Совокупный госдолг Украины вырос на $470 млн
Совокупный государственный долг Украины по состоянию на 30 сентября вырос до $ 77,03 млрд, увеличившись на $ 470 млн (0,62%). Об этом говорится в сообщении Министерства финансов Украины. Отмечается, что совокупный долг (государственный и гарантированный) на конец сентября составил 2 043,3 млрд грн, или $ 77,03 млрд против 1 958,37 млрд грн месяцем ранее.
«При этом прямой внешний долг за месяц увеличился на $ 1,35 млрд до $ 38,65 млрд, тогда как прямой внутренний долг вырос на 4,78 млрд гривен до 699,72 млрд гривен ($ 26,38 млрд)», – сообщили в Минфине.
По состоянию на 30.09.2024 совокупный госдолг составил 77,03 (2,04 трлн грн, или 72% от планируемого номинального ВВП на 2017 год). Общий внутренний долг – $ 27,14 млрд (в т.ч. гарантированный – $ 0,76 млрд). Общий внешний долг – $ 49,9 млрд (в т. ч. гарантированный $ 11,25 млрд).
Совокупный государственный долг вырос за счёт увеличения внешнего государственного и гарантированного долга в результате реструктуризации двухлетних ОВГЗ 2015 (+$ 1,5 млрд) и выпуска новых внешних 15-летних ОВГЗ 2017 (+$ 3 млрд, 7,375% годовых). Основными внешними кредиторами Украины являются: МВФ – $ 14,42 млрд, Международный банк реконструкции и развития – $ 5,37 млрд; Европейское сообщество – $ 3,31 млрд. В целом по внешним займам Украина должна выплатить до 2020 г. $ 22 млрд (выплаты по прямому и гарантированному долгу), что будет создавать огромный спрос на валюту на внутреннем рынке, особенно в случае возможных трудностей по дальнейшей реструктуризации долгов.
Уровень сегодняшнего совокупного государственного долга составляет ориентировочно около 72 % от прогнозированного уровня ВВП, что является довольно критичным значением, так как в условиях возможного дальнейшего экономичного падения ресурсы для возврата долгов будут уменьшаться. Кроме того, НБУ и Минфин провели репрофайлинг облигаций на 220 млрд грн внутреннего государственного займа. Для правительства это декларативные действия, которые необходимы для уменьшения показателя госдолга, на чём настаивают западные кредиторы. Однако частично облигации были конвертированы в долгосрочные гривневые облигации различной срочности с привязкой доходности к уровню инфляции, что в условиях высокой инфляции может привести только к росту долговой нагрузки.
Кроме того, теперь НБУ уменьшит перечисления прибыли в бюджет, так как погашение ОВГЗ будет растянуто во времени, что может привести к увеличению бюджетного дефицита. Государственный бюджет предусматривает рост доходов в 2017 году на 25 %, но он вряд ли будет выполнен из-за отсутствия экономических предпосылок (прогнозируемый рост реального ВВП – 1,5%, инфляция – 14–16%). Безосновательное увеличение доходной части бюджета вместе с необходимостью дополнительного финансирования расходов, не предусмотренных бюджетом, приведёт к увеличению дефицита до критического уровня при том, что на 2017 год дефицит бюджета заложен на уровне 77,6 млрд грн.
Поэтому финансирование дефицита будет возможным только благодаря дальнейшей эмиссии ОВГЗ, что несёт существенные отложенные инфляционные и девальвационные риски, а также препятствует возобновлению кредитования экономики посредством выдачи кредитов бизнесу.
Задолженность по зарплате выросла до 2,5 млрд грн
В Украине по состоянию на 1 октября 2017 года общая сумма задолженности по выплате зарплаты составляла 2,467 млрд грн, из которой 1,343 млрд грн пришлось на экономически активные предприятия, — следует из данных Госслужбы статистики.
По данным ведомства, задолженность работникам экономически активных предприятий в сентябре 2017 года выросла ещё на 9,1%.
Как проинформировали в Службе, на начало октября текущего года более чем три четверти суммы задолженности экономически активных предприятий пришлось на промышленность (77,6%).
По данным Госстата, с начала года задолженность по выплате з/п в сентябре 2017 года выросла до 2,34 млрд грн, что на 30% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Основная доля суммы задолженности экономически активных предприятий приходилась на промышленность (77,1 %). При этом около половины задолженности сформировано в Донецкой (31,7%), Луганской (14,5%) областях. Данные показатели коррелируются с индексом промышленного производства, который с начала года упал на 10,3 %, что свидетельствует о серьезных структурных проблемах в украинской экономике (в частности, из-за торговой блокады Донбасса). Падение промышленности как основы украинского ВВП привело к падению деловой активности в стране.
Катализатором роста задолженности по выплате з/п стала также реализация законодательных инициатив по увеличению минимальной зарплаты при отсутствии макроэкономических предпосылок, вследствие чего субъекты хоздеятельности не имеют средства для выплаты з/п. Так, по итогам І полугодия 2017 года 31,2% от общего количества предприятий задекларировали убытки в размере 83,7 млрд грн.
Поэтому с учётом несоответствия доходов, заложенных в бюджет на 2017 год, прогнозным макроэкономичным показателям и экономическим дисбалансам, страну ожидает по итогам года существенное влияние инфляционных и девальвационных рисков, которые приведут к следующему падению реальной зарплаты.
Государству не хватает 10 млрд грн на выплаты субсидий – Минфин
Обязательства по субсидиям на 10 млрд грн превысили заложенные в госбюджет средства. Об этом в эфире программы Радио Свобода «Детали» сообщил заместитель министра финансов Сергей Марченко.
По его словам, министерство уже сталкивалось с такой проблемой летом. Тогда Минфин обратился к парламенту с просьбой о выделении дополнительных 14 млрд грн и внесении соответствующих изменений в бюджет. «На сегодняшний день в бюджете предусмотрено 61 млрд гривен. Обязательств на 1 октября есть на 71 млрд гривен. То есть определенным образом не обеспечены бюджетные обязательства, но мы надеемся, что найдем решение по этому поводу», – заявил замминистра. Также Марченко сообщил, что до конца года правительство погасит все задолженности за энергоносители, но при этом снова придётся вносить изменения в бюджет.
Правительство регулярно рапортует о борьбе с бедностью и росте доходов украинцев. Но количество обращений за субсидией в 2017 году свидетельствует об обратном. Количество таких обращений возросло более чем на 55 %, а общее количество получателей субсидий, т. е. нищих, достигло 7,7 млн семей, или более 21,5 млн человек.
С каждым годом ситуация только усугубляется. Так, за 3 квартала 2015 года за субсидией обратилось 3,6 млн семей; за 3 квартала 2016-го – 4,7 млн семей, а за аналогичный период 2017 года таких семей стало уже 7,7 млн. Как видим, за последние 2 года количество нищих в стране увеличилось более чем на 4 млн семей (11 млн человек), причём, за последний год такой рост составил плюс 3 млн семей (8,4 млн человек). Следствием этого является постоянный рост расходов госбюджета на субсидии.
Государство уже исчерпало все заложенные в бюджете средства, даже с учётом добавленных 14 млрд грн. И при этом уже существует долг в 10 млрд грн. При этом нам предстоит пройти 2 отопительных месяца до конца года, а это ещё 15–20 млрд грн (в зависимости от погоды). Этих денег нет. Представитель Минфина приукрасил ситуацию, говоря только о 10 млрд грн: не хватает гораздо больше.
