Дайджест 30/09/2017

Минэкономики ухудшило прогноз роста ВВП Украины

В этом году рост экономики Украины ожидается на уровне 1,8% при показателях инфляции на уровне 12,2%. Такой прогноз в пятницу, 29 сентября, обнародовало Министерство экономического развития и торговли. Согласно обновленному прогнозу, рост ВВП в следующем году составит 3%, а уровень инфляции – 8%.

При этом эксперты ожидают в 2019 году увеличения ВВП на 3,6% при инфляции 5,9% и в 2020 году – 4% при инфляции 5%.
МЭРТ напоминает, что четыре месяца назад оценки экономического восстановления в текущем году были чуть оптимистичнее – 1,9% при инфляции 10,5%, тогда как в 2018 году эксперты ожидали тех же 3% роста, но при инфляции 7%.

Как понимать?

В начале года КМУ ожидал роста ВВП по итогам 2017 года на 3%, но после анализа повышения минимальной зарплаты, прекращение транспортного сообщения с оккупированными территориями Донбасса, ценовой динамики на ключевых для Украины экспортных рынках прогноз КМУ был уменьшен до 1,9%.

Даже прогноз о росте ВВП на уровне 1,8 % является достаточно оптимистичным. Так промышленное падение производства (январь–июль 2017 года падение -15,1%) свидетельствует о количественном уменьшении производства основных отраслей и сокращении бюджетоформирующих секторов экономики. Кроме того, последствия блокады Донбасса, снижение мировых цен на сырьевые товары, уменьшение внутреннего рынка, отсутствие полноценного кредитования экономики создают дополнительные риски падения реального ВВП по итогам года.

Следует отметить, что на основании Постановления КМУ № 411 номинальный ВВП прогнозируется на уровне 3 274,7 млрд грн (2016 – 2 845 млрд грн). Так, рост номинального ВВП – 15,1 %, а прогнозируемый рост реального ВВП – 3%. Поэтому прогнозного роста номинального ВВП невозможно достичь только благодаря озвученным макропоказателям (рост реального ВВП – 3%, инфляция – 7%).

Также некорректно спрогнозирован уровень инфляции на 2017 год – 9,1% (при допустимом коридоре в 6–10%). Так, за январь–август 2017 года уровень инфляции уже составил 8,1% (кумулятивная годовая инфляция с августа 2016 – 16,2%). С учетом того, что инфляция за последние 4 месяца 2016 года составила 7,3%, то за аналогичный период 2017 года не стоит ожидать замедления данных трендов. Кроме того, ползучая девальвация (выгодно для доходной части бюджета и экспортеров), которая возобновились осенью (сезонный импорт) при низких чистых международных резервах ($ 5,4 млрд) однозначно будет провоцировать дальнейший рост инфляции за счет подорожания импортных товаров.

Поэтому рост реального ВВП может быть только в том случае, когда государство проведет аудит экономических процессов в стране, разработает эффективную стратегию развития (вертикальную и горизонтальную) и государственной поддержки основных и перспективных бюджетообразующих, наукоемких отраслей и создаст монетарную стабильность в стране.


Минфин: Денег на субсидии должно хватить

В Минфине надеются, что 55 млрд грн хватит на выплаты в 2018 году. Предусмотренных в проекте государственного бюджета на 2018 год 55 млрд грн будет достаточно для выплаты субсидий.  Об этом заявил министр финансов Александр Данилюк в интервью еженедельнику «Зеркало недели».

Говоря о сумме средств на субсидии в 2017 году, глава Минфина уточнил, что пришлось выделять дополнительные деньги. «Да, мы выделяли дополнительные средства, еще около 14 млрд гривен. И планируем уложиться в выделенную сумму», – добавил он. За 8 месяцев 2017 года (по данным Госстата) использовано субсидий на общую суму 62,9 млрд грн, из которых государство оплатило 45,6 млрд грн и еще должно – 17,3 млрд грн.

Как понимать?

Последними изменениями в Бюджет-2017 было увеличено расходы на субсидии на 14,1 млрд грн – до 61,2 млрд грн. То есть за 8 месяцев 2017 года использовано субсидий на 1,7 млрд грн больше, чем заложено в Бюджете на весь 2017 год, даже с изменениями. На оставшийся IV квартал 2017 года денег на субсидии нет. Все, что будет покрыто субсидией в этом квартале, пойдет в долг на 2018 год.

Получается, из 55 млрд грн заложенных в бюджете на 2018 год около 30–35 млрд пойдет в погашение долгов по использованным субсидиям в 2017 году, и 20–25 млрд грн – это то, что останется фактически на 2018 год. При этом реальная потребность на субсидии составляет около 100 млрд грн в год:
7 млн семей * 2000 грн * 6 мес (отопительный сезон) = 84 млрд грн.
7 млн семей * 200 грн * 6 мес (не отопительный сезон) = 8,4 млрд грн.
Итого: 92,4 млрд грн в год.

Таким образом, правительство профинансирует субсидии в 2018 году где-то на 1/4 от фактической потребности (с учетом погашения долгов за 2017 год).


Доходы украинцев во II квартале 2017 выросли на 17,6%

Доходы населения Украины во II квартале 2017 года составили 559 млрд 916 млн грн, что на 17,6% больше, чем за аналогичный период 2016 года. Об этом сообщает Государственная служба статистики.  За год суммарная зарплата украинцев выросла на 26%, до 263,5 млрд грн; прибыль и смешанный доход – на 8,3%, до 78,1 млрд грн; социальная помощь и другие полученные текущие трансферты – на 14,2%, до 204,9 млрд грн; доходы от собственности (полученные) сократились на 14,2%, до 13,5 млрд грн. Основным фактором, повлиявшим на рост доходов (559,9 млрд грн, или +17,6%), является рост суммарной з/п (+26%), которая выросла благодаря повышению минимальной з/п в начале года.

Как понимать?

В условиях отсутствия фундаментальных факторов повышение минимальной з/п привело к существенному инфляционному росту (в годовом выражении с июля 2016 – 15,9%), что повлияло на фактическое увеличение реального располагаемого дохода на 1,7 %. Коме того, в долларовом эквиваленте доходы населения за ІІ квартал 2017 года составили $ 21,5 млрд, а за аналогичный период 2013 года – $ 45,3 млрд, что отображает реальную эффективность управления государством.

Соответственно расходы населения выросли на 24%, до 587,5 млрд грн. При этом расходы на приобретение товаров и услуг увеличились на 23,7%, до 526,8 млрд грн; текущие налоги на доходы, имущество и другие оплаченные текущие трансферты составили 54,7 млрд грн, что на 28,1% больше, чем за соответствующий период 2016 года.

Данная информация свидетельствует о том, что в условиях фактического отсутствия роста реальных доходов фискальная нагрузка со стороны государства увеличивается. Кроме того, в связи с тем, что во ІІ квартале расходов у населения было больше, чем доходов, сокращение сбережений составило 27,6 млрд грн. (более $ 1 млрд.). При этом в І квартале 2017 сокращение сбережений составило 34,4 млрд грн ($1,3 млрд дол).

Поэтому в условиях экономического кризиса политика государства, направленная на взыскание доходов с населения, в будущем приведет к возможным социальным волнениям.