Дайджест 5-11/03/2018

Мировой банковский сектор скрывает в тени $45 трлн

На долю США приходится 31 % активов от общего объема теневой финансовой системы, Китая – 16 %, Каймановых островов – 10 %, Люксембурга – 7 %, Японии – 6 %. По итогам 2016 года объём теневого банковского сектора в 29 странах мира увеличился на 7,6 %, превысив $ 45,2 трлн. Это 13 % от финансовых активов в государствах. Об этом свидетельствую данные доклада Совета по финансовой стабильности (FSB).

Как отмечается, на долю США приходится 31% активов от общего объема теневой финансовой системы, Китая – 16 %, Каймановых островов – 10 %, Люксембурга – 7 %, Японии – 6 %.

Как понимать?

FSB был создан странами G20 в 2009 году на основе существовавшего с 1999 года Форума финансовой стабильности (FSF). Теневой банкинг в терминологии Совета по финансовой стабильности (FSB) не означает нелегальной активности, а представляет совокупность институтов, которые формально не являются банками, а потому не попадают под надзор и контроль регулирующих органов, но фактически представляют альтернативный официальным банкам канал кредитования (хедж-фонды, инвестиционные и брокерские компании, фонды денежного рынка, а также ряд других компаний).

По данным FSB, объём банковского сектора, который находится в тени, за 2017 год вырос на 7,6 % и достиг $ 45 трлн за счёт роста капитализации на фондовых рынках в 2017 году. Следует отметить, что в мире на банки приходится около 51 % финансовых активов, на пенсионные и страховые фонды, центробанки и государственные финансовые институты – в совокупности около 36 %, на теневой банкинг – 13%.

Наибольшая доля теневого банкинга включает паевые инвестиционные фонды (15 %), фонды облигаций (12%), брокерско-дилерский сектор (12 %), структурированные (гибридные) финансовые инструменты (8 %, в США – 35 %), финансовые компании (8 %), фонды денежного рынка (6 %) и др.
Мировой номинальный ВВП в 2017 году составил ориентировочно $ 75 трлн (США – 24,3 %, Китай – 14,8 %, Япония – 6 %). Поэтому теневой банкинг достигает 60 % мирового ВВП. Так, основная его часть – в юрисдикциях с низким налогообложением, а также там, где находятся самые масштабные финансовые биржи.

Учреждения теневого банкинга являются носителями системного риска, оказывающего негативное влияние на состояние всей системы финансовых рынков.  Напомним, что с кризиса 2008 года мировые Центробанки закачали в финансовые системы $ 14 трлн, скупая активы и раздавая кредиты под ставки, близкие к нулю, вследствие чего кредитные средства доступны по низким ставкам, а фондовые рынки слишком раздуты, что привело к переоценке активов.

В нынешней финансовой модели заложены деструктивные факторы – как результат, на международных финансовых рынках сформировалась краткосрочная распродажа ценных бумаг; однако вслед за коррекцией может начаться долгосрочный обвал, который вызовет мировой финансовый кризис.

Важно отметить, что акции корпоративного сектора (на основе которых формируются расчёты индексов) достигли также рекордных вершин, при этом фундаментальные причины такого роста отсутствуют. При этом множество компаний отчитывались о снижающихся выручке и прибыли, об уменьшающемся операционном кэш-флоу. Тем не менее, цена акций этих компаний стремилась ввысь вместе с потребительским и корпоративным долгом, а это свидетельствует о раздутости активов. Выходит, активы дорожают, а их прибыльность падает.

В то же время потребительский кредит в США (долг) также увеличился до рекордно высоких значений в $ 3,8 трлн. Более того, маржинальный долг (используется инвесторами для покупки акций) в настоящее время имеет наибольшие значения за всю историю – он достиг рекордных $ 528,2 млрд. Инвесторы занимают огромные суммы денег, чтобы купить акции, которые стоят очень дорого. Если вспомнить историю, то маржинальный долг находился на пиковых уровнях непосредственно перед финансовыми обвалами в 2000 и в 2008 гг.

Американские власти готовились к подобной ситуации. Так, ФРС начала цикл повышения ставок ещё в декабре 2015 г. С тех пор регулятор повышал ставку четыре раза. В 2017 году она увеличивалась трижды: в марте – с 0,75 до 1 %, в июне – с 1 % до 1,25 % и в декабре – с 1,25 % до 1,5 % годовых.
Экономика США окрепла достаточно, чтобы перенести ужесточение монетарной политики. Кроме того, в ФРС заявляли, что в 2018 году планируют повышать учётную ставку также трижды (ориентир – 2 %), а кроме того – изъять из системы почти $ 500 млрд ликвидности.

Кроме того, Трамп подписал закон о сокращении налогов, что будет способствовать увеличению дефицита бюджета. Однако, как раз обещанная репатриация капиталов, которые необходимо куда-то вкладывать, станет спасением от последствий возможного кризиса для США, что создаст стабилизационную подушку. А за счет гособлигаций с высокой доходностью (благодаря повышению учётной ставки) Штаты будут аккумулировать выведенные из рисковых активов (развивающихся стран) финансовые средства. Поэтому в Америке выстраивают условия для наращивания финансового ресурса, с помощью которого можно максимально минимизировать риски финансового кризиса.


Долг украинцев за коммуналку увеличился

Долги за услуги жилищно-коммунального хозяйства в Украине выросли на 14,1 %, или на 4 060,7 млн гривен, до 32 903,6 млн гривен по сравнению с декабрем 2017 года.  Об этом сообщила Государственная служба статистики.

Согласно данным Госстата, общая сумма неуплаты достигла 32,9 млрд гривен. Из них 3,1 млрд составили долги по квартплате, 12,9 млрд – за потребленное тепло и 14,6 млрд – за газ.

 

В январе среди регионов наибольшая задолженность за отопление и горячее водоснабжение зафиксирована в Киеве (2940,314 млн гривен), Харьковской (2179,619 млн гривен) и Днепропетровской областях (2000,745 млн гривен); за газоснабжение – в Харьковской (1847,160 млн гривен), Днепропетровской (1 947,788 млн гривен) и Киевской (1 889,423 млн гривен) областях. Наибольшая задолженность по квартирной плате в январе зафиксирована в Киеве (651,680 млн гривен), Днепропетровской (623,982 млн гривен) и Донецкой (315,398 млн гривен) областях.

Как понимать?

По состоянию на 01.02.2018 долг населения за жилищно-коммунальные услуги побил очередной рекорд – общая сумма составила 36,9 млрд грн, в т. ч.:
 газ – 14,7 млрд грн;
 отопление и горячая вода – 13,0 млрд грн;
 электроэнергия – 4,0 млрд грн;
 содержание дома и придомовой территории – 3,1 млрд грн;
 вода – 1,7 млрд грн;
 вывоз мусора – 0,4 млрд грн.

По состоянию на 01.01.2018 сумма долга была равнозначна 32,3 млрд грн, а на 01.12.2017 – 30,6 млрд грн. Ежемесячно долг населения за ЖК-услуги растет в среднем на 2,5–3 млрд грн. Динамика немного замедляется в летний период и возрастает в отопительный сезон. Причем, восходящий тренд сохраняется с 2015 года. Тогда задолженность жителей Украины за ЖКУ составляла 11,5 млрд грн.

Всего за три года в результате безграмотной, безответственной тарифной и социальной политики долги населения выросли в 3,2 раза. Если текущий тренд сохранится (что неизбежно без кардинальных изменений в тарифной и социальной политике государства), к концу текущего года уровень неплатежей населения достигнет 55–60 млрд грн, что равно полугодовому объёму платежей. Получится, будто бы все 42,5 млн украинцев не платили ни копейки за ЖК-услуги на протяжении 6 месяцев.

Если к этому добавить ещё и долг государства по обещанным субсидиям в 25 млрд грн (к концу года он также увеличится из-за бо’льшего количества обращений за субсидиями, роста тарифов и нехватки средств в госбюджете), то получится 9 месяцев бесплатной (в долг) работы всех поставщиков ЖК-услуг.

Выжить и продолжить работу с непогашенным долгом за предыдущие 9 месяцев работы смогут единицы. Основная часть поставщиков газа, тепла, электричества и воды будет вынуждена прекратить предоставление услуг. Единичные случаи отключений городов из-за долгов мы уже наблюдали в конце 2017 – в начале 2018 годов. Если ситуация кардинальным образом не изменится, в следующем отопительном сезоне мы столкнемся с отключениями в масштабах всей страны, причём, не потому, что монополисты плохие или люди жадные – просто и те, и другие стали заложниками безответственной политики действующей власти.


Доходы в бюджет Украины за 2018 год оказались ниже запланированных

Государственный бюджет Украины в январе-феврале 2018 года получил 111,458 млрд грн доходов, что на 5,8% ниже планового показателя на этот период. Как свидетельствуют данные на сайте Государственной казначейской службы Украины, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года доходы госбюджета сократились на 0,5%.

Также сообщается, что местные бюджеты в январе-феврале получили 34,297 млрд грн доходов, что на 1,8% выше плана и на 18,3% – показателя за аналогичный период предыдущего года.

Как понимать?

Госбюджет Украины на 2018 год предусматривает доходы в сумме 917,9 млрд грн, расходы – 991,7 млрд грн, предельный объем дефицита госбюджета на уровне 80,6 млрд грн, или 2,4% ВВП. По данным Казначейства, всеми подразделениями ДФС в январе-феврале 2018 года собрано 120,4 млрд грн (налоговая – 70,7 млрд грн, таможня – 49,7 млрд грн). В то же время автоматическое возмещение НДС за соответствующий период составило 23,5 млрд грн, в связи с чем сальдо администрирования налогов органами ДФС составило всего 96,8 млрд грн, а это на 5,6%, или на 5,7 млрд грн меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. При этом установленные Минфином плановые показатели за отчетный период не выполнены на 6,6 млрд грн (-6,4%).

Доходы госбюджета утверждены на уровне 913 млрд грн, что на 18,4% больше доходов, утвержденных в бюджете на 2017 год (770,9 млрд грн). Однако данные показатели не коррелируются с макроэкономическими прогнозами относительно роста экономики (прогноз ВВП – 3%, инфляция – 9%). Поэтому заложенные прогнозы номинального роста экономики ниже прогнозных показателей роста доходов.

Кроме того, по состоянию на 01.03.2017 остатки на ЕКС составляли 9,8 млрд грн (на 10,3 млрд меньше, чем в предыдущем месяце). При этом остатки ЕКС по итогам февраля 2017 г. составляли 34,9 млрд грн. Еще одной дырой в расходной части бюджета-2018 является дефицит Пенсионного фонда 140 млрд грн. Эти средства привлекаются с ЕКС на покрытие временных кассовых разрывов для выплат пенсий, вследствие чего остатки ЕКС остаются крайне низкими.

Следует отметить, что дефицит госбюджета утвержден на уровне 80,6 млрд грн, или 2,4% ВВП. Однако в условиях низкого администрирования налогов, бюджетный дефицит может увеличиться до 4%. В условиях низких поступлений в бюджет, Минфин осуществляет привлечение денежных средств через первичное размещение ОВГЗ. По итогам января-февраля 2018 г. привлечено в госбюджет 17,4 млрд грн по размещённым ОВГЗ. При этом срок обращения облигаций на 15,8 млрд меньше года, а средневзвешенная доходность – 16,27%, что увеличивает долговую нагрузку бюджета в будущих периодах.

Поэтому выполнение доходной части ставится под сомнение: возможен неконтролируемый рост бюджетного дефицита и соответствующие негативные последствия в случае эмиссионного финансирования бюджетного дефицита (повышенная инфляция и девальвация).


В Украине замедлилась инфляция

Рост потребительских цен в Украине в феврале 2018 года составил 0,9% по сравнению 1,5% в январе. Об этом сообщается на официальном сайте Государственной службы статистики. Как отмечается, цены на продукты питания и безалкогольные напитки в феврале повысились на 1%, на одежду и обувь – снизились на 2,8%, на жилищно-коммунальные услуги – повысились на 0,4%, на услуги, связанные со здравоохранением, – повысились на 1,1%, на образование – повысились на 0,4%.

По сравнению с февралем 2017 года в феврале 2018 года потребительские цены повысились на 14%. В январе-феврале инфляция составила 2,4%. Напомним, в феврале инфляция в Украине составила 1% по сравнению с инфляцией 1,1% в январе 2017 года. В то же время, инфляция в январе 2018 года составила 1,5% по сравнению 1% в декабре предыдущего года.

Как понимать?

Специалистами «Публичного Аудита» прогнозируется рост годовой инфляции до уровня 16-18%. Предпосылки: повышение соц. стандартов, падение промышленного производства, высокая учетная ставка и финансирование бюджетного дефицита за счет ОВГЗ. Как уже отмечалось, ситуация с инфляцией уже давно неподконтрольна правительству Украины и не соответствует пределам годового инфляционного таргета. Политика инфляционного таргетирования показала абсолютную неэффективность, а единственным инструментом НБУ для борьбы с инфляцией остается учетная ставка, которая влияет на другие экономические параметры страны.

Так, по итогам января 2018 года инфляция составила 1,5% (январь 2017 года – 1,1%). Инфляция на потребительском рынке в феврале 2018 г. по сравнению с предыдущим месяцем составила 0,9%, с начала года – 2,4%. При этом за январь-февраль 2017 года инфляция составила 2,1%, в связи с чем инфляция за соответствующий период 2018 года ускорилась на 0,3%, а годовая инфляция остается пока на уровне 14%.

Кроме того, рост индекса цен производителей, как один из главных индикаторов дальнейшего удорожания себестоимости остальных товаров, только за январь 2018 года составил 4,4%, вследствие чего потребительская инфляция в следующих периодах будет расти. В свою очередь индекс промышленного производства, который определяется в виде отношения текущего объема производства к объему промышленного производства в предыдущем месяце, по итогам января 2018 г. упал на 14%.

В бюджете на 2018 год правительство заложило показатель инфляции на уровне 7,3%. При этом пересмотренный показатель инфляции на уровне 8,9% фундаментально не меняет ситуацию. Повышение учетной ставки (до 17%) подняло доходность по депозитам и ОВГЗ, НБУ удалось незначительно уменьшить ликвидность на рынке, чем немного успокоить инфляцию в феврале. Однако такое решение в будущем негативно повлияет на деловую активность бизнеса, увеличив стоимость заемных ресурсов.

По итогам января-февраля 2018 г. в госбюджет привлечено 17,4 млрд грн по размещённым ОВГЗ. При этом срок обращения облигаций на 15,8 млрд меньше года, а средневзвешенная доходность – 16,27%, что увеличит денежную массу при погашении бумаг в будущих периодах. Кроме того, заложенный среднегодовой курс доллара в бюджете на уровне 29,3 грн за доллар свидетельствует о девальвации нац. валюты на 10%, что дополнительно повлечет рост цен.

Также в бюджете заложено повышение зарплат на 16,3%, что в условиях отсутствия роста производства крайне негативно повлияет на изменение цен.
Однозначно, при данных макроэкономических факторах, отсутствии стратегии восстановления экономики в условиях международных ценовых колебаний на сырьевых рынках и выплатах по внешним долгам, инфляция в Украине продолжит демонстрировать рост в 2018 году (целевой ориентир – 16-18%).


ЕК предложила Украине миллиард евро финпомощи

Европейская комиссия утвердила предложение о новой программе макрофинансовой помощи для Украины на сумму до 1 млрд евро для поддержки экономической стабилизации и структурных реформ. Об этом в пятницу, 9 марта, говорится в сообщении на сайте Еврокомиссии.

«Сегодняшнее предложение следует за запросом украинской власти и прямыми дискуссиями между президентом Комиссии Жан-Клодом Юнкером и президентом Украины Петром Порошенко. Новая программа направлена на то, чтобы опираться на прогресс, достигнутый в поддержке стабилизации экономики и структурных реформ во время трех предыдущих операций MFA», – говорится в заявлении.

Вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис отметил, что предложение о четвертой программе макрофинансовой помощи свидетельствует об обязательствах ЕС по солидарности с Украиной. Еврокомиссар Пьер Московичи призвал украинскую власть продолжать динамику реформ с новой силой, «построить более справедливую, более стабильную и процветающую страну в интересах всех украинцев».

«Все выплаты по предложенной программе, включая первую, будут зависеть от реализации реформ, направленных на устранение уязвимостей, обнаруженных в украинской экономике. Включенные в Меморандум о взаимопонимании, они будут учитывать меры, которые остаются нерешенными с предыдущей программы MFA, и будут включать шаги по усилению борьбы с коррупцией», – отметили в Еврокомиссии. Предложение Еврокомиссии относительно четвертой программы MFA для Украины подлежит утверждению Европейским парламентом и Советом ЕС.

Как понимать?

Как ранее отмечал «Публичный аудит», макрофинансовая помощь – это вовсе не безвозвратные средства, переданные украинской стороне для расходования на собственные нужды, это долгосрочный кредит с процентами, который ЕС предоставляет государствам-партнерам. Кредиты в рамках макрофинансовой помощи финансируются за счет заимствований ЕС на рынках капиталов. Макрофинансовая помощь является важным инструментом среди других видов помощи, которые используются для поддержки Украины в процессе имплементации необходимых реформ. Помощь предназначена на сокращение краткосрочного дефицита платежного баланса и финансовой уязвимости.

8 января 2015 года Европейская комиссия по поручению ЕС предложила дальнейшую макроэкономическую помощь Украине в сумме € 1,8 млрд в форме среднесрочного кредита. Это была третья с 2010 года программа макрофинансовой помощи Украине. В рамках этой программы Украина получила € 1,2 млрд. Однако выделение следующих кредитных траншей было приостановлено в связи с непринятием Верховной Радой необходимых для ЕС законопроектов, касающихся отмены запрета на экспорт леса-кругляка, земельной реформы.

В условиях невозможности генерировать дополнительные доходы в экономике, а также наличия высоких будущих выплат по обязательствам, это приведет к повышенному спросу на валюту на внутреннем рынке со стороны государства. Сейчас Украина тратит большие средства на обслуживание внешнего долга, но внешний долг только растет. Украине в течение 2018-2022 годов предстоит выплатить в счет погашения и обслуживания внешних обязательств $ 28,7 млрд.

По состоянию на 31.12.2017 совокупный госдолг Украины составил $ 76,31 млрд (2,14 трлн грн, или 72% от планируемого номинального ВВП на 2017 год). В условиях макроэкономической нестабильности иностранные институциональные инвесторы готовы присутствовать на украинском рынке заемного капитала только в условиях высоких процентных ставок по ценным бумагам, что существенно увеличивает обслуживание госдолга и негативно влияет на дефолтные риски в будущем. Вследствие этого единственными кредиторами для Украины остаются МВФ и ЕС.

Следует отметить, что макрофинансовая помощь может направляться на финансирование бюджета, что, несомненно, важно в преддверии выборов. Кроме того, условия, под которые выдается макропомощь, не озвучены и могут не соответствовать национальным интересам.


Трамп подписал указ о пошлинах на сталь и алюминий

Президент США Дональд Трамп в четверг, 8 марта, подписал указ о введении ввозных пошлин на сталь и алюминий, пишет The Hill.
Импортная сталь будет облагаться налогом в 25%, алюминий − в 10%. Они вступят в силу через 15 дней.

«Сегодня я в защиту национальной безопасности Америки ввожу ввозные пошлины на импорт иностранной стали и алюминия», − отметил Трамп.
Он обвинил иностранных производителей в демпинге и заявил, что из-за этого американская промышленность в этих отраслях была подорвана. «Не хотите платить налог − переносите свою фабрику в США, и налога не будет», − подчеркнул американский лидер.

Отмечается, что пошлины временно не будут касаться Канады и Мексики, с которыми США продолжают вести переговоры о судьбе Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА). Президент США оставляет за собой право в любое время повышать или понижать тарифы, а также отменять или вводить пошлины для отдельных стран.

Как понимать?

Введение пошлин на импорт товаров – одно из основных обещаний, данных президентом США Дональдом Трампом во время предвыборной кампании. С момента его инаугурации Минторг ввел порядка 77 антидемпинговых и компенсационных пошлин на разные группы товаров. Следует отметить, что в США существует мощное «стальное» лобби, которое тратит много времени и денег, чтобы убедить Конгресс в том, что их собственное металлургическое производство испытывает острый кризис из-за наплыва дешевой импортной продукции.

США не будут вводить импортные пошлины на сталь и алюминий по меньшей мере 15 дней, в течение которых будут следить за реакцией своих торговых партнеров. Кроме того, Трамп отметил, что пошлины на импорт стали и алюминия из Мексики и Канады не будут действовать, пока ведутся переговоры по НАФТА.

По данным Американского института черной металлургии (AISI), в 2017 году США произвели около 81,6 млн тонн стали, что на 4% больше, чем в предыдущем году. США — четвертый по величине производитель стали в мире.

В 2017 году сталелитейные заводы США были загружены на 74,3% по сравнению с 70,5% в 2016 году. В 2017 году потребление стали в США составило примерно 118 млн тонн, из которых 30-35 млн тонн приходилось на импорт, что составляет всего 2% мирового потребления. Лидерами в поставках стальной продукции в США остаются Канада и Бразилия, увеличившие экспорт по сравнению с прошлым годом, в то время как большинство других стран в последние месяцы сокращают продажи в этом направлении. К их числу относится и Россия.

За счет введения импортных пошлин американцы рассчитывают увеличить загрузку собственных мощностей с 74% до 80%. Дополнительное производство стали может составить 6,3 млн тонн. С учетом цены фьючерсов на рулонную сталь в США (836 долл./тонна), выгода металлургов может составить 5,3 млрд долларов. Кроме того, новая налоговая реформа также увеличит прибыли американских сталелитейщиков.

При этом увеличение внутреннего производства существенно не повлияет на изменение ситуации на мировом рынке производства стали. Так, после заявлений про ввод импортных пошлин акции United States Steel Corp. подорожали на 7,77%, до 46,77 долл., AK Steel Holding Corp. – на 11,82%, до 5,78 долл., Nucor Corp. – на 3,25%, до 67,51 долл.

В то же время, данные бирж свидетельствуют, что американские фондовые индексы завершили торги четверга ростом на фоне заявления президента США Дональда Трампа о введении пошлин на сталь и алюминий. Промышленный индекс Dow Jones вырос на 0,38% и составил 24895,21 пункта, индекс широкого рынка S&P 500 увеличился на 0,45% – до 2738,97 пункта. Высокотехнологичный NASDAQ прибавил 0,42% и составил 7427,95 пункта.
Для экономики США воздействие должно быть весьма ограниченным, поскольку сталь и алюминий не представляют значительную долю импорта товаров в США (примерно 0,75% для алюминия и 1% для стали).

Главный риск состоит в том, что действия США могут повлечь за собой ответную реакцию ведущих торговых партнеров. Так, Китай уже подал иск во Всемирную торговую организацию из-за неправомерных действий США, наложивших ранее пошлины на другие импортные товары. Кроме того, Еврокомиссия должна представить в ближайшее время предложения о контрмерах против США, совместимых с правилами ВТО. Данными странами могут быть введены ответные пошлины на важную продукцию из США.

Так, под ударом может оказаться глобальная торговля, а значит и мировая экономика. Возможен рост инфляции из-за дефицита товаров или ресурсов, а монетарное ужесточение ведущих центробанков может усилиться. На микроуровне речь может пойти о сокращении доходов транснациональных корпораций и просто экспортеров, которые подвергнутся негативному влиянию возросших тарифов, введению квот на экспорт или импорт и прочих торговых барьеров. Подобный сценарий способен негативно повлиять на мировой рынок акций, при этом волатильность может возрасти.


Инвестиции в Украину выросли на 21% – Порошенко

Капитальные инвестиции в Украину в прошлом году выросли на 21 % против 18 % за 2016 год. Об этом сообщил президент Украины Петр Порошенко, ссылаясь на данные Государственной службы статистики. «По данным Госстата, капитальные инвестиции в Украине за 2017 год выросли на 21 % против 18 % за 2016 год. Это – свидетельство веры инвесторов в Украину», – сказано на странице главы государства в Facebook вечером в субботу, 10 марта.

Порошенко также подчеркнул, что украинский IT-сектор демонстрирует значительный успех. По данным венчурного фонда AVentures Capital, общий объем инвестиций в украинские ИТ-компании в 2017 году составил 265 млн долларов, что в 3,3 раза выше показателя 2016 года», – отметил президент.

Как понимать?

В общей структуре капитальных инвестиций доля иностранных инвестиций – всего 1,5 %. Так, общий объём капитальных инвестиций за 2017 г. составил 412 млрд грн. В целом за 2017-й чистый приток прямых иностранных инвестиций оценен в $ 2,3 млрд (26 % из которых составляли операции по переоформлению долга в статутный капитал банков), что на 28 % меньше, чем в 2016 году, – $ 3,2 млрд. Следует отметить, что за последние три года объём капитальных инвестиций долларовом эквиваленте сократился в 2 раза (2013 – $ 30,9 млрд, 2017 – $15,5 млрд), которые коррелируются с общим падением номинального долларового ВВП.

Главным источником финансирования капитальных инвестиций являются собственные средства предприятий и организаций, которые связаны с существенным ростом инфляции, что влияет на увеличение объёма капитальных инвестиций, номинированных в гривне. Так, за счёт собственных средств освоено 69,9 % общего объёма капитальных инвестиций. При этом за счет госбюджета освоено все лишь 3,5% (2011 – 7,5%), в то время как расходы должны стимулировать внутреннее развитие.

Кроме того, кредиты банков, которые направленны на капитальные инвестиции, составляют 5,3 %, или 21,8 млрд грн (2011 – 16,3%, 42 млрд грн), что свидетельствует о существенном сокращении банковского кредитования. Основными субъектами инвестирования были предприятия сельского хозяйства и промышленности: рост их капиталовложений составил 13 % и 33 % к предыдущему году.

На эти два сектора приходится половина всего роста инвестиций. Так, в номинальном выражении с/х производители инвестировали $ 2,1 млрд, а промышленные предприятия – $ 5,2 млрд). Среди отраслей промышленности наибольший вклад сделали добыча нефти и газа, металлургия, а также изготовление деревянных изделий. Кроме сельского хозяйства и промышленности, инвестированию способствовали предприятия строительной и транспортной отраслей: плюс 12% и 9 % г/г соответственно.

Увеличение капитальных расходов бюджета также стало возможным благодаря инвестиционным программам отдельных госпредприятий, в частности «Укрзализныци» и «Укргаздобычи», но объём данных инвестиций находится на очень низком уровне, в то время как коррупции – на высоком.
Капитальные инвестиции оказывают очень значительное влияние на рост ВВП наряду с потреблением домохозяйств. Однако в условиях сокращения основных отраслей экономики источником финансирования капитальных инвестиций должно выступать государство, повышая деловую активность регионов.


Энергоэффективность сэкономила Украине 6 млрд куб. м газа

С 2014 года по 2017 год население, теплокоммунэнерго (ТКЭ), бюджетные учреждения сократили потребление газа с 24 млрд куб. м до 18 млрд куб. м. Об этом сообщил премьер-министр Владимир Гройсман на своей странице в Facebook. Таким образом, потребление природного газа в этих группах сократилось на 6 млрд куб. м. В 2022 году прогнозируется, что их потребление упадет до 13 млрд куб. м — еще на 5 млрд куб. м.

Параллельно растет использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в частных домохозяйствах. Например, в IV квартале 2015 года, когда домохозяйствам разрешили продавать произведенную электроэнергию по “зеленому” тарифу, придомовых солнечных станций было всего 21. В конце 2017 году таких солнечных станций уже свыше 3000.

Также премьер отметил успехи госпрограммы “Теплые кредиты”, по которым государство компенсирует часть тела кредита или проценты. Программа стартовала в октябре 2014 года и уже выдано 274 тис. кредитов на 5 млрд грн. Участниками программы стали около 400 тыс. домохозяйств.

Как понимать?

Динамика потребления газа населением Украины (с ТКЕ):
2013 – 22,8 млрд м3;
2014 – 22,5 млрд м3;
2015 – 17,16 млрд м3;
2016 – 17,58 млрд м3;
2017 – 15,80 млрд м3.

Как видно из приведённых данных, объём потребления газа населением за последние 5 лет падал дважды:
1) впервые – в 2015 году как следствие потери Крыма и части областей на Востоке Украины (территория стала меньше, абонентов, потребляющих газ, соответственно, также, что и привело к экономии);
2) во второй раз – в 2017 году, когда бытовые потребители сократили потребление на 6 %, до 11,2 млрд м3 газа (-0,7 млрд м3). Предприятия ТКЭ, которые производят тепловую энергию для населения, урезали потребление на 19 %, до 4,6 млрд м3 газа (-1,1 млрд м3). Сокращение потребления газа населением на 6 % прежде всего вызвано его высокой ценой, теплой зимой, а также прекращением поставок газа на оккупированную территорию. Экономия ТКЕ в 19 % связана не с энергоэффективностью, а с прекращением и/или снижением объёмов его поставки предприятиям ТКЕ из-за долгов, что приводит к вынужденной экономии.

Следует обратить внимание и на тот факт, что потребление газа населением – 15,8 млрд м3 – вполне покрывается добычей газа в Украине – 20,8 млрд м3, поэтому привязывать его стоимость для населения к «импортному паритету» нет необходимости, ведь населению импорт не нужен.
Что касается «теплых кредитов», которыми так гордится правительство и Фонд энергоэффективности, то за 4 года выдано 400 тыс. микрокредитов (в среднем по $ 450) в стране с 42 млн населения. Это много? Конечно, нет. Это менее 1 % (0,95 %) воспользовавшихся программой за 4 года её существования.

Общая сумма за 4 года – 5 млрд грн. Это также немного. По расчётам вице-премьер-министра – министра регионального развития, строительства и ЖКХ Украины Геннадия Зубко, для модернизации всего жилого фонда Украины нужно около 30 млрд евро (900 млрд грн.)
C 2014 года благодаря правительственной программе «Теплые кредиты» Украина приблизилась к полной энергоэффективности на 0,55 % (5 млрд грн из 900 млрд грн). С такими темпами и программами Украина станет энергоэффективной через 181 год, к 2198 году.