Дайджест 6/12/2017

Минфин: госдолг Украины в октябре-2017 в долларовом выражении снизился на 0,97%, в гривневом вырос на 0,18%

Совокупный государственный (прямой) и гарантированный государством долг Украины в октябре 2017 года снизился на 0,97%, или на $ 0,75 млрд, – до $ 76,29 млрд. Как сообщается на сайте Министерства финансов, в национальной валюте госдолг возрос на 0,18%, или на 3,75 млрд грн, – до 2 трлн 46,78 млрд грн.

С начала года совокупный государственный (прямой) и гарантированный государством долг в долларовом выражении возрос на 7,49%, в гривне – на 6,06%. Согласно сообщению, государственный долг в октябре возрос на 0,71% – до 1,739 трлн грн (в долларах снизился на 0,35%, до $ 64,81 млрд), в том числе внешний – на 0,82%, до 1,033 трлн грн (в долларах снизился на 0,34%, до $ 38,52 млрд). Гарантированный государством долг в октябре снизился на 3,22% – до 308,05 млрд грн (в долларах – на 4,34%, до $ 11,48 млрд), в том числе внешний – на 3,47%, до 287,93 млрд грн (в долларах – на 4,58%, до $ 10,73 млрд).

Как понимать?

По состоянию на 30.11.2017 совокупный госдолг составил $ 76,29 млрд (2,046 трлн грн, или 72% от планируемого номинального ВВП на 2017 год). Общий внутренний долг – $ 27,04 млрд (в т.ч. гарантированный – $ 0,75 млрд). Общий внешний долг – $ 49,25 млрд (в т.ч. гарантированный — $ 10,73 млрд). Основная сумма госдолга номинирована в долларах США – 42,16%; еще 30,5% – в гривне; 18,79% – в специальных правах заимствования; 7,42% – в евро. Кроме того, менее 1% госдолга номинировано в канадских долларах и иенах. Официальный курс гривны, по которому Минфин рассчитывает долг, в октябре просел до 26,83 грн/$ с 26,52 грн/$ (или на 1,16%), тогда как к концу 2016 года он составлял 27,19 грн/$.

Следует отметить, что уменьшение государственного гарантированного долга произошло из-за плановых выплат кредиторам. Так, в пользу МВФ было осуществлено платежи в размере $ 447,1 млн, номинированных в СПЗ (специальные права заимствования) из международных резервов. Кроме того, из международных резервов на обслуживание и погашение государственного и гарантированного государством долга в иностранной валюте было направлено $ 358,3 млн, в том числе $ 18,5 млн – обслуживание облигаций внешнего государственного займа и $ 282,2 млн – обслуживание и погашение по облигациям внутреннего государственного займа.

При этом поступления в пользу правительства составили $ 670,4 млн, в том числе $ 664 млн – от размещения облигаций внутреннего государственного займа, номинированных в инвалюте. Чистые международные резервы НБУ (международные резервы за вычетом обязательств перед нерезидентами) на конец августа 2017 года (оперативные данные НБУ) составили всего $ 6,1 млрд (конец 2013 года – $ 15,2 млрд). Кроме того, прогноз дефицита текущего счета, по данным НБУ, в 2017 году составляет $ 4,5 млрд (4,4% ВВП). Однако в случае дальнейшей негативной конъюнктуры на международных рынках (имеет отложенный эффект в связи с фьючерсными контрактами) и учитывая последствия от блокады Донбасса платёжный дефицит может увеличится, что приведёт к усилению девальвационного давления.

Основными внешними кредиторами Украины являются МВФ ($ 14,33 млрд), Международный банк реконструкции и развития ($ 5,37 млрд) и Европейское сообщество ($ 3,31 млрд). В целом по внешним займам Украина должна выплатить до 2020 г. $ 22 млрд (выплаты по прямому и гарантированному долгу), что будет создавать огромный спрос на валюту на внутреннем рынке, особенно в случае возможных трудностей по дальнейшей реструктуризации долгов.

Следует отметить, что уровень сегодняшнего совокупного государственного долга составляет ориентировочно около 72% от прогнозированного уровня ВВП, что является довольно критичным значением, так как в условиях возможного дальнейшего экономичного падения, ресурсы для возврата долгов будут уменьшаться, в связи с чем будут увеличиваться дефолтные риски по украинским обязательствам.

Поэтому финансирование дефицита будет возможным только благодаря дальнейшей эмиссии ОВГЗ, что несет существенные отложенные инфляционные и девальвационные риски, а также препятствует возобновлению кредитования экономики, посредством выдачи кредитов бизнесу.


Правительство создало угольного гиганта

Кабинет Министров создал государственное предприятие «Национальная угольная компания». Соответствующее решение было принято на заседании Кабмина.

До конца года предполагается оптимизировать структуру обособленных подразделений «Национальной угольной компании», в частности, создать проектно-научный центр и сервисно-технический центр по обслуживанию и ремонту оборудования, а также ликвидировать непрофильные активы, провести инвентаризацию имеющегося технологического потенциала угольных предприятий и передать объекты соцсферы на баланс местных бюджетов.
Как сообщил вице-премьер по вопросам энергетики Владимир Кистион, в компанию войдут 33 шахты.

Намечено, что к началу следующего года будет разработана комплексная программа работы угольных предприятий с определением перечней перспективных и неперспективных шахт, подлежащих ликвидации.

Как понимать?

В Национальную угольную компанию (НУК) войдут 19 государственных предприятий, которые в своем составе имеют 33 государственные шахты.
В частности, в состав НУК войдут:
• ГП “Шахтоуправление”,
• ГП “Шахта им. Сургая”,
• ГП “Селидоуголь”,
• ГП “Торецкугилля”,
• ГП “Мирноградуголь”,
• ГП “Первомайскуголь”,
• ГП “Волыньуголь”,
• ГП “Львовуголь”,
• ГП “Нововолынский ремонтно-механический завод”,
• ГП “Донгипроуглемаш”,
• ГП “Пивденгипрошахт”,
• ГП “Днепрогипрошахт”,
• ГП “Государственный научно-исследовательский институт организации и механизации шахтного строительства”
• ГП “НТЦ Углеинновация”,
• ГП “УкрНИИпроект”,
• ГП “Дирекция по строительству объектов”,
• ГП “Предпусковая дирекция шахты №10″ Нововолынская”,
• ГП “Укршахтгидрозащита”,
• ГП “Объединенная компания “Укруглереструктуризация”.

Создание НУК и объединение в ее составе государственных шахт – один из этапов реализации «Концепции реформирования и развития угольной промышленности на период до 2020 года», утвержденной Кабмином в мае 2017 года. Основная суть концепции заключается в подготовке шахт к приватизации ускоренными темпами.

Подготовка к приватизации заключается в ликвидации убыточных шахт, с соответствующим увольнением шахтеров и других сотрудников, оптимизации непрофильных активов угледобывающих предприятий (санаториев, мед. учреждений, баз, домов культуры и прочих). Т.е. в ближайшее время мы увидим закрытие многих шахт, распродажу их имущества, и увольнение сотрудников. Также, все гос. шахты выводятся из-под сферы влияния профильного Министерства и будут управляться руководителем НУК, которого назначат, безусловно, из окружения президента.