Дайджест 6/10/2017

Банкам упростили переводы валюты за рубеж

Украинские банки смогут осуществлять покупку или перечисление валюты за рубеж по упрощённой процедуре: банки теперь не обязаны предоставлять выписки и копии документов-оснований для операций, кроме решения эмитента о выплате дивидендов иностранному инвестору. Также больше не требуются заключения по каждому договору, анкеты клиентов и другие документы о принятых банком мерах для проверки информации о финансовых операциях.

Как понимать?

Стоит отметить, что в настоящее время на рынке продолжает действовать ряд ограничений НБУ для граждан и бизнеса, включая обязательную продажу 50 % валютной выручки, предварительное депонирование гривны для покупки валюты по заявкам клиентов и однодневный лимит покупки наличной валюты физлицами в эквиваленте 150 тыс. грн в день.  Также Национальный банк Украины ужесточил условия получения небанковскими финансовыми учреждениями лицензий на перевод средств. Кроме того, в начале лета НБУ сделал ряд послаблений в валютном законодательстве, увеличив срок возврата валютной выручки до 180 дней, а также до $ 2 млн лимит для инвестирования бизнеса за рубеж и т. д.

Проблема заключается в том, что основная часть внешнего корпоративного долга и инвестиций, которая приходит в страну, – это недополученная валютная выручка от внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий (занижение таможенной стоимости при экспорте и т. д.), что свидетельствует о неэффективности контролируемых органов, которые соблюдают за валютным законодательством.

Кроме того, осевшая прибыль на оффшорных счетах от реализации украинской продукции по рыночным ценам, возвращаясь на территорию Украины в виде иностранных кредитов (включая проценты), позволяет и дальше минимизировать налоговые поступления, а при возврате кредитов с процентами создаёт дефицит на валютном рынке.

Безусловно, дерегуляция операций на валютном рынке в стране необходима для возврата доверия клиентам к банкам, а ряд шагов по либерализации валютного регулирования возможен сразу после вступления в силу нового Закона «О валюте». Однако полная либерализация возможна только после внедрения в Украине эффективного налогового законодательства, направленного на детенизацию бизнеса, создание равных условий его ведения и стабильного налогового поля.


ЕК ввела пошлины на горячекатаный прокат «Метинвеста»

Европейская комиссия приняла решение о введении фиксированной антидемпинговой пошлины на горячекатаный прокат производства группы «Метинвест» в размере EUR 60,5/тонна, которая также будет применяться ко всем украинским поставщикам данной продукции. Согласно официальным материалам Еврокомиссии, обнародованным 6 октября, в ходе расследования был установлен факт поставок со стороны «Метинвеста» по демпинговым ценам, что нанесло ущерб европейским производителям аналогичной продукции. В пресс-релизе Еврокомиссии сообщается, что пошлины введены на продукцию из Украины, РФ, Ирана и Бразилии. Размер пошлин – от EUR17,6/тонна до EUR96,5/тонна.

Инициатором введения пятилетних антидемпинговых пошлин выступила Европейская ассоциация сталелитейной промышленности (Eurofer). В июле 2016 года Европейская Комиссия по инициативе стальной ассоциации Eurofer начала расследование против импорта г/к стали из Ирана, России, Украины, Бразилии, Сербии. В процессе работы Сербия была исключена из списка, остальные страны значительно увеличили объёмы поставок на рынок ЕС. Их доля с 7,5% в 2013 г. выросла до 12,6% в 2016 г.

Как понимать?

Такое решение ЕС, скорее всего, возможно из-за недавнего заявления самой Европейской ассоциаций чёрной металлургии Eurofer, которая повысила свой прогноз по потреблению стали в Европе на 2017 год. Так, по прогнозам организации, видимый спрос на сталь в ЕС в этом году вырастет на 1,9 %, до 159 млн т. Кроме того, в Ассоциации опасаются, что меры, связанные с расследованием импорта стали могут привести к перераспределениям на мировом торговом потоке. То есть, потоки дешёвой стали из Азии могут перенаправляться в ЕС, считают в Eurofer.

По подсчётам Ассоциации, в течение 5 последних лет объём импорта горячекатаной продукции на рынки ЕС вырос более чем вдвое – с 315 тыс. тонн в 2012 г. до 700 тыс. тонн в 2016. Однако такая тенденция, к сожалению, не относится к украинским металлургам. За последние три года объёмы поставок украинской стали на рынок ЕС ежегодно сокращались. Согласно Госстату, в 2015 г. в страны ЕС было отправлено 995 тыс. тонн горячекатаных рулонов, в 2016-м – 874 тыс. тонн, за 8 месяцев 2017-го – только 434 тыс. тонн. Сейчас это уже меньше 10-процентной доли в общем импорте Евросоюза.

Кроме того, украинские горно-металлургические предприятия по итогам января–сентября 2017 года сократили производство стали, согласно оперативным данным, на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года – до 15,762 млн тонн, что подтверждает общую кризисную ситуацию в украинской экономике.

Так, прогнозируемый годовой объём экспорта горячего проката в ЕС в 2017 году должен составить ориентировочно 651 тыс. тонн. Поэтому возможная сумма недополученной валютной выручки в связи с вводом антидемпинговых пошлин может составить 40 млн евро, что прямо пропорционально повлияет на сокращение роста ВВП и налоговых поступлений.

Средняя цена на горячий прокат в Европе составляет 492,5 евро за тонну, а сума пошлины – 12,2 % от среднеевропейской цены.
Поэтому пошлины однозначно повлияют на сокращение экспорта в ЕС, что также является негативным для экономики страны. Отсутствие государственной поддержки металлургического сектора (на ровне с АПК) вместе с неблагоприятной внешней конъюнктурой, а также последствия от блокады Донбасса могут погрузить металлургическую отрасль в долгосрочный кризис.