Дайджест 7-10/12/2017

Экспорт сахара вырос почти на 60 %

Украинские производители за ноябрь 2017 г. экспортировали 67,2 тыс. тонн сахара, что на 59 % больше показателя предыдущего месяца. География экспорта существенно не изменилась. Основные поставки осуществлялись в Туркменистан (14%), Шри-Ланку (14%), Швейцарию (12%), Азербайджан (11%) и Турцию (10%). Об этом рассказала руководитель аналитического отдела НАСУ «Укрцукор» Руслана Бутыло, говорится в сообщении Ассоциации.

По ее словам, такое наращивание было обусловлено благоприятной ценовой ситуацией на мировом рынке в начале года и значительным увеличением производства сахара. «В 2016/17 МГ году производство сахара достигло 2,02 млн т, при том, что внутреннее потребление сокращается с каждым годом. Кроме того, благоприятная ситуация в начале года на мировом рынке позволила реализовать излишки и снять напряжение с внутреннего», — сказала Бутыло.

Как понимать?

Производство сахара наряду с выращиванием зерна является одним из основных направлений украинского аграрного сектора. По состоянию на 6 декабря 2017 года, украинские производители сахара изготовили 1,75 млн тонн продукции, переработав 12,27 млн тонн сахарной свеклы. Всего в сезоне работало 46 сахарных заводов, 24 из которых уже завершили производственный сезон. Суммарно за 11 месяцев текущего года производители поставили на внешние рынки 551 тыс. тонн сахара, что на 64% больше, чем за аналогичный период прошлого года — 335,25 тыс. тонн. География экспорта почти не изменилась, основные поставки осуществлялись в Азербайджан — 29 %, Шри-Ланку — 18 %, Таджикистан — 9 % и Судан — 8 %.

Согласно данным ассоциации сахаропроизводителей «Укрцукор», посевные площади под сахарной свеклой за последние несколько лет вновь начали демонстрировать стабильный тренд к увеличению, что связано со стабильным ростом цен на мировых товарных площадках. Основным двигателем котировок на сахарный фьючерс выступают непосредственно спрос и предложение. На пике цены предприниматели начинают активно наращивать производственные мощности, стимулируя тем самым предложение сахара на рынке. Возросшее предложение начинает неумолимо снижать стоимость производимого товара. В итоге содержание дополнительных плантаций и мощностей становится попросту нерентабельным. Спрос не справляется с огромным предложением. Произведённая масса товара продолжает давить на рынок, всё сильнее снижая цену. Как результат, производители закрывают не только дополнительные фабрики, а и те, которые действовали до расширения. Цена достигает минимума.

Потребители сахара расширяют уже своё производство, поскольку сырьё, которое они используют в бизнесе, становится гораздо дешевле. Всё это очень быстро истощает сформировавшиеся запасы сахара, приводит к возникновению дефицита и роста цен на потребляемое сырье. Производитель сахара, наблюдая рост цен на производимый товар, начинает расширять плантации и производственные мощности. С учётом данной цикличности, мировые цены могут снова начать падать (последнее ценовое дно по фьючерсам «Sugar №11» и «Sugar №16» было достигнуто в 2015 и 2013 гг. соответственно).

Кроме того, для отечественных производителей существуют дополнительные внутренние риски. Так, на сегодня сложилась угрожающая ситуация на сахарных заводах из-за несвоевременного обеспечения железнодорожными вагонами, которые используются для перевозки сахарной свеклы и сахара (аналогичная ситуация у металлургов). Такое положение вещей вызывает озабоченность относительно стабильной работы сахарных заводов, предприятий с непрерывным циклом производства и хранения сахарной свеклы как сырья с ограниченным сроком хранения; ставит под угрозу отгрузку сахара на экспорт согласно заключённым внешнеэкономическим контрактам.

Рост производства и экспорта сахара является позитивным сигналом для экономики, однако с учётом заложенной низкой добавленной стоимости данный рост не сможет компенсировать падение промышленного производства и остановить деиндустриализацию экономики, в результате чего следует ожидать кумулятивного падания реального ВВП.


Расходы на субсидии на 2018 год увеличили на 16 млрд грн

В доработанном проекте бюджета расходы на предоставление льгот и субсидий населению для оплаты жилищно-коммунальных услуг увеличили на 15,9 млрд гривен. Об этом говорится в пояснительной записке к Проекту о Государственном бюджете Украины на 2018 год. «Сначала расходы бюджета на субсидии в 2018 году планировались в размере 55 млрд гривен. При этом было предусмотрено, что полномочия по финансированию коммунальных льгот на 7 млрд грн будут переданы местным бюджетам. В процессе подготовки бюджета ко второму чтению было решено, что расходы по льготам будет осуществляться из госбюджета. Таким образом 55 млрд + 7 млрд = 62 млрд грн», — отметил министр социальной политики Андрей Рева на бюджетном комитете.

По его словам, поскольку до конца этого года власти не нашли возможности погасить долги, которые образовались по системе субсидий, было принято решение увеличить расходы в следующем году еще на 9 млрд гривен. «Таким образом, на сегодняшний день общая сумма расходов по этой статье ко второму чтению составляет 71 млрд гривен», — добавил Рева.

Как понимать?

В связи с ростом тарифов без пропорционального роста доходов, количество обращений за субсидией в 2017 году возросло более чем на 55% — до 7,7 млн семей. За последние 2 года количество нищих в стране увеличилось более чем на 4 млн семей (11 млн человек), причём, за последний год такой рост составил 3 млн семей (8,4 млн человек). В связи с этим денег на субсидии, предусмотренных в бюджете, не хватило, и Верховная Рада Украины приняла изменения в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год», увеличив общий объём субвенций из государственного бюджета 2017 года местным бюджетам для льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг до 68,79 млрд, но и этой суммы недостаточно.

Согласно официальным данным Госстата, за 10 месяцев 2017 года субсидий выплачено на общую суму 52,98 млрд грн, долг по субсидиям на конец октября составлял 15,27 млрд грн. Т. е. за 10 месяцев 2017 года общие расходы достигли 68,25 млрд грн (52,98+15,27), но в году не 10 месяцев, а 12, поэтому годовые расходы составят не 68 млрд грн, как предусмотрено в бюджете с изменениями, а около 90 млрд грн. Это означает, что в текущем году субсидии будут недофинансированы на суму около 20 млрд грн, из которых 9 млрд – это уже имеющийся долг, около 11 млрд еще прибавится до конца года.

В бюджет 2018 года предлагают заложить 71 млрд грн, из которых около 20 млрд уйдёт в счет погашения долгов 2017 года, а на 2018 год фактически останется чуть больше 50 млрд грн. Даже при нынешних тарифах на 2018 год потребуется минимум 90 млрд грн (чистых расходов, без учёта долгов); учитывая же предстоящее майское повышение цены газа на 18 %, до 8032 грн, потребность возрастёт минимум до 110 млрд грн.

Поскольку при потребности в 110 млрд грн фактически будет только 50 млрд, более 50% субсидиантов не получат субсидию под разными предлогами.
Из-за колоссальной нехватки средств на эту статью государственных расходов, власть ужесточает правила получения субсидий для максимального отсеивания нуждающихся.

Уже в текущем году из 7,7 млн семей, обратившихся за субсидией, её получило лишь 6,6 млн семей, а 1,1 млн (более 3 млн человек) – отказали либо отменили её. На сегодня причинами отказа или отмены субсидии могут быть долги по ЖК-услугам, причём, даже мизерные – 340 грн (если не оспариваются в суде), покупки свыше 50 тыс. грн (независимо от причин таких покупок), рост виртуального дохода безработных и ошибки в декларации.
Со следующего года к таким причинам добавится наличие определённого имущества (дома, машины и прочее), а также активизируются поквартирные проверки, результаты которых будут служить основанием для отказа. Следующий год может стать крайне тяжелым (если не сказать хуже) примерно для 50 % субсидиантов, которые попадут под запланированную правительством программу урезания субсидий.


Верховная Рада приняла госбюджет-2018

Верховная Рада вечером 7 декабря во втором чтении и в целом поддержала государственный бюджет Украины на 2018 год. За проект государственного бюджета Украины с изменениями на 2018 год проголосовали 273 депутата. Доходы госбюджета на следующий год установили в сумме 913 млрд 613 млн 702,5 тыс. грн, в том числе доходы общего фонда – 839 млрд 837 млн 370,4 грн и доходы спецфонда – 73 млрд 776 млн 332,1 тыс. грн.

Расходы предусмотрены в сумме 988 млрд 634 млн 334,5 тыс грн, в том числе из общего фонда – 906 млрд 650 млн 267,4 тыс. грн и спецфонда – 81 млрд 984 млн 67,1 тыс. грн. Предельный объём дефицита бюджета определён в сумме 81 млрд 849 млн 380 тыс грн, в том числе общего фонда – 61 млрд 735 млн 945,1 тыс. грн и спецфонда – 20 млрд 113 млн 434,9 тыс. грн.

Как понимать?

Минимальная зарплата – 3 723 грн в месяц и 22,41 грн за час. Прожиточный минимум в расчёте на месяц на одно лицо в 2018 году составит с 1 января 2018 года – 1700 гривен, с 1 июля – 1777 гривен, с 1 декабря – 1853 гривны.

Доходы государственного бюджета утверждены на уровне 913 млрд грн (первое чтение – 877 млрд грн), что на 18,4 % больше доходов, прогнозируемых в бюджете на 2017 год (770,9 млрд грн). Данные показатели не коррелируются с макроэкономическими прогнозами роста экономики. В долларовом эквиваленте, с учётом заложенного курса КМУ, доходы госбюджета должны быть равнозначны $ 31 млрд (2017 – $ 28,3 млрд, 2013 – $ 32,8 млрд).

Так, рост экономики (по данным КМУ) планируется на уровне 3 %, инфляционные и девальвационные факторы, которые влияют на увеличение налогооблагаемой базы – 7 %, что в сумме предполагает возможный рост доходов на 10 %. Так, ранее КМУ в конце 2016 года прогнозировало рост реального ВВП на уровне 3 %, инфляция – 8 %, а безработица – 8,7 %. Однако по факту ни один макроэкономический показатель не соответствует прогнозу (реальный ВВП – 1,4–1,8 %; инфляция – 14–16%; безработица – 10 %).

Кроме того, в условиях промышленного падения производства (январь–сентябрь 2017 года падение –10,2 %), последствий от блокады Донбасса, неблагоприятного инвестиционного климата, снижения мировых цен на сырьевые товары, уменьшение внутреннего рынка, сокращение кредитования экономики появляются дополнительные риски продолжения падения реального ВВП в 2018 году. Также отсутствуют фундаментальные признаки возможного сокращения в 2018 году инфляции до 7 %. Ранее Минфин прогнозировал по итогам 2017 года инфляцию на уровне 8,1 %.

Однако уже сегодня видно, что уровень годовой инфляции будет гораздо выше. Так, за январь–октябрь 2017 года он уже составил 11,5% (кумулятивная инфляция 2016 – 16,2%). Основным катализатором роста инфляции в 2017 году стало двукратное увеличение минимальной зарплаты. В то же время в 2018 году повышение мин. з/п продолжится, что повлияет на увеличение, а не сокращение инфляции.

Кроме того, рост курса валюты от 26,49 за доллар к среднему курсу – 29,3, который планируется в 2018 году, составит минимум 10 % (на конец 2018 года курс ожидается 30,1). Поэтому с учётом высокой составляющей импорта, инфляция не может быть медленнее, чем девальвация национальной валюты. Увеличение доходной части на 143 млрд грн (по сравнению с 2017 годом) КМУ планирует компенсировать, кроме роста экономики, благодаря дополнительным доходам.

6,3 млрд грн в Кабмине заложили как доход от продажи лицензий на 4G. Ещё 4,7 млрд грн составит продажа конфискованного имущества коррупционеров. Также депутаты хотят увеличить доходы казны за счёт госмонополий. В частности, планируется увеличить отчисления в бюджет прибыли НАК «Нафтогаз Украины» на выплату дивидендов – с 50% до 75%.

От приватизации в следующем году планируется получить 22,5 млрд грн. Однако выполнение данных статей доходов является весьма сомнительным. Так, доходы от реализации конфискованного имущества должны составить 4,7 млрд грн. При этом государственная площадка реализации арестованного имущества «СЕТАМ» за три года продала имущества на 5 млрд грн. По итогам 2017-го по данной статье зачислено 29,6 млрд грн. С учётом того, что основная часть конфискованных средств была номинирована в ОВГЗ ($ 1 млрд), то зачисление данных сумм на единый казначейский счёт свидетельствует о фактическом погашении (эмиссии) средств вместо простого списания государственных долгов.

Повышение отчислений в бюджет прибыли «Нафтогаза Украины» тоже не может быть компенсатором роста дохода, так как согласно принятым изменениям в налоговый кодекс рентную плату за использование недр планируют уменьшить с 29% до 12%, что повлечёт уменьшение перечислений налогов НАКу.

В условиях экономической нестабильности инвесторы не заинтересованы в украинских активах, в связи с чем озвученные планы по приватизации и продаже лицензий маловероятны. Так, в бюджете на 2017 год поступления от приватизации предусмотрены на уровне 17,1 млрд грн, а фактически за 9 месяцев получено 3 млрд грн. Однозначно, озвученные макроэкономические показатели не имеют достаточных фундаментальных факторов, которые подтверждают реалистичность прогнозов. Поэтому ошибки в расчётах макроэкономических показателей приведут к разбалансировке бюджета, вследствие чего бюджетный дефицит может стать критически велик.

На оборону страны в следующем году выделят 165 млрд грн. В частности, армия получит 60 млрд грн; МВД, Госпогранслужба и ГСЧС – 63,9 млрд. Министерству обороны добавили 2,7 млрд грн для «реализации мероприятий относительно повышения обороноспособности и безопасности государства». МВД получило 700 млн грн на закупку некой авиационной техники на нужды Нацполиции. Администрация Государственной пограничной службы получит более 9 млрд грн; скандальный проект «Стена» – 200 млн грн, Национальная гвардия – более 200 млн грн; СБУ – 7,6 млрд грн; ГПУ – 7,6 млрд грн; Государственное бюро расследований – 651,5 млн грн. Затраты на обслуживание властных органов в следующем году вырастут на 17 %.

В целом в условиях отсутствия фундаментальных факторов, реальных стратегий, математических моделей развития экономики главный финансовый документ страны станет бюджетом выживания, а не развития. Выполнение доходной части ставится под сомнение – в результате возможны неконтролируемый рост бюджетного дефицита и соответствующие негативные последствия в случае эмиссионного финансирования бюджетного дефицита.


«Нафтогаз» накупил газа за кредитные деньги ЕБРР

НАК «Нафтогаз Украины» закупил 1,8 млрд куб. м газа у пяти европейских поставщиков за счёт кредита ЕБРР. Об этом сообщается на официальном сайте компании. «В течение июля-сентября 2017 года Нафтогаз осуществил закупку природного газа у компаний Axpo Trading AG, CEZ a.s., Engie SA, RWE Supply & Trading GmbH та Uniper Global Commodities SE в рамках третьего раунда использования возобновляемой кредитной линии Европейского банка реконструкции и развития», – говорится в сообщении. Как отмечается, общая стоимость 18 заключённых договоров, по данным НАК, составляла $ 359 млн, из которых $ 300 млн – средства кредитной линии и $ 59 млн – собственные средства «Нафтогаза».

Все пять поставщиков были отобраны в рамках процедуры предварительного отбора ЕБРР, которая завершилась в июне 2017 года, добавили в компании.
Средневзвешенная цена контрактов в пункте поставки составляла $ 203 за тыс. куб. м.

Как понимать?

НАК «Нафтогаз Украины» 2-й год с гордостью заявляет о прекращении закупки газа в РФ и поставках его из Европы. При этом, фактически Украина закупает тот же российский газ, но по более длинной цепочке. После того, как «газпромовский» газ пересекает границу с ЕС (на границе Украина–Словакия), он становится собственностью европейских трейдеров, которые продают его Украине. Таким образом, Украина платит за российский газ, за его транспортировку из Европы, а также наценку европейским посредникам (трейдерам).

НАК «Нафтогаз Украины» утверждает, что закупает газ в Европе, дешевле российского, что априори невозможно, поскольку РФ является основным экспортёром газа в Европу, а продавать газ себе в убыток Европа не станет. Для демонстрации выгодности европейских газовых контрактов провластные СМИ приводят цену российского газа для оккупированных районов Донецкой и Луганской областей – $ 239,4 и цену реверсного газа из Европы – $ 214,5/тыс. кубометров. При этом манипуляторы забывают сказать, что поставки чего бы то ни было на оккупированную территорию связаны с повышенным риском, в связи с чем все товары поставляются туда по более высокой цене. Поэтому данное сравнение заведомо является не корректным.

Ценовая политика «Газпрома» для Европы и стран бывшего СССР существенно отличается. В 2017 году для Европы российский газ стоил $ 190–200, в то время как Белоруссия платила за него $ 141. По расчётам компании «Vygon Consulting», в 2017 году «Нафтогаз» переплатит за реэкспортированный из Словакии газ около $ 405 млн.

Отметим, что, отказавшись от прекращения сотрудничества с «Газпромом», газ для населения дешевле не стал – наоборот, его цена выросла в мае 2017 года на 2,5 %, а в мае 2018 года планируется повышение ещё на 18%, до 8032 грн.


В НБУ рассказали об убытках от блокады Донбасса

Благоприятные условия торговли и рекордно высокий урожай зерновых позволили частично компенсировать убытки в результате разрыва торговых связей с временно оккупированными территориями, которые в целом составили $ 1,8 млрд в 2017 году и $ 0,5 млрд в 2018-м. Об этом в пятницу, 8 декабря, заявил заместитель главы Национального банка Украины Олег Чурий на встрече с представителями бизнеса, сообщает пресс-служба НБУ.

«В первом полугодии Национальный банк ожидал значительного замедления ВВП в результате разрыва торговых связей с временно оккупированными территориями. В то же время благоприятные условия торговли, а также рекордно высокий урожай зерновых в 2016-2017 годах дали возможность частично компенсировать потери от блокады для торгового баланса страны, которые в целом измеряются на уровне 1,8 млрд долларов в 2017 году и 0,5 млрд долларов в 2018», – отметил Чурий.

Он добавил, что в 2017–2019 гг. дефицит текущего года останется на уровне $ 4 млрд, а активность иностранных инвесторов на сегодняшний день все ещё сдерживается высокими коррупционными и юридическими рисками.

Как понимать?

Следует отметить, что «Публичный аудит» при подсчёте экономических потерь от блокады Донбасса в марте текущего года прогнозировал сокращение ВВП с учётом нарушения всех производственных циклов на уровне – 3%, или 112 млрд грн ($ 4 млрд): 6,5 млрд грн потерь энергетической промышленности + 9,48 млрд грн сокращений металлургического производства + 94,5 млрд грн потерь экспорта + 2 млрд грн потерь прямых налогов) / прогноз номинального ВВП 2017 2845,8 млрд грн.

Так, ранее КМУ в конце 2016 года прогнозировал рост реального ВВП на уровне 3 %, инфляцию – 8%, а безработицу – 8,7%. Однако по факту ни один макроэкономический показатель не соответствует прогнозу (реальный ВВП – 1,4; инфляция – 14-16%; безработица – 10%). Кроме того, падение промышленного производства (январь–сентябрь 2017 года падение –10,2%) является одним из основных индикаторов последствий блокады Донбасса. Объём розничной торговли за январь–октябрь 2017 года составил 578 млрд грн ($ 22,3 млрд), что свидетельствует о падении розничной торговли на 31,4 %. Кроме того, кумулятивная инфляция за этот период составила 16,4 %, а девальвация – 4,8%. Это свидетельствует о более глубоком реальном уменьшении торговли.

Только благодаря удачной ценовой конъюнктуре в сырьевых отраслях, долговому финансированию международных организаций и эмиссии денежной массы Украине в краткосрочной перспективе удалось избежать экономического краха. Однако такая политика в долгосрочной перспективе приведёт к неизбежному краху.

Один из основных факторов роста ВВП – чистый экспорт, который по итогам 2017 года также ухудшится. Так, рост экспорта за 9 месяцев 2017 года составил +21,1%, импорта – +27,3%, что свидетельствует о сокращении чистого экспорта к соответствующему периоду предыдущего года. При этом прогноз дефицита текущего счёта, по данным НБУ, в 2017 году составляет $ 4 млрд.

Экономические последствия от блокады Донбасса имеют отложенный эффект. Увеличение отрицательного вклада чистого экспорта в связи с переориентацией предприятий энергетического и металлургического сектора на импортируемое сырье для замены утраченной ресурсной базы, а также потеря производственных мощностей экспортоориентированных отраслей промышленности, неэффективность внедрения компенсаторных механизмов для минимизации потерь от прекращения перемещения грузов через линию соприкосновения в пределах Донецкой и Луганской областей – это фундаментальные признаки для существенного падения реального ВВП.

При сохранении данного тренда в среднесрочной перспективе можно ожидать переход уровня реального ВВП в отрицательное значение.


Инфляция в Украине в ноябре составила 0,9%

В Украине (без учета временно оккупированной территории Автономной Республики Крым, г. Севастополя и части зоны проведения антитеррористической операции) в ноябре 2017 года была зафиксирована инфляция 0,9% по сравнению с инфляцией 1,2% в октябре 2017 года. Об этом сообщает Государственная служба статистики (Госстат).

Отмечается, что по сравнению с ноябрем 2016 года цены на потребительском рынке выросли на 13,6%, а с начала 2017 года – на 12,5%.
По данным Госстата, в ноябре цены на продукты питания и безалкогольные напитки выросли на 0,9%. Больше всего (на 11,2%) подорожали яйца. На 2,3-5,9% повысились цены на сало, молоко, сметану, сыры, масло, кисломолочную продукцию, хлеб. В то же время на 1,4-6,8% подешевели гречневая крупа, сахар, фрукты, мясо птицы, свинина. Цены на алкогольные напитки и табачные изделия повысились на 0,6%.

Как понимать?

Рост цен (тарифов) на жилье, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива на 0,8% произошел главным образом за счет повышения тарифов на отопление на 2,5%, содержание домов и придомовых территорий – на 1,2%. Повышение цен на транспорт в целом на 2% в основном вызвано подорожанием топлива и масел на 3,3%, а также проезда в автодорожном транспорте на 1,9%.

«Публичный аудит» еще в первой половине 2017 года прогнозировал годовую инфляцию на уровне 14-16%, вследствие повышения соц. стандартов, падения промышленного производства, высокой учетной ставки и финансирования бюджетного дефицита за счет ОВГЗ. Следует отметить, что ситуация с инфляцией уже давно неподконтрольна правительству, и не соответствует пределам годового инфляционного таргета. Политика инфляционного таргетирования показала абсолютную неэффективность, а единственный инструмент НБУ для борьбы с инфляцией является – учетная ставка, которая влияет на другие экономические параметры страны.

Так, за январь-ноябрь 2017 года уровень инфляции уже составил 12,5% (кумулятивная инфляция в годовом выражении – 13,6%). Кроме того, рост индекса цен производителей промышленности за соответствующий период составил 27,5%, как один из главных индикаторов дальнейшего удорожания себестоимости остальных товаров. Индекс цен производителей январь-сентябрь 2017 г. – 14,6%, что еще более объективно отображает инфляционные процессы в стране.

Благодаря повышению учетной ставки (13,5%), что подняло доходность по депозитам и ОВГЗ, НБУ удалось незначительно уменьшить ликвидность на рынке и незначительно успокоить инфляцию в октябре. Однако такое решение в будущем негативно повлияет на деловую активность бизнеса, увеличив стоимость заемных ресурсов.

Относительный показатель динамики объема промышленного производства за январь-октябрь 2017 года уменьшился на 10,3%, что свидетельствует о количественном уменьшении производства основных отраслей и сокращении бюджетоформурующих секторов экономики, при этом наблюдается рост денежной массы в стране.

В связи с инфляционной политикой государства, только по итогам II квартала 2017 Госстатом зафиксировано, что расходов у населения было больше чем доходов, вследствие чего сокращение сбережений составило 27,6 млрд грн (более $ 1 млрд). При этом в I квартале 2017 сокращение сбережений составило 34,4 млрд грн ($ 1,3 млрд). Данная статистика свидетельствует о том, что реальный уровень инфляции (а не декларативный) уже сегодня выше 17%.
Следует также отметить, что уровень инфляции за последний месяц 2016 года составил 1%.

Возможный ориентир годовой инфляции, при базовых параметрах 2016 года и с учетом незначительной девальвации, составляет 14,2%. Однако одним из основных рисков, который может стимулировать дополнительный рост инфляции, является несоответствие прогнозированного уровня доходной части (рост доходов в 2017 году на 25,1 % больше предыдущего года), который вряд ли будет выполнен из-за отсутствия экономических предпосылок (прогнозируемый рост реального ВВП 1,5%, инфляция 14-16%), что будет ощутимо в последний месяц года. Следовательно, существует большая вероятность запуска правительством «печатного станка» для дальнейшего финансирования дефицита и монетизации ОВГЗ, что повлияет на дальнейшее увеличение инфляции (в следующих периодах). Поэтому уровень годовой инфляции ожидается намного выше прогнозных значений НБУ и недопустимым для уменьшения учетной ставки, что не позволяет запустить корпоративное кредитование экономики.