Дайджест 5/12/2017

Таможенные поступления в ноябре выросли на 41% к ноябрю 2016 года

Поступления в государственный бюджет Украины от таможенной системы в ноябре 2017 года превысили 31,3 млрд грн, что на 3 млрд грн (10,9%) выше плановых показателей и на 9,134 млрд грн (на 41,1%) выше поступлений за ноябрь-2016 года. Об этом сообщила Государственная фискальная служба (ГФС) на веб-сайте во вторник.

По данным ведомства, среднедневные таможенные поступления в бюджет в ноябре-2017 составили 1,425 млрд грн, что на 41,1% больше аналогичного периода прошлого года. В целом за январь-ноябрь 2017 года таможни ГФС перечислили в бюджет 284,971 млрд грн, что на 30,151 млрд грн (на 10,5%) превышает плановый показатель, и на 73,982 млрд грн (на 35,1%) больше показателя за 11 месяцев 2016 года, отмечает ведомство.

Как понимать?

По данным Казначейства, по состоянию на 01.12.2017 всеми подразделениями ДФС с начала 2017 года собрано 685,4 млрд грн (налоговая – 411,7 млрд грн, таможня – 273,6 млрд грн). В то же время автоматическое возмещение НДС за соответствующий период составило 108 млрд грн.  Таможенными органами с начала года собрано 273,6 млрд грн таможенный сборов, или +29,7% аналогичного периода предыдущего года. При этом исполнение планового показателя на уровне 101,3%.

Основным катализатором увеличения таможенных сборов является увеличения объёмов импорта, с которого администрируют НДС. Так, за 9 месяцев 2017 года объем импорта увеличился до $ 35,2 млрд (+27,3% к предыдущему году), а национальная валюта девальвировала на 4%.

Подписание ассоциации с ЕС открыло внутренний рынок для товаров ЕС, при этом на украинский экспорт не увеличивается из-за ввода квот и стандартов ЕС. Одним из основных факторов роста ВВП является чистый экспорт, который с начала 2017 года имеет отрицательное значение ($ -3,9 млрд). Так, прогноз дефицита текущего счета, по данным НБУ, в 2017 году составит $ 4,5 млрд (4,4% ВВП). Однако в случае дальнейшей негативной конъюнктуры на международных рынках (имеет отложенный эффект в связи с фьючерсными контрактами) и учитывая последствия от блокады Донбасса платёжный дефицит может увеличится, что приведёт к усилению девальвационного давления.


Бюджет-2018: Кабмин увеличил доходы в казну на 36 млрд

Правительство в подготовленном ко второму чтению законопроекте о государственном бюджете на 2018 год увеличило его доходы до 913 млрд грн по сравнению с 877 млрд грн в первоначальной редакции документа. Доходы общего фонда госбюджета увеличились на 28,1 млрд грн – до 839 млрд грн по сравнению с первоначальным вариантом, специального – на 8,4 млрд грн, до 73 млрд грн.

Рост доходов предусмотрен за счет пересмотра макропрогноза Министерства экономического развития и торговли (11 млрд грн), отчислений Национального банка Украины (1,7 млрд грн), а также поступлений от внедрения радиотехнологий 4G (6,3 млрд грн).

Как понимать?

Доходы государственного бюджета в законопроекте увеличены к 2 чтению до уровня 913 млрд грн, что на 18,4% больше доходов, прогнозируемых в бюджете на 2017 год (770,9 млрд грн). Данные показатели не коррелируются с макроэкономическими прогнозам роста экономики. Так, рост экономики (по данным КМУ) планируется на уровне 3%, а инфляционные и девальвационные факторы, которые влияют на увеличение налогооблагаемой базы – 7%, что в сумме предполагает возможный рост доходов на 10%.

Кроме того, в условиях промышленного падения производства (январь–сентябрь 2017 года падение – 10,2%), последствий блокады Донбасса, неблагоприятного инвестиционного климата, снижения мировых цен на сырьевые товары, уменьшение внутреннего рынка, сокращение кредитования экономики – создают дополнительные риски продолжения падения реального ВВП в 2018 году.

Также отсутствуют фундаментальные признаки возможного сокращения инфляции до 7%. Ранее Минфин прогнозировал по итогам 2017 года инфляцию на уровне 8,1%. Однако уже сегодня видно, что уровень годовой инфляции будет гораздо больше. Так, за январь-октябрь 2017 года уровень инфляции уже составил 11,5% (кумулятивная инфляция 2016 – 16,2%). Однозначно, озвученные макроэкономические показатели не имеют достаточно фундаментальных факторов, которые подтверждают реалистичность прогнозов.

Поэтому, ошибки в расчетах макроэкономических показателей приведет к разбалансировке бюджета, вследствие чего бюджетный дефицит может стать критически велик.


Украина полностью откажется от импорта газа – Гройсман

До 2020 года Украина собирается отказаться от импорта газа. Об этом Премьер-министр Украины Владимир Гройсман сказал в понедельник в вечернем эфире ICTV. «Мы все еще импортируем газ. К 2020 году планируем отказаться от импорта, и у нас снизится цена на газ навсегда. Моя философия – принимать решение навсегда. Не давать “подачки” людям”», – сказал Гройсман.

Он убежден, что наше государство абсолютно самодостаточно по газу. «Построим самодостаточную энергоэффективную Украину», — заверил Премьер-министр.

Как понимать?

Премьер как всегда кормит людей пустыми обещаниями.  Полтора гада назад Гройсман обещал, что цена на газ больше не изменится, а после этого подписал Постановление Кабмина, согласно которому цена газа должна меняться каждое полугодие, с привязкой к немецкой бирже и курсу валют. Уже в мае 2018 года это приведет к росту цены газа еще на 20% и пропорциональному росту тарифов на отопление и горячую воду.

Что касается самодостаточности, то действительно Украина самодостаточна, но не в далеком будущем как говорит Гройсман, а уже. Населению Украины импортный газ уже более чем два года не нужен, и, по сути, люди уже являются «газонезависимыми», поскольку общее потребление населения (с ТКЭ) полностью покрывается собственной добычей (млрд м3). Но в понятие «собственная добыча» Премьер включает не весь газ, добытый из недр Украины, а лишь ту часть, которую добывает ПАТ «Укргаздобыча». Газ, добытый частными компаниями, Премьер украинским не считает и в расчет не берет, поскольку у правительства и Верховной рады не хватает духу и желания направить его на нужды населения.

При желании, правительство и Верховная рада могли бы еще 2-3 года назад законодательно обязать частных добытчиков поставлять газ населению, компенсировав упущенную выгоду снижением ренты, налогов и другими преференциями. Но такого желания у действующей команды нет.
Вместо этого правительство постановило, что розничная цена на природный газ для бытовых потребителей высчитывается на основе показателей среднемесячных значений цен на газ на немецком газовом хабе (NCG) с учетом транспортных расходов до западной границы Украины и тарифа на вход в газотранспортную систему Украины в долларах США по среднемесячному курсу доллар США/евро «спот».

То есть, при поставке бытовым потребителям газа, добытого из украинских недр компанией «Укргаздобыча» (100% акций которой принадлежит государству), с населения взимается плата за транспортировку этого газа от немецкого газового хаба (NCG) до западной границы Украины и плата за вход в газотранспортную систему Украины. При этом никаких реальных затрат на транспортировку поставщик не несет, ведь этот газ всегда находится на территории Украины.

Возможность и механизмы снижения тарифов на газ и все ЖК-услуги были у Кабмина два года назад, когда Гройсманом повышалась цена на газ, они есть и сейчас. Поэтому все обещания о возможном снижении тарифов после 2020 года – не более чем пустые обещания. При наличии политической воли и желания, тарифы можно было бы снизить уже сегодня или 2 года назад, для этого нет необходимости ждать 2020 года. Но цели нынешнего правительства абсолютно противоположны.