Дайджест 6-12/08/2018

Опубликованы цены на газ и свет в странах ЕС

«Благодаря новым данным, заказанным в регламенте (ЕС) 2016/1952, Евростат теперь может рассчитать средневзвешенную цену, которая отражает общее потребление домашних хозяйств», – говорится в сообщении Евростата.

Цены на свет и газ в ЕС могут изменяться в зависимости от ряда условий спроса и предложения, в частности учитывая геополитическую ситуацию, национальный энергетический баланс, сетевые расходы и погодные условия. Среди 24 государств-членов, которые смогли представить данные, цены на электроэнергию за киловатт-час, оплачиваемый домашними хозяйствами, варьировались от 10 (Болгария) до 28 евроцентов (Бельгия). В подавляющем большинстве стран цена была от 10 до 20 центов за киловатт-час.

Цена за киловатт-час бытового газа (в тысяче кубов европейского газа примерно 9,5–10 МВт*час), как правило, ниже, чем цена на бытовую электроэнергию, и в 2017 году она колебалась от 3 (Румыния) до 12 центов (Швеция). В большинстве из 21 государства-члена, которые смогли представить данные, цена была ниже 8 центов за киловатт-час.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

В преддверии повышения цены на газ в Украине, которое запланировано на 1 сентября 2018 года, украинские власти решили в очередной раз напомнить жителям Украины, что они крайне мало платят за газ, свет и прочие коммунальные услуги, продемонстрировав данные Евростата.

При этом «Публичный аудит» в который раз напоминает как власти, так и гражданам Украины, что применение европейских механизмов ценообразования на газ, электроэнергию и прочие ЖК-услуги и энергоресурсы является не приемлемым для Украины, поскольку наша страна находится на последнем месте по уровню доходов населения в Европе, около 60 % населения не способно оплатить даже действующие тарифы; кроме того, украинского газа хватает для нужд населения, а поэтому стоимость «голубого топлива» нельзя привязывать к импортной цене.

По информации Евростата, в подавляющем большинстве стран ЕС цена электроэнергии составляет от 10 до 20 евроцентов за 1 кВт/ч, в Украине же – от 3 до 5 евроцентов. Цена на газ в большинстве стран ЕС достигает 80 евроцентов за 10 кВт/ч (1 м3 газа), в Украине – 1 куб газа (10 кВт/ч) стоит для населения 22 евроцентов.

Если не углубляться в вопросы доходов, ценообразования, качества услуг, уровня сервиса и ответственности монополий, прав и возможностей потребителей в Украине и в странах ЕС, сравнивая только цены, что обычно и делает власть, то грядущее повышение тарифов может показаться вполне обоснованным. Однако, если обратить внимание на несколько ключевых фактов, то и действующие в Украине тарифы будут выглядеть необоснованно высокими, не говоря уже о планируемом повышении.

1. Украина, в отличие от стран ЕС, которые полностью зависимы от импорта газа, является газодобывающей страной с хорошими запасами «голубого топлива».
Газа собственной добычи уже 3 года как хватает для полного покрытия нужд населения:
Год——— потребление —– добыча
2015 ——— 17,16 ———— 19,92
2016 ——— 17,58 ———— 19,12
2017 ——— 17,50————- 20,50.

2. Добыча газа на 75 % сконцентрирована в руках государства и на 25 % – в руках частных газодобывающих компаний. При этом государство имеет все возможности и полномочия (лицензирование, разрешительные документы на разработку месторождений, налогообложение, рентные платежи и т. д.) для «убеждения» частных добытчиков отпускать газ населению по доступной людям и в то же время рентабельной цене.

3. Из официальной финансовой отчетности за 2017 год,ПАТ «Укргаздобыча» акции которой на 100 % принадлежат государству, четко видно, что себестоимость газа собственной добычи в 2017 году составляла 2 926,0 грн на 1 тыс. м3. При этом, из себестоимости 2 926 грн, 1893 грн – налоги. Без налогов расходы «Укргаздобычи» в 2017 году составляли 1033 грн на 1 тыс. м3.
Таким образом, в структуре затрат компании налоги составляют 64,7%. Но даже с таким уровнем налогообложения компания выходит на цену газа в 2926 грн за тыс. м3, населению продают этот газ по формуле «Дюссельдорф+», введенной Гройсманом, по цене 6 957 грн за тыс. м3, которую вместо того, чтобы снизить, планируют повысить на 50–70 %.

4. Возможности европейских и украинских потребителей в плане выбора поставщика услуги, гарантии качества поставляемого энергоресурса или услуги, защиты прав потребителей, уровня сервиса, ответственности и возможности защитить свои права – просто несравнимы.

5. Наконец, наиболее важное, – уровень доходов в Украине и Европе (средняя з/п брутто):
Украина – $ 324;
Молдова – $ 343;
Грузия – $ 424;
Косово – $ 482;
Армения – $ 500;
Беларусь – $ 503;
Казахстан – $ 524;
Албания – $ 565;
Азербайджан – $ 574;
Россия – $ 596;
Турция – $ 607;
Македония – $ 659;
Болгария – $ 675;
Сербия – $719;
Босния и Герцеговина – $ 852;
Черногория – $ 941;
Литва – $ 1035;
Румыния – $ 1147;
Венгрия – $ 1176;
Словакия – $ 1201;
Латвия – $ 1242;
Греция – $ 1302;
Польша – $ 1337;
Хорватия – $ 1383;
Португалия – $ 1390;
Эстония – $ 1451;
Чехия – $ 1538;
Словения – $ 2118;
Кипр – $ 2186;
Испания – $ 2692;
Италия – $ 3116;
Великобритания –$ 3122;
Франция – $ 3525;
Нидерланды – $ 3569;
Ирландия – $ 3916;
Бельгия – $ 4055;
Швеция – $ 4114;
Финляндия – $ 4225;
Австрия – $ 4467;
Германия – $ 4628;
Норвегия – $ 5885;
Люксембург – $ 5965;
Исландия – $ 6177;
Дания – $ 6405;
Швейцария – $ 6558.


Доходы местных бюджетов Украины выросли почти на 23 %

В январе–июле 2018 года поступления в местные бюджеты выросли на 22,6 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 125 млрд грн. Об этом сообщила Государственная фискальная служба Украины. «В июле в местные бюджеты поступило почти 19 миллиардов гривень, что на 22 %, или на 3,4 миллиарда гривень, больше, чем в июле 2017 года», – сказано в сообщении.

В ГФС добавили, что налога и сбора на доходы физических лиц в сводный бюджет в январе–июле 2018 года поступило 125,6 млрд грн, что на 24,7 %, или на 24,9 млрд грн, превышает поступления за аналогичный период прошлого года. «В июле 2018 года плательщики направили 19,9 млрд грн налога и сбора на доходы физических лиц, что на 24,7 %, или на 3,9 млрд грн, больше, чем в июле 2017 года», – указали в ГФС.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Согласно данным Казначейства, по состоянию на 01.08.2017 доходы местных бюджетов за январь–июль составили 132,4 млрд грн, что на 17,9 млрд грн (+15,6%) больше аналогичного периода предыдущего года. При этом выполнение плана – 101,7 %. Кроме того, основным источником доходов (без учета дотаций и трансфертов) местных бюджетов являются отчисления ПДФО (59,9 % от налоговых отчислений). Поэтому увеличение средних зарплат по итогам января–июля 2018 года было равно 24,3 % (к соответствующему периоду 2017 года), что повлияло на увеличение базы налогообложения ПДФО.

Однако данные законодательные действия привели к негативным последствиям, а именно: ускоренному росту инфляции (индекс цен производителей в годовом выражении вырос на 18,7 %), вследствие чего в отложенных периодах будут переоценены в сторону увеличения бюджетные расходы, а это повлияет на рост дефицита местных бюджет.

Следует отметить, что с начала года доходная часть госбюджта не выполнена на 15,7 млрд грн – как результат, из госбюджета будет затруднительно перечислять дотации и трансферты местным бюджетам.

Важный фактор номинального роста доходов местных бюджетов – принятие изменений в Бюджетный кодекс (декабрь 2017 года), после чего было уменьшено изъятие средств из местных бюджетов в государственный. Кроме того, соотношение доходов местных бюджетов (без учета дотаций и трансфертов) к доходам сводного бюджета по итогам 2018 должно составить 21,8 %. При этом данный показатель по итогам 2017 года достиг 22,8 %, тогда как в 2013 году – 23,7 %. Поэтому можно констатировать, что реальную финансовую децентрализацию государство не осуществило.


США призывают Украину выполнить требования МВФ

В Госдепартаменте США сообщили о телефонном разговоре госсекретаря Майка Помпео и президента Украины Петра Порошенко. «Госсекретарь приветствовал недавнее принятие законопроектов о борьбе с коррупцией и закона о национальной безопасности, а также призвал Украину выполнить нереализованные требования МВФ», − говорится в заявлении ведомства.

Кроме того, в ходе разговора Помпео выразил поддержку территориальной целостности Украины и подтвердил, что Вашингтон никогда не признает вхождение Крыма в состав России.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

МВФ является крупнейшим кредитором Украины, который предоставляет займы по низким ставкам (программа stand-by 3%) и на длительный срок. Сотрудничество с МВФ позволяет уменьшить долговую нагрузку на бюджет, в условиях, когда совокупный госдолг страны оставляет 77,05 млрд грн (прогнозное соотношение госдолга к ВВП – 85%), и привлекать внешнее финансирование.

Во второй половине этого года украинское правительство должно заплатить более $ 3 млрд кредиторам, в следующем году – $ 7 млрд. Этих средств у государства нет, а источники их получения пока отсутствуют. Невыплата долга (дефолт) означает катастрофическую девальвацию гривны, с неизбежным стремительным обнищанием большинства украинских граждан. Дополнительными рисками являются существенный дефицит прогнозируемого торгового баланса – $ 7,7 млрд (6,7% ВВП) и отсутствие достаточного притока прямых иностранных инвестиций.

Касательно требований МВФ, основным остается корректировка цены на газ внутренней добычи. При чем именно власти нашей страны указали, что она будет проходить каждые полгода (начиная с 1 апреля 2017 года) для того чтобы цена оставалась паритетной цене импортного газа. То есть, по факту МВФ не заставляло руководство Украины брать на себя такие обязательства. Теперь же вполне логично, что МВФ настаивает на выполнении условий Меморандума.

Поскольку сегодняшняя власть при решении большинства вопросов действует ситуативно, без дальновидной стратегии и прогнозирования, подписывая Меморандум она не рассчитывала, что тем самым загонит себя в патовую ситуацию в преддверии очередных президентских и парламентских выборов.

МВФ, как любая международная организация, в первую очередь ценит порядок, пунктуальность в отношениях и четкое соблюдение договоренностей. Поэтому все уже ранее предложенные варианты («компромиссы», как указывает украинское правительство) Фондом были отвергнуты.

На сегодня может быть 2 варианта развития событий:
• 1-й: Кабмин повысит цену газа для населения на 60-70%, до 11 000 – 11 500 грн за тыс. м³, что окончательно добьет и без того низкий рейтинг власти;
• 2-й Кабмин оставит цену на прежнем уровне, но при этом останется без финансовой поддержки МВФ.

Конечно, в случае остановки сотрудничества с МВФ, Украина может использовать другой инструмент привлечения средств – эмиссия облигаций внешнего займа (евробонды). Однако использование данного инструмента на самом деле означает лишь откладывание проблемы на год, с последующим еще большим затягиванием долговой петли. Поскольку деньги можно будет одолжить не менее под 8% или все 10-12%, и, как правило, на короткий срок.

В условиях будущих избирательных кампаний радикальное сокращение расходов бюджета (пенсии, зарплаты, образование, медицина, оборона) маловероятно. Таким образом Украина может столкнутся с существенным бюджетным дефицитом и отсутствием источников его погашения. Вестником надвигающейся финансовой проблемы стал кассовый разрыв ПФУ по выплатам пенсий, который был профинансирован за счет кредита Казначейства, после чего на казначейском счете осталось всего 1,9 млрд грн.

Следует также отметить, что для МВФ сегодня финансово нецелесообразно выделять транши Украине. Во-первых, фактический долг Украины перед МВФ составляет $ 13,6 млрд, а экономика не генерирует дополнительные доходы, которые могут пойти на погашение имеющихся обязательств. Во-вторых, в связи с изменением финансовой конъюнктуры на мировых рынках (рост доходности суверенных облигаций крупнейших стран, ставка купона 10 летних американских облигаций – 2,95%), международным кредиторам не выгодно кредитовать высоко рискованную Украину.

Возможно, Помпео говорит в интересах МВФ об обязательствах Украины выполнить условия Фонда (поднятие цен на газ в условиях населения, уменьшение бюджетных расходов при низких доходах перед выборами, проведение законодательных реформ) для того, чтобы выставить именно Украину стороной, не выполняющей свои обязательства, ведь Фонд на сегодня и так хочет отказать в дальнейшем полноценном сотрудничестве Украине.

Кроме того, Америка может также тем самым играть в интересах другого игрока – РФ, ведь финансовая слабость Украины на фоне предвыборной гонки будет хорошим инструментом разыгрывания сценария смены политических элит в нашей стране и вектора движения в геополитическом партнерстве.


Валютные резервы Украины тают

Международные резервы Национального банка Украины за июль сократились на 1,3%, или на $ 229,7 млн. Об этом говорится в сообщении НБУ. По его данным, на 1 августа резервы составили $ 17,75 млрд. «Как и в июне, учитывая преобладание спроса на валюту над ее предложением, Национальный банк в июле продлил продажу валюты на межбанковском рынке для сглаживания чрезмерных колебаний обменного курса», — говорится в сообщении НБУ.

За прошедший месяц чистая продажа валюты Национальным банком составила $ 64,4 млн. Кроме того, на объем резервов повлияла переоценка финансовых инструментов: изменение курса доллара США к другим валютам и банковским металлам – на сумму $ 45,9 млн.

На 1 августа объем международных резервов покрывает три месяца будущего импорта и является достаточным для выполнения обязательств Украины и текущих операций правительства и регулятора, заверяет НБУ.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным НБУ, за июль международные резервы уменьшились на $ 230 млн и составили на 1 августа – $ 17,748 млрд. Одним из основных катализаторов снижения резервов в НБУ стало осуществление платежей по выплате государственного долга. В июле на обслуживание и погашение госдолга в иностранной валюте было направлено $ 321,5 млн. В частности, $ 231,6 млн – на обслуживание и погашение по ОВГЗ, номинированных в иностранной валюте. Также на объем резервов повлияли интервенции НБУ на межбанковском валютном рынке.

Во второй половине июля НБУ активизировал продажу иностранной валюты для предотвращения чрезмерной волатильности обменного курса – по итогам месяца было продано $ 163,3 млн. Кроме того, за 1-3 августа НБУ продолжил продавать валюту на Межбанке и продал $ 198 млн через аукционы.

Впрочем, гривна может упасть и еще больше, если в игру на ее понижение включатся иностранные держатели украинских гособлигаций, которые могут поддаться панике и начнут массово выводить валюту из Украины (а не вкладывать в покупку новых облигаций). Вероятность такого сценария довольно высока, так как со средины апреля портфель ОВГЗ в руках нерезидентов сократился на 4,8 млрд грн (18 апреля портфель нерезидентов был 14,2 млрд грн, а на 24 июня – уже 9,5 млрд грн).

Интервенции НБУ по выкупу валюты на межбанке с начала текущего года составили $ 589,5 млн, а интервенции по продаже – всего $ 275,9 млн. Таким образом, НБУ проводит политику плановой девальвации национальной валюты, необходимую для наполнения государственной казны за счет налоговых и таможенных платежей.

По данным Минфина на 19.07.18, до конца года по внешним долгам Украине необходимо выплатить $ 3,7 млрд. В целом, Украине в течение 2019-2022 годов в целом предстоит выплатить в счет погашения и обслуживания внешних обязательств $ 18,1 млрд. Однако МВФ и кредиторы ЕС, которые предоставляют кредиты по низким ставкам (программа stand-by 3%) не проявляют заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве, в связи с невыполнением Украиной взятых на себя обязательств. Кроме того, в связи с изменением финансовой конъюнктуры на рынке, международным кредиторам стало невыгодно кредитовать Украину.

Поэтому низкий уровень чистых международных резервов (ЗВР за вычетом обязательств перед нерезидентами) – $ 7 млрд, свидетельствует об отсутствии у НБУ достаточного количества ликвидных средств для поддержки нац. валюты. Между тем, отсутствие реальных источников пополнения ЗВР, в условиях прогнозируемого на конец года КМУ торгового дефицита на уровне -7,7 млрд долл., свидетельствует о высоких будущих рисках и невозможности обслуживать выплаты по внешним обязательствам, что может повлечь за собой технический дефолт для страны.


НБУ полностью «рассчитался» с госбюджетом

Национальный банк перечислил все запланированные 44,6 млрд грн прибыли за 2017 год в государственный бюджет.
Об этом говорится в сообщении пресс-службы НБУ. «Национальный банк окончательно рассчитался по обязательствам перед Государственным бюджетом Украины, оплатив последний транш части прибыли к распределению 2017 года, который подлежал перечислению в Государственный бюджет Украины на 2018 год. Таким образом, в настоящее время полностью перечислена вся запланированная сумма в размере 44 614 318 840,78 гривен в Государственный бюджет Украины», – говорится в нем.

Прибыль НБУ по итогам 2017 года была перечислена рядом траншей по графику, согласованному с Министерством финансов.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Согласно данным годовой отчетности за 2017 год, прибыль НБУ к распределению составила 45,9 млрд грн. Её главные источники – процентные доходы и курсовые разницы.

Сумма процентных доходов, основным источником которых являются государственные ценные бумаги (эмиссия) и кредиты, по итогам прошлого года достигли 45,2 млрд грн, что на 5 % ниже, чем в 2016 году. Уменьшение процентных доходов было вызвано высвобождением резервов под обесценивание кредитов – это связано с погашением значительной части задолженности.
Доходы от изменения валютных курсов (переоценка монетарных активов и обязательств в связи с изменением курса) уменьшились в 1,6 раза, до 14,3 млрд грн, в связи с замедлением девальвационных процессов в 2017 году в сравнении с предыдущим годом.

Сумма процентных расходов сократилась на 12,8 %, до 11,6 млрд грн, прежде всего, за счет сокращения расходов по депозитным сертификатам НБУ и увеличения обязательств перед Международным валютным фондом, по которым уплачиваются проценты.
После вычета нереализованных доходов и высвобождения неактуальных резервов капитала прибыль НБУ к распределению на 31 декабря 2017 года была равна 45,9 млрд грн, из которых 1,3 млрд грн должны направить на формирование общих резервов, а 44,6 млрд грн подлежат перечислению в государственный бюджет 2018 года.

Что касается активов НБУ, то их структура за последние пять лет изменялась в части роста портфеля ценных бумаг Украины, который представлен преимущественно государственными облигациями; наращиваются также международные резервы. Так, по итогам 2013 года в портфеле НБУ находилось ОВГЗ на сумму 147 млрд грн, а по состоянию на 09.08.2018 данная сумма выросла до 349,3 млрд грн. За 4,5 года на рынок было выброшено 202 млрд грн, которые направлялись Минфином на финансирование расходов госбюджета, вследствие чего кумулятивная инфляция за соответствующий период составила 138 %, а национальная валюта упала в 3,3 раза.

В законе о госбюджете–2018 предусматривается, что НБУ в этом году должен перечислить в основную казну страны 50,55 млрд грн (5,5 % от доходной части бюджета), что на 6 млрд грн, или на 12 %, меньше установленной в госбюджете суммы и повлияет на увеличение бюджетного дефицита.

Прибыль Нацбанка была перечислена рядом траншей (апрель – 15 млрд грн, май – 17 млрд грн, июнь – 6 млрд грн, август – 6,6 млрд грн) по графику, согласованному с Министерством финансов Украины. Механизм перечисления средств траншами призван сгладить влияние изменений объёма средств правительства на колебания ликвидности банковской системы.

Следует отметить, что с начала года доходная часть госбюджета не выполнена на 15,7 млрд грн. На уровень доходов существенно повлияло зачисление прибыли от НБУ и НАК «Нафтогаз Украины» (за первое полугодие – 71,7 млрд грн, или 70% от совокупных налоговых и дивидендных платежей за 2017). Поэтому реальное выполнение бюджета более пессимистично, чем показатели кассовой отчетности, а неравномерное распределение прибыли по итогам года приведет к дальнейшему увеличению бюджетного дефицита – как результат, государству необходимо искать дополнительные источники финансирования бюджетных программ.

Будущие президентские и парламентские выборы могут несоизмеримо увеличить расходную часть бюджета для получения дополнительных политических баллов, что в условиях низкого администрирования налогов может привести к запуску «печатного станка». Поэтому с учетом неблагоприятной конъюнктуры на финансовых рынках, а также трудностей с выполнением доходной части госбюджета, возможен неконтролируемый рост бюджетного дефицита и соответствующие негативные последствия при условии его эмиссионного финансирования.


Кабмин пообещал бюджетникам повышение пенсий

В 2019 году в Украине ожидается повышение пенсий для бывших работников бюджетной сферы и сельского хозяйства.
Для этого правительству необходимо проработать изменения в законодательство, чтобы привязать размер пенсий к зарплатам за 2018 год и уровню инфляции. Об этом сообщили в пресс-службе Минсоцполитики.

При этом уточняется, что размер повышения будет зависеть от самой пенсии. Так, при пенсии в 3000 грн гражданину повысят выплату на 400–450 грн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Возможный размер пенсионных выплат напрямую зависит от величины бюджета Пенсионного фонда Украины, показатели которого на протяжении последних 4,5 лет, мягко говоря, не радуют.

Расходы Пенсионного фонда на выплату пенсий в гривне непрерывно растут, что связано с инфляцией и обесцениванием национальной валюты, но это абсолютно не означает реального роста доходов пенсионера.
Так, динамика расходов Пенсионного фонда на выплату пенсий в Украине следующая ($):
2011 год – 26,5 млрд;
2012 год – 29,3 млрд;
2013 год – 31,3 млрд;
2014 год – 29,4 млрд;
2015 год – 16,8 млрд;
2016 год – 9,8 млрд;
2017 год – 10,4 млрд;
2018 год – 13,2 млрд (план).

Как видим, расходы Пенсионного фонда на выплату пенсий в твердой валюте росли до 2013 года, по инерции продержались в 2014 году, после чего катастрофически обвалились более чем в 3 раза – с $ 31,3 млрд в 2013 году до $ 9,8 млрд в 2016 году. После этого наблюдалось небольшое восстановление.

Динамика среднего размера пенсионных выплат за последние 4 года следующая:
 на 01.01.2014 года средняя пенсия – 1526,1 грн, что при курсе 7,99 грн за 1$ составляло $ 191;
 весь 2014 год средняя пенсия оставалась на уровне 1526,1 грн при среднегодовом курсе НБУ 11,8 грн/$ – $ 128,5;
 с 01.01.2015 года средняя пенсия – 1581,5 грн при среднегодовом курсе НБУ 21,84 грн/$ – $ 72,4;
 с 01.01.2016 года средняя пенсия – 1699,5 грн при среднегодовом курсе НБУ 25,55 грн/$ – $ 66,5;
 с 01.01.2017 года средняя пенсия – 1828,3 грн при среднегодовом курсе НБУ 26,59 грн/$ – $ 68,8;
 с 01.01.2018 года средняя пенсия – 2479,2 грн при курсе НБУ на начало года 28,5 грн/$ – $86,9.

Как видим, реальный размер пенсии, начиная с 2014 года, сократился в 2,2 раза – со $ 191 до $ 86,9. Причем, пенсия в $ 86,9 – после т. н. реформы и «осовременивания» (до этого средняя пенсия на протяжении 2-х лет составляла $ 66–68).

Правительство решило «осчастливить» пенсионеров бюджетной сферы повышением пенсии в 2019 году на 13–15 %, в то время как только официальный уровень инфляции за 2018 год составит 10 %. Для возврата к уровню пенсионного обеспечения «домайдановского периода» повышение должно составить минимум 120 % при стабильном курсе гривны, но никак не предложенные Кабмином 13–15 %.


В Украине зафиксировали дефляцию

В июле потребительские цены в Украине снизились на 0,7%, в то время как с начала года их рост составил 3,6%. Об этом сообщили в Госстате. Отмечается, что в годовом измерении (июль-2018 к июлю-2017) инфляция замедлилась до 8,9% с 9,9% по итогам июня и 11,7% по итогам мая.

Базовая инфляция в июле-2018 также снизилась до «минус» 0,1% с нуля в июне. С начала года рост базового индекса потребительских цен составил 3,4%. В годовом измерении рост индекса замедлился до 8,8% с 9% по итогам июня.
По данным ведомства, на потребительском рынке в июле по сравнению с июнем 2018 года цены на продукты питания и безалкогольные напитки снизились на 1,9%, больше всего (на 12,4–7,6%) – овощи, фрукты и яйца, на 1,1–0,2% снизились цены молоко и молочные продукты, сало, масло, свинину.

В то же время на 1,9–0,7% подорожали сахар, продукты переработки зерновых, хлеб, рис, мясо птицы, макаронные изделия, рыба и продукты из рыбы. Цены на алкогольные напитки и табачные изделия повысились на 1,8%, в т.ч. табачные изделия – на 2,6%, алкогольные напитки – на 0,8%.

Рост цен (тарифов) на жилье, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива на 0,5% произошел главным образом за счет повышения тарифов на содержание домов и придомовых территорий на 4,2%, канализацию – на 2,8%, водоснабжение – на 2,2%. Повышение цен на транспорт в целом на 0,7% в основном произошло за счет подорожания проезда в автодорожном пассажирском транспорте на 3,6%. В то же время на 0,3% подешевели топливо и масла.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Правительство регулярно «фиксирует» в Украине экономический рост, увеличение доходов населения, дефляцию и прочие улучшения жизни. Но вот только люди в повседневной жизни не замечают этих «успехов».

Согласно официальным данным Госстата, цены на социальные товары и услуги за время правления действующей власти выросли следующим образом:
1) Говядина подорожала на 131%: с 53,91 до 124,48 грн/кг.
2) Свинина подорожала на 144%: с 47,21 до 115,14 грн/кг.
3) Курица (тушки) подорожала на 153%: с 21,62 до 54,81 грн/кг.
4) Колбаса вареная подорожала на 167%: с 32,69 до 87,32 грн/кг.
5) Сало подорожало на 191%: с 23,61 до 68,77 грн/кг.
6) Крупы и хлебобулочные изделия – на 200–250%.
7) Молоко и молочная продукция – на 200%.
8) Топливо – на 170%.
9) Фрукты и овощи – на 100-150%.
10) Газ – на 772%.
11) Электроэнергия – на 220–367%;
12) Отопление – на 225%;
13) Горячая вода – на 200%;
14) Холодна вода – на 100–150%;
15) Содержание дома и придомовой территории – на 150–200%.

При этом, размер прожиточного минимума (от которого зависит размер минимальной пенсии по возрасту, размеры социальной помощи, помощи семьям с детьми, пособия по безработице, а также стипендии и другие социальные выплаты) с конца 2013 – начала 2014 года вырос всего на 51%: с 1176 до 1777 грн.

Правительство считает, что социально незащищенные слои населения, при росте цен в 250–300%, способны выжить с доходом, возросшим в следствии его регулирования Кабмином, лишь на 51%. Причем, в планы правительства на ближайшее время не входит кардинальное увеличение этого социально важного показателя. В конце 2018 года его планируют увеличить на 4,3%.

Поскольку с отменой государственного регулирования цен на социальные товары их рост не прекратился, как это прогнозировал Гройсман, то небольшое повышение, которое предусмотрел Кабмин в конце 2018 года, будет полностью поглощено ростом цен.
Кроме того, доходы не только социально незащищенных украинцев крайне низкие. Большинство работающих людей также имеют доход практически «несовместимый с жизнью»: 52% украинцев зарабатывают в месяц менее $ 185 (до 4830 грн), при этом 7,9% зарабатывают менее $ 115 в месяц.

Согласно официальным исследованиям Госстата, проведенным в 2017 году, четверть населения Украины (24,5%) не в состоянии позволить себе мясо и рыбу (даже через день), тогда как в 2013 году количество таких людей было в пределах 16,9%. Почти 60% населения не способны самостоятельно оплатить жилищно-коммунальные услуги, при том что в 2013 году таких людей было всего 9%.

При таких грандиозных системных провалах громкие заявления правительства о дефляции, на фоне кратковременного сезонного снижение цен в пределах 1–2%, выглядят неуместной шуткой или насмешкой над людьми.


На продажу выставлено почти 150 объектов малой приватизации

Фонд государственного имущества Украины объявил аукционы по 147 объектам малой приватизации. Об этом на своей странице в Facebook сообщил руководитель Фонда Виталий Трубаров.

По его словам, стартовая стоимость объектов составляет почти 70 млн гривен. «Вся необходимая информация о лотах доступна в системе “Прозоро.Продажи” и каждый желающий может ознакомиться, как с уже выставленными на продажу объектами так и с теми, которые загружены в базу данных», – написал Трубаров.

Руководитель Фонда также добавил, что до конца года будет выставлено на продажу еще 750 объектов малой приватизации.
Около 700 объектов подпадают под классификацию «малой приватизации» в 2018 году. Всего таких объектов тысячи.
Главный критерий для определения «малого предприятия» – его стоимость не должна превышать 250 млн гривен.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Бюджетом на 2018 год предусмотрены поступления от приватизации на уровне 21,3 млрд грн – они также должны быть направлены на финансирование бюджетного дефицита. По итогам I полугодия 2018 года фактические поступления от приватизации составили всего 49,9 млн грн, или 0,2 % от плана на 2018 год. За счет средств, вырученных от продажи государственных активов, будут профинансированы текущие расходы бюджета, речи о целевом развитии экономики не идет.

Согласно отчету о выполнении госбюджета на 2017 год, поступления от приватизации были предусмотрены в размере 17,1 млрд грн. Эти деньги планировалось направить на финансирование бюджетного дефицита. Однако, по данным Госказначейства, в 2017 году в бюджет мобилизовано 3,4 млрд грн от приватизации (ПАТ «Киевэнерго», ПАТ «Донецкоблэнерго», ПАТ «Днепрэнерго», ПАТ «Днепробленерго»). Приватизация остальных объектов не состоялась в связи с отсутствием интереса у инвесторов (внутренние государственные факторы, неудовлетворительное финансовое состояние объектов). В связи с невыполнением прогнозных поступлений по приватизации государству пришлось использовать другие инструменты финансирования бюджетного дефицита (эмиссия ОВГЗ), вследствие чего ухудшилась макроэкономическая ситуация в стране.

Следует отметить, что бюджетный дефицит на 2018 год установлен на уровне 80,6 млрд грн. С начала года доходная часть госбюджета не выполнена на 16 млрд грн – как результат, бюджетный дефицит под конец года может вырасти до 5 % ВВП.
Правительство уже ограничено в возможностях финансирования этого дефицита, что связано с затягиванием возобновления кредитного сотрудничества с Международным валютным фондом и отсутствием интереса инвесторов к еврооблигациям.
Фонд государственного имущества Украины ожидает получить от продажи 700 объектов малой приватизации от 1,5 до 2 млрд грн.

В группу малой приватизации попадают небольшие предприятия, большинство из которых убыточные и находится на дотациях госбюджета, поэтому возможные доходы от приватизации будут существенно ниже запланированных. Кроме того, на сегодня инвесторы не проявляют интерес даже к объектам большой приватизации (стратегические предприятия).

Первым лотом малой приватизации будет госпакет акций акционерного общества «Укрпапирпром» со стартовой ценой 12,3 млн гривен. Первый аукцион состоится 30 августа. В настоящее время основным видом деятельности компании является сдача в аренду и в эксплуатацию собственного недвижимого имущества. По данным компании, на начало 2018 года структуру основных средств составляли часть 12-этажного здания площадью 1313,9 кв. м, подвал – 18 кв. м, офисное оборудование и устройства.

Чистый доход АО в 2017 году достиг 1,51 млн грн, чистый убыток – 0,51 млн грн. Поэтому потенциальных покупателей может заинтересовать только высокий дисконт на объекты недвижимости, но это не соответствует национальным интересам.
Следует отметить, что на международных финансовых рынках сформировалась тенденция к оттоку капитала с развивающихся стран, где основной индикатор состояния – индекс MSCI Emerging Markets, который с начала 2018 года упал примерно на 9 %, тогда как в прошлом году он вырос более чем на 30 %. Поэтому заинтересованность иностранных инвесторов в низкокачественных украинских активах не стоит ждать.

Важно отметить, что приватизация во время нестабильной экономической ситуации, низкого инвестиционного рейтинга Украины – неэффективное решение, так как предмет продажи обесценивается. Сейчас цены объектов, которые выставлены на приватизацию, гораздо ниже, чем та потенциальная стоимость, которую можно было выставить еще пару лет назад и даже год назад.