения за жилищно-коммунальные услуги побил очередной рекорд – общая сумма составила 42,7 млрд грн, в т.ч.:
• газ – 17,6 млрд грн;
• отопление и горячая вода – 15,5 млрд грн;
• электроэнергия – 4,2 млрд грн;
• содержание дома и придомовой территории – 3,3 млрд грн;
• вода – 1,7 млрд грн;
• вывоз мусора – 0,4 млрд грн.

На начало 2018 года сумма долга была 32,3 млрд грн, а на 01.12.2017 – 30,6 млрд грн. Ежемесячно долг населения за ЖК-услуги растет в среднем на 2,5 – 3 млрд грн. Рост долгов немного замедляется в летний период и снова возрастает в отопительный сезон. Причем восходящий тренд сохраняется с 2015 года.

В 2015 году задолженность жителей Украины за жилищно-коммунальные услуги составляла 11,5 млрд гривен. Всего за 3 года, в результате безграмотной, безответственной тарифной и социальной политики, долги населения выросли в 3,7 раза. Если текущий тренд роста долгов сохранится (что неизбежно без кардинальных изменений в тарифной и социальной политике государства), к концу текущего года нас ждет долг населения в 55¬–60 млрд грн, что равно полугодовому объему платежей. Это равносильно тому, что все 42,5 млн украинцев не платят ни копейки за ЖК-услуги на протяжении 6 месяцев.

С началом отопительного сезона ситуацию может усугубить искусственное сокращение на 20% числа получателей субсидий, а также планируемое повышение тарифов. С такими долгами, большая часть поставщиков газа, тепла, электричества и воды будут вынуждены прекратить предоставление услуг. Единичные случаи отключений городов из-за долгов мы уже наблюдали в конце 2017 – начале 2018 года. Если ситуация кардинальным образом не изменится, в отопительный сезон 2018-2019 гг. мы столкнемся с отключениями в масштабах всей страны, и не потому, что монополисты плохие или люди жадные, а потому что и те, и другие стали заложниками безответственной политики действующей власти.


«Нафтогаз» проиграл суд по Северному потоку – СМИ

Общий суд Евросоюза отклонил иск «Нафтогаз Украины» против Европейской комиссии с требованием отменить решение от 28 октября 2016 года, которое позволяет «Газпрому» увеличить использование мощностей газопровода Opal и объемы прокачки газа по «Северному потоку». Об этом свидетельствует опубликованное в базе документов ЕС распоряжение. «Ходатайство отклоняется как неприемлемое», — говорится в документе.
Отмечено, что соответствующий иск «Нафтогаз Украины» подал в марте 2017 года.

Как сообщается, «Нафтогаз» аргументировал свой иск тем, что решение было принято за пределами полномочий комиссии. Газопровод OPAL был построен в 2011 году как продолжение «Северного потока» на суше. Средняя пропускная способность газопровода составляет 34-36 млрд кубометров природного газа в год. Основное назначение OPAL – поставки природного газа от «Северного потока» в Германию (около 4,5 млрд кубометров в год) и Чехию (около 30 млрд кубометров в год).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

 

До 2016 года газопровод «Северный поток» работал на условиях Директивы Комиссии ЕС и 2009/73/ЕС, которая является частью широко известного «Третьего энергопакета». Согласно ее положениям, один поставщик не может использовать более 50% от общей транзитной мощности газопровода. Соответственно, у «Газпрома» была возможность использовать только эти 50% мощности потока. В октябре 2016 года Еврокомиссия дала разрешение «Газпрому» на расширение с 50% до 90% использования мощностей газопровода OPAL. Это вызвало недовольство сразу нескольких стран, в том числе Украины и Польши, которые боялись потерять транзит через свою территорию. Польский нефтегазовый концерн PGNiG подал иск, в котором оспорил решение ЕК. «Нафтогаз» также объявил о решении присоединиться к иску PGNiG. В результате, в конце декабря 2016 года решение о расширении доступа «Газпрома» к трубопроводу OPAL было приостановлено в рамках обеспечительных мер. Однако уже в июле 2017 Европейский суд юстиции снял обеспечительные меры по иску Польши о доступе к газопроводу, а в октябре 2017 г. Высший земельный суд Дюссельдорфа отменил все ограничения на проведение аукционов на мощности газопровода OPAL. Таким образом, «Газпром» получил полную возможность использовать 90% пропускной способности газопровода.

Европейский суд юстиции общей юрисдикции отклонил иск «Нафтогаза» к Еврокомиссии еще в марте этого года, вот только широкую известность эта новость получала сегодня, спустя почти 2 месяца. По данным «Нафтогаза», благодаря решению Еврокомиссии по OPAL, транзитные потери Украины составят 13,5-14,5 млрд куб топлива в год, а транзитные доходы сократятся на $ 395-425 млн. Однако формально OPAL не относится к системе поставок газа, которые осуществляются через Украину. Он напрямую обеспечивает Германию, а в Чехию газ поставлялся в счет квоты 50%, которые и были у «Газпрома» до решения ЕК.

Истинная причина судебных исков как Украины, так и Польши –попытка преградить начало запуска проекта «Северный поток-2», способного «убить» украинскую ГТС и существенно снизить прибыль польских компаний, занимающихся продажей и транспортировкой природного газа. По заключительному решению европейских институций в отклонении исков, можно смело говорить про незаинтересованность Европы в целом поступаться своими интересами в угоду как Украины, так и Польши.


Дефицит платежного баланса в марте составил $ 75 млн

С начала года дефицит текущего счета составил $ 603 млн, в январе-феврале 2017 он составлял $ 357 млн. Объемы экспорта в марте составили $ 3,7 млрд и сократились на 4,1% в годовом измерении. В то же время объемы импорта товаров составили $ 4,4 млрд. Рост импорта товаров существенно замедлился – до 0,7%.

В марте сводный платежный баланс сформирован с незначительным дефицитом на уровне $ 75 млн. По итогам трех месяцев его отрицательное сальдо составило $ 272 млн. Вследствие дефицита сводного платежного баланса и выплат по кредитам МВФ международные резервы Украины по состоянию на начало апреля сократились до $ 18,2 млрд.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Согласно данным НБУ, в марте 2018 года платежный баланс сведен с дефицитом на сумму $ 75 млн. По итогам трех месяцев его отрицательное сальдо составило $ 272 млн. Основным катализатором образования дефицита платежного баланса стали более высокие показатели импорта над экспортом и отток капитала, вследствие выплат по внешним обязательствам.

Объемы экспорта в марте составили $ 3,7 млрд, сократившись на 4,1% в годовом измерении. Сокращению экспорта способствовали: снижение стоимостных объемов экспорта продовольственных товаров (на 16,2% к предыдущему году); замедление роста экспорта металлургической продукции (до 14,2% к предыдущему году); уменьшение экспорта железных руд (на 9,3% к предыдущему году). В то же время, в отличие от экспорта товаров, продолжался рост экспорта услуг. Темпы роста ускорились благодаря увеличению экспорта трубопроводного транспорта и IT-услуг. Всего за первые три месяца 2018 экспорт товаров и услуг составил $ 13,8 млрд.

Объемы импорта товаров в марте составили $ 4,4 млрд. Так, существенно сократились объемы импорта техники с/г назначения, (на 28,9% к предыдущему году) и легковых автомобилей (на 9,4% к предыдущему году), замедлился и рост импорта продукции химической промышленности (до 5,7% к предыдущему году), в том числе из-за уменьшения объемов закупок фармацевтической продукции. В целом в январе-марте импорт товаров и услуг составил $ 15,5 млрд.

Чистый приток по финансовому счету составил $ 686 млн, в связи с привлечением средств частным сектором. Чистый отток по операциям госсектора составил $ 36 млн.

С начала года в Украине фиксируется активный приток иностранного капитала (в связи с ростом учетной ставки НБУ до 17%). Нерезиденты инвестируют преимущественно в краткосрочные инструменты. Потенциально приток коротких горячих денег может нести риски для внешней устойчивости экономики, в связи с последующим выводом денег с процентами. Такая рисковая сверхприбыль привлекательна, прежде всего, для спекулянтов-нерезидентов, либо компаний, подконтрольных власти, которые могут быть уверены в возврате вложенных средств и, по сути, скрыто разворовывают бюджетные средства.

По итогам января-марта 2018 г. привлечено в госбюджет 24,7 млрд грн, $ 0,8 млрд и € 0,12 млрд по размещённым ОВГЗ. При этом, срок обращения облигаций по гривневым ОВГЗ на 22,4 млрд – меньше года, а средневзвешенная доходность – 16,56%, что существенно увеличивает долговую нагрузку.
За 8 дней, в период с 18 по 26 апреля, портфель ОВГЗ в руках нерезидентов сократился на 2,3 млрд грн. 18 апреля портфель нерезидентов был 14,2 млрд грн, а на 27 апреля – уже 11,8 млрд грн. Поэтому в краткосрочной перспективе ожидается девальвация национальной валюты в связи с выходом нерезидентов с государственных ценных бумаг.

Чистое поступление прямых иностранных инвестиций в марте уменьшилось на 42% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года – до $ 105 млн. Согласно прогнозам международного рейтингового агентства Fitch, дефицит текущего счета в Украине в 2018 году увеличится до 5,5% ВВП. Общепринято считать, что дефицит свыше 3% ВВП – является повышенным, свыше 5% – опасным и говорит о наличии рисков для платежного баланса, в случае остановки притока капитала. В целом, дефицит платежного баланса в Украине свидетельствует о неконкурентоспособности отечественных товаров и услуг на мировом рынке, активном вмешательстве импортной продукции, несовершенстве и низкой привлекательности нерезидентов к внутреннему рынку капиталов.

Также с учетом того, что объём чистых международных резервов составил по итогам октября $ 6,35 млрд, в условиях прогнозируемого дефицита внешней торговли товарами и услугами на $ 7,7 млрд (прогноз КМУ), будущих выплатах по кредитам (государственным и корпоративным) – на валютном рынке в среднесрочной перспективе подтверждаются высокие девальвационные риски.


В Украине дорожают мясо и овощи

Все виды мяса, за исключением курятины, подорожали в Украине с начала 2018 года. Также прибавили в цене овощи.
Свинина подорожала на 7,65 грн (7,76%) – до 106,28 грн за килограмм. Говядина прибавила в цене 13,73 грн (11,38%) – до 134,34 грн. А вот курица даже стала немого дешевле на 4,06 грн (4,43%) – 95,75 грн.

С начала года выросли также подорожали овощи: свекла прибавила в цене 53,6% – до 11,7 грн за кг, картофель 43% (до 8,8 грн за кг), лук – 20,4% (до 6,5 грн за кг). Немного подешевел сахар – на 1%, до 16 грн за кг, и гречка – на 8,2%, до 22,4 грн за кг.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

В начале своего премьерства Гройсман обещал «показать, как управлять страной», а в начале 2017 года обещал полноценный экономический рост: «Год, в который мы вошли, простым не будет – мы все это понимаем. Но он однозначно будет годом начала нашего полноценного экономического роста. Об этом сегодня можно уверенно говорить по данным, которые сигнализируют, что началась активизация внутренних процессов в экономической жизни, а это, без сомнения, отразится на конечных показателях».

2017 год и начало 2018 действительно продемонстрировали полноценный рост, но не экономики, а цен на все без исключения товары и услуги. С начала 2017 года цены выросли от 5% до 80%, а на некоторые товары до 160%:
• Рис +14,9% – с 20,38 до 23,42 грн.
• Хлеб пшеничный +24,3% – с 11,99 до 14,90 грн.
• Хлеб ржаной +24,9% – с 12,68 до 15,84 грн.
• Макаронные изделия +9,8% – с 13,76 до 15,11 грн.
• Мука +14,2% – с 8,53 до 9,74 грн.
• Манка +7,1% – с 11,02 до 11,80 грн.
• Крупа ячневая +24,9% – с 8,06 до10,07 грн.
• Пшено +84,2% – с 9,14 до 16,84 грн.
• Говядина +36,6% – с 89,46 до 122,15 грн.
• Свинина +41,5% – с 77,59 до 109,80 грн.
• Курица +28,4% – с 42,12 до 54,08 грн.
• Филе куриное +24,8% – с 72,19 до 90,07 грн.
• Колбаса вареная +26% – с 67,82 до 85,44 грн.
• Рыба мороженная +4,7% – с 65,43 до 68,51 грн.
• Молоко +23,4% – с 17,93 до 22,13 грн.
• Творог +20,7% – с 75,77 до 91,49 грн.
• Сметана +23,5% – с 42,24 до 52,17 грн.
• Яйца +23,9% – с 22,02 до 27,29 грн.
• Масло сливочное +23,1% – с 29,68 до 36,53 грн.
• Масло подсолнечное +4,6% – с 32,97 до 34,48 грн.
• Сало +63,4% – с 43,77 до 71,51 грн.
• Яблоки +62% – с 12,15 до 19,68 грн.
• Капуста +83,3% – с 4,07 до 7,46 грн.
• Лук +36% – с 4,64 до 6,31 грн.
• Свекла +160,8% – с 4,16 до 10,85 грн.
• Морковь +134% – с 4,67 до 10,93 грн.
• Картофель +35,8% – с 4,58 до 7,58 грн.
• Водка (0,5) +14,2% – с 71,38 до 81,54 грн.
• Вино столовое (0,75) +13% – с 52,42 до 59,24 грн.
• Пиво (0,5) +12,3% – с 12,54 до 14,08 грн.
• Аренда 1-к квартиры +14,5% – с 2675 до 3062 грн.
• Антибиотики укр. (10 таб.) +8,6% – с 13,58 до 14,75 грн.
• Антибиотики имп. +9,7% – с 91,60 до 100,48 грн.
• Жаропонижающие укр. +18,7% – с 6,27 до 7,44 грн.
• Жаропонижающие имп. +12,3% – с 11,39 до 12,79 грн.
• Стоматологические услуги +22,1% – с 317,9 до 388 грн.
• Бензин А95 +22,4% – с 23,97 до 29,33 грн.
• Бензин А92 +22,9% – с 23,19 до 28,50 грн.
• Дизельное топливо +26% – с 21,50 до 27,09 грн.
• Авто-газ +5,8% – с 12,05 до 12,75 грн.
• Проезд в городском транспорте +31,3% – с 2,46 до 3,23 грн.
• Дошкольное образование (в день) +16,5% – с 14,81 до 17,26 грн.
• Страхование транспорта +7,2% – с 799 до 856 грн.

Основная масса товаров и услуг в приведенном списке до недавнего времени подлежала государственному регулированию и контролю, которые были отменены по инициативе Гройсмана в 2017 году. Такое решение премьер мотивировал снижением административного давления на бизнес, устранением избыточного вмешательства государства в экономические процессы, развитием конкуренции. Глава Кабмина прогнозировал, что это приведет к снижению цен. Но, как видим, результат от отмены госрегулирования цен на социальные товары и услуги оказался прямо противоположный ожидаемому правительством.

Когда чиновник уровня Премьер-министра инициирует изменения в регуляторную политику страны, а его инициатива дает обратный результат, он должен нести ответственность за свои действия и инициативы. Если Премьер говорит, что его решение приведет к снижению цен, а они наоборот вырастают – значит его решение было ошибочным, он должен это признать и понести ответственность за свои непрофессиональные действия, нанесшие ущерб всем гражданам Украины.


Украина должна погасить $ 27 млрд долга – Гройсман

Премьер-министр Украины заявил, что на данном этапе Украина не может без внешней поддержки справиться с таким долгом. Он оказывает большое давление на экономику. В течение следующих четырех лет страна должна погасить $ 27 млрд долгов. Он рассказал о необходимости международного финансирования для прохождения долгового пика 2019–2020 годов.

«Это очевидный факт. Для того, чтобы нам обслуживать долги, надо, чтобы наша экономика больше росла, нам нужны инвестиции, чтобы мы больше получали поступлений в бюджеты. А с другой стороны, мы должны четко управлять государственным долгом, его обслуживать, выполняя свои обязательства, и здесь нам нужна внешняя поддержка. Потому что за следующие четыре года мы должны погасить 27 миллиардов долларов. Это колоссальные средства», – сказал премьер.

«Арсению Яценюку (премьер-министру Украины в 2014–2016 годах – ред.) удалось в 2015 году провести реструктуризацию. Но нагрузка остается большой», – добавил Гройсман. По его мнению, такие внешние долги являются огромным давлением на национальную экономику и сдерживают развитие страны. «Можем ли мы самостоятельно управлять таким долгом без внешней поддержки? Еще пока нет. Будет рост экономики больше – сможем иметь больше возможностей. Но нам всё же нужна внешняя поддержка», – подчеркнул премьер.

Кроме того, он отметил, что после очередного транша Международного валютного фонда, для Украины ставка заимствования существенно снизится. По состоянию на 31.12.2017, совокупный госдолг Украины составил $ 76,31 млрд (2,14 трлн грн), или 72 % от номинального ВВП. Так, критическое соотношение госдолга к ВВП (выше 60 %) – это результат экономической политики, которая продолжается с 2014 года. Соотношение госдолга к ВВП с 2010 по 2014 гг. колебалось в диапазоне 36–40 %, что давало возможность свободно обслуживать долги и развивать экономику.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Следует отметить, что правительство Гройсмана стало активным заемщиком на внутреннем и внешних рынках. С 2016 по 2017 гг. общий госдолг увеличился с $ 65,5 млрд до $ 76,3 млрд. При этом за два года Кабмин одолжил на внешних рынках $ 5,5 млрд, в то время как за период 2010–2014 гг. внешние заимствования достигли $ 4 млрд.

В период правления правительства Яценюка – Яресько было списано $ 3 млрд внешнего долга взамен на ВВП-варранты (вид долговых ценных бумаг). Держатели этих бумаг смогут получать выплаты дважды в год в период между 2021 и 2040 гг., причём, сумма выплат будет определяться темпами роста ВВП Украины. Благодаря манипуляциям с подсчетом номинального ВВП, сегодня создаются условия для выплат по ВВП-варрантам, поэтому списание долгов имеет условный характер.

С каждым годом Украина должна платить все больше за обслуживание госдолга (в бюджете на 2018 год предусмотрено 130 млрд грн, или 14,3 % расходной части общего фонда бюджета). Так, экономика не может генерировать дополнительные доходы для выплат по долгам, в связи с чем у руководства страны остается только реструктуризировать ранее взятые обязательства или брать новые долги, на более выгодных инвестору условиях, что увеличивает обслуживание долга.

Напомним, что Украине в течение 2019–2022 гг. предстоит выплатить в счет погашения и обслуживания внешних обязательств $ 27 млрд. Для этого правительству необходимо обеспечить приток валютных средств для погашения взятых обязательств.  Между тем, МВФ и кредиторы ЕС не проявляют заинтересованности в дальнейшем сотрудничестве в связи с невыполнением Украиной предоставленных гарантий. Отметим также важную деталь: международные финансовые организации предоставляют кредиты по низким ставкам (программа stand-by – 3 %) и на длительный срок. Прекращение выдачи Украине новых кредитов от международных организаций повышает её суверенные дефолтные риски. Поэтому руководство страны ищет любые механизмы для получения кредитов, но условия, по которым их предоставляют, приведет к существенному увеличению долговой нагрузки в будущем.

Международное рейтинговое агентство Fitch подтвердило долгосрочные суверенные рейтинги дефолта эмитента Украины в иностранной и национальной валюте на уровне «B-». Альтернативным механизмом для привлечения внешних кредитов стало размещение Украиной еврооблигаций и ОВГЗ с высокой ставкой купона. Следует учесть, что портфельные инвесторы по-настоящему заинтересовались нашей страной только после существенного повышения НБУ учетной ставки (с 12,5 % до 17 %), которое вылилось в рост доходности ОВГЗ до 17–17,5 % годовых. Интерес у инвесторов вызывает высокая по европейским нормам ставка по гарантированным государством долгам.

По итогам 2016–2017 гг. доходы, полученные от размещения ОВГЗ, составили: 168 млрд грн, $ 4,8 млрд и 0,3 млрд евро. Согласно принятому госбюджету–2018, совокупный госдолг на конец года утвержден на уровне $ 94,4 млрд (2,746 млрд грн при утвержденном среднегодовом курсе доллара – 29,1 грн), или 82 % от прогнозного ВВП. Планируемое увеличение совокупного госдолга связано с высокими выплатами по ранее взятым обязательствам, негативным внешнеторговым балансом и предстоящими расходами на избирательные кампании.

Поэтому сегодняшняя политика привлечения заёмных средств под высокие проценты в краткосрочной перспективе поможет выполнить обязательства по внешним выплатам, но в долгосрочной – увеличит дефолтные риски страны, поскольку усилится долговая нагрузка по выплате процентов. При этом сегодняшнее макроэкономическое состояние не позволяет стране генерировать доходы, в счет которых можно погашать внешние обязательства.


Украина снизила импорт газа более чем вдвое

Украина в январе-апреле 2018 года сократила импорт природного газа в 2,2 раза (2 млрд 554,1 млн куб. м) по сравнению с аналогичным периодом 2017 года – до 2 млрд 208,5 млн куб. м. Об этом сообщает «Интерфакс-Украина» со ссылкой на данные «Укртрансгаза» в четверг, 3 мая.

По расчётам агентства, со стороны Словакии за этот период поступило 1 млрд 425,7 млн куб. м газа (-63,9 % к январю-апрелю–2017), Венгрии – 510,3 млн куб. м (+30,3 %) и Польши – 272,5 млн куб. м (-35,3 %). В апреле–2018 импорт был равен 389,9 млн куб. м газа, что на 27,8 % меньше, чем в апреле–2017 (539,9 млн куб. м).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Из-за военного конфликта, падения экономики, сокращения промышленного производства, обнищания населения и сокращения его численности объём потребления газа в Украине сокращается. Так, за последние три года оно сократилось (речь идет о населении + ТКЭ) почти на 2 млрд кубов и уже полностью покрывается собственной добычей (млрд м3):
год———– потребление —– добыча
2015 ——— 17,16 ———— 19,92
2016 ——— 17,58 ———— 19,12
2017———- 15,80————-20,80
Уменьшилось и промышленное потребление газа – на 3 млрд м3:
год—–промышленность —– импорт
2015 ——- 12,10 ———– 16,45
2016 ——- 11,20 ———– 11,08
2017 ——- 9,10 ———– 14,10
Соответственно, это влечет сокращение и объёма импорта.

Кроме того, в 2017 году из-за расширения транзитных поставок газа в Европу возросло количество технического газа, необходимого для поддержания транзита: как видим из приведенных цифр, объём импорта в 2017 году вырос на 3 млрд кубов, а сокращение импорта в начале 2018 года вызвано также сокращением транзита в І квартале 2018 года (по его результатам транзит газа из РФ по территории Украины уменьшился на 13,3 %, до 20,1 млрд куб. м, что на 3,1 млрд куб. м меньше, чем в 1 квартале 2017 года).

Если бы снижение потребления газа было результатом энергоэффективных мероприятий, – это считалось бы позитивным достижением, но, к сожалению, причины такого снижения не являются позитивными. За 4 года работы программы «Теплые кредиты», которой так гордится правительство и Фонд энергоэффективности, было выдано 400 тыс. микрокредитов (в среднем по $ 450), что составляет менее 1 % (0,95 %) воспользовавшихся –получается, остальные 99% населения проигнорировали правительственную программу. Общая сумма финансирования за 4 года составила 5 млрд грн.
При этом, по расчетам вице-премьер-министра – министра регионального развития, строительства и ЖКХ Украины Геннадия Зубко, для модернизации всего жилого фонда Украины нужно около 30 млрд евро (900 млрд грн)!!! C 2014 года благодаря указанной программе Украина приблизилась к полной энергоэффективности на 0,55% (5 млрд из 900 млрд грн). С такими темпами Украина станет энергоэффективной через 181 год, к 2198-му.


В Украине вырос импорт российских товаров – НБУ

В первом квартале текущего года импорт товаров в Украину из РФ вырос по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 28,4 %, до $ 1,9 млрд. Согласно данным Национального банка Украины, экспорт товаров из Украины в Россию за отчетный период снизился на 11,5 % и составил $ 709 млн.
Экспорт товаров из Украины в ЕС вырос на 26,5 % и составил $ 4,06 млрд, а импорт – на 10,7%, до $ 4,52 млрд. Доля экспорта в страны Евросоюза в общем объёме украинского экспорта в первом квартале составила 38,9 %.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Действительно, по данным НБУ, за І квартал 2018 года товарооборот между Украиной и Россией составил $ 2,6 млрд, что на 15 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако данный показатель не является положительным моментом для экономики Украины в целом, поскольку увеличение произошло благодаря росту объёмов импорта российских товаров на отечественный рынок на 28,4 % с одновременным падением украинского экспорта в Россию на 10,5 %. Отрицательное сальдо внешней торговли между Украиной и РФ по итогам І квартала текущего года составило 1,2 млрд, в то время как в прошлом году этот показатель равнялся $ 0,7 млрд. Данная ситуация четко характеризует сегодняшние тенденции в торговых отношениях между двумя странами.

До 2014 года РФ была основным внешнеторговым партнером Украины. По итогам 2013-го внешнеторговый оборот между странами достиг $ 38,3 млрд (экспорт в РФ – $ 15,06 млрд, импорт из РФ – $ 23,23 млрд). Справедливости ради необходимо отметить, что и тогда отрицательное сальдо в пользу России составляло $ 8,2 млрд, но на тот период главную позицию импорта в Украину занимала поставка природного газа, которого по итогам 2013 года Киев закупил у Москвы на сумму $ 11,02 млрд (практически половина всего импорта).

В ноябре 2015 года Украина полностью отказалась от импорта природного газа из России. Параллельно с этим украинским правительством был выбран курс на сворачивание отношений с РФ, в том числе и торговых, при помощи введения экономических санкций и ограничений. Российская сторона, в свою очередь, с 1 января 2016 года ввела санкции против Украины, которые включали таможенные пошлины и продуктовое эмбарго.

Стоит напомнить, что в России с момента ввода рядом стран против нее экономических санкций (с 2014 года) действует программа импортозамещения (до 2020 г.), дабы заменить импорт на отечественные товары или услуги. Так, уже в отдельных отраслях экономики доля импортозамещения достигла уровня 85–90 %, в частности в пищевой промышленности, фармацевтике, отраслях топливо-энергетического комплекса и т. д. В программу уже инвестировано более 600 млрд руб., из которых 120 млрд – со стороны государства. Безусловно, это прямым образом влияет на сокращение импорта в пользу приобретения отечественных товаров; россияне, в том числе, отказываются от закупки продукции украинских товаропроизводителей.

Закрытие российского рынка для Украины характеризируется сегодняшней тенденцией сокращения объёма украинского экспорта в Россию: в частности, за I квартал текущего года экспорт составил $ 709 млн, что на $ 84 млн меньше, чем за аналогичный период 2017 года и на $ 2,5 млрд меньше, чем за I квартал 2013 года. Такой провал в экспортных операциях на фоне роста импорта из России (без закупки природного газа) демонстрирует зависимость отечественной экономики от продукции российского производства, тогда как рынок РФ с каждым годом сокращает такую потребность в украинских товарах.

Надежды действующей украинской власти заменить российский рынок с помощью рынка ЕС не оправдались. Отказ от развития исторически сложившихся рынков сбыта, мало того, препятствование сотрудничества с ними привели к тому, что в 2017 году, в сравнении с 2013 годом, внешняя торговля Украины сократилась со $ 140,3 млрд до $ 92,8 млрд, или на 34 %.

Если сравнивать по итогам 2017 года объём всего товарооборота между Украиной и странами ЕС, то он все равно не дотягивает до уровня 2013 года. Так, в 2013-м общий объём торговли составил $ 43,7 млрд, а в 2017-м – $ 38,3 млрд, причем, пять лет назад зоны свободной торговли с ЕС не было.


В МИУ активно готовятся передать порт Южный в концессию

Министерство инфраструктуры согласовало условия и сроки представления технического задания на выполнение работ компанией EGIS по подготовке предварительного технико-экономического обоснования концессионного проекта в морском порту «Южный». Об этом сообщает пресс-служба МИУ. Эксперты EGIS каждые две недели будут предоставлять в министерство подробный отчет о проделанной работе. Заключительный отчет будет представлен 2 июля.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Выход государства из стивидорной деятельности является решенным вопросом. Этот процесс должен состояться во всех портах. Реализация концессионного проекта в порту Южный является одним из самых перспективных проектов, который будет важен и интересен для государства и для бизнеса, ведь стивидорная компания МТП Южный является одной из крупнейших в Украине, – заявил и. о. главы Администрации морских портов Райвис Вецкаганс.

«Южный» входит в тройку самых крупных портов Украины по грузообороту вместе с Одесским портом и портом «Николаев». Наряду с Одесским припортовым заводом является градообразующим предприятием города Южное. Порт специализируется на перегрузке химических грузов (карбамид, аммиак), навалочных (уголь, окатыш, кокс), наливных (нефтепродукты) и генеральных грузов (металлопродукция и полуфабрикаты).
Согласно финансовой отчетности за 2017 год, прибыль «Южного» составила $ 11 млн (2016 – $ 28,4 млн, 2013 – $ 33 млн). С учетом того, что услуги порта установлены в иностранной валюте, а за последние годы освоены существенные капитальные инвестиции, падение прибыльности по итогам вызывает сомнения в эффективности менеджмента.

В 2017 году порт достиг своего наивысшего грузооборота – 44 млн 889 тыс. тонн. Но одна из самых актуальных проблем государственных терминалов – устаревшее (как морально, так и технически) оборудование, которое необходимо обновлять. Уже много лет механизм концессии является одним из самых популярных способов привлечения инвестиций в портовую отрасль.

Концессия логична только тогда, когда речь идет о строительстве новых мощностей: терминалов, причалов, углубления акватории, а не выкачивания выгоды из уже существующих государственных активов. Между тем, концессионный платеж должен быть максимально высокий, поскольку инвестору дадут возможность на десятки лет вперёд пользоваться дорогостоящими государственными активами, которые генерируют неплохую прибыль.
Крупнейшим клиентом государственного порта является «Метинвест» – группа СКМ может побороться за право получить концессию, чтобы снизить свои издержки.

Следует отметь, что государство при наличии политической воли может и само эффективно управлять прибыльным портом, а привлечение инвестиций проводить путем предоставления государственных гарантий. Итог – эффективность концессии или государственного управления будет зависеть от условий, предлагаемых концессионным договором.


С начала года ГФС перечислила в госбюджет более 107,4 млрд гривен

В январе–апреле 2018 года ГФС перечислила в государственный бюджет более 107,4 млрд гривен таможенных платежей. Из них в общий фонд государственного бюджета обеспечено 99,1 млрд гривен, в специальный фонд – 8,3 млрд гривен. Об этом говорится в сообщении службы. Также сообщается, что по сравнению с соответствующим периодом прошлого года поступления выросли на 13,8%, или на 13,1 млрд гривен.

Напомним, как сообщалось ранее, в апреле 2018 года таможнями ГФС в государственный бюджет обеспечено почти 26,4 млрд грн. Из них в общий фонд поступило 24,2 млрд гривен, в специальный фонд – 2,2 млрд гривен. По сравнению с апрелем прошлого года поступления таможенных платежей выросли на 4,4%, или на 1,1 млрд гривен. Среднедневные поступления в апреле составили 1,4 млрд грн и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 4,4%, или на 58 млн гривен.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным Казначейства, всеми подразделениями ДФС в январе-апреле 2018 года собрано 266,3 млрд грн (налоговая – 165,7 млрд грн, таможня – 100,6 млрд грн). В то же время автоматическое возмещение НДС за соответствующий период составило 43,6 млрд грн, в связи с чем сальдо администрирования налогов органами ДФС составило всего 222,7 млрд грн, а это на 24,2%, или на 71 млрд грн меньше установленных Минфином плановых показателей, от которых зависят расходы бюджета.

Общий фонд госбюджета за январь–апрель не выполнен по доходам к плану на 26% (88 млрд грн) и составил 251 млрд грн. На доходы повлияло зачисление поступлений от НБУ (15 млрд грн, что в 2 раза меньше чем плановый показатель), вследствие чего реальное выполнение бюджета более пессимистично, чем показатели кассовой отчетности. Так, доходы госбюджета утверждены на уровне 917,9 млрд грн, что на 19% больше доходов, утвержденных в бюджете на 2017 год (770,9 млрд грн). Однако данные показатели не коррелируются с макроэкономическими прогнозами относительно роста экономики (прогноз ВВП – 3%, инфляция – 9%). Поэтому заложенные прогнозы номинального роста экономики ниже прогнозных показателей роста доходов.

Кроме того, по состоянию на 01.03.2017 остатки на едином казначейском счете (ЕКС) составляли 9,8 млрд грн (на 11 млрд меньше, чем в предыдущем месяце). При этом остатки ЕКС на начало марта 2017 г. составляли 34,1 млрд грн. Еще одной дырой в расходной части бюджета-2018 является дефицит Пенсионного фонда 140 млрд грн. Эти средства привлекаются с ЕКС на покрытие временных кассовых разрывов для выплат пенсий, вследствие чего остатки ЕКС остаются крайне низкими.

Следует также отметить, что дефицит госбюджета утвержден на уровне 80,6 млрд грн, или 2,4% ВВП. Однако в условиях низкого администрирования налогов бюджетный дефицит может увеличиться до 4%.

В условиях низких поступлений в бюджет Минфин осуществляет привлечение денежных средств в государственный бюджет через первичное размещение ОВГЗ. По итогам января–марта 2018 г. привлечено 50 млрд грн по размещённым ОВГЗ. При этом срок обращения облигаций на 40,6 млрд –меньше года, а средневзвешенная доходность по гривневым ОВГЗ – 16,49%, долларовым – 5,21%, что увеличивает долговую нагрузку бюджета в будущих периодах.

Кроме того, интерес нерезидентов к высокодоходным государственным ценным бумагам, а также сезонный приток валютной выручки, повлияли на укрепление национальной валюты, вследствие чего уменьшились поступления таможенных и налоговых сборов с импортной продукции. Вследствие этого государству необходимо в будущих периодах целенаправленно существенно девальвировать валюту (среднегодовой курс, заложенный в бюджет – 29,1 грн/долл.) для выравнивания доходной части бюджета.

Выполнение доходной части ставится под сомнение – в результате возможен неконтролируемый рост бюджетного дефицита и соответствующие негативные последствия в случае его эмиссионного финансирования.


Безработных в Украине стало меньше почти на 10%

На конец марта 2018 года в Украине было зарегистрировано 366,9 тыс. безработных. Это на 9,8% меньше, чем по состоянию на март 2017 года. Об этом свидетельствуют данные Государственной службы статистики Украины. В частности, количество зарегистрированных безработных на конец марта 2018 года (по данным государственной службы занятости) составляла 366 900 человек.

По сравнению с мартом прошлого года количество безработных уменьшилось на 9,8%.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Снижение количества официально зарегистрированных безработных – не более чем сезонные колебания на рынке труда. По факту же мы имеем стабильный 4-хлетний негативный тренд по всем показателям.

Начиная с 2014 года количество экономически активного населения в Украине ежегодно сокращается:
2013 год – 20,82 млн человек;
2014 год – 19,92 млн человек;
2015 год – 18,09 млн человек;
2016 год – 17,95 млн человек;
2017 год – 17,85 млн человек.
Суммарно за 4 года количество экономически активного населения сократилось на 2,97 млн человек.

Количество занятого населения в Украине сократилось на 3,16 млн человек:
2013 год – 19,31 млн человек;
2014 год – 18,07 млн человек;
2015 год – 16,44 млн человек;
2016 год – 16,28 млн человек;
2017 год – 16,15 млн человек.

Уровень безработицы вырос на 2,1%:
2013 год – 7,8%;
2014 год – 9,7%;
2015 год – 9,5%;
2016 год – 9,7%;
2017 год – 9,9%.

Средняя численность штатных работников сократилась на 2,04 млн:
2013 – 9,72 млн чел.
2014 – 8,95 млн чел.
2015 – 8,06 млн чел.
2016 – 7,86 млн чел.
2017 – 7,68 млн чел.

Быть официально зарегистрированным безработным в Украине не так уж и просто, есть масса правил и причин из-за которых этот статус отбирают, что приобретает особенную актуальность в связи с новыми правилами предоставления субсидий исключительно официально зарегистрированным безработным, для остальных безработных начисляется виртуальный доход в 3 прожиточных минимума (на сегодня это 5286 грн; с 01.07.18 – 5523 грн; с 01.12.18 – 5763 грн). Начисление безработному такого размера виртуального дохода в большинстве случаев лишит его права на субсидию.

Порядок регистрации безработных в центрах занятости регламентирован ПКМУ № 198 от 20.03.13 с изменениями и дополнениями. Согласно этому документу, безработный обязан посещать центр занятости не реже чем раз в 30 дней, за неявку без уважительных причин он лишается этого статуса. Также статус безработного теряется за отказ от 2-х предложений «подходящей работы».

«Подходящей работой», согласно порядку, считается работа по специальности с зарплатой не ниже средней по региону или не ниже минимальной для тех, кто не работает больше 12 месяцев. В случае, если в течение шести месяцев со дня регистрации безработному невозможно подобрать работу по профессии, подходящей является работа, требующая изменения профессии с учетом его способностей, состояния здоровья, профессионального опыта, доступных для него видов обучения и потребности рынка труда.

Для безработных, не имеющих профессии или работающих на работах, не требующих специальной подготовки, и зарегистрированных в центре занятости более шести месяцев, а также для лиц, желающих возобновить трудовую деятельность после длительного (более 12 месяцев) перерыва – подходящей работой является также участие в общественных работах и других работах временного характера.

Подходящей не может быть работа в случае, если:
• она связана с переменой места жительства безработного без его согласия;
• место работы расположено за пределами доступности транспортного обслуживания;
• условия труда не соответствуют правилам и нормам, установленным законодательством о труде и охране труда, состояния здоровья человека, что подтверждено медицинской справкой;
• заработная плата ниже, чем установленный законом размер минимальной заработной платы, или не обеспечиваются гарантии ее своевременной выплаты.

Таким образом, если для безработного не смогли подобрать подходящую работу по профессии со средней по региону з/п в течении 6 месяцев, или он потерял работу белее чем 12 месяцев назад – человек обязан соглашаться на переквалификацию, работу за «минималку» – 3723 грн и общественные работы. В противном случае его лишат статуса безработного и при расчете субсидии начислят виртуальный доход в 5286 грн.

Изменение правил предоставления субсидий безработным выходит за грани здравого смысла и логики: если ты безработный, для которого не могут подобрать подходящую работу по профессии, ты либо соглашаешься работать за минимальную з/п – 3723 грн и теряешь статус безработного, либо 2 раза отказавшись от такой работы также теряешь статус безработного, но в таком случае тебе приписывают виртуальный доход в 5286 грн, но ведь в центре занятости не предлагали работу за 5286 грн.


США отменили льготный ввоз 155 товаров из Украины

«Под действие ограничения попали 155 видов товаров, в частности некоторые продукты пищевой, легкой, деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, некоторые электроприборы», – говорится в сообщении. Офис торгового представителя США ввел в действие эти ограничения силу через 120 дней после публикации соответствующей прокламации президента США от 22 декабря 2017 года.

«Минэкономразвития находится в постоянном диалоге с правительством США и работает над решением проблемы. В то же время, снятие ограничений в значительной степени зависит от принятия Верховной Радой проекта закона № 7466, известного как законопроект “Об организации коллективного управления”», – заявило украинское ведомство.

Министерство напоминает, что разработанный им законопроект, направленный на установление в Украине эффективной и прозрачной системы коллективного управления имущественными правами в сфере авторского права и смежных прав, был принят в первом чтении 1 марта, а 19 апреля народные депутаты начали его рассмотрение во втором чтении.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Согласно Генеральной системе преференций (ГСП), которая действует, преимущественно, для бедных, а также для развивающихся стран, изделия из этих государств не облагаются пошлиной. ГСП покрывает экспорт товаров из 121 страны, включая Украину, а перечень товаров, подпадающих под её действие, достигает 5000 позиций (3500 для Украины). В частности, без уплаты пошлин в США могут экспортироваться некоторые сельскохозяйственные товары, химическая продукция, природные ресурсы, драгоценности и тому подобное.

Такой товар должен происходить из страны, являющейся бенефициаром ГСП, и соответствовать правилам происхождения. Кроме того, он должен экспортироваться из Украины и предназначаться для рынка США, без введения в оборот на рынке третьих стран. Также, в отличие от европейской системы торговых преференций, для экспорта в США в рамках ГСП нет необходимости получать дополнительные сертификаты. И это лишь некоторые из квалификационных требований.

По мнению представителей США, Киев проводит «недостаточную» защиту прав интеллектуальной собственности, в связи с чем было приостановлено ГСП для 155 видов украинских товаров. В частности, под ограничения попал импорт продукции деревообработки, легкой индустрии, машиностроения, а ещё продукты питания и электроприборы.

В рамках ГСП Украина ежегодно экспортировала в США товаров на сумму около $ 120 млн (титан, пигменты и заготовки, сахар и сырье для кондитерских изделий, отдельные виды нефтепродуктов, алюминий, изделия из дерева, вентиляторы, бурильные инструменты и оборудование, традиционные народные изделия, а также отдельные виды оптики и шоколадной продукции).

Следует отметить, что в среднем среди стран, экспортирующих товары на американский рынок, процент товаров, соответствующих требованиям ГСП, достигает 27 % (Украина – 14 %). По итогам 2017 года объём украинского экспорта в США достиг $ 828,1 млн (1,9 % от общего экспорта). В то же время дефицит внешней торговли с Америки был равен $ 1,7 млрд (сальдо общего торгового баланса по итогам 2017 – -$6,3 млрд), что свидетельствует об экономической неэффективности ГСП для Украины.

Поэтому потеря торговых преференций в данной ситуации не приведёт к значительным экономическим потерям в связи с низким процентом товаров, которые соответствуют требованиям ГСП. Проблема, что Украина не пользуется предоставляемыми возможностями, а органы исполнительной власти не стимулирует данный процесс – в результате украинский экспорт теряет дополнительные рынки сбыта.


В Украине подешевели основные продукты

В Украине зафиксировано снижение цен на потребительском рынке на гречку, сахар, яйца и сливочное масло. Об этом сообщает Министерство аграрной политики и продовольствия со ссылкой на данные НИИ «Украгропромпроизводительность». В частности, средняя стоимость гречневой крупы упала на 3,9 % и теперь составляет 20,99 грн/кг по сравнению с прошлой неделей, когда цена была равна 21,84 грн/кг.

В то же время цена на сахар снизилась на 0,9 % и составляет 14,09 грн/кг (14,21 грн/кг – на прошлой неделе). Стоимость яиц первой категории упала на 3,2 % и теперь равна 26,19 грн/кг (27,06 грн/кг). А сливочное масло подешевело на 0,6 %, до 122,63 грн/кг (123,39 грн/кг).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Первоисточник новости — Минагрополитики. На сайте текст размещен под заголовком «В Украине снизились цены на продукты потребительской корзины».

«Потребительская корзина» включает более 50 наименований только продуктов питания, а также около 40 непродовольственных товаров и услуг.
Минагрополитики решило сманипулировать и под таким громким заголовком показало небольшое снижение цен на 4 продукта из 90, входящих в потребительскую корзину:
 гречка – 3,9 %,
 сахар – 0,9 %,
 яйца – 3,2 %;
 сливочное масло – 0,6 %.

Гречка с конца 2013 года по конец 2016-го подорожала в 4,4 раза (+340 % –с 6,40 до 28,07 грн/кг). В связи с таким стремительным ростом, на протяжении 2017 – начала 2018 гг. наблюдается спад цены до 20,99 грн/кг. Сахар за 2014–2015 гг. набрал в цене +155 %, подорожав с 6 грн/кг до 15,30 грн/кг. С 2016 по 2018 гг. цена снизилась на 8 %, до 14,09 грн/кг. Яйца находятся практически на пике своей цены, подорожав за 2014–2017 гг. на 180 % – с 9,40 грн/дес. до 26,25 грн/дес. Небольшое колебание цены в 3,2 % ни о чем не говорит. Сливочное масло также находится на пике своей цены, подорожав с начала 2014 года на 173 % – с 67 грн/кг (5 пачек по 200 гр.) до 182,65 грн/кг (5 пачек по 200 гр.).

Кстати, публикуя «фейковую новость», в официальном уведомлении на правительственном сайте указали единицей измерения яиц килограммы, при том, что яйца всегда измерялись десятками и цена указывалась за десяток.
А вот изменение цен за 2017 – начало 2018 гг. на другие товары министерство не отразило:
рис – 14,9% (с 20,38 до 23,42 грн);
хлеб пшеничный – 24,3 % (с 11,99 до 14,90 грн);
хлеб ржаной – 24,9 % (с 12,68 до 15,84 грн);
макаронные изделия – 9,8 % (с 13,76 до 15,11 грн);
мука – 14,2 % (с 8,53 до 9,74 грн);
манка – 7,1 % (с 11,02 до 11,80 грн);
крупа ячневая – 24,9 % (с 8,06 до 10,07 грн);
пшено – 84,2 % (с 9,14 до 16,84 грн);
говядина – 36,6 % (с 89,46 до 122,15 грн);
свинина – 41,5 % (с 77,59 до 109,80 грн);
курица – 28,4 % (с 42,12 до 54,08 грн);
филе куриное – 24,8 % (с 72,19 до 90,07 грн);
колбаса вареная – 26 % (с 67,82 до 85,44 грн);
рыба мороженная – 4,7 % (с 65,43 до 68,51 грн);
молоко – 23,4 % (с 17,93 до 22,13 грн);
творог – 20,7 % (с 75,77 до 91,49 грн);
сметана – 23,5 % (с 42,24 до 52,17 грн);
яйца – 23,9 % (с 22,02 до 27,29 грн);
масло сливочное – 23,1% (с 29,68 до 36,53 грн);
масло подсолнечное – 4,6 % (с 32,97 до 34,48 грн);
сало – 63,4 % (с 43,77 до 71,51 грн);
яблоки – 62 % (с 12,15 до 19,68 грн);
капуста – 83,3 % (с 4,07 до 7,46 грн);
лук – 36 % (с 4,64 до 6,31 грн);
свекла – 160,8 % (с 4,16 до 10,85 грн);
морковь – 134 % (с 4,67 до 10,93 грн);
картофель – 35,8 % (с 4,58 до 7,58 грн);
водка (0,5) – 14,2 % (с 71,38 до 81,54 грн);
вино столовое (0,75) – 13 % (с 52,42 до 59,24 грн);
пиво (0,5) – 12,3 % (с 12,54 до 14,08 грн);
аренда 1-к квартиры – 14,5 % (с 2675,0 до 3062,0 грн);
антибиотики укр.(10 таб.) – 8,6 % (с 13,58 до 14,75 грн);
антибиотики имп. – 9,7 % (с 91,60 до 100,48 грн);
жаропонижающие укр. – 18,7 % (с 6,27 до 7,44 грн);
жаропонижающие имп. – 12,3 % (с 11,39 до 12,79 грн);
стоматологические услуги – 22,1 % (с 317,9 до 388,0 грн);
бензин А95 – 22,4 % (с 23,97 до 29,33 грн);
бензин А92 – 22,9 % (с 23,19 до 28,50 грн);
дизельное топливо – 26 % (с 21,50 до 27,09 грн);
авто-газ – 5,8 % (с 12,05 до 12,75 грн);
проезд в городском транспорте – 31,3 % (с 2,46 до 3,23 грн);
дошкольное образование (в день)– 16,5 % (с 14,81 до 17,26 грн);
страхование транспорта – 7,2 % (с 799,0 до 856,4 грн).

Основная масса товаров и услуг в приведенном списке до недавнего времени подлежала государственному регулированию и контролю, которые были отменены по инициативе Гройсмана в 2017 году.
Если премьер-министр внедряет изменения в регуляторную политику страны, а его инициатива приводит к негативным последствиям, он должен нести ответственность за свои действия и начинания.