Дайджест 30/07-5/08/2018

Минфин привлек в бюджет 5 млрд грн от продажи ОВГЗ

Министерство финансов Украины в конце июля на аукционе по размещению облигаций внутренних государственных займов (ОВГЗ) привлекло в госбюджет 1,209 млрд грн, $ 71,511 млн и 60,499 млн евро.

«По результатам проведения плановых размещений облигаций внутреннего государственного займа в государственный бюджет привлечено 4 975 633 787,56 гривен (по курсу НБУ)», – говорится в сообщении Минфина.

Минфин привлек в бюджет валютные средства в результате доразмещения облигаций в долларах США со сроком погашения 12 декабря 2018 года – $ 16,046 млн (средневзвешенный уровень доходности – 5,1 %), со сроком погашения 27 февраля 2019 года – $ 29,911 млн (средневзвешенный уровень доходности – 5,2 %), со сроком погашения 23 октября 2019 года – $ 25,554 млн (средневзвешенный уровень доходности – 5,5 %). Также в государственный бюджет привлечены валютные средства в результате доразмещения облигаций в евро со сроком погашения 5 июня 2019 года – 60,499 млн евро (средневзвешенный уровень доходности – 4,2 %).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Гривневые ОВГЗ были размещены на 1,21 млрд грн. Банки купили 2-месячные гособлигации по ставке 18 % годовых на 1,149 млрд грн, что составляет лишь 24 % от предложения Минфина, хотя были удовлетворены все 19 поданных заявок. Данная ситуация свидетельствует, что инвесторы перестают доверять внутренним долговым инструментам, несмотря на увеличение купонной ставки.

Кроме того, Минфин на первичных аукционах согласился на увеличение ставки размещения 7-месячных долларовых ОВГЗ до 5,4 % и 15-месячных – до 5,55 %. На предыдущих аукционах ставки по ним составляли соответственно 5,2 % и 5,4 % (долларовые ОВГЗ размещались на срок 140 дней, 217 дней и 455 дня). Общий выкупленный объём трех эмиссий составил $ 71,51 млн (1,9 млрд грн в эквиваленте).

Облигации в евро были выкуплены банками на 60,5 млн евро (1,88 млрд грн); они принесут банкам 4,2 % годовых в ближайшие 11 месяцев. Минфин удовлетворил 6 заявок из 7.  Портфель облигаций внутреннего государственного займа украинских банков увеличился на 3,342 млрд грн (0,94 %) – до 357,047 млрд грн. Очевидно, что сегодняшняя доходность госбумаг заставляет банки размещать свободные средства в обязательства НБУ вместо кредитования реального сектора, вследствие чего уменьшается деловая активность.

Согласно госбюджету на 2018 год граничный объём дефицита установлен на уровне 80,6 млрд грн (2,5 % прогнозного ВВП). Однако в условиях низкого администрирования налогов, бюджетный дефицит может увеличиться до 4 %.  По итогам I полугодия этого года в госбюджет привлечено 84,07 млрд грн по размещённым ОВГЗ. При этом срок обращения облигаций на 58 млрд меньше года, а средневзвешенная доходность по гривневым ОВГЗ – 16,7 %; долларовым – 5,4 %, что увеличивает долговую нагрузку бюджета в будущих периодах.

Следует отметить, что для финансирования текущего бюджетного дефицита государству необходимо привлечь в течение года 123 млрд грн (на конец июня выполнено на 68 %) на внутреннем рынке, 108 млрд грн ($ 4 млрд) – на внешнем (выполнено 0 %). Однако на международных финансовых площадках сформировался тренд по выводу капитала с развивающихся стран (для дальнейшей диверсификации), поэтому будет крайне сложно мобилизовать средства на внешних рынках. Так, с середины апреля портфель ОВГЗ в руках нерезидентов сократился на 5,5 млрд грн (18 апреля портфель нерезидентов был 14,2 млрд грн, а на 28 июля – уже 8,7 млрд грн).

Поэтому новое размещение Минфином ОВГЗ связано с выходом нерезидентов с государственных ценных бумаг – в результате в краткосрочном периоде ожидается девальвационное давление на гривну. С учетом неблагоприятной конъюнктуры на финансовых рынках, а также трудностей с выполнением доходной части госбюджета, НБУ придется целенаправленно девальвировать национальную валюту (увеличивая государственные доходы от импорта, усиливая конкурентоспособность экспортеров). Финансирование высокого дефицита через короткие долговые инструменты несет высокую степень риска для национальной экономики (существенное увеличение инфляционных и девальвационных процессов).


СМИ: Украина проиграла России второй торговый спор

Всемирная организация торговли в понедельник, 30 июля, должна обнародовать отчет по результатам второго торгового спора Украины и РФ относительно ограничений Россией украинского экспорта железнодорожного оборудования.

Результат спора оказался не в пользу Киева, пишет «ЕвроПравда» со ссылкой на несколько источников в правительстве.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Как уже писал «Публичный аудит», неделю назад Арбитраж Всемирной торговой организации (далее – ВТО) признал незаконными пошлины Киева по отношению к удобрениям российского производства (в частности аммиачная селитра). По мнению Арбитража ВТО, украинские власти нарушили статью 2.2.1.1 Генерального соглашения по тарифам и торговли, отказывая России в признании цен на газ для российских производителей нитрата аммония, не предоставив при этом адекватного объяснения этому решению. В ВТО указали, что Украина внесла собственные коррективы при подсчете внутренних цен на газ в России. Арбитраж также поддержал российскую претензию в том, что украинские власти действовали «непоследовательно», включив в основное разбирательство частную компанию EuroChem Group AG, разница между внутренними и экспортными ценами которой была минимальной.

Если в деле по пошлинам жалоба была со стороны России, и Украина должна снова провести антидемпинговую проверку, затем она может установить новые запреты, то анализируемое дело (номер DS499 под названием «Российская Федерация – меры в отношении импорта железнодорожного подвижного состава, стрелочных переводов и другого железнодорожного оборудования») инициировано именно украинской стороной, и проигрыш продолжит нести негативные последствия для украинских производителей.

Так, начиная с 2014 года, российские сертификационные органы начали приостанавливать действия выданных ранее сертификатов соответствия украинских производителей, а также ограничили выдачу новых. По данным МЭРТ Украины, в результате этих ограничений украинский экспорт железнодорожной продукции в РФ с 2012 по 2016 гг. сократился более чем в 20 раз – с $ 2,6 млрд до $ 95 млн.

Исходя уз указанного, в МЭРТ подготовили жалобу о нарушении Россией соглашения ВТО о технических барьерах в торговле.
В решении Организации (оно пока не обнародовано) признан правомерным отказ от сертификации украинской продукции со стороны российских представителей. Аргумент – уровень безопасности в Украине в 2014–2016 гг. отличался от общего в регионе, у РФ были основания не позволять выезд своих специалистов по сертификации на украинские предприятия, опасаясь за их безопасность. При этом экспертная комиссия отклонила украинские аргументы об альтернативных возможностях для проверки, не требующих посещения предприятий.

Теперь у Украины есть право на апелляцию – вероятно, украинские компетентные органы им воспользуются. Но в данной ситуации опасения вызывает тот факт, что в ВТО на рассмотрении находятся ещё два спора, один из которых – на ограничение РФ транзита грузов; и, если споры по аммиаку и железнодорожному оборудованию касаются узких отраслей, транзитный спор имеет отношение ко всему украинскому экспорту в Центральную Азию.

По скромным подсчетам украинского бизнеса, только производители продуктов питания теряют от указанного запрета около $ 700 млн в год. По оценкам МЭРТ, отечественные предприятия в результате российского эмбарго на ввоз украинских товаров, вступившего в силу с 1 января 2016 года, а также ограничения транзита со стороны России теряют от $ 800 до $ 1,1 млрд в год. По данным Госстата Украины, экспорт в Казахстан за 2016 год составил $ 400 млн, уменьшение по сравнению с 2015 годом –
44 % ($ 712 млн), в 2017-м падение продолжилось ещё на 7 % (за 2017 год экспорт составил $ 372 млн). Экспорт в Киргизстан показал такой же спад – с $ 75 млн в 2015 году до $ 34 млн за 2017 год.

Второй оставшийся спор, который на рассмотрении ВТО, – обжалование Россией запрета на ввоз своих продуктов в Украину в соответствии с Постановлением Кабмина от 30.12.2015 № 1147 (запретный список широк и включает как продукты, так и, например, сигареты, локомотивы дизельные-электрические и т. д.).

Указанный спор может стать глобальным: аргументы РФ сводятся к тому, что запрет на ввоз товаров (в украинском информпространстве называется «санкциями») обусловлен политическими причинами. То есть, любое решение по этому делу может стать прецедентом и для других политических санкций. Решение по двум спорам ожидается уже в 2019 году – возможно, к тому времени геополитическая ситуация изменится, ведь анализируемые «Публичным аудитом» критические показатели украинской экономики говорят о том, что Украине необходим глобальный пересмотр вектора торговых отношений.

 

Украинцев предупредили о повышении тарифов на воду

В Ассоциации водоканалов Украины заявили, что подорожание водоснабжения стоит ожидать уже в сентябре. Об этом сказала заместитель председателя Ассоциации Ольга Бабий. «Уже с сентября–октября этого года можно ожидать роста тарифов от 10 % до 15 %», – рассказала она.

По словам Бабий, подорожание воды связано с ростом стоимости хлора, который производит Днепроазот, подорожанием электроэнергии (с начала года на 16 %), инфляцией, а также индексацией зарплат.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Тарифы на питьевую воду в Украине за 2014–2017 гг. увеличивались трижды. Так, в 2014 году 1 куб «питьевой» воды в Киеве стоил 7,46 грн (3,24 грн поставка воды + 2,98 водоотведение + 20 % НДС).
В 2015 году – 8,69 грн (3,83 грн поставка воды + 3,41 водоотведение + 20 % НДС).
В 2016 году – 12,35 грн (5,11 грн поставка воды + 5,18 водоотведение + 20 % НДС).
В 2017 году – 14,18 грн (6,32 грн поставка воды + 5,50 водоотведение + 20% НДС).
В ближайшее время запланировано повышение тарифа на воду в Киеве до 21,48 грн/куб (23,17 грн/куб с использованием внутридомовых сетей).

Таким образом, за последние 4 года тариф на воду в Киеве, равно как и в других городах Украины, вырос в среднем на 90 % и в ближайшее время снова увеличится ещё до 50 %. Вместе с тем, регулярное повышение тарифов абсолютно не отразилось на качестве самой воды, которое остается крайне низким. Так, многочисленные исследования говорят о том, что употреблять воду без дополнительной очистки и кипячения опасно для здоровья, а это дополнительные затраты для потребителя на систему фильтрации, расходные материалы, электроэнергию.

Также не повлияло повышение тарифов и на уровень потерь воды в сетях, которые у большинства предприятий остаются заоблачными:
КП «Черновцыводоканал» – 52,8 %;
МКП «Львовводоканал» – 48,2 %;
КП «Бахмут Вода» – 46,4 %;
КП «Харьковводоканал» – 46,2 %;
КСП «Лисичанскводоканал» – 45,5 %;
КП «Житоривводоканал» – 44,7 %;
КП «Мариупольское ВУВКГ» – 42,8 %;
КВП «Камянской МР Горводоканал» – 41,6 %;
КП «Бердянскводоканал» – 41,4 %;
КВП «Краматорский водоканал» – 38,4 %;
КП «Водоканал Запорожье» – 34,7 %;
МКП «Николаевводоканал» – 33,5 %;
КП «Павлоградское ВУВКГ» – 33,4 %;
МКП «Хмельницкводоканал» – 32,6 %;
КП «Уманьводоканал» – 32,3 %;
КП «Тернопольводоканал» – 30,4 %;
КП «Винницаоблводоканал» – 27,1%;
КП «Луцкводоканал» – 26,9 %;
КП «Полтававодоканал» – 25,2 %;
АК «Киевводоканал» – 19,9 %;
КП «Черниговводоканал» – 14,9 %.

Реформа жилищно-коммунальной сферы начинается и заканчивается исключительно повышением размера тарифов, для чего всегда найдется тысяча причин: инфляция, рост зарплат, цен на энергоресурсы, необходимость проводить ремонты и модернизацию оборудования, очистных систем и городских сетей. Однако, как показывает многолетняя практика, городские сети от повышения тарифов не становятся лучше, оборудование не меняется и не модернизируется, качество услуг не улучшается, уровень обслуживания, состояния коммуникаций, ответственности монополий остается на старом уровне при любых тарифах. В результате население получает те же некачественные услуги, что и 4 года назад, но уже в разы дороже.


ГФС похвасталась дополнительными 3 миллиардами, полученными от контрабанды

За время реализации экспериментального проекта по борьбе с контрабандой, с 21 июня по 30 июля, в госбюджет Украины перечислено почти 37,5 млрд грн таможенных платежей. Дополнительные поступления в государственный бюджет от осуществления мероприятий по борьбе с контрабандой на таможнях Украины в июле составили более 3 млрд грн.

Согласно сообщению, в июле в госбюджет таможни Украины перечислили 29,7 млрд грн, что на 3,8 млрд грн больше, чем в июле 2017 года, и на 3,2 млрд грн больше, чем в июне. По данным ГФС, за время реализации экспериментального проекта по борьбе с контрабандой, с 21 июня по 30 июля, в государственный бюджет перечислено почти 37,5 млрд грн таможенных платежей.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным Казначейства, за первое полугодие 2018 года таможенными подразделениями ГФС собрано 150,06 млрд грн, что на 5 млрд грн меньше плановых показателей, утвержденных Минфином. Сальдо государственного бюджета за указанный период не выполнено на 3 %, или 14,1 млрд грн (общий фонд – 14,8 млрд грн), что влечёт увеличение бюджетного дефицита.

Следует отметить, что сборы таможенных органов за первое полугодие текущего года выросли на 8,7 % к аналогичному периоду 2017-го. Между тем, по данным НБУ, импорт товаров за 6 месяцев 2018 года вырос на 14 % (ревальвация – 0,2 %) к аналогичному периоду 2017. Поэтому работу таможенных органов на сегодня следует считать неэффективной, несмотря на заявления о борьбе с контрабандой.

Наиболее популярные схемы контрабанды:
– оформление грузовых автомобилей в качестве пустых, хотя на самом деле они заполнены дорогостоящим товаром;
– пересечение границы большой группой лиц, которая по частям переносит партию товара в качестве ручной клади;
– подмена документов на товар, делающая его дешевле реальной стоимости;
– использование оффшорных компаний, когда через симуляцию нарушений и дальнейшее решение суда якобы возвращают товар, хотя на самом деле импортируют его;
– ввоз низкокачественного топлива под видом «Евро-4».

Между тем, война за контроль таможни накануне выборов только разгорается (пополнение партийной кассы). Решение КМУ допустить для борьбы с контрабандой на таможне национальную полицию привело к противодействию со стороны СБУ, которая ранее контролировала данное направление.

Следует отметить, что в условиях борьбы между силовыми ведомствами еще более слабеет контроль за настоящими правонарушителями, расширяются возможности серого и черного импорта, контрабандистов, которые применяют различные схемы уклонения от уплаты таможенных сборов, приобретая преимущества перед легальными предпринимателями.

Последствия неэффективной работы фискальных органов могут привести к тому, что финансирование бюджетных расходов будет проводиться за счет эмиссии. В условиях увеличения денежной массы (при сокращении производства) стоит ожидать дополнительные инфляционные и девальвационные риски, которые деструктивно повлияют на экономику.


Доходы Пенсионного фонда превысили ожидания

За полгода собственные доходы Фонда превысили 95 млрд грн, что на 8 % больше прогнозов. За первое полугодие собственные доходы Пенсионного фонда превысили 95 млрд гривен. Это почти на 31 % больше, чем в 2017 году, и на 8 % больше, чем ведомство планировало получить.

Однако, несмотря на рост поступлений, Пенсионному фонду не удалось избежать кассового разрыва, в результате чего в июле возникли проблемы с выплатой пенсий. «Поступления Единого взноса и в течение месяца, и в течение года происходит неравномерно. В начале года поступления меньше, в конце – больше. Эта неравномерность и вызывает кассовые разрывы. Тем не менее, Пенсионный фонд обязан решать основной вопрос – выплата пенсий должна происходить без помех», – пояснил заместитель министра социальной политики Николай Шамбир.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Для создания иллюзии успеха и роста власть, как обычно, оперирует краткосрочными показателями, не привязывая их к твердой валюте. Исправим эту неточность, что даст более объективную картину происходящего в стране с пенсиями.
Расходы на выплату пенсий в Украине (грн):
2011 год – 210,7 млрд;
2012 год – 233,7 млрд;
2013 год – 250,4 млрд;
2014 год – 243,5 млрд;
2015 год – 265,7 млрд;
2016 год – 249,8 млрд;
2017 год – 279,2 млрд;
2018 год – 345,8 млрд.

Как видим, расходы Пенсионного фонда на выплату пенсий в гривне непрерывно растут, что связано с инфляцией и обесцениванием национальной валюты, но не означает увеличение реального дохода пенсионера.
Расходы на выплату пенсий в Украине ($):
2011 год – 26,5 млрд;
2012 год – 29,3 млрд;
2013 год – 31,3 млрд;
2014 год – 29,4 млрд;
2015 год – 16,8 млрд;
2016 год – 9,8 млрд;
2017 год – 10,4 млрд;
2018 год – 13,2 млрд.

Расходы Пенсионного фонда на выплату пенсий в твердой валюте росли до 2013 года, по инерции продержались в 2014 году, после чего катастрофически обвалились более чем в 3 раза – с $ 31,3 млрд в 2013 году до $ 9,8 млрд в 2016 году, затем наблюдалось небольшое восстановление.

На 2018 год после «пенсионной реформы» и «осучаснення» пенсий правительство предусмотрело на пенсионные выплаты в 2,4 раза меньше средств (в твердой валюте), чем в 2013 году при т. н. «бандитской власти». Этот вывод подтверждает и динамика среднего размера пенсии за последние 4 года.

По состоянию на 01.01.2014 средняя пенсия в Украине составляла 1526,1 грн, что при курсе 7,99 грн за 1$ приравнивалось к $191.
Далее, начиная с 2014 года (период работы действующей власти с той или иной расстановкой команд), размер пенсионных выплат менялся следующим образом. Весь 2014 год средняя пенсия оставалась на уровне 1526,1 грн (при среднегодовом курсе НБУ 11,8 грн/$ – $ 128,5).
С 01.01.2015 средняя пенсия – 1581,5 грн (при среднегодовом курсе НБУ 21,84 грн/$ – $72,4).
С 01.01.2016 средняя пенсия –1699,5 грн (при среднегодовом курсе НБУ 25,55 грн/$ – $66,5).
С 01.01.2017 года – средняя пенсия 1828,3 грн, при среднегодовом курсе НБУ 26,59 грн/$ – $68,8.
С 01.01.2018 средняя пенсия –2479,2 грн (при курсе НБУ на начало года 28,5 грн/$ – $ 86,9).
Как видим, реальный размер пенсии за период работы действующей власти сократился в 2–2,5 раза и до этого времени не восстановился в прежнем размере.

Поэтому в плане пенсий действующей власти похвастаться нечем – для начала нужно хотя бы вернуться на отправную точку в $ 191, что на сегодня составляет 5 023,3 грн, а до этих пор все пенсионеры Украины будут «в минусе». Их потери от снижения реального размера пенсии за 2014 год (на тот момент – 13,5 млн человек) составили $ 10,13 млрд, или по $ 750 на каждого.
В 2015 году 12,1 млн пенсионеров потеряли $ 17,22 млрд, или по $ 1423 на каждого.
В 2016 году 12,2 млн пенсионеров потеряли $ 18,22 млрд, или по $ 1494 на каждого.
В 2017 году 11,9 млн пенсионеров потеряли $ 17,46 млрд, или по $ 1467 на каждого.
Суммарно их потери от снижения реального размера пенсии за 4 года достигли $ 63,03 млрд, или по $ 5 134 на каждого человека.

Вместо манипулятивных рассказов о том, как им добавят по 18 грн (или по 62 грн), власть имущим следовало бы сообщить, когда и как пенсионерам вернут прежний размер пенсии в $ 191 и компенсируют потерянные за 4 года $ 5 134 на каждого.


Минимум с 2014 года. Казна Украины почти опустела

Остатки средств на Едином казначейском счете к началу августа снизились до уровня января 2014 года и составили 1,99 млрд грн. Об этом в среду, 1 августа, сообщает пресс-служба Казначейской службы. Схожий с нынешним уровень средств на ЕКС наблюдался в январе–2014, когда этот показатель составлял 1,73 млрд грн, увеличившись по сравнению с декабрем 2013 года на 0,54 млн грн. За 2017 год остаток средств на едином казначейском счете сократился с 14,258 млрд грн до 5,1 млрд гривен.

Согласно данным Национального банка, остатки средств на корреспондентских и транзитных счетах банков в июле этого года уменьшились на 1,01 млрд грн и составили 45,35 млрд грн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Объём средств на едином казначейском счете свидетельствует об уровне платежеспособности государства. Рост происходит во время поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, снижение – во время пиковых нагрузок по расходам. По состоянию на 01.08.2018 остатки на ЕКС составляли 1,9 млрд грн ($ 76 млн), а сокращение остатков по итогам июля – 7,4 млрд грн.

Основным катализатором, который вызвал существенное сокращение остатков ЕКС, стало низкое администрирование ЕСВ. Так, по итогам июля в бюджет было уплачено ЕСВ на сумму 17,9 млрд грн, а произведенные выплаты пенсий были равны 30,3 млрд грн. Так, Казначейская служба выделила Пенсионному фонду ссуды на сумму 12,4 млрд грн для покрытия кассового разрыва по поступлениям единого социального взноса и финансированию выплат пенсий в июле. В целом доходная часть государственного бюджета за июль (по состоянию на 30.07.18) выполнена всего на 94 % – как результат, плановый бюджетный дефицит увеличился на 3,9 млрд грн.

За аналогичный период предыдущего года на ЕКС средств было в 22 раза больше – 44,06 млрд грн ($ 1,7 млрд), за июль–2017 они сократились на 1,07 млрд грн.

Кроме того, существенное уменьшение ЕКС и остатков средств на корреспондентских и транзитных счетах банков на 45,3 млрд грн свидетельствует о высоких инфляционных и девальвационных (падение курса с 26 до 27 грн/долл.) рисках. Однако за счет девальвации в краткосрочном периоде удастся увеличить таможенные поступления и, таким образом, незначительно уменьшить бюджетный дефицит.

Дополнительно на валютных счетах Казначейства на 1 августа есть эквивалент 20,9 млрд грн – эти средства будут направлены на погашение валютных обязательств и в стандартном отчете на начало месяца они не отображаются. Данная ситуация подтверждает, что существенный рост номинального ВВП, о котором информируют государственные представители, связан исключительно с эмиссионной политикой государства в условиях количественного падения производства и осуществления заимствований – как результат, государство сегодня не может мобилизовать доходы на финансирование необходимых программ. Кроме того, будущие президентские и парламентские выборы могут несоизмеримо увеличить расходную часть бюджета для получения дополнительных политических баллов, что в условиях низкого администрирования налогов приведет к запуску «печатного станка».


Госбюджет недополучил 16 млрд с начала года

За семь месяцев 2018 года госбюджет получил 513,468 млрд грн доходов. Об этом свидетельствуют данные на сайте Государственной казначейской службы Украины. Отмечается, что по сравнению с аналогичным периодом 2017 года доходы госбюджета выросли на 65,770 млрд грн, или на 14,7%. Однако они на 15,791 млрд грн, или на 3%, ниже планового показателя на этот период.

Как известно, доходы госбюджета Украины в 2018 году определены в размере 917,9 млрд грн, расходы – на уровне 991,7 млрд гривен. Предельный объем дефицита госбюджета установлен на уровне 80,6 млрд грн.

Ранее сообщалось, что за полгода дефицит госбюджета составил 10 млрд грн. Общий фонд госбюджета за шесть месяцев этого года сведен с дефицитом 12,98 млрд гривен.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным Казначейства, всеми подразделениями ДФС за период с января по июль 2018 года собрано 507,1 млрд грн (налоговая – 291,1 млрд грн, таможня – 216 млрд грн). В то же время автоматическое возмещение НДС за соответствующий период составило 75,1 млрд грн, в связи с чем сальдо администрирования налогов органами ДФС составило всего 395 млрд грн, что на 3,4 млрд грн меньше установленных Минфином плановых показателей, от которых зависят расходы бюджета. С начала года доходная часть госбюджта не выполнена на 15,7 млрд грн, вследствие чего государству необходимо искать дополнительные источники финансирования бюджетных программ.

Кроме того, на уровень доходов в первом полугодии существенно повлияло зачисление прибыли от НБУ (38 млрд грн из 44,6 запланированных НБУ) и НАК «Нафтогаз Украины» в период с января по июнь 2018 г. (71,7 млрд грн, что составляет 28% от общих налоговых поступлений, или 70% от совокупных налоговых и дивидендных платежей за 2017 г.). Поэтому реальное выполнение бюджета более пессимистично, чем показатели кассовой отчетности, а неравномерное распределение прибыли по итогам года приведет к дальнейшему увеличению бюджетного дефицита.

Подтверждением дефицита бюджетных средств на государственных счетах является также низкий уровень остатков на едином казначейском счете. По состоянию на 01.08.2018 остатки на ЕКС составляли всего 1,9 млрд грн ($ 76 млн), а сокращение остатков по итогам июля составило 7,4 млрд грн, в связи с чем большинство бюджетных платежей были приостановлены. Так, Казначейская служба выделила Пенсионному фонду ссуды на сумму 12,4 млрд грн для покрытия кассового разрыва по поступлениям единого социального взноса и финансированию выплат пенсий в июле.

Между тем, Минфин объявил внеплановый аукцион по размещению облигаций внутреннего государственного займа на 2 августа. Похоже, что денег в госбюджете однозначно не хватает, поскольку при остатке на ЕКС на уровне 2 млрд грн нужно было оплатить 1 млрд грн по ОВГЗ.

Поскольку госбюджет сегодня наполняется за счет неналоговых поступлений, возможно дальнейшее повышение ставок по ОВГЗ (ориентир 18,5-19%). Минфин разрабатывает с «ПриватБанком» возможность розничной продажи ОВГЗ для физлиц. По данным НБУ по состоянию на 1 августа в собственности физических лиц находятся гособлигации на 3,98 млрд грн, в том числе номинированные в инвалюте – на 2,67 млрд грн. Таким образом Минфин пытается компенсировать потери, связанные с выходом нерезидентов с гособлигаций. С средины апреля портфель ОВГЗ в руках нерезидентов сократился на 5,5 млрд грн (18 апреля портфель нерезидентов был 14,2 млрд грн, а на 02 августа уже 8,7 млрд грн).

Следует также отметить, что для финансирования текущего бюджетного дефицита государству необходимо привлечь 123 млрд грн (на конец июня выполнено на 52%) на внутреннем рынке и 108 млрд грн или $ 4 млрд (выполнено 0%) на внешних рынках. Однако на международных финансовых рынках сформировался тренд по выводу капитала с развивающихся рынков (для дальнейшей диверсификации), вследствие чего станет крайне сложно мобилизовать средства на внешних рынках. Будущие президентские и парламентские выборы могут несоизмеримо увеличить расходную часть бюджета для получения дополнительных политических баллов, что в условиях низкого администрирования налогов может привести к запуску «печатного станка».

С учетом неблагоприятной конъюнктуры на финансовых рынках, а также трудностей с выполнением доходной части госбюджета, возможен неконтролируемый рост бюджетного дефицита и соответствующие негативные последствия в случае его эмиссионного финансирования.


В Украине растут долги за коммуналку

Долги населения за коммунальные услуги стабильно растут. Об этом сообщает УНН со ссылкой на данные Государственной службы статистики. В частности, по состоянию на 30 июня долг украинцев за поставки газа составляет 16,8 млрд грн, при том что на 1 января он был 12,1 млрд.

За отопление и горячую воду украинцы уже должны 11,4 млрд грн против 11,1 млрд грн по состоянию на начало января. За холодную воду и водоотвод долг за полгода вырос на 1 млрд грн с 1,7 млрд в январе до 2,7 млрд на конец июня. За содержание домов и придомовых территорий население задолжало 3,9 млрд грн, увеличив долг на 0,9 млрд за шесть месяцев. Выросли долги и за вывоз мусора – с 0,4 млрд грн в начале января по 0,5 млрд на конец июня.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Как правило, в летний период долги за жилищно-коммунальные услуги сокращаются, а в зимний растут. Это связано с тем, что летние платежки в 3 раза ниже зимних, это позволяет населению рассчитаться с накопленными зимой долгами. Однако лето 2018 года стало в плане погашения долгов за ЖК-услуги исключением из правил, равно как и сегодняшняя жизнь украинцев является исключением из всех возможных правил, законов и традиций.

По состоянию на 01.08.2018 года долг населения за жилищно-коммунальные услуги составил 39,3 млрд грн. Наибольший долг население Украины накопило за газ – 16,8 млрд грн. На втором месте по сумме задолженности отопление и горячая вода – 11,4 млрд грн. Третье место по размеру долга занимает электроэнергия – 4 млрд грн. Долг за содержание дома и придомовой территории составил 3,7 млрд грн; за воду – 2,7 млрд грн; за вывоз мусора – 0,5 млрд грн.

По состоянию на 01.12.2017 долг населения составлял 30,6 млрд грн. Не смотря на летний период, в который долги всегда сокращались, с декабря 2017 года долг населения за ЖК-услуги вырос на 8,7 млрд грн, или на 28,4%. И это не говоря уже о периоде 2-3 летней давности: в 2015 году задолженность жителей Украины за жилищно-коммунальные услуги составляла 11,5 млрд гривен. Всего за 3,5 года, в результате безграмотной, безответственной тарифной и социальной политики, долги населения выросли в 3,4 раза.

Если текущий тренд роста долгов сохранится, что неизбежно без кардинальных изменений в тарифной и социальной политике государства, к концу текущего года нас ждет долг населения в 55–60 млрд грн, что равно полугодовому объему платежей. Т.е. это равносильно тому, что все 42,5 млн украинцев не платят ни копейки за ЖК-услуги на протяжении 6 месяцев.

Также к вышеуказанному стоит добавить активные действия правительства по сокращению и отмене субсидий, введению абонплаты на все ЖК-услуги и ожидаемое повышение цены на газ с 1 сентября на 60-70% – до 11– 11,5 тыс. грн. В результате осенью текущего года Украина столкнется с настоящим тарифным бунтом и коллапсом в ЖК-сфере.

Поставщики ЖК-услуг, как бы им этого не хотелось и как бы не давил на них Кабмин или НКРЕКУ, будут просто не в состоянии продолжать оказывать услуги в долг. А население, как бы не старалось, не сможет оплачивать «космические» платежки и гасить долги, с текущим уровнем зарплат и пенсий.


Трудовая миграция может привести к росту цен в Украине – НБУ

В Украине из-за трудовой миграции может ускориться рост цен и замедлиться экономический рост. Уже сейчас предприниматели отмечают нехватку квалифицированных кадров, которая в первую очередь связана с выездом украинцев в Польшу и другие страны.

«Один из основных рисков базового сценария – продолжение оттока рабочей силы из Украины. Это будет высокими темпами создавать дальнейшее повышение диспропорций между спросом и предложением на рынке труда», – поясняют в инфляционном отчете НБУ.

На украинском рынке труда уже сейчас возникли проблемы. По оценкам Национального банка, наращивать темпы производства, в том числе, мешает трудовая миграция. Больше всего проблемы ощущаются в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и связи. «По данным областных служб занятости в Польше, почти 50% трудовых мигрантов из Украины подали в 2017 году заявления на трудоустройство именно в этих видах деятельности», – поясняется в отчете НБУ.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Согласно отчету Международной организации труда, большинство украинцев уезжает на заработки в Польшу. Там они находят низкоквалифицированную работу. Львиная часть мигрантов работает без официального трудоустройства, а значит, теряет право на пенсию в Украине.

4,5 года «реформ» существенно изменили социально-экономическую ситуацию в Украине. Жить в Украине стало очень дорого, работать – крайне невыгодно, а зачастую бессмысленно. В конце 2013 – в начале 2014 годов средняя зарплата в крупных городах составляла $ 500, а с высшим образованием и опытом работы, можно было трудоустроиться на $ 1000 и больше. Такой уровень доходов позволял украинцам не шиковать, но нормально жить, отдыхать и даже немного откладывать.

За 4,5 года все кардинально изменилось: доходы обесценились, сбережения сгорели, а цены «на жизнь» выросли в разы.
Сегодняшний уровень заработных плат в Украине в основной массе, не считая ТОП-чиновников с миллионными окладами, соответствует принципу «работа ради работы», т. е. для того, чтобы заработать среднюю зарплату в $ 240, нужно столько же (и даже больше) потратить на проезд, одежду, питание, проживание и т. д.

Если посчитать все расходы, необходимые для работы с полной занятостью, то при зарплате ниже $ 500 (в крупных городах) работать убыточно – дешевле сидеть дома и довольствоваться случайными неофициальными заработками. Но средняя зарплата в $ 500 не планируется правительством в ближайшие годы. Относительно людей с образованием и опытом, то большинство из них до 2014 года успели поработать при нормальных доходах (от $ 1000 и выше), поэтому трудиться сегодня «за еду» они не очень спешат. Проще уехать работать в Европу или подрабатывать неофициально. Быть официально безработным на сегодня куда выгодней, чем работающим: можно получать пособие по безработице в размере 2357 грн в месяц, оформить субсидию на коммунальные услуги (в среднем – 1300 грн), при этом неофициально работать, не платя ни копейки налогов.

При официальном трудоустройстве минимальный налог с зарплаты (ЕСВ) составит 819,0 грн в месяц. Если официально получать зарплату в 10 000 грн, то ежемесячно придется отдать 2 200 грн государству, которое тебя не защищает, не лечит, не гарантирует достойную пенсию, не обеспечивает правосудие и верховенство права, а также самостоятельно оплатить платежку за ЖК-услуги средним размером в 2 000 грн (в отопительный сезон).

Если получать эти же 10 000 грн неофициально, то отдавать ничего не нужно, кроме того, можно дополнительно получить в месяц около 3500 грн (пособие + субсидия). В абсолютных цифрах выглядит примерно так: с доходом в 10 000 грн ты либо живешь на 5 800 грн в месяц, уплатив налоги и коммуналку; либо на 12 300 грн в месяц, не платя налоги, получая пособие по безработице и субсидию.

Следует отметить, что, по данным Госстата, среди безработных 42 % имеют высшее образование, а в таких городах, как Киев, Одесса, Харьков, Львов, Сумы, Днепр, с высшим образованием – 80–90 % безработных. Свои деньги считать украинцы умеют, поэтому в тех условиях, которые на сегодня создало правительство, «бесплатно или за дешево» поработать никто не спешит – отсюда и катастрофические показатели трудовой миграции, и все вытекающие из этого последствия для страны и экономики.


Украина нарастила транзит газа в июле на 13 %

Транзит газа через газотранспортную систему Украины в июле 2018 года вырос на 13% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, об этом сообщила пресс-служба «Укртрансгаза». «По итогам июля транзит газа через территорию Украины возрос на 950 млн куб. м, или на 13% по сравнению с аналогичным месяцем 2017 года», – говорится в сообщении.

Также отмечается, что во время двухнедельной остановки на ремонт газопровода «Северный поток» в Балтийском море среднесуточные объемы транзита газа из России в Европу через украинскую ГТС увеличились на 20 %.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Объем транзита российского газа через украинскую ГТС за последние 4 года составлял:
2014 год – 62,2 млрд м³;
2015 год – 67,1 млрд м³;
2016 год – 82,2 млрд³.

В 2017 году объем транзита российского газа через Украинскую газотранспортную систему составил 93,5 млрд м³, что обеспечило доход в $ 3 млрд.  По итогам 7-ми месяцев 2018 года транзит газа через газотранспортную систему сократился до 50,9 млрд куб. м³, что на 4,2 %, или на 2,2 млрд м³ меньше, чем за аналогичный период 2017 года.

Рост объема транзита газа в июле 2018 года, связан, к сожалению, не с результатами переговоров «Нефтегаза» и «Газпрома» и не с предложенной «Нефтегазом» более низкой ценой транзита. Переговоры закончились ничем, «Нефтегаз» остался со своими «мечтами» о объеме транзита на уровне 1998 года в 141 млрд м³/год, а «Газпром» фактически отсрочил решение по транзиту до конца 2020 года, заявив, что готов к переговорам только после урегулирования судебных разбирательств относительно $ 12 млрд на которые претендует «Нефтегаз».

Рост транзита в июле связан с временными техническими работами в РФ. Газопровод «Северный поток» в Балтийском море полностью остановился на планово-предупредительный ремонт, в период с 17 до 30 июля, в результате чего транзит газа через Украину вырос в текущем месяце на 13%. Однако после завершения ремонтных работ объем транзита снова сократился.

Тем временем, пока «Нефтегаз» ожидает 2020 года и продолжения переговоров по транзиту, компания Nord Stream 2 начала укладывать первые трубы в рамках сооружения газопровода «Северный поток-2», по которому газ будет напрямую поставляться из России в Германию. Одновременно продолжаются подготовительные работы для последующей укладки труб в Грайфсвальдском заливе. Строительные работы в Грайфсвальдском заливе рассчитывают завершить к концу текущего года.
По плану строительство «Северного потока-2» должно завершиться в 2019 году, в то время как продолжение переговоров между «Нефтегазом» и «Газпромом» относительно транзита через Украину (в текущих условиях, с неурегулированными судебными исками) возможно к концу 2020 года, что грозит Украине полной потерей транзита и минус 3% ВВП (- $ 3 млрд в год).


За три месяца украинцы перевели из Польши $ 800 млн

В І квартале 2018 года иммигранты, которые работают в Польше, выслали домой 3,4 млрд злотых (более $ 920 млн). Об этом сообщает Польское радио, ссылаясь на данные центробанка страны. Это на 700 млн злотых больше, чем в прошлом году, отмечает регулятор.

Львиную долю денег, а именно 86 % (2,9 млрд злотых), перевели в Украину. В основном их высылают украинцы, работающие в Польше временно, указывает центробанк. Отмечается, что в прошлом году сумма их переводов составила 2,4 млрд злотых.
Отметим, если в 2016 году из Польши в Украину было перечислено 8 млрд злотых, то в 2017 году уже 13 млрд злотых.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным НБУ, денежные переводы в Украину по итогам І квартала 2018 года составили $ 2 614 млн. Больше всего денежных поступлений (по официальным и неофициальным каналам) пришло из: Польши – $ 865 млн (33 % от общих переводов), России – $ 300 млн (11 %), США – $ 192 млн (7 %). Между тем, денежные переводы из Польши по официальным каналам (банковские переводы) составили всего $ 46,2 млн, или 5,3% от декларируемых НБУ переводов. Остальные $ 818,8 млн, как указывает регулятор, попадают в Украину по неофициальным каналам.

Ранее Нацбанк изменил методику расчёта общих международных поступлений, увеличив коэффициент расчёта поступлений по неформальным каналам, которые рассчитываются как процент от фактических переводов трудовых мигрантов (оплата труда, частные трансферты) на основании результатов опросов (экспертные оценки).

По неофициальной информации, в Польше на сегодня может находиться около миллиона украинских трудовых мигрантов, и их число растет. А всего за рубежом работают около 3,2 млн украинцев. По данным польской статистики, на начало 2012 года 1,45 млн украинцев были зарегистрированы в Польше как легальные рабочие; на сегодняшний момент украинские мигранты представляют 4 % населения страны и 4– 6% её рабочей силы.

Правительство Польши стимулирует приток украинских трудовых мигрантов и прилагает усилия для увеличения числа украинских квалифицированных рабочих в стране. После вступления в ЕС Польша столкнулась с аналогичным оттоком своих квалифицированных рабочих в более богатые страны ЕС, что влияет на замедление деловой активности.

К 2030-му году количество вакансий, которые необходимы для развития польской экономики, будет составлять около 20 миллионов. На эти вакансии в их стране есть 16 миллионов человек. Поэтому власти страны заинтересованы в привлечении мигрантов: им необходимо, как минимум, 4 миллиона трудоспособного населения, и правительство не скрывает, что нацелено на привлечение именно украинцев.

Для Украины трудовая миграция, с одной стороны, положительно сказывается на платежном балансе, но с другой – негативно влияет на деловую активность, приводит к уменьшению пенсионных поступлений, усиливает инфляцию. На украинском рынке труда уже сейчас возникли проблемы. Так, по оценкам НБУ, наращивать темпы производства, в том числе, мешает трудовая миграция. Больше всего проблемы ощущаются в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и связи. Поэтому для обеспечения роста реального ВВП, а не увеличения ВВП за счет инфляционных и эмиссионных процессов, государству уже сегодня необходимо обеспечить условия в Украине и предотвратить отток кадров за границу.