Дайджест 4/12/2017

Порошенко: Минимальную зарплату нужно повысить

Минимальную заработную плату в Украине необходимо повысить до 4100 гривен. Об этом заявил в понедельник, 4 декабря, президент Петр Порошенко на втором Всеукраинском форуме объединенных громад в Киеве. «По итогам улучшения инвестиционного климата и поступлений в бюджет мы сможем проанализировать по итогам полугодия или трех кварталов и принять решение о повышении минимальной заработной платы до 4100 гривен», — сказал Порошенко.

Как известно, с 1 января 2017 года минимальная заработная плата составляет 3200 грн. С 1 декабря 2017 года повышен до 1762 грн размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Курс НБУ в настоящее время $1/27,05 грн.

Как понимать?

Следует отметить, что законопроектом про госбюджет на 2018 год (принят в первом чтении) предусмотрено минимальную зарплату с 1 января 2018 года в размере 3723 грн. В случае поддержки инициативы президента, минимальная зарплата вырастет на 28,1%.  Рост минимальной зарплаты, который не подкреплен ростом продуктивности труда, приведет к дальнейшей тенизации малого бизнеса. Кроме того, произойдет поднятие зарплат для бюджетников, вследствие чего образуется дополнительное давление на потребительские цены.

Когда государство повышает минимальную зарплату административным способом, это приводит к тому, что увеличивается давление на бизнес там, где должен работать рынок. Только за 3 недели декабря 2016 года предприниматели закрыли 130 тыс. СПД из 680 тысяч, ожидая двукратного роста минимальных зарплат.

Не смотря на все оптимистические заявления, негативные последствия от повышения минимальной зарплаты в прошлом году с 1600 грн до 3200 грн таки имели отложенный макроэкономический эффект. С начала 2017 г. уровень инфляции уже составил 11,5% (кумулятивная инфляция с октября 2016 г. – 14,6%). Кроме того, рост индекса цен производителей за январь-октябрь 2017 года составил +12,7%.

При этом в связи с ростом инфляции население начинает диверсифицировать свои сбережения в иностранной валюте, усиливая девальвационные давление на гривну. Благодаря инфляционному и девальвационному росту государство администрирует больше налогов, в то время, когда производство сокращается.

Повышение отчислений по ЕСВ, в свою очередь, (дополнительные поступления могут составить 15 млрд грн) не решают проблему дефицита ПФ, который в 2018 году планируется на уровне 142 млрд грн. (отчисления по ЕСВ в 2015 г. –169,8 млрд грн, 2016 г. – 111,7 млрд грн, январь–ноябрь 2017 – 160 млрд грн).
По данным Госстата, нерезиденты за девять месяцев 2017 года вложили в Украину $ 1,22 млрд ($ 0,3 млрд –переоформление долга), при этом отток составил $ 0,31 млрд (чистый приток прямых инвестиций в 2013 году — $ 2 млрд).

Следует отметить, что в долларовом эквиваленте минимальная зарплата в 2017 году составила $ 120, тогда как в 2013 г. она ровнялась $ 154 дол. С учетом политики искусственной девальвации гривны, которую анонсировали власти в проекте бюджета на следующий год (девальвация гривны до 30,1 грн за доллар), минимальная зарплата может составить всего 136 дол, что свидетельствует об отсутствии ее реального роста.


Украина более чем на треть увеличила импорт газа

Украина в январе-ноябре 2017 года увеличила импорт природного газа на 39% (на 3,67 млрд млн куб. м) по сравнению с аналогичным периодом 2016 года – до 13,95 млрд куб. м. Об этом свидетельствуют данные «Укртрансгаза». Как отмечается, в том числе со стороны Словакии в январе-ноябре-2017 поступило 9 млрд 239,3 млн куб. м газа, Венгрии – 2 млрд 702,2 млн куб. м, Польши – 1 млрд 153,6 млн куб. м.

В ноябре-2017 импорт составил 1 млрд 316,8 млн куб. м газа, что на 14,9% меньше, чем в ноябре-2016 (1 млрд 546,6 млн куб. м). При этом Украина уже более двух лет (с 26 ноября 2015 года) не импортирует природный газ по контракту «Газпромом», закупая ресурс исключительно на своей западной границе.

Как понимать?

По «странному стечению обстоятельств» в то время как Украина, отказавшись от российского газа, увеличила его импорт из Европы, «Газпром» увеличил поставки газа в Европу.  Более 2-х лет мы слышим политические лозунги о прекращении поставок газа из РФ. Власть манипулирует патриотическими настроениями электората, при этом забывая сказать, что газ, который мы покупаем в Европе, туда поставляет «Газпром».

После того, как «газпромовский» газ пересекает границу с ЕС (на границе Украина-Словакия), он становится собственностью европейских трейдеров, которые продают его Украине, куда он в итоге и возвращается. При этом Украина платит за сам российский газ, за его транспортировку из Европы, а также за наценку европейским посредникам (трейдерам). От прекращения сотрудничества с «Газпромом» в поставке газа, для людей он дешевле не стал. Наоборот, его цена выросла в мае 2017 года на 2,5%, а в мае 2018 года планируется повышение еще в пределах 20%. При этом населению Украины импортный газ в принципе не нужен, ведь общее потребление населения (с ТКЭ) уже 2 год полностью покрывается собственной добычей.

Импорт газа, по паритету с которым сегодня рассчитывают тариф для населения, необходим в первую очередь промышленным потребителям, которые сами должны решать, где и по чем его покупать, исходя из экономической выгоды, а не политических подтекстов. Население же должно быть обеспечено украинским газом по доступной цене, сформированной на основе себестоимости его добычи и транспортировки по Украине, а не исходя из цены на «немецком хабе» и стоимости доставки из Германии, как это установлено сегодня Кабмином.