Дайджест 7-13/01/2019

Группа ДТЭК намерена войти в акционерный капитал «Одессаоблэнерго» и «Киевоблэнерго»

Группа ДТЭК планирует сконцентрировать 68,2949 % акций АО «Одессаоблэнерго» и 93,9978 % ЧАО «Киевоблэнерго».
Данные компании являются операторами системы распределения в Одесской и Киевской областях и не осуществляют деятельность по поставке электроэнергии. Работа операторов системы распределения является естественной монополией и полностью регулируется НКРЭКУ.

3 января 2019 года ООО «ДТЭК Нефтегаз» (Украина) и NGR B.V. (Нидерланды) заключили договора купли-продажи акций данных компаний. Документы заключены с отлагательным условием и будут завершены после получения необходимых разрешений государственных органов, включая согласования антимонопольных органов.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

За годы независимости Украина распродала практически все государственные энергетические компании. В результате весь энергокомплекс страны был поделен между несколькими финансово-промышленными группами. Это факт, от которого не отмахнуться.

Деньги, вырученные от их приватизации, «растворились в воздухе» – они не принесли ощутимой пользы Украине.
Приватизация всегда проводилась под лозунгом «государство – плохой собственник», а вот частник заинтересован в инвестировании и развитии компании. Однако фактически состояние большинства приватизированных предприятий только ухудшилось. Новые владельцы не спешили модернизировать предприятия, эксплуатируя активы и по максимуму выводя деньги. В итоге весь энергетический и жилищно-коммунальный комплекс страны, вместо развития, превратился в исчерпавшую свой ресурс, устаревшую руину. Дальнейшая приватизация предприятий, которые входили в список стратегических и не подлежащих приватизации, только усугубила ситуацию и расширила горизонты влияния т. н. «олигархов», с которыми нам всем обещали бороться революционеры.

Однако в данном конкретном случае речь идет не о приватизации, а о концентрации ранее приобретённых (приватизированных) активов под одним брендом ДТЭК. Новость для комментария намеренно взята в оригинале с сайта ДТЭК, поскольку она наиболее объективна – «провластные СМИ» растиражируют её совсем в другом контексте.

Фактически данная сделка никак не отразится ни на стране, ни на потребителях, так как Ринат Ахметов покупает акции «Одессаоблэнерго» и «Киевоблэнерго» сам у себя, переводя пакеты с 2-х подконтрольных ему компаний в одну.

Бенефециарным владельцем ДТЭК и NGR B.V. является Ринат Ахметов. Если разрешение на концентрацию будет получено от Антимонопольного комитета Украины, сделка состоится (собственно, в чем нет сомнений, поскольку степень контроля над «Одессаоблэнерго» и «Киевоблэнерго», по сути, не меняется) и это не приведет к ухудшению конкуренции на рынке или монополизации, то государство только выиграет благодаря налоговым поступлениям, плате за услуги по оформлению и получению разрешения на концентрацию.


За год внешняя торговля Украины выросла на 12 %

За 2018 год Украина экспортировала товаров на $ 47,334 млрд, что на 9 % больше, чем за 2017 год. Импорт товаров в прошлом году вырос на 15 %, до $ 56,854 млрд. Весомой долей в структуре отечественного экспорта в прошлом году были продовольственные товары и сельскохозяйственная продукция (39 %, или $ 18,613 млрд). На втором месте – металлы и изделия из них (24,6 %, или $ 11,633 млрд), на третьем – машины, оборудование и транспорт (11,6 %, или $ 5,472 млрд).

В структуре импорта первое место заняли машины, оборудование и транспорт (30,6 %, или $ 17,42 млрд). На втором месте – топливно-энергетические товары (23,8 %, или $ 13,521 млрд), на третьем – продукция химической промышленности (18,6 %, или $ 10,603 млрд).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным ГФС, дефицит внешней торговли товарами по итогам 2018 года составил $ 9,5 млрд (8 % от прогнозного ВВП), что на 52 % больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Экспорт товаров – $ 47,3 млрд (+9 % к предыдущему году), импорт – $ 56,8 млрд.

Стоит обратить внимание, что показатели внешней торговли НБУ не соответствуют предоставленным данным ГФС. По информации регулятора, за 11 месяцев 2018 года дефицит внешней торговли составил $ 11,8 млрд, или 9,8 % прогнозного ВВП на конец года, что на 42,1 % больше, чем за аналогичный период 2017 года.

По прогнозам КМУ, дефицит торгового баланса под конец года должен был составить $ 7,7 млрд, но уже сейчас понятно, что реальные значения дефицита могут достичь критического показателя в $ 13 млрд (11 % ВВП).

Следует отметить, что данные ГФС могут специально меняться в удобную сторону, ведь при подсчетах итогового ВВП учитывается значение чистого экспорта. Кроме того, при таможенном оформлении товаров предприниматели могут предоставлять инвойсы с заниженной стоимостью, в результате чего реальная статистика искажается. Несмотря на разные цифры, можно констатировать, что увеличение торгового дефицита было вызвано более высокими темпами наращивания импорта. Фундаментальная проблема состоит в том, что Украина экспортирует товары с низкой добавленной стоимостью (аграрная продукция) и не поддерживает те отрасли экономики, которые могли бы приносить стране значительные доходы.
В структуре экспорта (по данным ГФС) на первом месте находятся продукция АПК и пищевой промышленности – около $ 18,6 млрд, или 40 % в общей структуре. На втором – металлургического комплекса с объёмами экспорта в $ 11,6 млрд (24,6 % в общей структуре), что на $ 1,5 млрд больше, чем за аналогичный период 2017 года.

Между тем, чистые международные резервы по итогам октября составили $ 7,8 млрд, что в связи с высоким дефицитом внешней торговли предопределяет высокие девальвационные риски. Вместо развития внутренней экономики, накопленные средства вымываются из страны через увеличенное потребление импортных неконкурентоспособных товаров (технологические, товары роскоши, энергоресурсы), что делает нацвалюту ещё более шаткой в условиях отсутствия у внешних инвесторов интереса вкладывать деньги в экономику Украины.

Среди главных проблем развития экономики – отсутствие дешевого кредитования (высокая учетная ставка); огромная налоговая нагрузка, административное давление и отсутствие прозрачной судебной системы (коррупционные факторы); социально-политическая нестабильность в стране; военный конфликт на территории Донбасса; большая степень износа основных фондов в производстве. Кроме того, данные факторы отталкивают инвесторов вкладывать в Украину, превращая страну в поставщика дешевого сырья.

Поэтому значительные показатели дефицита торгового баланса, который является маркером внешнеэкономической деятельности страны, свидетельствуют о существенных дисбалансах в нашей экономике.


В Кабмине назвали причину низких пенсий украинцев

Главной причиной низких пенсий в Украине является теневой сектор экономики, заявляют в Министерстве социальной политики. «Эту проблему часто пытаются выдать за демографическую, хотя это является абсолютной неправдой. Именно теневой сектор экономики с незадекларированным трудом и зарплатами в конвертах является главной проблемой низких пенсий», – говорится в сообщении.

При этом в министерстве добавили, что теневой сектор экономики является существенным вызовом для пенсионной системы страны, имеет прямое отрицательное влияние на её работу и этот вызов «невозможно преодолеть без участия всего общества».

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

За 5 лет нахождения у власти правительство не сделало ничего для того, чтобы вывести бизнес из тени – наоборот, предпринимателей только еще глубже туда загнали. Владельцы бизнеса ведут его «всерую» не потому, что не любят пенсионеров, не хотят платить им пенсии, против хороших дорог, медицины, образования и безопасности, а только из-за того, что по-другому просто не выжить. Население обеднело в несколько раз, покупательская способность и спрос на товары/услуги упали, вклады сгорели, сбережения иссякли, а налоговая нагрузка, напротив, возросла.

Объём розничной торговли за 5 лет (включая ФОП) в Украине упал больше чем 3 раза –со $ 110,6 млрд до $ 33,4 млрд.
Сеть объектов розничной торговли также существенно сократилась, как и сам товарооборот. В 2013 году в Украине насчитывалось 59,8 тыс. объектов розничной торговли. В 2014–2015 гг. сеть объектов розничной торговли сократилась до 49,6 тыс. В 2016 году – до 49,3 тыс., а в 2017-м – до 39,3 тыс. То есть, за период 2014–2017 гг. она сократилась на 20,5 тыс. или на 34,3 %.

Количество крупных предприятий урезано на 3260 единиц, или 9 % (с 659 до 399). Количество малых предприятий – на 50,9 тыс., или на 14 % (с 373,8 тыс. до 322,9 тыс.). Численность средних предприятий уменьшилась на 3,9 тыс., или на 21% (с 18,8 тыс. до 14,9 тыс.). Закрыли свои магазины торговые марки Esprit, River Island, OVS, New Look, Minelli, Lee Cooper, Mexx, IAM, SIX, Zeebra, Glossip, Peacocks и другие. Искусственное административное увеличение минимальной заработной платы, без экономических предпосылок к этому, привело к массовому сворачиванию деятельности.

Налог для работающих пенсионеров и необходимость просить субсидию обусловили переход данной категории на неофициальные трудовые отношения. Возросшие в разы акцизы на алкоголь и табак практически полностью увели данный сегмент бизнеса в тень.

Кроме того, постоянные коррупционные скандалы, неспособность и нежелание власти бороться с казнокрадством, ведение бизнеса президентом через офшоры полностью отбили желание простых украинцев платить налоги. Если первые лица страны призывают всех к прозрачности и честности, то они сами в первую очередь должны быть примером для остальных.

Кроме того, теневой бизнес и зарплаты в конвертах сопровождают Украину от начала её существования, но при этом пенсии до 2014 года были куда выше. Обратим внимание на динамику прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, который соответствует размеру минимальной пенсии:
2009 – 573 грн (7,99) – $ 72;
2010 – 734 грн (7,99) – $92;
2011 – 800 грн (7,99) – $ 100;
2012 – 884 грн (7,99) – $ 111;
2013 – 949 грн (7,99) – $ 119;
2014 – 949 грн (11,88) – $ 80;
2015 – 1074 грн (21,84) – $ 49;
2016 – 1247 грн (25,55) – $ 49;
2017 – 1373 грн (26,59) – $ 52;
2018 – 1497 грн (27,06) – $ 55;
с 1.06.2019 – 1564 грн (29,4) – $ 53;
с 1.12.2019 – 1638 грн (29,4) – $ 56.

Как видим, в период 2011–2013 гг. установленный прожиточный минимум для лиц, утративших трудоспособность, соответствовал и даже превышал, минимальную жизненную потребность в $ 100 на человека. Кроме того, до 2014 года прожиточный минимум для лиц, утративших трудоспособность (он является базой для начисления минимальной пенсии), ежегодно увеличивался на $ 10–20. В 2014 году этот показатель впервые за многие годы вообще не менялся, несмотря на существенное изменение курса гривны и цен. В период с 2015 по 2018 гг. он повышался существенно меньше, чем обесценивалась гривна – в итоге его фактический размер в твердой валюте сократился более чем в 2 раза.

Из-за действий власти, которая ежегодно устанавливает размер прожиточного минимума при принятии бюджета страны, минимальная пенсия уменьшилась со $ 119 (в 2013 году) до $ 55 (в 2018 году), а её относительный рост в 2017 и 2018 гг. составил всего $ 3 (с $ 49 до $ 52 в 2017 году и с $ 52 до $ 55 в прошлом). Расчеты правительства на текущий год говорят о том, что власть не планирует дать людям справедливый размер минимальной пенсии. Даже если цены и курс национальной валюты в 2019 году будут полностью стабильны (что нереально), минимальная пенсия покроет лишь 53 % минимальной жизненной потребности пенсионера, а к декабрю при стабильных ценах и курсе гривны данный показатель может увеличиться до 56 %.


Суд признал банкротом крупнейшего в Украине производителя шин

Хозяйственный суд Киевской области признал банкротом ЗАО «Росава» и открыл ликвидационную процедуру. Согласно судебным материалам, в декабре 2018 года Хозсуд Киевской области получил заявление Национального банка о признании денежных требований к заводу на 5,7 млрд грн. Напомним, в конце апреля 2018 года общее собрание акционеров «Росавы» приняло решение о добровольном прекращении общества путем ликвидации. В компании называли этот шаг «реструктуризацией предприятия».

После этого Фонд гарантирования вкладов публично заявил о долге группы «Росава» перед обанкротившимся банком «Финансы и кредит» в размере более 2 млрд грн. ФГВФЛ подчеркивал, что процесс ликвидации ЗАО «Росава» может привести к блокированию взыскания долгов в принудительном порядке. Перед этим суды вынесли ряд решений, с помощью которых «Росава» лишилась поручительства перед банком «Финансы и кредит» по нескольким кредитным договорам.
В ноябре 2018 года Хозсуд Киевской области открыл производство по делу о банкротстве «Росавы» и ввел мораторий на удовлетворение требований кредиторов о взыскании с нее 20,58 млрд грн задолженности.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

В целом ситуация конкретно с этим предприятием достаточно запутанная, поскольку положение на рынке (по сути, единственный отечественный производитель шин в бюджетном сегменте) не должно давать такого результата. Банкротство для «Росавы», как говорили менеджеры предприятия, должно было стать способом очистки от безнадежных долгов. В СМИ не раз говорилось о манипуляциях с денежными средствами предприятия в пользу номинальных владельцев финансово-промышленной группы «Финансы и кредит».

Так, в 2017-м «Росава» (ежегодное производство 3–4 млн шин) увеличила чистый убыток на 74 %, до 718 млн грн, при сокращении выручки на 42 %, до 875 млн грн. По итогам 9 месяцев 2018 года зафиксирован чистый убыток предприятия в 18,33 млрд грн (при выручке в 537,97 млн грн). В апреле прошлого года акционеры ЧАО «Росава» решили добровольно ликвидировать общество, а ликвидационная комиссия насчитала у предприятия около 18 млрд грн задолженности при стоимости имущественного комплекса в 762 млн грн и 3,4 млрд грн активов. После этого в СМИ была распространена информация о закрытии завода, хотя, по сути, и на сегодня он продолжает работу, а вся история с закрытием и банкротском – способ бенефициаров предприятия уйти от задолженностей и ненужных выплат.

По сообщениям ГФС, при помощи фиктивных контрактов с предприятия вывели более $ 52 млн. Кроме этого, Фонд гарантирования вкладов физических лиц пытается через суды взыскать свою задолженность с ЧАО (все основные средства «Росавы», имущественные права на выручку и т. д. на общую сумму свыше $ 400 млн находятся в залоге у банка «Финансы и кредит», находящегося в состоянии ликвидации), поэтому решение акционеров также является одним из инструментов по блокированию взыскания основных средств в принудительном порядке.

Как подтверждение того, что бизнес по производству шин работает, а ликвидация юрлица «Росава» связана лишь с попыткой уйти от выплат, говорит и тот факт, что на мощностях завода создано и функционирует ООО «Премиори» (под брендом «PREMIORRI» выпускаются бюджетные шины уже 2 года). Так, в 2017 году указанное общество увеличило чистую прибыль на 86 % (до 98,47 млн грн) при росте выручки на 18 % (до 3,23 млрд грн). За 9 месяцев 2018-го оно получило 142,49 млн грн чистой прибыли при чистом доходе в 2,22 млрд грн. По сообщению предприятия, в конце 2018 года голландская компания «VMI Holland BV» поставила на завод 6 фур с новым оборудованием, а в 2017-м продукция была представлена на международной выставке «Автомеханика» в Германии, которая ежегодно проходит во Франкфурте-на-Майне.

Таким образом, ситуация с банкротском «Росавы» не совсем однозначная и говорить о закрытии бизнеса в конкретно этом примере не стоит. Однако благодаря указанной новости можно отследить все-таки негативную тенденцию по заводам при нынешней власти. И Порошенко, и Гройсман, не раз говорили, что при их правлении улучшаются показатели производства. Так, исходя из опубликованной статистики, было построено 124 и строятся ещё 57 заводов. В основном речь идет о биогазовых (по переработке сельскохозяйственного сырья и мусора). Сдано или на очереди 69 солнечных, 12 ветровых, 8 гидроэлектростанций. Большинство новых предприятий – небольшие, принадлежат они к сырьевым отраслям. Технологических производств полного цикла почти нет, что не позволяет сформировать высокую добавленную стоимость.
При этом за последние 4 года количество больших предприятий сократилось на 260 единиц, средних – на 4 тыс. Кумулятивный индекс промышленного производства упал на 20,8 %, а объём реализованной промышленной продукции – с $ 138 млрд до $ 81 млрд.

Как видим, динамика открытия больших производств негативная и нынешние власти откровенно врут о своих достижениях.
Кроме того, немалая часть из вновь созданных предприятий – зерновые терминалы, перегрузочные комплексы, которые способствуют экспорту неготовой продукции; объёмы и генерируемые доходы от их деятельности абсолютно не сопоставимы с потерями крупных промышленных комплексов.


Автопроизводство в Украине упало на четверть

Объём выпуска автотранспорта за прошлый год сократился на 23 % по сравнению с 2017 годом. Так, в декабре 2018 года он составил 266 ед., что в 3,5 раза меньше по сравнению с декабрьским результатом 2017 года. Об этом в среду, 9 января, сообщает ассоциация «Укравтопром».

Отмечается, что наибольшую долю в статистике месяца заняло легковое подразделение национального автопрома – 197 легковых автомобилей. Относительно показателя годичной давности, выпуск легковых автомобилей в декабре сократился почти в 4 раза, а весь объём был обеспечен одним заводом – «Еврокар». Производство грузовых автомобилей в декабре прошлого года не осуществлялось. Выпуск легковых авто – 5 660 единиц, что на 22 % меньше, чем в 2017-м. Коммерческих автотранспортных средств в Украине произвели 132 единицы, что на 72 % меньше, чем в позапрошлом году. Незначительный рост отметили в производстве автобусов – 824 единицы по сравнению с 804 (+2,5 %).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

На протяжении всего 2018 года в Украине наблюдалось постоянное снижение автопроизводства. Всего за прошлый год было изготовлено 6 616 единиц автотранспортных средств (на 23 % меньше, чем в предыдущем году).

Стоит отметить, что стремительное развитие украинского автопрома пришлось на период 2000–2008 гг. Тогда Украина смогла нарастить автопроизводство в 13 раз. За этим показателем в 2008 г. страна занимала 12 место среди стран Европы.
При этом в валовом внутреннем продукте украинский автопром имел долю около 2,5 %. К сожалению, статистика автопроизводства в динамике последних 10 лет продемонстрировала значительное сокращение производства автомобильной техники. И в целом можно сказать, что автопроизводство в стране доведено до нулевой стадии. Так, отрасль «сжалась» в 64 раза – с 425,5 тыс. произведённых единиц автотранспортных средств в 2008 году до 8,6 тыс. в 2017-м и 6,6 тыс. в 2018-м.

Драйвером для автопроизводства могло бы стать развитее индустриальных парков как эффективного инструмента воздействия на социально-экономическое состояние страны в целом и конкретного региона, в котором находится индустриальный парк, в частности.

За последнее десятилетие большинство индустриальных парков, к примеру в России, появилось в связи с развитием автомобильной промышленности и химической отрасли. Среди налоговых инвестиционных стимулов, применяемых другими странами для развития индустриальных парков, следует выделить льготные ставки по налогу на прибыль – в Нидерландах, Чехии, Турции Китае (предприятия со 100 % иностранными инвестициями или совместные предприятия пользуются 2-летними налоговыми каникулами, начиная с первого года получения прибыли, а в течение следующих трех лет платят налог в размере 50 %).

Также интересен опыт Македонии, где аналогом индустриальных парков являются зоны технологического промышленного развития, в которых резидентов освобождают от уплаты налога на прибыль и налога на доходы физических лиц в течение 10 лет. Кроме того, торговля промежуточными товарами и услугами, как и импорт товаров в зоне технологического промышленного развития, освобождены от налога на добавленную стоимость.

В то же время, резидентам зон технологического промышленного развития предоставляется ряд преференций: освобождение от уплаты налогов на землю, от обязанности строить укрытия, оказывается финансовая помощь на строительство промышленных помещений. Как следствие, в Македонии (площадь которой в 25 раз меньше Украины) уже сейчас полностью функционируют 4 зоны технологического промышленного развития.

В Украине зарегистрировано около 12 индустриальных парков, и лишь несколько из них находится на стадии обустройства, некоторые даже получили финансирование от ЕС по линии программ трансграничного сотрудничества, но подавляющее большинство вообще не функционирует.

В нашем государстве предприятию для беспошлинного импорта оборудования нужно пройти бюрократические процедуры как минимум в 4-х органах. В результате, по информации Государственной фискальной службы Украины, с момента принятия ЗУ «Об индустриальных парков» и внесения соответствующих изменений в Таможенный кодекс Украины резиденты индустриальных парков не ввезли ни одной единицы оборудования с использованием соответствующей льготы.

Для реализации промышленного сценария нужно эффективное партнерство с транснациональными компаниями, которое обеспечит работой украинские предприятия в глобальной системе поставок. Борьба за такое партнерство в мире очень жесткая, потому что победитель получает не только большие денежные инвестиции, но и шанс на технологический прорыв своей страны, обеспечивает повышение уровня жизни нации, развитие общества и безопасность государства. Ситуацию усугубляет отсутствие антикризисных мер со стороны государства, что делает невозможным прогнозирование оптимистического сценария развития событий в национальном автопроме.


МВФ и Украина определили основные задачи на 2019 год

Международный валютный фонд и Украина определили так называемые «маяки», которые украинская сторона должна выполнить в течение нынешнего года для получения полного финансирования по программе кредитования МВФ в режиме Stand By. Среди них – принятие ряда законов в финансовой и банковской сферах, продолжение антикоррупционных усилий, продвижение реформ в сфере приватизации.

«Мы будем продвигаться дальше с принятием законодательства, которое имеет критически важное значение для создания надежной среды для работы и развития наших финансовых рынков», – говорится в аналитическом отчете Фонда относительно новой программы Stand By для Украины и завершения предыдущей программы расширенного финансирования EFF.

В связи с этим в МВФ ожидают утверждения Верховной Радой до конца марта 2019 года законопроекта № 2413а, который лишит наблюдательных полномочий нынешнюю Нацкомиссию госрегулирования рынков финансовых услуг и распределит их между НБУ и Нацкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

Кроме того, МВФ вместе со Всемирным банком обещают до конца марта 2019 года согласовать поправки в закон о банках и банковской деятельности в Украине для решения «законодательных пробелов». В Фонде ожидают, что парламент до середины 2019 года примет ряд законов в финансовом секторе, в частности, о деривативах и финансовых рынках, защите прав потребителей и денежных переводах. Кроме того, среди «маяков», определенных МВФ в дальнейшем сотрудничестве с Украиной, указана необходимость значительного продвижения в процессе приватизации и реформ предприятий, находящихся в государственной собственности, а также дальнейшее укрепление управления в банковской сфере.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Новая краткосрочная программа Stand-by (ставка – 3,5 %, 14 месяцев) заменит соглашение в рамках расширенного финансирования EFF (долгосрочный кредит на 10 лет по ставке 3 %), утвержденное в марте 2015 года. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что страна находится в экономическом кризисе и нуждается в срочной финансовой помощи. Согласно отчету Фонда, в 2019 году правительство Украины получит два транша по $ 1,3 млрд – 15 мая и 15 ноября. В целом 14-месячная программа рассчитана на $ 3,9 млрд ($ 1,4 млрд Украина получила в конце декабря).

Также среди структурных маяков программы – утверждение закона о «сплите», отчет о возврате активов госбанков, разделение Государственной фискальной службы, назначение судей Национального антикоррупционного суда, меры НБУ в отношении недокапитализированных банков, завершение внешнего аудита Национального антикоррупционного бюро.

МВФ предполагает, что Кабмин повысит до 1 мая розничную стоимость газа для населения ещё на 15 %. Следующий этап – полное соответствие с 1 января 2020 года цен рыночным. Кроме того, согласно ранее опубликованному меморандуму Украина также взяла на себя и другие обязательства:
– ограничить рост заработных плат государственным служащим в 2019 году в рамках консолидации бюджетных расходов (не более чем на 9,4 %);
– частично продать государственные доли в «Ощадбанке» и «Украгазбанке» подконтрольным Всемирному банку и МВФ организациям – Европейскому банку реконструкции и развития и Международной финансовой корпорации;
– реализовать успешную приватизацию ряда прибыльных государственных компаний в течение 2019 года («Центрэнерго», угольной компании «Краснолиманская», «Индар», «Президент-Отель-Киев»), вследствие чего данные активы будут проданы по заниженным ценам;
– отказаться от введения любых налоговых льгот и снижения ставки налога на прибыль предприятий, из-за чего отечественные предприятия не смогут получить фискальные стимулы в условиях нерентабельного и дорогого заёмного финансирования;
– приостановить введение второго накопительного уровня пенсионной системы, фиксируя таким образом дефицит Пенсионного фонда (166,5 млрд грн), который и дальше будет увеличиваться;
– принять законопроект о свободном рынке земель сельскохозяйственного назначения, который разрабатывали с экспертами Всемирного банка.

Однако выполнение даных требований не соответствует долгосрочным национальным интересам страны, так как они направлены не на развитие экономики, а на соблюдение бюджетного и монетарного баланса путем сокращения социальных расходов и максимальной распродажи ликвидных активов. Главная цель – помочь Украине сгенерировать дополнительные доходы, которые пойдут на возврат Фонду ранее взятых кредитов и процентов по ним.

Кроме того, МВФ требует от властей выполнения нереальных макроэкономических показателей (инфляция – 7 %, бюджетный дефицит – 2,3 %). В целом это дает право Фонду остановить в любой момент выделение новых траншей, вследствие чего страна будет вынуждена объявлять дефолт.

По информации Минфина, в 2019 году Украина должна осуществить выплаты по внешнему долгу на $ 5,6 млрд (погашение – $ 3,7 млрд, обслуживание – $ 1,9 млрд). На протяжении года Украина должна перечислить в Фонд 11 платежей на общую сумму $ 1,82 млрд. Проблема заключается в том, что программа является краткосрочной (14 месяцев), а план предстоящих внешних выплат на ближайшие 5 лет слишком интенсивный ($ 22 млрд). С учетом того, что внутренних ресурсов для выплат нет, сегодня Украина остро нуждается в дополнительных заёмных средствах, дабы не допустить технический дефолт.

В связи с неблагоприятной конъюнктурой на международных финансовых рынках украинские евробонды могут размещаться по очень высоким ставкам (10–12 %). Реструктуризация внешней задолженности за счет евробондов с высокой ставкой купона существенно увеличивает обслуживание внешнего госдолга, так как пиковые нагрузки переносятся на будущие периоды. Поэтому кредиты МВФ на сегодня являются самым дешевым долговым инструментом, но за их использование необходимо выполнять требования представителей Фонда.

Если Украина не сможет погасить или реструктуризировать внешние обязательства, то её ожидает технический дефолт, последствия которого приведут к финансовой дестабилизации (отток иностранного капитала, девальвация национальной валюты, закрытие внешних заёмных рынков).


Названо количество пенсионеров в Украине

В Украине зарегистрировано 7 млн 190,5 тыс. пенсионеров. Об этом свидетельствуют данные Пенсионного фонда.
В ПФУ отмечают, что наибольшее количество пенсионеров получают выплаты в «Приватбанке» – 3 586,8 тыс. лиц, в «Ощадбанке» – 2 693,7 тыс., в «Райффайзен Банке Аваль» – 397,4 тыс., в других – 512,6 тыс. лиц. Отметим, финансирование пенсий за январь началось 3 числа.

Новость про 7,19 млн пенсионеров на 01.01.2019 года, растиражированная рядом СМИ со ссылкой на данные Пенсионного фонда Украины, некорректная. Количество пенсионеров за последние 5 лет в Украине, безусловно, сократилось, но не до 7,19 млн человек. Так, на начало 2014 года в Украине было 13,53 млн пенсионеров;
 на 01.01.2015 года – 12,15 млн;
 на 01.01.2016 года – 12,29 млн;
 на 01.01.2017 года – 11,94 млн;
 на 01.01.2018 года – 11,72 млн;
 на 01.10.2018 года (последние данные ПФУ) – 11,43 млн.

Суммарно с начала 2014 года численность пенсионеров в Украине сократилось на 2,1 млн человек, или на 15,5 %.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Главные факторы, которые привели к данному сокращению:
1. Приостановка выплат пенсионерам из числа внутренне перемещенных лиц.
Пенсионный Фонд утверждает, что многие переселенцы не обратились за возобновлением выплат на подконтрольной Украине территории, хотя зачастую они как раз обращаются, но по объективным причинам не имеют возможности предоставить Фонду весь перечень необходимых для возобновления пенсии документов. При этом все данные о пенсионерах и их отчислениях хранятся в электронной базе персонифицированного учета Пенсионного фонда Украины, поэтому при желании могут быть найдены без требования тех документов, которых у переселенцев нет.
2. Пенсионная реформа.
Она привела к повышению минимальных требований к страховому стажу с 15 до 25 лет (с каждым годом – ещё на год до тех пор, пока не будет достигнута отметка в 35 лет). В результате многие украинцы, подавшие документы на оформление пенсии, остались без таковой.
3. Заниженный уровень социальных стандартов.
Он не позволяет пенсионерам питаться, лечиться и жить, что сказывается на здоровье и продолжительности жизни.
При минимальном фактическом размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность (рассчитанного Министерством социальной политики Украины) в 2822 грн ($ 100) ВРУ совместно с КМУ установила его в размере 1497 грн, или $ 53.

Эти основные три фактора, которые полностью зависят от политики действующей власти, и обусловили сокращение пенсионеров в указанном выше количестве. Что касается цифры в 7,19 млн пенсионеров, то это не общее число пенсионеров, а количество получающих пенсию через банковские учреждения.

Показатели по численности пенсионеров в Украине на 01.01.2019 ещё не опубликованы, но они находятся в диапазоне от 11 млн до 11,4 млн человек.


Газовый спор с РФ: «Нафтогаз» может отказаться от компенсации в $ 12 млрд

«Нафтогаз» готов отказаться от иска против «Газпрома» в почти $ 12 млрд для сохранения транзита российского газа через Украину, сообщил глава компании Андрей Коболев в эфире 5-го канала.

В июне 2018 года «Нафтогаз» подал в суд против «Газпрома» новый иск с требованием пересмотреть тариф на транзит газа. По словам Коболева, главное основание этого суда – потеря стоимости украинской ГТС из-за того, что «Газпром» построит обходные потоки и не выполнит свои долгосрочные обязательства перед «Нафтогазом» как владельцем контракта. «Фактически мы говорим российским коллегам: если вы строите и вы не хотите транспортировать, компенсируйте. Если вы хотите транспортировать и готовы подписать долгосрочный контракт по европейскому праву, с гарантиями, что эти деньги вы нам заплатите, мы готовы от иска отказаться. Или пересмотреть его, изменить его», – отмечает Коболев.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Заявление Коболева о возможном отказе от иска на $ 12 млрд – это запоздалая реакция с элементами манипуляций на позицию Путина, озвученную 16 июля 2018 года по результатам двустороннего саммита с президентом США в Хельсинки. На встрече с Трампом глава РФ заверил, что его страна готова сохранить транзит и продлить контракт, если хозяйствующие субъекты двух стран (России и Украины) урегулируют споры.

Спустя один день (17 июля 2018 года) глава «Газпрома» Миллер также заявил, что Россия может загрузить газотранспортные мощности Украины за счет роста поставок российского газа в Европу, который оценивается в 10–15 % в ближайшие пять–десять лет, но возобновить контракты на транзит с Киевом готова только после урегулирования судебных разбирательств. Речь в заявлениях российской стороны шла об иске на $ 12 млрд, который подал «Нафтогаз» 06.07.2018. Решение по этому спору в Стокгольмском арбитраже, по оценкам руководства НАКа, можно ожидать не раньше конца 2020 года, тогда как завершение строительства «Северного потока–2» запланировано на конец 2019 года. Таким образом, для продолжения сотрудничества с «Газпромом» «Нафтогаз» должен либо отказаться от своих претензий на $ 12 млрд, либо ждать судебного урегулирования до конца 2020 года.

Следует обратить внимание, что отказ от строительства «Северного потока–2» Россией даже не обсуждается, ни при каких условиях. Речь идет о возможности сохранить параллельный транзит через Украину за счет роста спроса со стороны Европы. Но для проведения переговоров по данному вопросу «Нафтогаз» должен отказаться от исковых требований. При этом Коболев делает вид, что не понимает сути спора: «Если вы строите и вы не хотите транспортировать, компенсируйте. Если вы хотите транспортировать и готовы подписать долгосрочный контракт по европейскому праву, с гарантиями, что эти деньги вы нам заплатите, мы готовы от иска отказаться».

Россия строит «Северный поток–2», но при этом готова транспортировать газ через Украину, а Коболев противопоставляет эти два процесса как взаимоисключающие, тем самым заводя переговоры в тупик и лишая Украину шансов сохранить доход от транзита. В 2017 году Россия экспортировала в Европу 193,9 млрд м3 газа, в том числе 93,5 млрд м3 – через Украину. По итогам 2018 года объём экспорта российского газа в Европу составил около 200 млрд м3, через Украину прошло 86,78 млрд м3.

По мнению «Газпрома», с запуском «Турецкого потока» и «Северного потока–2» (при условии их выхода на полную мощность) теоретически можно довести экспорт газа в Европу до 290 млрд м3. Однако, по прогнозам Международного энергетического агентства, даже такой объём не покроет растущую потребность Европы на горизонте 2030 года.

Растущая потребность Европы в российском газе может обеспечить и загрузку мощностей «Северного потока–2» (его пропускная способность составляет 55 млрд м³), и украинскую ГТС, но для этого руководству НАКа необходимо более взвешено подходить к переговорам, не политизировать данный процесс и, безусловно, отказаться от исковых требований на $ 12 млрд.


В Нацбанке не исключают будущего снижения учетной ставки

Действующие монетарные условия Национального банка являются достаточно жесткими для дальнейшего снижения инфляции в Украине, и есть потенциал для их смягчения в текущем году. Такое мнение высказал журналистам заместитель главы НБУ Дмитрий Сологуб.

«Я не считаю, что цель монетарной политики в том, чтобы снизить инфляцию быстро. Я пытаюсь смотреть на ситуацию более широко, анализируя состояние кредитования банковской системы и рост ВВП, – сказал Сологуб. – Мы будем смотреть на ситуацию и оценивать. Я считаю, что потенциал смягчения монетарной политики в этом году есть». По его словам, хотя инфляция по итогам 2018 года на уровне 9,8 % оказалась выше целевого показателя НБУ, важно учитывать разворот тренда на снижение инфляции.

Также Сологуб отметил, что решение об учетной ставке принимают шесть членов правления НБУ, а он озвучил только свое мнение. Как сообщал УНИАН, инфляция в Украине в декабре 2018 года в годовом выражении – по сравнению с декабрем 2017 года – составила 9,8 %, замедлившись с 13,7 % в аналогичном измерении годом ранее.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

На протяжении 2018 года НБУ неоднократно повышал учетную ставку с 14,5 % в начале года до 18 % годовых. Данные монетарные действия регулятора привели к сокращению ликвидности, вследствие чего в годовом выражении сократилась инфляция. Так, по итогам прошлого год уровень цен производителей, который более точно фиксируют изменение инфляционных процессов, снизился до 14,3 % (2017 – 16,6 %), а девальвационные процессы – до 4 %. Данные высокие показатели являются ранним инфляционным индикатором, что не соответствует установленному НБУ инфляционному таргету (5 % +/-1 %).

Благодаря повышению учетной ставки Нацбанк пытается мобилизовать дополнительные доходы в бюджет (в условиях высокого бюджетного дефицита) и уменьшить ликвидность на рынке, чем в краткосрочном периоде пытается уменьшить инфляцию и обеспечить финансирование бюджетного дефицита. Между тем, реальная учетная ставка (дисконтированная на базовую инфляцию) составляет 8 % – это один из самых высоких значений на сегодня в мире.

По итогам 2018-го в госбюджет было привлечено 176 млрд грн по размещённым ОВГЗ (19,2 % доходной части бюджета). При этом срок обращения облигаций на 131,9 млрд меньше года, а средневзвешенная доходность по гривневым ОВГЗ – 17,79 %; долларовым – 5,97 %, что увеличивает долговую нагрузку бюджета в будущих периодах.

Данный инструмент имеет свои негативные стороны: для поддержания текущего уровня вложений банков в депсертификаты и ОВГЗ (ставки доходности по которым либо прямо пропорционально привязаны к учетной ставке, либо имеют очень высокую корреляцию), учетная ставка НБУ должна сохраняться на высоком уровне. Такая доходность абсолютно безрисковых бумаг заставляет банки размещать свободные средства в обязательства НБУ вместо кредитования реального сектора (влияет на сокращение экономических процессов). Для того чтобы конкурировать с НБУ, бизнес вынужден занимать деньги по ставке выше 18 % годовых. Параллельно ставки по депозитам в национальной валюте находятся на среднем уровне в 14,5 %. Фактически, НБУ, пытаясь удержать инфляцию, все больше расширяет спрэд между стоимостью кредитных ресурсов и стоимостью их привлечения, что влечет увеличение реальной процентной ставки по кредитам (средние кредитные ставки – 23,5 %). Когда в стране отсутствуют дешевые и длинные деньги, все бо’льший удельный вес в экономике начинают занимать бизнес-модели с коротким циклом оборота и моментальной отдачей, то есть сырьевые.

Снижение учетной ставки позитивно повлияет на деловую активность бизнеса, так как уменьшится стоимость заемных ресурсов, необходимых для развития. Однако данные действия приведут к увеличению ликвидности на рынке, что будет способствовать усилению инфляционных процессов. Поэтому понижение учетной ставки должно быть следствием не краткосрочного уменьшения инфляционных процессов, а улучшения деловой активности.


Украинцев ждет очередное повышение цены за газ

С 1 мая 2019 года цена газа может увеличиться еще на 15%. В правительстве говорят о новых обязательствах перед МВФ. Чтобы продолжить дальнейшее сотрудничество с Международным валютным фондом, нужно повысить цену до рыночного уровня. Очередное повышение станет только промежуточным этапом в повышении тарифов. Напомним, что рыночная цена газа составляет 12 грн за 1 куб.м.

Либерализация тарифов началась в ноябре 2018 года, когда цены за газ высились на 26%. В мае текущего года украинцев ждет очередное повышение (на 15%). Полное выравнивание цен и тарифов (на уровне рыночных) планируется осуществить до 1 января 2020 года. Таким образом, в следующем отопительном сезоне стоит также ожидать повышение цены за газ для населения. По плану, цена повыситься до 12 грн за 1 куб.м.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Как и предупреждал «Публичный аудит» после повышения цены газа для населения с 01.11.2018 года до 8550 грн, с 01.05.2019 года ожидаем ориентировочно 9851 грн за тысячу кубов. Ещё одно повышение запланировано с 01.01.2020 года – примерно до 12300 грн, но все зависит от биржевой цены и курса доллара к гривне.

С 01.01.2020 года правительство пообещало МВФ полностью выровнять цену на газ для населения с ценой импорта и тарифами для промышленных потребителей. А с 01.05.2020 года отменить государственное регулирование цены на газ для населения, после чего украинцам будут продавать газ по формуле «импорт + доставка + налоги» – так, будто в Украине своего газа нет вовсе.

Из текста меморандума четко видно, что правительство и дальше намерено повышать тарифы для населения, а все обещания снизить цену за счет газа собственной добычи являются пустыми, ведь в меморандум записали обратное. Действующая власть, идя на поводу у МВФ, продолжает повышать тарифы, беря на себя все новые и новые обязательства, несмотря на то, что:
1) население Украины сегодня является одним из беднейших в мире;
2) страна поглощена военным конфликтом, во время которого власть должна поддерживать людей, а не усложнять им жизнь;
3) люди едва сводят концы с концами, они потеряли сбережения и бо’льшую часть доходов;
4) действующие тарифы неспособно оплачивать более 60 % домохозяйств;
5) уровень долгов населения за ЖК-услуги приблизился к отметке в 50 млрд грн (рост – на 68% за год и 315 % за 4 года);
6) Украина добывает достаточно газа для покрытия потребностей населения;
7) населению не нужен импортный газ;
8) по Конституции, Украина – социальное государство, все природные ресурсы – собственность народа.
Подобная антисоциальная политика при нынешней команде будет продолжаться до бесконечности. В плане отбора денег у людей эта власть очень изобретательна.

Повысив стоимость газа до максимально возможной, они перейдут на другие направления, найдут европейские примеры, что у нас ещё не так дорого, введут налоги, которых у нас почему-то нет или уровень которых ниже, чем где-то. А население и дальше будут отвлекать от насущных проблем «томосами», «мовой», «перемогами», песнями и плясками.