Дайджест 5-11/02/2018

Нацбанк Украины вряд ли смягчит монетарную политику в 2018 году

Вероятность смягчения до конца 2018 года монетарной политики Нацбанка Украины является низкой из-за риска дальнейшей задержки кредитов МВФ и значительного роста социальных расходов, говорится в сообщении регулятора. Сообщение содержит итоги дискуссии, состоявшейся 24 января на заседании Комитета по вопросам монетарной политики (КМП), который готовит правлению НБУ предложения о необходимости изменения учетной ставки. «В случае реализации рисков досрочного прекращения программы с МВФ и более мягкой фискальной политики, монетарная политика должна усиливать свою жесткость более существенно», – говорится в итогах дискуссии, которые регулятор опубликовал впервые.

НБУ с 26 января, вопреки ожиданиям аналитиков, поднял учетную ставку в третий раз – до 16 % с 14,5 % годовых в попытке сдержать инфляцию, значительно превысившую его прогнозы. «Вероятность смягчения монетарной политики до конца 2018 года является низкой… Большинство членов Комитета по вопросам монетарной политики сошлись во мнении, что существует вероятность дальнейшего повышения учетной ставки», – говорится в сообщении.

В сообщении приводятся причины ускорения в 2017 году инфляции до 13,7 % вместо прогнозировавшегося снижения до однозначной цифры и повышения прогноза инфляции на 2018 год – до 8,9 %с 7,3 %, что стало основанием для ужесточения монетарной политики. В числе этих причин члены комитета назвали задержку в прошлом году с поступлением очередного транша МВФ, существенное повышение зарплат и пенсий, повышение инфляционных ожиданий, рост цен на нефть на внешних рынках и подорожание бензина на Украине, а также рост цен на продовольствие.

Как понимать?

Из-за задержки с созданием Антикоррупционного суда и выполнения ряда других согласованных с МВФ обязательств Украина получила в прошлом году от ключевого кредитора один вместо четырех запланированных траншей в рамках $ 17,5 миллиардной программы поддержки реформ. Пока неясно, когда украинская власть, готовящаяся к президентским и парламентским выборам в 2019 году, сможет выполнить все требования для возобновления финансирования, в числе которых также непопулярное повышение тарифов на газ для населения. Ранее НБУ признал, что инфляция в Украине по итогам текущего года составит 8,9 %, а не 7,3 %, как предполагалось ранее (прогноз «Публичного аудита» на 2018 год – 15–18 %).

Учетная ставка – один из монетарных инструментов, с помощью которого НБУ устанавливает для банков и других субъектов денежно-кредитного рынка ориентир по стоимости привлеченных и размещенных денежных средств. Поэтому снижение учетной ставки – основной инструмент для оживления кредитного банковского рынка; ее повышение говорит о росте уровня инфляции и падении темпов экономического роста в стране. За счет повышения доходности по депозитам и ОВГЗ НБУ пытается мобилизировать дополнительные доходы в бюджет и уменьшить ликвидность на рынке и, таким образом, незначительно успокоить инфляцию. Однако в будущем это негативно повлияет на деловую активность бизнеса, увеличив стоимость заемных ресурсов.

Уменьшая ликвидность и перенаправляя ее на финансирование бюджета, госорганы ухудшают ситуацию с банковским кредитованием, лишая мелкий и средний бизнес средств для развития, а соответственно, и создания рабочих мест, отчисления налогов. Кроме того, погашать данные бумаги государству придётся за счет эмиссии, что негативно повлияет на инфляционные и девальвационные процессы.

Специалисты «Публичного аудита» еще с первой половины 2017 года прогнозировали годовую инфляцию на уровне 14 %, при этом правительство указывало на порог в 6–9%. Так, по данным Госстата, за январь–декабрь 2017 года ее уровень достиг 13,7 % (среднегодовая инфляция – 14,4%). Однако официальная статистика немного отклоняется от индексов роста цен, которые более корректно отображают ценовые колебания, чем изменения цен в потребительской корзине, установленной КМУ.

Как и в прошлом году, в экономике страны не происходят фундаментальные макроэкономические изменения, которые способствовали бы замедлению инфляции. Во-первых, высокий уровень действующей учетной ставки не позволит инфляции опуститься ниже 16 %. Заложенный среднегодовой курс доллара в бюджете на уровне 29,3 грн за долл., свидетельствует о девальвации нацвалюты на 10%, а это дополнительно повлечет рост цен. Кроме того, в бюджете заложено повышение зарплат на 16,3 %, что в условиях отсутствия роста производства крайне негативно повлияет на изменение цен.

Дополнительный фактор для роста инфляции – финансирование бюджетных расходов за счет эмиссии (через ОВГЗ), в результате чего в стране увеличивается денежная масса (по итогам 2017 года +9,5%). Это также усиливает инфляционные процессы в будущем. В силу эмиссионного финансирования бюджетных расходов увеличение учетной ставки является логичным решением, потому как свободная рыночная ликвидность направляется в банки. Однако в условиях кризиса производства борьба с инфляцией должна происходить путем наращивания предложения товаров для сдерживания инфляционных натисков. Поэтому регулятору необходимо осуществлять поэтапное уменьшение учетной ставки до 8% – только тогда возобновится кредитование и действительно повысится деловая активность – в ином случае нестабильная экономика в условиях ограничения ликвидности будет показывать отрицательный результат.

Однозначно при данных макроэкономичных факторах, в отсутствии стратегий восстановления экономики в условиях международных ценовых колебаний на сырьевых рынках и ближайших выплат по внешним долгам, инфляция в Украине продолжит демонстрировать рост.


В Украине достаточно газа, чтобы отказаться от импорта – ЕБРР

Украина владеет достаточными запасами газа и может полностью отказаться от его импорта. Об этом заявил управляющий директор Европейского банка реконструкции и развития в странах Восточной Европы и Кавказа Франсис Малиж в интервью РБК-Украина, котрое было опубликовано в понедельник, 5 февраля.

Он отметил, что мировые гиганты по добыче энергоресурсов такие как British Petroleum, Shell пытались зайти на украинский рынок, но безуспешно.
«Где они сейчас? И это – позор, потому что у Украины достаточно газа для того, чтобы не импортировать его и полностью покрывать свои потребности в топливе. И если бы Украина захотела, то могла бы стать экспортером газа. Но для этого нужно делать правильные шаги в направлении формирования рынка и его регулирования», – отметил Малиж.

Он объяснил, что надо создавать условия для выхода инвесторов на этот рынок, ведь они могут предоставить Украине технологии, которых она не имеет.

Как понимать?

ЕБРР подтвердил то, о чем «Публичный аудит» говорит уже 3 года подряд: украинцам хватает своего газа; населению ни импорт, ни привязка цены к нему не нужны.  Потребление газа населением (11,2 млрд м3), вместе с ТКЕ (4,6 млрд м3) по итогам 2017 года составило всего 15,8 млрд м3. При этом общий объём добычи газа в Украине по итогам года составил 20,8 млрд м3. Т.е. добыча на 5 млрд кубов превышает потребности населения и ТКЕ.

Уже 3-й год подряд объем собственной добычи газа полностью в состоянии покрыть потребность населения и ТКЕ, но из-за привязки его стоимости к импорту тарифы только растут:
———— потребление —– добыча
2015 ——— 17,16 ———— 19,92
2016 ——— 17,58 ———— 19,12
2017 ——— 15,80————- 20,80.

Действующая власть, идя на поводу у МВФ, использует вместо классического затратного метода расчета тарифов на газ (включает компенсацию фактических, а не виртуальных затрат на добычу, транспортировку, минимум налогов и рентабельность) формулу NCG+ (импорт + доставка). Это и является причиной дальнейшего роста тарифов.

Согласно данным МЭРТ, цена импорта газа в 2017 году, по которой считается тариф для населения, составляла от $ 208,38 до $ 252,91 за тыс. м3.
Даже если взять только период закачки, как предлагает Кабмин:
апрель – $232,17;
май – $208,38;
июнь – $213,7;
июль – $214,5;
август – $210,11;
сентябрь – $212,9;
средняя цена будет максимум $215,3 (по курсу на тот период 1$=26 речь идет о 5597,8 грн. за тыс м3).

Если добавить к этой цене остальные составляющие формулы:
+10% наценка;
+ 730 грн транспорт (по Украине);
+20% НДС;
мы выйдем на цену для населения в 8 265,0 грн (рост – 18,5%).

Отменив привязку тарифа для населения к цене импорта и временно распространив специальные обязательства поставки газа населению на часть объемов добычи частных газодобывающих компаний, тариф можно было бы снизить минимум в 2 раза, а не поднимать на 20%, как это планируется сделать в апреле 2018 года. Однако жадность и страх потерять поддержку МВФ не позволит действующей власти пойти на такой шаг.


Украина «пасет задних» в мировом рейтинге процветания

Украина заняла 112 место в мировом рейтинге уровня жизни, потеряв 5 позиций по сравнению с 2016 годом. Об этом говорится в рейтинге британского аналитического центра The Legatum Institute.

Страны оценивают на основе результатов опросов граждан этих стран по восьми категориям: состояние экономики, социальной сферы, власти, предпринимательства, здравоохранения и персональной свободы граждан в их странах. В 2016 году Украина занимала 107 место в рейтинге, сейчас – 112.

Как понимать?

Начиная с 2006 года, когда был опубликован первый Индекс процветания, Украина опустилась в таблице рейтинга на 17 позиций. Самую низкую оценку Украина получила в сфере здравоохранения, потеряв 24 позиции по сравнению с прошлогодним показателем. Наибольшие положительные изменения по сравнению с прошлым годом, отразились в колонке «социального капитала» – плюс 20 позиций.

Первую тройку в рейтинге представляют Норвегия, Новая Зеландия и Финляндия. США оказались на 18 месте, потеряв одну позицию. РФ стала 101-й,  потеряв 4 позиции, Чехия – 26-ая, Польша – 32, Венгрия – 45, Беларусь – 95, Молдова – 98. Самые низкие показатели – у Судана, ЦАР и Йемена – они занимают 147, 148 и 149 места соответственно.

Как понимать?

Наша страна имеет наихудший рейтинг среди стран Восточной Европы в мировом рейтинге уровня процветания. Согласно определению ООН, в Восточную Европу входят Белоруссия, Болгария, Венгрия, Молдова, Польша, Россия, Румыния, Словакия, Украина, Чехия. В 2013 году Украина занимала 64 место в мировом рейтинге уровня процветания (The Legatum Prosperity Index). К примеру, тогда нас обгоняла Республика Беларусь на 6 позиций. Сегодня наша страна оказалась на 17 позиций позади Белоруссии (2013 – 64 место; 2014 – 63 место; 2015 – 70 место; 2016 – 107 место; 2017 – 112 место).  По оценкам ПРООН, более 60% населения страны находится за чертой бедности.

За 4 года правления нынешней власти население страны обнищало в 4-5 раза, годовой доход любой украинской семьи упал с $ 3300 до $ 1400. Средняя заработная плата снизилась с $ 400 до $ 230. Средняя пенсия – с $ 128 до $ 60. Если кубометр газа в Украине до прихода этой власти можно было купить за 1 гривну 19 копеек, то сейчас – за 6,95 гривен. Задолженность населения по услугам ЖКХ раньше равнялась нулю – сегодня же долги достигают 30 млрд грн.

По данным Госстата, за период 2015–2017 гг. (без учёта Крыма и Севастополя) количество населения сократилось на 344,8 тыс. человек, или по 315 человек в день. По неофициальным данным, речь идет о 900 человек в день. На протяжении многих лет смертность в стране значительно превышает рождаемость: если в 2011 году этот показатель составлял 159,2 тыс., то в 2016 году – 187 тыс. Также за последние годы в Украине значительно уменьшается рождаемость. Так, если в 2013 г. в Украине родилось 503 тыс. детей, в 2014 г. их стало 488,6 тыс., то в 2016 – 437,7 тыс. Одним из ключевых факторов снижения рождаемости является то, что содержание ребенка требует немалых затрат, в то время как большая часть населения живет за чертой бедности. И это всё – результаты экономической и социальной политики, которую неэффективно проводит правительство последние 4 года.

Кардинальный выход из экономической нестабильности – полная перезагрузка власти, прекращение войны на востоке Украины.


Украинский агроэкспорт в ЕС вырос почти на 40%

Экспорт аграрных и пищевых продуктов Украины в европейские страны по итогам 2017 года вырос на 37,1%, или почти на $1,6 млрд, и составил $5,8 млрд. Об этом рассказала заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины по вопросам европейской интеграции Ольга Трофимцева.

Так, по итогам 2017 года внешнеторговый оборот аграрной и пищевой продукцией между Украиной и странами Европы увеличился на 30,8%, или $1,9 млрд, и составил $ 8,1 млрд. При этом Украина экспортировала продуктов в страны ЕС на $ 5,8 млрд, таким образом сформировав достаточно серьезное положительное сальдо в двусторонней торговле.

По ее словам, главными продуктами украинского агроэкспорта, прилагаемой к рынку ЕС в 2017 году, являются зерновые злаки – $ 1,7 млрд, масло – $ 1,4 млрд, семена масличных культур – $ 1,1 млрд. АПК в общей структуре ВВП Украины по итогам 2017 года составил 18% (2013 год – 9%).

Как понимать?

Рост доли АПК объясняется падением промышленного производства. С конца 2013 года кумулятивный индекс промпроизводства упал на 19,2%, потянув за собой падение ВВП. Этим объясняется смена структуры отечественного экспорта – увеличение объемов продаж аграрной продукции, заменяющие исторические сложившиеся позиции – черные металлы, продукция машиностроения. В 2017 году Украина впервые за годы независимости выпала из первой десятки стран мира по выплавке стали. Доля черных металлов в валютных доходах страны от экспорта сократились с 22,6% в 2013 году до 20,03% в 2017.

Сегодня наибольшую долю в структуре украинского экспорта занимает продукция АПК и пищевой промышленности (41,3%), продукция металлургии (23,0%), машиностроения (11,4%), минеральные продукты (9,4%), продукция химической промышленности (5%).

Основными рынками сбыта агропродукции являются три региона  страны Азии, Европейского Союза и Африки. Всего на них приходится порядка 90% стоимости украинского экспорта сельхозпродукции.

По итогам 2017 года Украина экспортировала аграрной и пищевой продукции на $ 17,9 млрд, повторивши результат 2012 года. Однако общий внешнеторговый оборот этой продукции в 2017 году составил $ 22,6 млрд, что на$ 2,8 млрд меньше чем в 2012 году. С одной стороны, это может показаться как положительным моментом, поскольку уменьшение объема импорта позитивно влияет общий платежный баланс. Но, с другой стороны, это демонстрирует снижение покупательской способности населения Украины.

Определяющими позициями в структуре отечественного агропродовольственного экспорта являются зерновые и масличные культуры, подсолнечное масло, продукция пищевой промышленности. Их доля в общей структуре агроэкспорта составляет 90%. Следует отметить, что такая сельскохозяйственная продукция имеет низкую долю добавленной стоимости. На ней, в принципе, нельзя много заработать. Семена, удобрения, топливо, с/х техника – большинство из этих позиций импортируются. В результате практически все, что сельхозпредприятия зарабатывают, сразу же тратится на закупку всего того, что нужно для выращивания нового урожая.

По данным Минагрополитики, поставки украинской зерновой продукции на мировые рынки в 2017 году составили 41,8 млн т, с которых кукурузы – 19,4 млн т, пшеницы – 17,3 млн т, ячменя – 4,9 млн т. В том числе, в страны ЕС было экспортировано 11,2 млн т пшеницы и 5,8 млн т кукурузы. Установленные Евросоюзом квоты на беспошлинный ввоз с Украины 65 тыс т пшеницы и 625 тыс. т кукурузы, которые были выбраны украинскими производителями в течении первой недели 2018 года, в сравнении с объемами прошлогоднего импорта демонстрируют желание стран ЕС защитить собственного производителя, а распространяются они, как правило, на сырье, которое там не производят в достаточном количестве.

Также стоит отметить тот факт, что продажа продукции на биржевых рынках имеет определенную степень риска, поскольку полностью зависит от колебаний мировых цен. Страны, которые опираются на продажу экспорта неготовой продукции, автоматически попадают в зону риска, ведь маржа ими вообще не регулируется.


На американском фондовом рынке произошел обвал

Падение фондового рынка в США, которое началось еще 2 февраля, превратилось в обвал 5 февраля. Ведущий американский индекс Dow Jones в понедельник упал на 1175 пунктов, потеряв около 4,6%.

В момент, когда президент США Дональд Трамп произносил речь в штате Огайо, говоря о преимуществах предлагаемой республиканцами налоговой реформы, ведущие телеканалы страны показывали его выступление параллельно графику Dow Jones. «Мы всегда обеспокоены, когда рынок теряет, но мы также уверены в основных принципах экономики», – заявил представитель Белого дома в эфире CNBC 5 февраля.

Как понимать?

Инвесторы сейчас распродают акции частично и через признаки усиления экономики, что, по мнению многих рыночных игроков, побуждает Федеральную резервную систему к повышению процентных ставок.

Индекс Dow Jones две недели назад закрылся на рекордно высоком уровне 26000 616 пунктов. Трамп и некоторые чиновники его администрации регулярно ссылались на рост фондовых индексов как признак экономического улучшения. Со времени победы Трампа на выборах 2016 индекс Dow Jones вырос более чем на 6000 пунктов. Существенное падение индексов (на всех международных рынках) обязательно откорректируется ростом. Однако в нынешнюю финансовую модель мира заложены деструктивные факторы, вследствие чего вслед за коррекцией может начаться долгосрочный обвал, который вызовет настоящий мировой финансовый кризис.

Следует отметить, что с кризиса 2008 года мировые Центробанки закачали в финансовые систему 14 трлн долларов, скупая активы и раздавая кредиты под ставки, близкие к нулю, вследствие чего кредитные средства доступны по низким ставкам, а фондовые рынки слишком раздуты, что привело к переоценке активов. Основные американские индексы S&P 500, Nasdaq, DowJones ind находились на рекордных максимумах и каждый день достигали новых вершин. Акции корпоративного сектора (на основе которых формируются расчеты индексов) достигли также рекордных вершин, при этом фундаментальные причины такого роста отсутствуют. Множество компаний отчитывались о снижающихся выручке и прибыли и об уменьшающемся операционном кэш-флоу. Тем не менее, цена акций этих компаний стремилась ввысь вместе с потребительским и корпоративным долгом, что свидетельствует о раздутости активов. Выходит, активы дорожают, а их прибыльность падает.

В то же время потребительский кредит в США (т.е. долг) также увеличился до рекордно высоких значений в $ 3,8 трлн. Более того, маржинальный долг (т.е. тот долг, который используется инвесторами для покупки акций) также увеличился до самых высоких значений за всю историю и достиг рекордных $ 528,2 млрд. Инвесторы занимают рекордные суммы денег, чтобы купить акции, которые стоят рекордно дорого. Если вспомнить историю, то маржинальный долг находился на пиковых уровнях непосредственно перед финансовыми обвалами в 2000 и в 2008 годах.

На фоне увеличения цен на акции и роста цен на недвижимость, чистая стоимость активов домохозяйств в США выросла до рекордных $ 94,8 трлн. Однако другой важный показатель – норма частных сбережений – вот-вот достигнет рекордных низов. Так, отношение чистой стоимости домохозяйств к располагаемым личным доходам возвысится над отметкой 700%. В прошлом подобная ситуация каждый раз разрешалась за счет снижения цен активов.

Следует отметить, что американские власти готовились к подобной ситуации. Так, ФРС начала цикл повышения ставок еще в декабре 2015 г. С тех пор она регулятор повышала ставку четыре раза. В 2017 году ставка повышалась трижды: в марте — с 0,75 до 1%, в июне — с 1% до 1,25% и в декабре с — 1,25% до 1,5% годовых

Экономика США окрепла достаточно, чтобы перенести ужесточение монетарной политики. Кроме того, в ФРС заявляли, что в 2018 году планируют повышать учетную ставку 3 раза (ориентир – 2%), а кроме того изъять из системы почти $ 500 млрд ликвидности. Если кризисный сценарий реализуется до конца, «плохо будет всем»: инвесторы будут выходить из рисковых активов и перекладываться в treasuries гособлигации США (ставка купона по 10 летним гособлигациям сегодня на уровне 2,84%).

Трамп подписал закон о сокращении налогов, что будет способствовать увеличению дефицита бюджета. Однако именно обещанная репатриация капиталов, которые необходимо куда-то вкладывать, станет спасением от последствий возможного кризиса для США, что создаст стабилизационную подушку. А за счет гособлигаций с высокой доходностью (из-за повышения учетной ставки) США буде аккумулировать выведенные из рисковых активов (развивающихся стран) финансовые средства.

Поэтому в США выстраивают условия для наращивания финансового ресурса, с помощью которого можно максимально минимизировать риски финансового кризиса. Финансово грамотные инвесторы однозначно воспользуются данной ситуацией, вовремя открывая короткие позиции (продажа без покрытия) по переоцененным бумагам, а после фиксации прибыли откроют длинные позиции на бумагах, которые нащупают ценовое дно. Более всего пострадают экономики развивающихся стран, так как весь спекулятивный капитал будет возвращаться в менее рисковые доходные активы.


Правительство утвердило бюджет Фонда соцстрахования на случай безработицы на 2018 г.

Кабинет министров Украины утвердил бюджет Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы на 2018 год.
Соответствующее решение правительства есть в распоряжении РБК-Украина. В частности, доходная часть бюджета Фонда утверждена в сумме 13,2 млрд гривен, расходная – в сумме 12,1 млрд гривен.

Резерв средств для выплаты пособия по безработице составляет 369,5 млн гривен. Отметим, бюджет Фонда на 2018 год является бездефицитным.
Предполагается, что это позволит обеспечить финансирование пособий по безработице и активных программ занятости.

Как понимать?

В 2017 году бюджет Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы составлял 10,44 млрд грн, в 2018 году его увеличили на 26,6 % (+2,78 млрд грн) – до 13,22 млрд грн. При этом расходы на выплаты безработным в 2018 году возросли лишь на 12,5 % – с 7,99 млрд грн в 2017 году до 8,99 млрд грн в 2018 году. Расходы же на содержание Государственной службы занятости составят плюс 40 % – с 1,7 млрд грн в 2017 году до 2,38 млрд грн в 2018 году.

Увеличивая размер минимальной заработной платы (с 01.01.2017 до 3200 грн, с 01.12.2017 до 3723 грн, а далее в планах повышение до 4200 грн), правительство, якобы заботясь о росте доходов населения, фактически увеличивает налоговую нагрузку на бизнес и наемных работников. Дополнительная налоговая нагрузка обеспечивает небольшой рост доходов государственных фондов, куда производятся отчисления из заработной платы; вместе с тем, она негативно сказывается на количестве рабочих мест и бизнесе.

После увеличения «минималки» с 1600 грн до 3200 грн, по разным оценкам, закрылось от 400 до 600 тыс. предпринимателей и мелких предприятий; с утверждением в конце 2017 года нового размера мин. зп 3723 грн – ещё около 50 тысяч. Среднесписочное количество штатных работников в 2016–2017 гг. сократилось на 435 тыс., начиная с 2014 года – на 1 млн 329 тыс. При этом, несмотря на все негативные последствия от искусственного увеличения минимальной заработной платы, лишь малая часть дополнительно собранных денег идёт на выплаты людям – основная масса дополнительных доходов направлена на увеличение расходов для содержания самой Государственной службы занятости. Т. е. мы увеличили базу для налогообложения зарплат, что привело к сокращению работников и рабочих мест, а дополнительно собранные деньги фактически отдали чиновникам для борьбы с безработицей.


ПриватБанк заработал 23 млрд грн убытков

ПриватБанк в 2017 году получил убыток в размере 22,966 млрд грн. Об этом говорится в оборотно-сальдовом балансе банка на 1 января 2018 года.
Суммарный накопленный ПриватБанком убыток вырос до 176,029 млрд грн.

Убыток ПриватБанка вызван превышением его расходов (68,72 млрд грн) над доходами (45,76 млрд грн). Значительными были процентные доходы (23,57 млрд грн), комиссионные (14,61 млрд грн), другие операционные доходы (5,06 млрд грн). Процентные расходы ПриватБанка составили 18,91 млрд грн, в частности, физлица заработали на банке 13,26 млрд грн, а НБУ – 2,75 млрд грн. Административные расходы составили 20,95 млрд грн, из которых на персонал было потрачено только 4,55 млрд грн. Некие «другие расходы» составили 12,2 млрд грн. В резервы было направлено 20,3 млрд грн.

Как понимать?

Национализированный ПриватБанк по итогам 2017 года получил 22,966 млрд грн убытка. Так, по состоянию на 1 января 2018 года непокрытый убыток прошлых лет достиг 176,029 млрд грн, капитал – 25,608 млрд грн. Данные НБУ указывают, что по итогам 2017 года наибольшие прибыли получили: «Райффайзен Банк Аваль» (4,47 млрд грн), «УкрСиббанк» (1,47 млрд грн), «Креди Агриколь Банк» (1,1 млрд грн), «Укрэксимбанк» (929 млн грн), «ОТП Банк» ( 918 млн грн), ПУМБ (786 млн грн), «Альфа-Банк» (655 млн грн), «Укргазбанк» (624 млн грн), «Сбербанк» (559 млн грн). Так, ПриватБанк стал единственным из государственных банков, который понес убытки.

По итогам деятельности в 2017 году он увеличил активы на 21% – до 259 млрд грн. Это произошло прежде всего благодаря его докапитализации правительством на 48,4 млрд грн (уставной капитал – 155 млрд). В декабре, в частности, в капитал были внесены ОВГЗ на 16 млрд грн, что позволило удержать показатель адекватности регулятивного капитала на уровне 13,87 %. Кредитный портфель банка возрос на 5,9% – до 235,476 млрд грн, в том числе: кредиты юрлицам увеличились на 0,66 %, до 193,917 млрд грн; кредиты физлицам – на 40%, до 41,558 млрд грн. В активах существенно возрос также объём ценных бумаг – на 78,1% (до 162,88 млрд грн), а в пассивах объём средств физических лиц возрос на 34,88 % (до 40,368 млрд грн), юридических лиц – на 9,48 % (до 167,499 млрд грн).

Следует отметить, что крупнейшими покупателями внутренних ОВГЗ в 2017 году стали украинские госбанки. Так, ПриватБанк вошел в тройку лидеров в рейтинге первичных дилеров ОВГЗ Минфина по объемам покупки ценных бумаг. Кроме того, банк имеет доступ к инсайдерской информации регулятора. Так, до объявления информации о существенном поднятии учетной ставки он вышел на межбанк с существенным предложением о продаже валюте, в то время как рынок рос.

Согласно отчетности ПриватБанка, его убыток за 9 месяцев составил 1,6 млрд грн. Административные и прочие операционные расходы равнозначны 7,99 млрд грн, что на 1,5 млрд грн (на 23,4 %) больше, чем за аналогичный период прошлого года. Кроме того, по данным НБУ, на 1 сентября просроченный долг ПриватБанка по рефинансу достиг 11,8 млрд грн. Поэтому существенное наращивание убытков связано в основном с резким увеличением расходов (с 7,99 млрд грн за три квартала до 20,95 млрд грн за год), целесообразность которых не ясна.

В середине прошлого месяца НБУ по итогам аудита, проведенного американской компанией Kroll, сообщил, что ПриватБанк до национализации был объектом масштабных мошеннических действий, приведших к убыткам на $ 5,5 млрд. Скорее всего, указанные убытки будут покрываться за счёт монетизации ОВГЗ, что приведёт к усилению инфляционного давления в стране. Также следует отметить, что уровень токсичности необслуженных кредитов в банковской системе Украины остаётся очень большим (956 млрд грн – данные за 3 кв. 2017), при этом значительную долю занимает именно анализируемый банк. Поэтому он остается очень дорогим активом для украинских налогоплательщиков и является огромным риском для финансовой стабильности страны.


Долг по субсидиям за 2017 год погашен на 50%, – Минфин

Казначейство перевело на счета ОСМД и ЖСК 50 % задолженности по субсидиям, которая была зафиксирована по состоянию на 1 января 2018 года.
Перевод выполнен согласно заполненных реестров и поручений Минфина на сумму 325,6 млн грн. Об этом сообщает пресс-служба Министерства финансов Украины. Остальным ОСМД и ЖСК, сообщает Министерство, для получения средств необходимо активизировать сотрудничество с региональными Управлениями социальной защиты населения.

Ранее Министерство регионального развития сообщило, что из-за нового механизма расчета, введенного Минфином, возмещение льгот и субсидий ОСМД и ЖСК было заблокировано по всей Украине.

Как понимать?

Заголовок новости подан неверно: погашено не 50% долга по субсидиям, а 50% долга перед ОСМД, – это кардинально разные вещи и суммы. В феврале 2018 года Минфин соизволил перечислить часть долга по субсидиям за 2017 год в сумме 325,6 млн, что составляет 1,25 % от всей суммы долга.
Общий долг по субсидиям перед поставщиками ЖК-услуг на конец 2017 года достиг 25,93 млрд грн. С начала 2018 года правительство запустило так называемый первый этап монетизации субсидий, который предполагает, что Казначейство перечисляет поставщикам ЖКУ в течение месяца, до 24 числа, субвенцию на выплату льгот и жилищных субсидий согласно сводным реестрам. Но данное решение осталось лишь на бумаге – фактически денег пока никто не получил, не говоря уже о погашении долгов за прошлый год.

Суммарный размер долгов за ЖК-услуги по категории «население», без учета бюджетных организаций и коммерческих потребителей, уже приблизился к отметке 70 млрд грн (прямые долги населения и долги по субсидиям). Любой здравомыслящий человек понимает, что оказывать услуги в долг длительное время невозможно. Нужно рассчитываться с поставщиками, выплачивать заработную плату, проводить плановые и внеплановые ремонтные работы и т. д.

Не получая денег ни от государства (в виде субсидий), ни от населения (в виде платежей) поставщики жилищно-коммунальных услуг, в зависимости от запаса прочности, могут проработать неделю, месяц-два, но потом они остановят свою работу. Не получив денег от населения и государства, поставщики газа и тепла не могут рассчитаться с НАК «Нафтогазом», который блокирует счета, не подписывает лимиты и фактически блокирует поставку газа – как результат, прекращается подача тепла и газа в города и села. И такие прецеденты мы уже наблюдаем в Смеле и Славутиче.

Не получив деньги за содержание домов и придомовой территории, ОСМД и ЖЭКи не могут заплатить за вывоз мусора, уборку дворов, вывоз снега, обслуживание лифтов и прочие услуги, что приводит к прекращению оказания данных услуг.

Из-за бездумной, неграмотной, несбалансированной тарифной и социальной политики, проводимой в течение последних 4 лет, мы, из года в год наращивая коммунальные долги, все ближе приближаемся к ЖК-коллапсу, от которого пострадают все – и богатые, и бедные, и плательщики, и должники, и русскоговорящие и националисты.

Такая безобидная вещь, как ЖК-услуга, вернее ее отсутствие, может оказаться страшнее и разрушительнее любой внешней агрессии, которой так любит пугать нас правительство. Отсутствие света, воды, тепла, канализации приведет к параличу всего, что нас окружает: связи, транспорта, банков, платежных систем, магазинов, систем безопасности и прочего. Это вызовет неимоверную всеобщую панику, спровоцирует мародёрство. Подобные события, к которым мы движемся уверенными шагами «благодаря» политике действующие власти, могут нанести невосполнимый урон как стране в целом, так и каждому ее гражданину.


Нерезиденты докупили ОВГЗ на 3,7 млрд

Нерезиденты по состоянию на 9 февраля увеличили портфель принадлежащих им гривневых облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ) на 3,7 млрд грн – до 12 млрд грн.

Согласно обнародованным данным НБУ, портфель ОВГЗ на балансе нерезидентов изменился с 9,329 млрд грн до 12,056 млрд грн. По состоянию на 9 февраля в обращении находятся ОВГЗ на сумму 744,941 млрд грн, а крупнейшим их держателем выступает НБУ – 356,247 млрд грн. Банки владеют гособлигациями на 350,424 млрд грн, юрлица – на 24,92 млрд грн, физлица – на 1,58 млрд грн.

Как понимать?

Украинские госбумаги вызвали повышенный интерес у нерезидентов: их портфель гривневых ОВГЗ на минувшей неделе вырос на 3,5 млрд грн, до 9,3 млрд грн. Следует отметить, что гособлигации стали привлекательным активом после повышения НБУ учётной ставки, что толкает доходность госбумаг вверх. Желание заработать больше 16 % годовых, а также получить курсовую разницу в случае укрепления гривны побуждает иностранцев идти на риск.
Благодаря повышению учётной ставки увеличилась доходность по депозитам и ОВГЗ – так НБУ пытается мобилизовать дополнительные доходы в бюджет, уменьшить ликвидность на рынке и, таким образом, незначительно успокоить инфляцию. Однако такое решение в будущем негативно повлияет на деловую активность бизнеса, увеличив стоимость заёмных ресурсов.

Иностранные инвесторы возобновили вложения в украинский госдолг. С начала года портфель гривневых ОВГЗ у нерезидентов вырос с 5,2 млрд до 12 млрд грн. На мировом финансовом рынке сложилась ситуация, когда перечень высокодоходных инвестиций ограничен, тогда как аппетит инвесторов довольно высок. Кроме того, с учетом паники на мировых рынках «короткие» украинские ОВГЗ выглядят очень привлекательными. Следует отметить, что основной популярностью среди иностранцев пользовались короткие бумаги со сроком погашения через три–шесть месяцев и доходностью 16–18 %.

Помимо процентного дохода, который инвесторы получат при погашении бумаг, их также привлекла возможность заработать на курсовой разнице. Так, временное укрепление гривны скажется на дополнительной прибыли для инвесторов, ведь они потом смогут откупить валюту по более низкому курсу.

Погашение Минфином облигаций запланировано на апрель, июль, август. Именно в эти периоды валютный рынок защищен от девальвационных процессов в связи с сезонной продажей валюты экспортерами. Кроме того, чтобы войти в гривневые ОВГЗ, нерезиденты продали заведенную в страну валюту на межбанке, благодаря чему национальная валюта укрепилась.

Интерес зарубежных инвесторов к украинским ценным бумагам временный, так как риски по ним довольно велики. Кроме того, в условиях повышения доходности по американским казначейским облигациям и панических настроений на зарубежных фондовых биржах институциональные инвесторы будут диверсифицировать свои риски, вкладывая в надежные активы и извлекая из рисковых.

В ближайшей перспективе Украина будет лишена кредитных ресурсов даже под высокие проценты, а проводимая денежно-кредитная политика лишь ухудшит деловую активность в стране.


Теневая экономика Украины достигает 45% – МВФ

МВФ оценил размер теневого сектора в структуре экономики Украины в 44,8%. Об этом говорится в докладе экономиста Леандро Медины из африканского департамента МВФ и Фридриха Шнейдера из Университета Кеплера (Линц). Согласно докладу, средний размер теневой экономики Украины оценивается в 44,8% ВВП.

Исследование охватывает период с 1991 года по 2015 год и показывает, как менялся показатель из года в год. Так, начиная с 1991 года, когда теневая экономика Украины оценивалась в 38,96% ВВП, показатель непрерывно рос до 1998 года, достигнув пиковой отметки в 57%. Нисходящая тенденция наблюдалась до 2008 года – показатель снизился до 36,65%.

Финансовый кризис стал причиной «отскока», и в течение 2009-2014 годов уровень теневой экономики колебался в пределах «39,2% – 43,5%». В 2015 году украинская теневая экономика оценивалась на уровне 42,9%.

Как понимать?

Уровень теневой экономики – понятие довольно абстрактное, она потому и «теневая», что никто точно не знает где, когда и сколько она охватывает, ее нельзя подтвердить финансовыми отчетами и другими документами. Уровень теневой экономики в Украине оценивают: Государственный комитет статистики, Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ), а также международные эксперты и организации, специализирующиеся на вопросах «серой» и «черной» экономики.

Существует масса методов и теорий расчета уровня теневой экономики и, что интересно, все они дают разные результаты. Так, например, проведенные в 2015 году расчеты уровня теневой экономики в Украине показали:
54% по методу «расходы населения – розничный товарооборот». Этот метод показывает, насколько больше тратит население, чем продают официальные точки розничной торговли.
35% – электрический метод. Есть гипотеза, что на создание единицы ВВП тратится постоянное количество электроэнергии, и если прирост (падение) потребления ЭЭ не опережает (отстает) от изменения ВВП, значит ЭЭ направляется на создание продукции в тени.
40% по методу убытков предприятий. Спорный метод, который базируется на гипотезе, что если компания работает в минус, то она ведет часть деятельности в тени.
37% по монетарному методу. В его основе лежит гипотеза, что для обслуживания экономики определенного размера необходимо пропорциональное количество денег (монетарной базы).

Как видим, проведенные разными методами расчеты за один и тот же период дают результат с погрешностью в 20%. Поэтому МЭРТ может написать про теневую экономику что угодно, в зависимости от поставленной перед ними задачи. Нужно показать рост – посчитают по расходам населения, нужно показать падение – посчитают электрическим методом. Все эти цифры — не больше, чем спорная теория, это не факты.

В сентябре прошлого года МЭРТ Украины официально объявило, что уровень теневой экономики в стране уменьшился на 6% в I квартале 2017 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 37% от официального ВВП. Согласно информации отчета, такая детенизация стала результатом возобновления экономического роста на фоне закрепления макроэкономической стабильности.

В тоже время, летом прошлого года международная Ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров провела исследование, посвященное оценке и прогнозу развития глобальной теневой экономики. В рейтинг попали 28 государств. Среди них Украина оказалась на третьем месте, так как объем теневой экономики составляет 1 трлн 95,3 млрд гривен (45,96% от показателя ВВП страны за прошлый год). При этом прогноз на 2017 год для Украины не совсем удачный, так как объем тени увеличится до 46,12%. Хуже ситуация только в Азербайджане и Нигерии.

Таким образом, нынешняя оценка специалиста МВФ подтверждает результаты исследования Ассоциации и полностью опровергает официальную статистику украинских властей.


Инфляция в Украине ускорилась до 1,5%

Инфляция в Украине в январе 2018 года составила 1,5% по сравнению с 1% в декабре предыдущего года. Об этом в пятницу, 9 февраля, сообщает Государственная служба статистики.

Согласно данным ведомства, в годовом измерении рост потребительских цен также ускорился по итогам января – до 14,1% с 12,6% за минувший год.
Базовая инфляция в январе 2018 года по сравнению с декабрем 2017 года составила 0,7%, к январю минувшего года – 9,8%. Отмечается, что на потребительском рынке в январе 2018 года по сравнению с декабрем 2017 года цены на продукты питания и безалкогольные напитки выросли на 2%. Больше всего подорожали овощи и фрукты – на 10,8% и 7,6%. На 3-1,1% повысились цены на яйца, молоко, сметану, хлеб, рыбу и продукты из рыбы, масло, мясо и мясопродукты. В то же время гречневая крупа подешевела на 2,7%, а сахар – на 1%. Цены на алкогольные напитки и табачные изделия выросли на 1,1%.

Как понимать?

Напомним, по итогам 2017 года инфляция в Украине составила 13,7%, существенно превысив прогнозы Нацбанка и правительства. Власти предупредили, что инфляция в 2018 году останется высокой. Специалистами «Публичного аудита» еще с первой половины 2017 года прогнозировалась годовая инфляция на уровне 14%, вследствие повышения соц. стандартов, падения промышленного производства, высокой учетной ставки и финансирования бюджетного дефицита за счет ОВГЗ. Фактически инфляция составила 13,7% (прогноз НБУ – 6-10%).

В бюджете на 2018 год правительство заложило показатель инфляции на уровне 7,3%. При этом пересмотренный показатель инфляции на уровне 8,9% не меняет ситуацию. Как и в прошлом году в экономике страны не происходят фундаментальные макроэкономические изменения, которые способствовали бы замедлению инфляции. Заложенный среднегодовой курс доллара в бюджете на уровне 29,3 грн/$ свидетельствует о девальвации нац. валюты на 10%, что дополнительно повлечет рост цен. Кроме того, в бюджет заложено повышение зарплат на 16,3%, что в условиях отсутствия роста производства также крайне негативно повлияет изменение цен.

НБУ пытается удержать инфляцию за счет увеличения учетной ставки (16%). Благодаря повышению учетной ставки, что повысит доходность по депозитам и ОВГЗ, НБУ также пытается мобилизовать дополнительные доходы в бюджет и уменьшить ликвидность на рынке, чем незначительно успокоить инфляцию. Однако такое решение в будущем негативно повлияет на деловую активность бизнеса, увеличив стоимость заемных ресурсов.
Уменьшая ликвидность и перенаправляя ее на финансирование бюджета, госорганы ухудшают ситуацию с банковским кредитованием, лишая мелкий и средний бизнес средств для развития, и, соответственно, создания рабочих мест, отчисления налогов. Кроме того, погашать данные бумаги государству придётся за счет эмиссии, что негативно повлияет на инфляционные и девальвационные процессы.

Следует отметить, что промышленность, как основной потенциал отечественной экономики, находится в упадке. Так, по итогам 2017 года индекс промышленного производства упал на 2,9% к предыдущему году, демонстрируя количественное падение производства. При этом индекс роста цен производителей, как основной ориентир удорожания товаров, составил 16,6% (потребительская инфляция – 13,7%).

Кроме того, динамика роста денежной массы обусловлена преимущественно увеличением объёма наличных средств в обращении вне банков (денежный агрегат М0) с 308,6 в октябре 2017 до 361,5 млрд грн в январе 2018 (+17%). Кроме того, агрегат М1 (депозиты, которые могут быть конвертированы в наличные средства по требованию собственника) в ноябре 2017 года составил 241,2 млрд грн. Однозначно, при данных макроэкономичных факторах, отсутствии стратегии восстановления экономики в условиях международных ценовых колебаний на сырьевых рынках и выплат по внешним долгам, инфляция в Украине продолжит демонстрировать рост в 2018 году (целевой ориентир – 15-18%).


Промпродукция в Украине подорожала на 22%

Цены производителей промышленной продукции в Украине в январе 2018 года в годовом выражении, к январю 2017 года, выросли на 22%. Как сообщается на сайте Государственной службы статистики Украины, по сравнению с предыдущим месяцем (декабрем 2017 года) рост цен производителей промпродукции составил 4,4%.

В сообщении отмечается, что данные приводятся без учета оккупированного Крыма и Севастополя, а также части зоны проведения антитеррористической операции. Напомним, что цены производителей промпродукции в Украине в декабре 2017 года в годовом выражении выросли на 35,7%.

Как понимать?

С конца 2013 года кумулятивный индекс промпроизводства упал на 19,2%, потянув за собой падение ВВП. Существующие тренды свидетельствуют о сворачивании государственного сектора и уменьшении доли промышленности в экономике. Наибольшее снижение показателей – в металлургической и в горнодобывающей отраслях. Тяжелая ситуация сложилась также в химической отрасли.

Следует отметить, что от общего падения страдают и смежные отрасли, что негативно влияет на деловую активность. Так, основной рост цен производителей в январе 2018 года отмечается в машиностроительстве (+5,4%) и энергетике (+7,3%), на товары промежуточного потребления (+4%). Основным катализатором таких показателей стала девальвация гривны, вследствие которой подорожала импортная составляющая в себестоимости товаров.

По итогам 2017 года индекс промышленного производства упал на 2,9% к предыдущему году, демонстрируя количественное падение производства. При этом индекс роста цен производителей, как основной ориентир удорожания товаров, составил 16,6% (потребительская инфляция – 13,7%).
Следует отметить, что рост индекса цен производителей может стать предвестником более высоких показателей потребительской инфляции; таким образом, его изменения являются ранним инфляционным индикатором.

НБУ пытается удержать инфляцию за счет увеличения учетной ставки (16%) – это повысит доходность по депозитам и ОВГЗ. Нацбанк пытается мобилизовать дополнительные доходы в бюджет и уменьшить ликвидность на рынке, чем незначительно успокоить инфляцию. Однако такое решение в будущем негативно повлияет на деловую активность бизнеса, увеличив стоимость заемных ресурсов.