Дайджест 4-5/11/2017

Ежегодные выплаты Украины по госдолгу превысят $ 7 млрд

График выплат по внешним обязательствам с 2018 по 2021 год для Украины будет «напряженным». Об этом сказано в инфляционном отчете Национального банка Украины (НБУ) за октябрь.

«В течение 2018-2021 годов ежегодные выплаты по погашению и обслуживанию государственного и квазигосударственного долга в иностранной валюте превысят $7 млрд», – отмечается в отчете. При этом график выплат по внешним обязательствам охарактеризован как «достаточно напряженный».

В связи с этим в НБУ отметили, что «для Украины критически важным остается дальнейшее введение структурных реформ, направленное на улучшение деловой среды и условий для долгосрочного экономического роста», а также «продолжение сотрудничества с МВФ».

Как понимать?

По состоянию на 30.09.2017 общий внешний долг Украины составил $ 49,9 млрд (в т.ч. – гарантированный $ 11,25 млрд). Кроме того, только в сентябре 2017 государство реструктуризировало двухлетние ОВГЗ 2015 (+ $ 1,5 млрд) и разместило новые внешние 15-летние ОВГЗ 2017 (+ $ 3 млрд, 7,375% годовых), тем самым постоянно увеличивая общую сумму обслуживания внешнего госдолга.

Основными внешними кредиторами Украины являются: МВФ – $ 14,42 млрд, Международный банк реконструкции и развития – $ 5,37 млрд. Европейское сообщество – $ 3,31 млрд. Уровень сегодняшнего совокупного государственного долга составляет ориентировочно около 72% от прогнозированного уровня ВВП, что является довольно критичным значением, так как в условиях возможного дальнейшего экономичного падения, ресурсы для возврата долгов будут уменьшаться.

При этом международные резервы в Украине на сегодня составляют $ 18,6 млрд, из них чистые (резервы без учета обязательств) – $ 6 млрд, что крайне мало в условиях годового дефицита торгового баланса в размере $ 4,5 млрд. В этом контексте для нынешнего руководства страны весомым остается продолжение сотрудничества с МВФ, которое может выступать гарантом дальнейшей реструктуризации нынешних обязательств, что влечет за собой дальнейшее увеличение обслуживания госдолга, который будет выплачивать следующее правительство.


Совет НБУ видит риск повторения валютных кризисов

Совет НБУ, оценивая работу правления Нацбанка в январе–сентябре констатировал «недостаточность действий правления по достижению инфляционных целей».

«Учитывая текущую ограниченность действенности монетарного инструментария в условиях профицита ликвидности, а также высокую зависимость стабильности гривны и финансовой системы от состояния экономики, очерченная выше ситуация приводит крайней необходимости принятия правительством мер, направленных на закладку основ для качественных сдвигов в экономике. Это касается, прежде всего, необходимости перехода к новой экономической модели инновационного экономического развития, которое должно стать первоочередной стратегической задачей макроэкономической политики государства», – резюмировали в Совете НБУ.

Как понимать?

Реализация денежно-кредитной политики в январе–сентябре 2017 года недостаточна для обеспечения качественных структурных изменений в экономике, запуска процессов её модернизации. Кредитная активность банков осталась низкой. Остатки по кредитам, предоставленным субъектам корпоративного сектора за январь–сентябрь 2017 вообще уменьшились более чем на 25 млрд грн. Также в настоящее время наблюдается развитие небанковского кредитования, в результате чего капитал перетекает на нерегулируемые рынки, в итоге появляются дополнительные непредвиденные риски для финансовой стабильности и денежно-кредитной политики.

Кроме того, ликвидность банковской системы продолжает находиться на беспрецедентно высоком уровне. При этом банки вкладывают средства в депозитные сертификаты НБУ и в ОВГЗ. Так, общий объём ОВГЗ в обращении приближается к размеру депозитного портфеля банков. При этом правительство накопило исторически высокие остатки средств на казначейском счёте в НБУ. Средства местных бюджетов продолжают размещаться на депозитах банков, вместо расширения инвестирования реального сектора экономики.

Следует отметить, что ситуация с инфляцией уже давно неподконтрольна правительству и не соответствует пределам годового инфляционного таргета. Так, за январь–сентябрь 2017 года уровень инфляции уже составил 10,2% (кумулятивная инфляция в годовом выражении – 16,4%). Кроме того, рост индекса цен производителей за январь–август 2017 года составил +10,1%.
Состояние денежно-кредитного рынка, расходования правительством средств в течение короткого периода времени, как это традиционно происходило в конце года, может иметь более существенные инфляционные риски, чем в предыдущие годы (инфляция за октябрь–декабрь 2016 –5,5%).

Кроме того, по итогам января–сентября 2017 отрицательное сальдо текущего счёта увеличилось до $ 3 млрд (с $ 2,7 млрд в соответствующем периоде прошлого года) в основном из-за масштабных закупок энергоносителей и сельскохозяйственной техники. Сохранение тенденции к увеличению дефицита текущего счёта платёжного баланса приведёт к дальнейшему оттоку иностранной валюты из страны, что может создавать риски стабильности денежной единицы и нивелировать влияние действий НБУ. В то же время сырьевой характер экономики Украины, качественные недостатки и инертность текущей экономической модели государства, его высокая зависимость от внешних факторов обуславливают низкий потенциал по противодействию кризисным явлениям.


Из-за увеличенных пенсий украинцам урежут размер субсидии

У украинцев после поднятия пенсий размер субсидий заметно сократится, в связи с чем платить за коммунальные услуги нужно будет намного больше. «Мы должны понять, что на этот отопительный сезон перерасчета субсидий осуществляться не будет. Но размер субсидии будет пересчитан на следующий отопительный сезон, то есть с мая месяца. И таким, пусть не сейчас, но позже, людям, получившим увеличенные пенсии, безусловно, урежут размер субсидии, и они начнут платить больше за коммунальные услуги», – заявила в эфире NewsOne народный депутат Алена Бабак.

По её словам, в случае изменения размера субсидий «украинцы возьмут на себя большую часть начислений». «К примеру, пенсионеры, которые сейчас имели субсидию в 2-2,5 тысячи гривен и оплачивали лишь 900 гривен, после увеличения пенсии эти украинцы возьмут на себя большую часть начислений. Однозначно, это произойдет», – подчеркнула нардеп.

Как понимать?

Основная масса пенсионеров получает субсидии, а повышение пенсии приведёт к уменьшению их размера и соответствующему увеличению обязательного платежа (то, что оплачивается субсидиантом). Как результат, у кого все, а у кого большая часть повышения пойдёт на оплату коммунальных услуг.

Поскольку субсидия рассчитывается, исходя из дохода за последние полгода, то уже в мае 2018 года пенсионерам субсидию урежут.
Кроме того, в мае 2018 года планируется очередное повышение тарифа на газ на 20% и, соответственно, подорожание услуг отопления, горячей воды. В результате платёжки пенсионеров станут гораздо больше, а субсидии – намного меньше.

До повышения пенсии пенсионер с пенсией в 1500 грн и платёжкой в 1500 грн платил 121 грн, а субсидию получал в 1379 грн. После увеличения пенсии, к примеру, на 500 грн обязательный платёж возрастёт до 215 грн, а субсидия уменьшится до 1285 грн.
Если пенсионеров с пенсией 1500 грн и коммунальной квитанцией в 1500 грн двое, то они платили 242 грн и получали субсидию в 1258 грн. После увеличения пенсии каждого из них на 500 грн обязательный платёж возрастёт до 429 грн, а субсидия уменьшится до 1071 грн.

Если пенсионеров двое и пенсия каждого – 3000 грн, то при квитанции в 1500 грн, придётся заплатить 965 грн, а субсидия составит уже 535 грн. Для семей из 2-х пенсионеров, пенсия каждого из которых свыше 3740 грн, платёжку в 1500 грн надо оплачивать самостоятельно, без субсидии.