Дайджест 5-11/11/2018

Украинские евробонды скупили инвесторы из США и Великобритании

Министерство финансов Украины назвало покупателей еврооблигаций на $ 750 млн с погашением 1 февраля 2024 года и на $ 1,25 млрд с погашениям 1 ноября 2028-го. Об этом сообщили в Минфине.

Инвесторы из США и Великобритании купили большую часть выпуска объёмом $ 750 млн с доходностью 9 % годовых – их доли составили 46 % и 41 % соответственно. Европейские инвесторы купили 12 % от выпуска 5-летних еврооблигаций, тогда как доля инвесторов из других регионов составила всего 1 %.
10-летние облигации с доходностью 9,75% годовых в основном также покупали инвесторы из Великобритании (46 %) и США (37 %), тогда как инвесторы из Европы составили 16 %, а инвесторы из других регионов – всего 1 %.
5-летние еврооблигации в основном были размещены среди фондов, управляющих активами (82 %). Доля хедж-фондов – 12 %, страховых и пенсионных фондов – 4 %, банков – 2 %.
В 10-летние еврооблигации инвестировали фонды, управляющие активами (79 %), хедж-фонды (13 %), страховые и пенсионные фонды (5 %), банки (3 %).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

В конце октября Минфин привлек средства за счет размещения евробондов на $ 2 млрд под 9–9,75 % годовых, что является самым дорогим размещением в истории, и на 0,3–0,4 % выше, чем доходность по существующим бумагам с подобным сроком погашения на рынке. С учетом того, что совокупный госдолг составляет $ 74,66 млрд, или 63 % от прогнозного ВВП, выпуск длинных бумаг с такой доходностью может быть чрезвычайно дорогостоящим для бюджета в будущих периодах.

Основными покупателями украинских евробондов выступили резиденты США и Великобритании, что не удивляет, поскольку данные страны имеют самые развитые финансовые рынки. При этом держателями бумаг являются частные фонды по управлению активами (82 % – 5 летних бумаг, 79 % – 10 летних бумаг).

Данные фонды управляют активами физических и юридических лиц из любой страны, предоставляя полную конфиденциальность. Очень высока вероятность того, что нынешние представители власти сами и покупали данные ценные бумаги, чтобы защитить свои капиталы в иностранных юрисдикциях и получить высокие проценты. Доходность по 10-летним госбумагам: США – 3 %; Германия – 0,4 %, Великобритания – 1,5 %.

Следует отметить, что из $ 2 млрд Украина получила в резервы только $ 1,3 млрд – $ 714,5 млн были выплачены частным кредиторам за одолженные ранее средства. Украина пользовалась указанным займом 67 дней, а заплатила кредиторам в виде процентов (согласно проспекту эмиссии покупка осуществлялась ниже номинала) $ 21,75 млн. Учитывая срок пользования средствами и сумму выплаты, это дает 17,1 % годовых. Агентом данного размещения выступил банк Goldman Sachs Int., который также был соорганизатором октябрьского размещения: привлек для Минфина $ 500 млн из общей суммы в $ 2 млрд. В любом случае, основные покупатели – фонды по управлению активами.

Данная долговая политика государства является крайне неэффективной. Если Украина не сможет погасить или реструктуризировать свои внешние обязательства, её ожидает технический дефолт, последствия которого приведут к финансовой дестабилизации (отток иностранного капитала, девальвация национальной валюты, закрытие внешних заемных рынков).


Первым Рада во вторник рассмотрит законопроект о противоминной деятельности

Верховная Рада во вторник начнет свою работу с рассмотрения законопроекта №9080 «О противоминной деятельности», сообщил председатель Верховной Рады Украины Андрей Парубий. «Предлагается, чтобы во вторник мы начали нашу работу с блока вопросов безопасности и обороны, в том числе первым вопросом предлагается рассмотреть закон о разминировании», – сообщил А. Парубий на согласительном совете руководителей фракций и групп в Киеве в понедельник.

Спикер парламента напомнил, что этот законопроект находится в Верховной Раде уже больше года. А. Парубий высказал уверенность, что парламент «сможет, наконец, принять этот закон и начать процесс разминирования».

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Законопроект «О противоминной деятельности» №9080-1, который поддержан профильным комитетом ВРУ, был зарегистрирован в сентябре текущего года депутатами от БПП и НФ. Безусловно, вопрос очень важный, но, как и многие другие насущные проблемы, при действующей власти он вряд ли разрешится.

Согласно пояснительной записке, эффективное решение проблемы неразорвавшихся мин возможно только благодаря комплексному гуманитарному разминированию с использованием международного опыта и помощи. Из-за неурегулированности вопросов противоминной деятельности на законодательном уровне, в Украине осуществляется несистемное разминирование местности, преимущественно вдоль линии разграничения, а также отдельных объектов в освобожденных районах.

В своем докладе за февраль 2018 координатор кластера ООН по вопросам защиты отмечает, что наличие неразорвавшихся мин и боеприпасов влияет на жизнь двух миллионов человек на востоке Украины, представляет угрозу жизненно важным объектам гражданской инфраструктуры, препятствует свободе передвижения, перекрывает доступ к средствам существования и ограничивает возможности для досуга детей.

Украина входит в число стран с наибольшим в мире количеством жертв мин и других взрывоопасных остатков войны. Подрывы на минах, боеприпасах и пр. были основной причиной жертв среди детей в 2017 году: количество жертв достигло около двух третей от всех зарегистрированных случаев смерти и травм, из-за которых многие дети остались с инвалидностью на всю жизнь. По отчету Женевского международного центра гуманитарного разминирования и Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира Global Mapping and Analysis of Anti-Vehicle Mine Incidents, Украина заняла первое место в мире по количеству жертв взрывов противотранспортных мин, опередив Афганистан и Сирию.

Статистические данные Министерства обороны Украины, обнародованные в средствах массовой информации указывают, что с начала боевых действий на Донбассе жертвами мин и снарядов стали 1858 человек. Количество погибших – 482 человека, из них – 21 ребенок. Площадь заминированных территорий на востоке Украины, требующих очистки, составляет около 7 тыс. кв. км, на ней сейчас проживает около 1,5 млн человек (при том, что один снаряд может убить до 10 человек).

Однако вышеуказанные цифры свидетельствуют лишь о том, что нынешняя власть не хочет решать эту проблему, поскольку и без предметного закона можно было решать проблему. Так, противоминная деятельность является лишь одним из многих видов деятельности, осуществляемых в сферах национальной обороны и общественной безопасности; она не является самостоятельной сферой общественных отношений, поэтому потребности в урегулировании данной деятельности путем принятия отдельного закона нет.

В соответствии с п. 7 Ст. 116 Конституции Украины, КМУ осуществляет меры по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности Украины, для чего уполномочен создавать как министерства, так и другие центральные органы исполнительной власти. Центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику по вопросам национальной безопасности в военной сфере, сфере обороны и военного строительства в мирное время и особый период, является Министерство обороны Украины. Поэтому сейчас именно оно осуществляет функции национального органа по вопросам противоминной деятельности, способствует внедрению и применению в Украине международных стандартов противоминной деятельности (п. п. 100 п. 4 Положения о Минобороне).

Вместе с тем, в законопроекте указывается, что перечень министерств, других центральных органов исполнительной власти и государственных органов, привлекаемых к реализации государственной политики в сфере противоминной деятельности и их задачи, определяются КМУ. То есть, депутаты снова хотят перераспределить функции, создать какие-то новые ведомства, что не может считаться целесообразным и рациональным, поскольку реально закрепит ответственность по указанному вопросу за существующим органом.

Также законопроект предлагает отнести противоминную деятельность к хозяйственной деятельности и ввести её лицензирование. В частности, в Ст. 31 проекта предлагается определить особенности лицензирования противоминной деятельности, а в подпункте 2 пункта 3 раздела VII «Заключительные положения» проекта предлагается внести изменения в Ст. 7 ЗУ «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» относительно дополнения перечня обязательных видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию деятельностью по осуществлению противоминной деятельности. Однако это не согласуется с определением хозяйственной деятельности, которое дано в части первой Ст. 3 Хозяйственного кодекса Украины, где указывается, что под хозяйственной деятельностью понимается деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или оказание услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность.

Учитывая масштабы работ по разминированию, можно предположить, что основная и скрытая идея принятия закона состоит именно в наживе – желании провластных депутатов через закон обеспечить условия для частного заработка на теме разминирования, создав сейчас несколько контор и получив лицензии.

Несомненно, вышеприведенные статистические данные по человеческим жертвам, имеющимся снарядам и минам являются результатом продолжающегося конфликта на востоке Украины. Однако необходимо все же понимать, что разминировать территорию можно и с нынешней нормативной базой, без специального закона, внедряя попутно международные стандарты.
Исходя из этого, шумиха вокруг анализируемого законопроекта для власти нужна лишь для того, чтобы показать ООН и ЕС свое якобы миротворческое стремление, которое останется только на бумаге. По факту же, без урегулирования конфликта на востоке Украины, что смогут сделать лишь представители партии мира, перейти к полномасштабному разминированию будет нереально, даже если анализируемый закон парламентарии примут.


«Нафтогаз» не сможет взыскать долг с «Газпрома» – Fitch

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings предположило, что «Нафтогазу Украины» не удастся взыскать денежные средства по итогам Стокгольмского арбитража с российским монополистом – компанией «Газпром». Об этом говорится в пресс-релизе Fitch о присвоении предварительных рейтингов ожидаемым евробондам «Нафтогаза», передает агентство «Интерфакс-Украина».

В декабре 2017 года «Нафтогаз» выиграл Стокгольмский арбитраж против «Газпрома» по контракту на поставку газа практически по всем спорным вопросам. Судебные разбирательства между компаниями начались ещё в июне 2014 года.
Затем, 28 февраля 2018 года, «Нафтогаз» выиграл Стокгольмский арбитраж против «Газпрома» по большинству оспариваемых положений контракта на транзит газа. Арбитраж удовлетворил требования НАКа о компенсации за недопоставленные «Газпромом» объёмы газа для транзита. Суд обязал российскую компанию выплатить украинской компенсацию в размере $ 4,6 млрд по этому положению.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Коболев, Витренко и другие руководители НАК «Нафтогаз Украины» уже поделили $ 46 млн премий за выигранный суд и отправили их: кто в Америку маме, кто в оффшоры, а самого выигрыша Украина так и не получила, и как утверждает международное рейтинговое агентство Fitch, может и не получить вовсе. Рассчитается «Газпром» или нет, для чиновников «Нафтогаза» это уже не имеет значения, поскольку свое они забрали и вывели из ненадежной Украины.

$ 4,6 млрд нашей стране вполне бы хватило для покрытия текущих платежей перед МВФ (тогда не было бы необходимости просить новый транш и повышать тарифы), но для руководства «Нафтогаза» их личные премии куда важнее общественных интересов.

Руководству НАКа не стоило раньше времени «делить шкуру не убитого медведя» – это плохая примета. Надо было приложить максимум усилий для взыскания компенсации с «Газпрома», вплоть до ареста активов или российского газа, который мы транспортируем в Европу. Арестовав транзитный газ и оставив без него Европу хоть на неделю, и «Газпром», и наши европейские партнеры, были бы куда сговорчивее и расторопнее.

Однако руководству НАКа было не до этого: они сконцентрировались на том, чтобы изменить внутренние документы, регламентирующие порядок начисления премий, поменять наблюдательный совет на лояльный – тот который, готов голосовать за многомиллионные премии, отбиться от нападок Кабмина и журналистов, возмущенных размером премий, все поделить «по справедливости» и надежно спрятать, а «Газпром», возможно, когда-нибудь заплатит, может, и нет, – «нефтегазовским миллиардерам» это уже абсолютно не интересно.

Руководство НАКа говорило, что украинцы им просто завидуют, а $ 46 млн – это всего 1 % от выигранного, совсем немного. Но 1% от «0» – это не $ 46 млн, а всего лишь «0». Также следует отметить, что украинская сторона в стокгольмском арбитраже была представлена не Коболевым, Витренко и штатными юристами НАКа, которые присвоили себе премии, а норвежской юридической компанией Wikborg, Rein & Co. Advokatfirma DA.

Коболев, Витренко и НАК «Нафтогаз» в целом были в данном случае клиентами, интересы которых представляли профессиональные дорогие юристы. Компания Wikborg, Rein & Co. Advokatfirma DA представляла интересы покупателей в сфере энергетики и природного газа в более чем 20 арбитражных разбирательствах по цене на газ, а также на около 40 официальных переговорах по пересмотру цены на газ с 2001 года. Компания имеет успешный опыт ведения дел против «Газпрома». В частности, Wikborg, Rein & Co. Advokatfirma DA сопровождала арбитражное производство по делу RWE CZ против Gazprom Export. Производство завершилось в 2013 году вынесением решения в пользу RWE.

За юридическое сопровождение в Стокгольмском арбитраже компанией Wikborg, Rein & Co. Advokatfirma DA НАК «Нафтогаз Украины» ежегодно платил около 5 млн евро. Выигрыш в суде, в первую очередь, обеспечен нанятой международной юридической компанией, её опытом и многолетней практикой в решении подобных споров. Коболеву и Витренко понадобилось лишь обеспечить выбор юридической компании и комплекс мероприятий по выполнение решения суда, но с данной задачей они справились лишь наполовину. Нанятая профессиональная юридическая компания выиграла Стокгольмский арбитраж для своего клиента НАК «Нафтогаз» и получила за свои услуги хорошее вознаграждение. Руководство же НАКа (клиенты) присвоило себе заслуги этой компании и решило получить вознаграждение, в разы превышающее стоимость услуг самих норвежских юристов, выигравших арбитраж, при этом не дожидаясь самой оплаты по судебному решению.


В Украине впервые отстояли право продавать землю

Украинец впервые отстоял свое право на распоряжение землей, ссылаясь на решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Соответствующее дело появилось в судебном реестре. Об этом в понедельник, 5 ноября, сообщает «Опендатабот» – сервис мониторинга регистрационных данных украинских компаний и судебного реестра для защиты от рейдерских захватов и контроля контрагентов.

Отмечается, что это первый прецедент, когда, опираясь на решение ЕСПЧ, были защищены имущественные права украинцев в суде.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Обстоятельства дела следующие. В мае 2016 года гражданином (данные в реестре судебных решений засекречены) был заключен с ООО «Агрофирма Каравай» договор мены земельного участка для ведения товарного сельскохозяйственного производства: 9,49 га от гражданина взамен на 0,1000 га от агрофирмы с доплатой 272 049,70 грн.

По характеристикам, при такой несоразмерности участков и вознаграждения можно говорить о том, что это не договор мены, а замаскированный договор купли-продажи. Однако в суде прокурору доказать незаконность сделки не удалось. Прокурор считал, что указанная сделка нарушает мораторий (требования п. 15 раздела Х «Переходные положения» Земельного кодекса Украины и ст. 14 ЗУ «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)»), так как обменять земельные участки можно только по схеме «пай на пай», и только в случае, предусмотренном ст. 14 вышеуказанного Закона. По условиям же оспариваемого договора мены, владельцы земельных участков передали в собственность друг другу принадлежащие им земельные участки, которые не являются земельными долями (паями), составляющими единого массива (меняные земельные участки находятся в разных селах одного районного центра).

Законодательное обоснование судебного решения состоит в следующем. Ст. 14 Конституции Украины предусмотрено, что земля – главное национальное богатство, находящееся под особой охраной государства. Право собственности на землю гарантируется; оно приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом.
Согласно ст. 715 ГК Украины, по договору мены (бартера) каждая из сторон обязуется передать другой стороне в собственность один товар в обмен на другой товар.

П. 15 раздела Х «Переходные положения» Земельного Кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент заключения анализируемого договора) было предусмотрено, что до вступления в силу закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, но не ранее 1 января 2017 года, не допускается:
а) купля-продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, кроме изъятия (выкупа) их для общественных нужд;
б) купля-продажа или иным способом отчуждение земельных участков и изменение целевого назначения (использования) земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц для ведения товарного сельскохозяйственного производства, земельных участков, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) для ведения личного крестьянского хозяйства, а также земельных долей (паев), кроме передачи их по наследству, обмена земельного участка на другой земельный участок в соответствии с законом и изъятия (выкупа) земельных участков для общественных нужд, а также кроме изменения целевого назначения (использования) земельных участков с целью их предоставления инвесторам-участникам соглашений о разделе продукции для осуществления деятельности по таким сделкам.

То есть, по выводам суда, законодателем разрешено, как исключение, осуществление обмена земельного участка на другой земельный участок в соответствии с законом. Суд в своем решении указал, что между владельцами состоялся обмен распределенных, определенных в натуре земельных участков, зарегистрированных в соответствии с законодательством за владельцами, то есть таких земельных участков, которые могут выступать объектом гражданских прав по действующему законодательству. Поэтому процедура мены вышеупомянутых земельных участков является законным правом сторон-владельцев земельных участков, которое на основании их свободного волеизъявления может быть использовано ими по взаимному согласию. Также по делу со стороны прокурора отсутствует должное обоснование и доказанность нарушения интересов государства, поскольку негативные последствия от признания сделки недействительной несут только частные лица, а не государство. Вмешательство государства в право человека на уважение своей собственности (распоряжение землей сельскохозяйственного назначения) в данном случае не является оправданным, поскольку, как подчеркнул ЕСПЧ в решении Зеленчук и Цицюра против Украины (май 2018 года), бремя, наложенное на двух заявителей (то, что они могут из-за моратория совершать сделки с имуществом), является чрезмерным.

Таким образом, при решении дела суд сослался на выводы Европейского суда по правам человека по вышеупомянутому делу, о котором ранее писал «Публичный аудит». ЕСПЧ указал, что Украина должна принять законодательные или другие меры, которые соответствовали обеспечению справедливого баланса интересов землевладельцев и общества. В решении суда идет речь о том, что нет необходимости вводить в действие немедленный неограниченный рынок сельскохозяйственных земель, и что государство остается свободным в выборе мер, которые необходимо принять. Решение ЕСПЧ реально могло быть специально порождено аграрными монополистами для старта процесса скупки (прикрытой различными видами гражданско-правовых сделок, в данной ситуации мены) с/х земель.

Если теперь Верховный Суд (а прокурор, несомненно, подаст кассационную жалобу) оставит решения судов предыдущих инстанций в силе, оно станет прецедентом: фактически мена земель с/х назначения станет узаконенной, чего и добиваются агромонополисты для обхода моратория на сделки с землями с/х назначения. Вполне возможно, что по указке власти как прокуратура, так и суды, в этих процессах также играют на стороне аграрных магнатов.


Украина произвела миллион тонн сахара

Украинские сахарные заводы с начала сезона сахароварения, который стартовал 30 августа с запуском Томашпольского сахарного завода, произвели 1,03 млн тонн сахара. Об этом сообщила пресс-служба Национальной ассоциации сахаропроизводителей Украины (НАСУ) «Укрцукор».

«По состоянию на 5 ноября произведено 1,03 миллиона тонн сахара и переработано 7,9 миллиона тонн сахарной свеклы», – говорится в сообщении. Согласно информации, всего по состоянию на 5 ноября в Украине работают 40 сахарных заводов из прогнозируемых 42. Производство сахара в текущем маркетинговом году (МГ, сентябрь 2018 – август 2019) ожидается на уровне чуть менее 2 млн тонн. Украина за сезон сахароварения 2017–2018 МГ увеличила производство сахара на 6,5 %, до 2,14 млн тонн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Производство сахара наряду с выращиванием зерна является одним из важнейших направлений украинского дотационного аграрного сектора. По состоянию на 6 ноября 2017 года украинские производители сахара изготовили 1,03 млн тонн продукции, переработав 7,9 млн тонн сахарной свеклы, что на 2,5 % меньше показателей прошлого года. Всего работало 40 сахарных заводов, и один уже завершил производственный сезон.

Следует отметить, что производство готового продукта в этом году может сократиться. Учитывая климатические условия, сахаристость свеклы ниже прошлогодней – 16,26 % (показатели прошлого года – 17,21 %), выход сахара из свеклы – также ниже.
По состоянию на 5 ноября выкопано 231 тыс. га сахарной свеклы, что составляет 83 % посевных площадей. Больше всего собрали в Винницкой, Полтавской и Тернопольской областях. Более 60 % продукции отправляется на экспорт, география которого почти не изменилась: основные поставки осуществлялись в Туркменистан (14 %), Шри-Ланку (14 %), Швейцарию (12 %), Азербайджан (11 %) и Турцию (10 %).

С октября 2018 года наметился разворот мировых цен вверх на ожиданиях дефицитного мирового баланса сахара в сезоне 2019/20 после двух периодов профицита. Так, по предварительной оценке, аналитической компании Tropical Research Services, следует ожидать дефицита в 7,2 млн тонн, тогда как ранее наблюдался профицит: в 2017/18 маркетинговом году – 9,5 млн тонн, в 2018/19-м – 0,9 млн тонн.

За последние семь лет мировые цены на сахар-сырец снизились в 3,5 раза – с $ 787 за тонну в феврале 2011 года до $ 225 за тонну в сентябре 2018-го (05.11.2018 – $ 289 за тонну), что стало минимальным значением за последние 10 лет. Однако для отечественных производителей существуют также дополнительные внутренние риски. Так, на сегодняшний день сложилась угрожающая ситуация на сахарных заводах из-за несвоевременного обеспечения железнодорожными вагонами, которые используются для перевозки сахарной свеклы и сахара (аналогичная ситуация наблюдается у металлургов).

Данная ситуация вызывает озабоченность относительно стабильной работы сахарных заводов, предприятий с непрерывным циклом производства и хранения сахарной свеклы в качестве сырья, с ограниченным сроком хранения, и ставит под угрозу отгрузку сахара на экспорт согласно заключенным внешнеэкономическим контрактам.

 

Вместо 16% – дорожает на 35%. Как на самом деле вырастут тарифы на отопление в разных городах Украины

Украинцам готовят новые космические платежки. После недавнего повышения цены на газ для населения на 23,5 % коммунальщики уже начали пересматривать тарифы на отопление и горячую воду. Первые расчеты появились, в частности, на официальных сайтах Житомирского, Черниговского, Ивано-Франковского, Харьковского и других региональных теплоэнерго.

Согласно действующей процедуре, тарифы пока выставлены на общественное обсуждение. Однако это не более чем формальность: ориентировочно в течение полутора месяца их утвердят, так что украинцы получат новые цены на коммуналку в аккурат к новому году.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Судя по всему, подорожание будет куда более существенным, чем обещанные министром соцполитики Андреем Ревой 16 %.
К примеру, в Житомире намерены повысить тариф на тепло для населения на 17,1 %, а в Ивано-Франковске – на 22,6 % в домах со счетчиками и на 28 % – без них. В небольших городах и вовсе пошел беспредел. Чабаны, Васильков, Шепетовка, Смела, уже сейчас тариф на отопление там зашкаливает – до 50 грн/кв. м (для сравнения, в Киеве – 31,55 грн), а, к примеру, в Кривом Роге – и вовсе 70 грн. После повышения цены газа для населения до 8550 грн за тысячу кубов, все предприятия ТКЭ подают расчеты по новым тарифам на тепло и горячую воду на согласование в НКРЕКУ или в местную администрацию (в зависимости от объёма предоставляемых услуг).

Крупные предприятия, производящие более 170 тыс. Гкал тепловой энергии в год или поставляющие более 145 тыс. Гкал, согласовывают тарифы в НКРЕКУ; а мелкие, производящие или поставляющие менее указанных объёмов, – в местной администрации.

Главной причиной пересмотра указанных тарифов является новая цена газа, установленная с 01.11.2018 Кабмином, поскольку в структуре затрат на производство тепловой энергии и горячей воды газ занимает около 70 %. Однако при подобных расчетах никто не запрещает предприятиям ТКЭ пересматривать и другие статьи расходов, в частности оплату труда, расходные материалы, амортизацию, ремонты и т.д.

Поскольку у предприятий ТКЭ появилась объективная причина (повышение стоимости газа) пересмотреть тариф на тепло и горячую воду, большинство из них воспользуются этим шансом для максимального увеличения и других статей расходов, в результате чего платежи за указанные коммунальные услуги в некоторых областях и городах могут превысить стоимость газа.

Поскольку так называемая «реформа в жилищно-коммунальной сфере» ограничилась лишь новыми тарифами, без принципиальных изменений в методике их расчета, предприятия ТКЭ, как и прежде, имеют возможность закладывать в тарифы для населения всю свою бесхозяйственность, жадность и коррупцию: как и много лет назад, расчеты основываются на формуле «расходы/объём предоставляемых услуг». Причем, берется не минимально возможный объём затрат на производство 1 единицы продукции, а фактический – он является индивидуальным для каждого предприятия и зависит от его состояния.

«Публичный аудит» неоднократно обращал внимание чиновников на данный факт, поскольку он противоречит принципам рынка, конкуренции и фактически не стимулирует собственников ТКЭ к инвестициям в бизнес и к развитию. В других отраслях, которые не монополизированы, как ЖК-сектор, такой подход в принципе невозможен. При конкурентном рынке новые, современные и эффективные предприятия уже давно бы вытеснили с рынка морально и физически устаревшие предприятия.
Представим себе, что, к примеру, рынок производства пива монополизирован так же и регулируется государством по тем же принципам, в результате мы наблюдали бы следующую картину.

В киевских магазинах продается исключительно пиво местного монополиста – пивзавода «Оболонь», в Чернигове – «Черниговское», во Львове – «Львовское» и т. д. Производится пиво на устаревшем оборудовании 70–80-х годов, потери пива в системе составляют до 40 %, плюс кражи. В результате пиво стоит на 50 % дороже аналогов, произведенных на современном производстве, и является абсолютно не конкурентоспособным. Однако собственникам нет смысла что-то менять, поскольку конкурентов нет, а государство разрешает заложить в цену для населения все затраты, включая нерентабельное, устаревшее производство, кражи.

Итог подобного подхода – те предприятия, которые по мировым меркам считаются морально и технически устаревшими, и без инвестиций собственника и полной модернизации становятся вполне рабочими и прибыльными, а население платит европейские тарифы, установленные государством, за услуги, качество которых далеко от европейского и не выдерживает никакой критики; а поскольку состояние предприятий с каждым годом становится все хуже, а потери – все больше, тарифы регулярно повышаются.


Fitch присвоил рейтинг облигациям «Нафтогаза»

Международное рейтинговое агентство Fitch присвоило ожидаемым еврооблигациям НАК «Нафтогаз Украины» предварительный рейтинг В- и рейтинг восстановления активов RR4. Об этом агентство сообщает на официальном сайте.
Ценные бумаги будут выпущены в форме кредитных нот (loan participation notes, LPN). Непосредственным эмитентом выступит специально созданная структура Kondor Finance.

24 октября Кабмин согласовал привлечение «Нафтогазом» внешнего кредита на сумму до $ 1 млрд за счет выпуска и размещения облигаций сроком до пяти лет. После этого стало известно, что акционеры «Укртрансгаза» и «Нафтогаза» утвердили план по отделению оператора ГТС.

Секретариат Европейского энергетического сообщества считает, что кредит в размере $ 1 млрд может стать «ядовитой пилюлей» для Нафтогаза и вызвать негативные последствия для правительства.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Ранее КМУ согласовал привлечение «Нафтогазом» внешнего кредита на сумму до $ 1 млрд за счет выпуска и размещения кредитных нот. Согласно проспекту эмиссии, внешний кредит привлекается для общих корпоративных целей, в том числе для погашения существующей финансовой задолженности и финансирования капитальных расходов.

Следует отметить, что «Нафтогаз» является прибыльной организацией (чистая прибыль за 2017 год – 39,3 млрд грн). При этом, основная часть данных средств согласно бюджету перечисляется в доход государству. Ожидаемые поступления в госбюджет на 2019 год «Нафтогаз» составят 129 млрд грн, из которых дивиденды – 25,1 млрд грн. С учетом того, что Нафтогаз обязан направлять на выплату дивидендов основную часть чистой прибыли, у предприятия возникают трудности с финансированием своих финансовых обязательств. Поэтому менеджмент госкомпании настаивает на размещении долговых бумаг.

Общая сумма долговых обязательств «Нафтогаза» по состоянию на 30 июня 2018 года составляла $ 1,4 млрд, 78% из которых являются краткосрочными ($ 1,1 млрд). Средняя стоимость уже взятых долговых обязательств в долларах составляет 8,7% годовых ($ 0,6 млрд), в евро – 2,6% (0,3 млрд евро).

Рейтинг В- свидетельствует, что выпускаемые ценные бумаги являются с высокой степенью спекулятивными. Рейтинг возврата активов RR4, который основан на анализе базы активов компании, за счёт которых могут быть удовлетворены претензии, также является негативным. Низкие рейтинги связаны с ожиданиями Fitch того, что у «Нафтогаза» могут возникнуть серьёзные проблемы с ликвидностью, в связи с продлением до 1 мая 2020 года специального обязательства продавать природный газ населению, религиозным организациям и производителям тепловой энергии по сниженной цене (по импортному паритету), а также необходимостью перечисления в госбюджет дивидендов. Кроме того, аналитики Fitch в своем прогнозе не верят в возможное получение «Нафтогазом» суммы в $ 2,6 млрд по выигранному арбитражу против «Газпрома».

С учетом данных параметров, «Нафтогазу» придётся одалживать минимум по 10-11% в валюте, что является крайне высоким значением и значительно удорожает стоимость нынешнего обслуживания долга, и это в условиях строжайшего режима экономии для сокращения долгов.

Кроме того, Министерство энергетики установило общий размер финансовых затрат (в т.ч. по оплате затрат юридическим советникам) необходимый для выпуска кредитных нот в размере $ 4,1 млн, вследствие чего фактическая стоимость привлеченных средств подорожает на 0,41%. Между тем, привлечение средств происходит путём выпуска кредитных нот. С помощью данного производного финансового инструмента, неизвестно кем специально созданная структура Kondor Finance PLC (информация о предприятии в интернете отсутствует, получит высокие комиссионные) будет управлять кредитными рисками, путём рефинансирования выданного кредита, и передавать связанные с ним риски третьим лицам – инвесторам, вследствие чего установить конечных бенефициаров практически невозможно.

Таким образом, очень высока вероятность того, что нынешние представители власти сами у себя купят данные ценные бумаги (с высокой доходностью), а потом ещё и премию выпишут себе за удачное привлечение средств, при этом рассчитывая, что население (в виде налогов) будет эти долги возвращать.

 

Импортный газ для Украины рекордно подорожал

Средняя цена импортного природного газа в октябре 2018 года составила 9059,13 грн ($ 323,44) за тысячу кубометров. Об этом сообщается на сайте Министерства экономического развития и торговли со ссылкой на данные Государственной фискальной службы.

«Государственная фискальная служба Украины рассчитала среднюю стоимость импортного природного газа, сложившуюся в процессе его таможенного оформления во время ввоза на территорию Украины в период с 1 по 31 октября 2018 года, которая составляет 9059,13 грн, или $ 323,44, за 1 тыс. куб. м», – говорится в сообщении.

Таким образом, цена октябрьского импорта газа на 6,3% выше сентябрьского ($ 304,36, или 8 490,33 грн) в долларовом эквиваленте. Также цена в октябре является максимальной с февраля 2015 года, когда импорт в Украину осуществлялся по $ 328,6 за тысячку кубометров. До недавнего времени цена импортного газа на бирже интересовала лишь узкий круг профильных специалистов и трейдеров, не имея никакого отношения к населению Украины и тарифам для него. Но с приходом «реформаторов» всё кардинально изменилось: теперь от цены газа на немецкой бирже зависит благосостояние каждой украинской семьи. От того, насколько котировки на газ поднимутся на бирже в Дюссельдорфе, зависит насколько вырастут наши платежки на жилищно-коммунальные услуги.

Поскольку биржевые цены на газ имеют свойство постоянно меняться, (особенно в большую сторону, как последние 3 года), то и привязанные к ним украинские тарифы для населения также регулярно повышаются, и этот процесс бесконечный.
Каждый год правительство повышает тарифы на ЖК-услуги до «экономически обоснованного уровня», но спустя год этот уровень перестает быть «экономически обоснованным» и процедура повышения повторяется снова и снова. И что бы кто не обещал из политиков, так будет продолжаться до тех пор, пока тарифы на ЖК-услуги в Украине привязаны к биржевым ценам на газ.

В плане обеспечения населения газом, добытым внутри страны, Украина сегодня является полностью самодостаточной. Добываемого ежегодно из недр Украины газа (20,8 млрд м3) полностью хватает для покрытия потребления населения вместе с ТКЭ (15,8 млрд м3, из них 11,23 млрд м3 – население и 4,6 млрд м3 –предприятия ТКЭ для населения). Поскольку население может быть полностью обеспечено украинским газом, привязывать его стоимость к цене импортного (который фактически населением не потребляется) – как минимум не справедливо, а по большому счету является преступлением и завуалированным грабежом людей.

Если бы Украина сегодня стремительно развивалась, была на пике экономического роста, а население имело средний месячный доход в $ 2000–3000, тарифы на ЖК-услуги были бы не так критически важны: пусть растут, пусть наполняется бюджет, ведь он не разворовывается, а идет на развитие, а высокие тарифы все могут себе позволить, после их оплаты у всех людей остается еще достаточно денег на нормальную жизнь. Но поскольку сегодня Украина находится не на пике экономического роста, а на дне глубочайшей экономической пропасти, а средний доход украинца составляет не $ 2000–3000, а в лучшем случае $ 200–300, то и тарифы имеют огромное значение. Ведь бюджет, который мы совместно наполняем, – как сито, под которое каждый из власть имущих подставляет карманы. А после оплаты коммуналки не остается не то, что на нормальную жизнь, но даже на хлеб, а многие и вовсе должны влезть в долги для оплаты платежек.

В такой ситуации власть не имеет морального права повышать тарифы и привязывать их к импорту, что бы они кому не пообещали. А мы не имеем права позволять ей это делать. Поскольку власть этого не понимает (или притворяется, что не понимает), то многомиллионный всенародный протест должен её отрезвить и привести в чувства.

 

Украина за 10 месяцев увеличила экспорт товаров в ЕС на 16 %, – ГФС

Объём внешней торговли товарами Украины со странами ЕС в январе–октябре 2018 года составил $ 36,315 млрд, что на 13 % больше, чем за аналогичный период прошлого года ($ 32,077 млрд). Об этом сообщает РБК-Украина со ссылкой на данные таможенной статистики Государственной фискальной службы.

Согласно данным ГФС, экспорт товаров из Украины в страны ЕС за январь–октябрь 2018 года вырос до $ 16,428 млрд, импорт – $ 19,886 млрд. Отрицательное сальдо за 10 месяцев составляет $ 3,458 млрд.

Напомним, по данным Госстата, отрицательное сальдо внешней торговли Украины в январе–августе 2018 года – $ 5 млрд.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным ГФС, с января по октябрь текущего года экспорт украинских товаров вырос на 10 % (к аналогичному периоду предыдущего года), достигнув $ 38 млрд; импорт товаров в Украину – на 16%, до $ 46 млрд. Вследствие этого отрицательное сальдо внешней торговли товарами составило $ 8 млрд, что на 62 % больше, чем за аналогичный период 2017 года.

Следует отметить, что украинский экспорт в ЕС (28 стран) был равен $ 16,4 млрд (+16 % к соответствующему периоду предыдущего года). Напротив, экспорт в РФ (остается наибольшим суверенным рынком сбыта украинской продукции) с каждым годом падает – по итогам 10 месяцев 2018 он составил $ 3 млрд (-9 %), лишая Украину дополнительной валютной выручки.

По данным НБУ (январь–сентябрь 2018), в структуре экспорта на первом месте – продукция АПК и пищевой промышленности (около $ 12,8 млрд). При этом её доля выросла на 0,3 % по сравнению с первыми 10 месяцами 2017 года. На втором месте – металлургического комплекса (экспорт достиг $ 8,8 млрд, что на 25,7 % больше, чем в 2017 году, в связи с удачной ценовой конъюнктурой на международных рынках).

По данным НБУ, структура украинского экспорта на сегодня выглядит так: АПК и пищевая промышленность – 40,6 %; продукция металлургии – 28 %; машиностроения – 6,8 %; минеральные продукты – 9,1 %; продукция химической промышленности – 4,8 %. Следует отметить, что весомую долю в товарной структуре агроэкспорта занимает неготовая продукция: зерновые культуры – 37 %, растительные масла – 26,1 % и семена масличных культур – 9 %.

Приоритетной продукцией для экспорта в ЕС сегодня является с/х продукция с низкой долей добавленной стоимостью. При этом ЕС пытается защитить свой рынок от украинского экспорта готовой продукции путем квотирования, антидемпинговых пошлин, сертификации товаров. С учетом более высоких темпов роста импорта над экспортом в ЕС основными выгодопулучателями от ЗСТ, которая способствовала увеличению товарооборота с ЕС, стали европейские компании (кроме дешевого сырья, они получили рынки сбыта для своей готовой продукции).

Между тем, тенденция роста АПК в структуре ВВП прямо пропорционально связана с падением промышленного производства. Так, с конца 2013 года кумулятивный индекс промпроизводства снизился на 32,2 %, потянув падение кумулятивного ВВП за соответствующий период. Поэтому государство, нацеленное на аграрно-сырьевую специализацию экономики, рискует оказаться беззащитным перед глобальными и локальными вызовами.


Рада поддержала изменение правил ввоза международных посылок в Украину в первом чтении

Проект Закона опубликован на сайте Верховной Рады Украины. За него проголосовали 233 депутата. Законопроект предусматривают увеличить ставки акцизного налога табачных изделий, экологического налога за выбросы парниковых газов, рентной платы за пользование недрами для добычи нефти и железной руды, а также рентной платы за пользование лесными ресурсами.

Среди прочего, законопроектом предусмотрено изменение правил ввоза международных посылок в Украину. В случае его принятия, предприятия почтовой связи и доставки признают налоговыми агентами, обяжут уплачивать налог на добавленную стоимость от имени получателя посылки, стоимость которой превышает 150 евро, от 1 января 2019 года.

При этом с 1 июля следующего года минимальная стоимость посылок, которая будет облагаться НДС, уменьшится до 100 евро.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Действующая власть днем и ночью, не покладая рук, работает над тем, как напоследок содрать с обедневшего населения ещё хоть что-нибудь, какой-то налог или пошлину.

Проект Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по улучшению администрирования и пересмотра ставок отдельных налогов и сборов» зарегистрирован 05.11.2018 под № 9260. Его инициаторами являются В. Б. Гройсман и Н. П. Южанина . Цель законопроекта – обеспечение сбалансированности бюджетных поступлений в 2019 году. По расчетам авторов, принятие закона позволит увеличить поступления в бюджет на 6,3 млрд грн (эта сумма не только от налогообложения международных почтовых отправлений – законопроект также предусматривает увеличение акцизного налога на табачные изделия, экологического налога, ренты на добычу нефти, использование лесных ресурсов и т.д.).

Если законопроект будет принят, то с 1 января 2019 по 30 июня 2019 международные почтовые отправления будут облагаться налогом на добавленную стоимость, если их суммарная фактурная стоимость превысит 150 евро, а с 1 июля 2019 – 100 евро.
Стоимость будет считаться для одного получателя – физического лица, в одной депеше от одного отправителя или в одном грузе экспресс-перевозчика от одного отправителя в международных экспресс-отправлениях.

Следует отметить, что изменение или введение новых налоговых ставок в ноябре или декабре нарушает требования Ст. 4 Налогового кодекса, которой определено принцип стабильности налогового законодательства Украины. Изменения любых элементов налогов и сборов не могут вноситься позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки.

Поскольку новый бюджетный период начинается с 1 января 2019 года, изменения в любые элементы налогов и сборов могут вноситься до 1 июня 2018 (а не в ноябре или декабре), но для народных избранников и правительства нарушения действующего законодательства при принятии необходимых им законов не является проблемой. Обойти эти ограничения рядовые украинцы смогут только в случае, если отправление физически можно разбить на несколько более мелких, или если отправление осуществляет не интернет-магазин, а знакомый, который согласится указать фактурную стоимость ниже 100–150 евро.


В Киеве снизили тарифы на тепло и горячую воду

Власти Киева снизили на 27% тариф на отопление для домов без счетчика тепла. Соответствующее распоряжение КГГА № 1902 принято 22 октября и вступило в силу со дня обнародования 9 ноября. Стоимость отопления одного квадратного метра установлена в 23,09 грн вместо 31,52 грн.

Тариф на теплоэнергию для населения при наличии квартирного или домового счетчика тоже несущественно снижен: с 1354,78 до 1354,36 грн/Гкал. Тариф на централизованную поставку горячей воды для населения при отсутствии полотенцесушителей снижен на 9 %, с 74,52 до 67,61 грн/куб. м.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Новость о снижении тарифов на тепло и горячую воду является не корректной. До 1 августа 2018 г. тариф на услугу централизованного отопления ПАТ «Киевэнерго» составлял:
 1355,83 грн/Гкал для абонентов со счетчиками;
 31,55 грн/м2 для абонентов без счетчиков.

Тариф на горячую воду ПАТ «Киевэнерго» – 80,62 грн/м3 для абонентов с полотенцесушителем; 74,53 грн/м3 – для абонентов без полотенцесушителя.

После 1 августа 2018 года тарифы для городского коммунального предприятия «Киевтеплоэнерго» на услугу централизованному отоплению был равен:
 1336,94 грн/Гкал для абонентов со счетчиками;
 30,20 грн/м2 для абонентов без счетчиков.

Согласно распоряжению КГГА № 1902, которое было принято 22 октября и вступило в силу со дня обнародования, 9 ноября, тарифы для городского коммунального предприятия «Киевтеплоэнерго» на услугу централизованному отоплению составляют:
 1354,36 грн/Гкал для абонентов со счетчиками;
 23,09 грн/м2 для абонентов без счетчиков.

Как видим, тариф за 1 Гкал не снизился, а повысился на 17,42 грн. Относительно тарифа на м2 он действительно уменьшился на 7 грн, но следует уточнить, что город Киев имеет почти 100 % подомовой учёт тепловой энергии, поэтому тариф на м2 практически не применяется – воспользоваться им сможет 1–2 % жителей Киева. Кроме того, данные тарифы не являются окончательными, поскольку с 1 ноября правительство повысило цену на газ – тарифы на отопление будут пересчитаны по новой цене до 1 декабря 2018 года.