Дайджест 7–15/04/2018

В Украине коммунальные услуги будут дорожать каждый год – МЭРТ

Министерство экономического развития и торговли Украины прогнозирует, что к 2021 году жилищно-коммунальные тарифы в Украине будут дорожать каждый год на разные виды услуг от 10 до 22%. Согласно прогнозу Минэкономики, природный газ в течение следующих трех лет будет дорожать каждый год на 20%, а горячая вода и отопление в 2019 году подорожают сначала на 10%, в 2020 году – на 11%, а в 2021 году – на 20%.

Кроме этого, электроэнергия подорожает на 22,5% в 2019 году, на 15% в 2020 году и на 12,5% в 2021 году.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

В конце 2013 года, при средней пенсии в $ 185, газ стоил 80 коп. за куб, а электроэнергия – 28 коп. (до 100 кВт) и 36 коп. (свыше 100 кВт). В 2017 году, при средней пенсии в $ 80, газ стоил 6,96 грн за куб, а электроэнергия 90 коп. (до 100 кВт) и 1,68 грн (свыше 100 кВт). В конце 2013 года за среднюю пенсию можно было купить 1850 кубов газа, или 4111 кВт электроэнергии. В 2017 году за среднюю пенсию можно купить 298 кубов газа, или 1238 кВт электроэнергии.

Соотношение средней пенсии к стоимости энергоресурсов в 2013 и 2017 годах четко показывает нарушение баланса между доходами людей и установленными властью тарифами. Все без исключения тарифы на ЖК-услуги в Украине не учитывают «социальную составляющую», они учитывают все, что угодно: бесхозяйственность и коррупцию, желание монополистов получать сверхприбыль, требования МВФ, интересы США, России, Польши и Словакии, но только не интересы простых людей.

В конце 2013 года тарифы на ЖК-услуги были доступны для 91% населения и всего 9% нуждались в помощи для их оплаты. Вследствие повышения тарифов в 2015-2017 годах, на конец 2017 года они стали недоступными для 59% населения, которые на сегодня нуждаются в государственной помощи при их оплате (субсидии).

До повышения тарифов, задолженность жителей Украины за жилищно-коммунальные услуги составляла 11,5 млрд гривен. Всего за 3 года, в результате безграмотной, безответственной тарифной и социальной политики, долги населения выросли в 3,5 раза, достигнув на начало марта 2018 года 40,6 млрд грн.

Само повышение тарифов не было жизненной необходимостью, а скорее прихотью и желанием легкой наживы властей и «наших западных партнеров».
При достаточном объеме добычи украинского газа, его цену для населения привязали к импортному паритету, что и стало основной причиной повышения тарифов. При этом согласно последней отчетности «Укргаздобычи», себестоимость украинского газа составляет 2926 грн за тыс. м3, а населению продают этот газ по формуле «Дюссельдорф+», введенной Гройсманом, по цене 6957 грн за тыс. м3. Если прогнозы МЭРТ подтвердятся, то ситуация еще более усугубится: долги будут продолжать расти, все больше людей не смогут самостоятельно оплачивать тарифы, страна столкнется с масштабными отключениями и кризисом в энергетике.


ЕС может дать миллиард помощи, но за реформы

В Европарламенте рассмотрят предложение Еврокомиссии предоставить Украине 1 млрд евро макрофинансовой помощи. Об этом сообщила представитель делегации комитета Европейского парламента по иностранным делам Лайма Андрикиене на пресс-конференции в пятницу, 6 апреля.
«Европейский парламент сейчас рассматривать предложение Европейской комиссии о предоставлении одного миллиарда евро в качестве части нашей макрофинансовой помощи Украине», – заявила она.

В то же время представитель ЕП подчеркнула, что Евросоюз ожидает дальнейшего продвижения реформ в стране, особенно в сфере борьбы с коррупцией и правосудия. «Самое важное то, что эффективная борьба против коррупции является ключевым в проведении реформ. Поэтому главным приоритетом сегодня является создание Высшего антикоррупционного суда в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии», – добавила Андрикиене. Она также подчеркнула необходимость отмены э-декларирования для активистов и достижения прогресса в судебной реформе. «Помощь» по своему определению подразумевает безвозмездность и безвозвратность.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

То, что нам предоставляет ЕС, – это далеко не помощь, а обычный кредит, который подлежит возврату с процентами. Поэтому говорить, что Украине помогает ЕС или МВФ – это значит подменять понятия: никто нам не помогает, нас кредитуют, причём, не на самых выгодных условиях. Те реформы, которые проводятся в Украине в течение 4-х лет, нанесли в десятки раз больше ущерба, чем сумма всех полученных для их проведения кредитов вместе взятых.

«Реформы» в монетарной политике и банковской сфере обошлись украинцам минимум в $ 216 млрд:
– $ 7,5 млрд (200 млрд грн) пропавших вкладов в разрушенных властью банках;
– $ 62 млрд потерь пенсионеров от обесценивания пенсий (была $ 190 – cтала $ 87);
– $ 147 млрд потерь работающих людей от обесценивания зарплаты (была $ 430 – стала $ 242).

Также в результате политики, проводимой Национальным банком, обесценивание доходов сопровождалось ростом цен на все товары и услуги суммарно за 4 года в 3–5 раз (продукты, топливо, транспорт и т. д.). «Реформа в сфере ЖКХ» ограничилась исключительно ростом тарифов на все коммунальные услуги от 3 до 7 раз (в зависимости от вида) без соответствующего роста их качества, ремонта инфраструктуры, модернизации и энергоэффективности.
«Медицинская реформа» разделила бесплатную медицинскую помощь, гарантированную Конституцией Украины в государственных и коммунальных учреждениях, на две части: платную, которая не финансируется из бюджета, и бесплатную, которая финансируется из бюджета. Причём, общие расходы госбюджета на бесплатную медицину за 4 года сократились в 2,8 раза – с $ 8,12 млрд в 2013 году до $ 2,92 млрд в 2017 году.

«Пенсионная реформа» снизила величину оценки одного года страхового стажа с 1,35 % до 1,0 % заработной платы, что привело к уменьшению размера пенсий, которую должны были получить украинцы после «осовременивания» (индексации), на 25–30 %. Это коснулось всех без исключения пенсионеров (12 млн человек). Кроме того, «пенсионная реформа» увеличила страховой стаж, необходимый для назначения пенсии, с 15 лет до 25 лет, а с каждым последующим годом – ещё на один год до достижения отметки в 35 лет, что является завуалированным повышением пенсионного возраста, а во многих случаях фактически отменяет право на пенсионное обеспечение. Указанная проблема затрагивает интересы 15 млн потенциальных пенсионеров.

«Судебная реформа» сконцентрировала всю судебную ветвь власти в руках Президента Украины, а также сделала суды недоступными для большинства украинцев, в частности, увеличены ставки судебного сбора за подачу искового заявления (минимально за обычный иск надо заплатить более 700 грн, за апелляционную жалобу – более 1000 грн, кассационной жалобы – более 1700 грн).

Представительство интересов в судах осуществляется только адвокатами (кроме незначительных и трудовых споров), что априори приведет к удорожанию юридических услуг. Также при обращении в суд гражданам придется не только оплачивать судебный сбор и услуги адвокатов, но и нести дополнительные траты, связанные с:
– авансированием будущих судебных расходов на проведение экспертизы, вызов свидетелей, истребование доказательств и т. д.;
– авансированием истцом расходов ответчика на правовую помощь;
– уплатой существенных штрафов за неисполнение, по мнению судьи, процессуальных обязанностей, в т. ч. за неподачу доказательств.

Как видим, для обычных граждан проводимые «реформы» несут больше вреда, чем пользы, а нанесённый ими ущерб несравнимо больше всех предоставленных кредитов.


Газпром договаривается с Киевом о транзите – СМИ

Российский «Газпром» и украинский «Нафтогаз» начали переговоры о новом контракте на транзит газа через территорию Украины. Речь идет не о пересмотре действующего до конца 2019 года контракта, а об условиях транзита с 2020 года. Сообщается, что переговоры находятся на ранней стадии. Напомним, накануне глава Газпрома Алексей Миллер заявил, что его компания «никогда не ставила вопрос об отказе от украинского транзита».

Также вчера канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что в проекте газопровода «Северный поток – 2» есть политическая составляющая, и что транзит газа через территорию Украины необходимо сохранить. Германии выгоден «Северный поток–2», поскольку она станет главным газовым центром Европы, что, безусловно, принесет дополнительные финансовые ресурсы в страну.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Высказывания Ангелы Меркель о необходимости сохранить транзит газа через территорию Украины – это больше дипломатия, чем реальное требование.
Транзит газа, безусловно, сохранится, об этом говорит и российская сторона, но для Украины важен не сам факт транзита, а его объём. Меркель ничего о данном аспекте не уточняла, а значит, фактически её требование не имеет никакого смысла и силы, ведь его и так никто и не отрицает.

В 2017 году транзит российского газа через украинскую газотранспортную систему был равен 93,5 млрд куб. м, что обеспечило доход в $ 3 млрд.
После завершения строительства «Северного потока – 2» транзит газа через Украину сохранится, но его объём будет существенно ниже. Глава «Газпрома» Миллер говорит о 10–15 млрд м³ в год, что в 6–9 раз меньше, чем сегодня.

Для обеспечения безубыточности украинской ГТС ежегодный объём транзита должен составлять не менее 50 млрд м куб., РФ прогнозирует в 3–5 раз ниже, что точно не позволит Украине полностью покрывать расходы на содержание и обслуживание ГТС. Соответственно, доход Украины от транзита упадёт до $ 330–500 млн в год, а ежегодные потери достигнут минимум $ 2,5 млрд.


НБУ за неделю купил на межбанке более $ 200 млн

Национальный банк Украины в первую неделю апреля купил на межбанковском валютном рынке $ 206,69 млн, продал – $ 8 млн. Такие данные приводятся на веб-сайте НБУ во вторник, 10 апреля. Отмечается, что путем проведения интервенций по наилучшему курсу Нацбанк купил $ 26 млн, на валютных аукционах – $ 100,7 млн и впервые купил в форме интервенции по единому курсу $ 80 млн.

Согласно сообщению регулятора, с 10 апреля он начинает ежедневное обнародование информации о проведении интервенций на межбанке в разрезе форм интервенций. До настоящего времени НБУ информировал о проведении валютных аукционов по результатам каждого аукциона в день его проведения, о проведении интервенций по наилучшему курсу – еженедельно, а также в целом об объеме всех валютных интервенций – ежемесячно.

Следует отметить, что согласно «Стратегии валютных интервенций НБУ на 2016-2020 годы», валютная интервенция НБУ по единому курсу проводится в случаях, когда необходимо предоставить рынку чёткий курсовой ориентир. При такой интервенции НБУ пропорционально удовлетворяет заявленные субъектами рынка суммы по единому определённому обменному курсу гривны к иностранной валюте.

Таким образом, НБУ выходит на валютные торги снимая давление на курс доллара и не допускает его существенного проседания. Основным катализатором формирования повышенного спроса на гривну стали сезонные валютные распродажи аграриев, у которых началась посевная, а также монетарная политика НБУ.

С начала года в Украине фиксируется активный приток иностранного капитала в государственные ценные бумаги, в связи с высокой доходностью (учетная ставка 17%). Вследствие притока иностранной валюты, НБУ скупает избыток доллара, укрепляя нац. валюту. По итогам января-марта 2018 привлечено в госбюджет 24,7 млрд грн по размещённым ОВГЗ. При этом срок обращения облигаций на 22,5 млрд – меньше года, а средневзвешенная доходность – 16,56%, что существенно увеличит в краткосрочном периоде долговую нагрузку (обслуживание коротких облигаций может увеличить госдолг в текущем периоде до 3,7 млрд грн).

Следует отметить, что остатки на коррсчетах финучреждений превышают 57,1 млрд грн, что дает спекулянтам гривневый ресурс для попыток раскачать курс. Однако, с учетом сохранения учетной ставки на уровне 17%, данная ликвидность будет направлена в другие доходные инструменты. В целом, с начала года НБУ купил $ 1 млрд 394,49 млн, продал – $ 438,8 млн. Таким образом НБУ пытается пополнять ЗВР в условиях временного приостановления валютных траншей от международных кредитных организаций, которые предоставляли кредиты под низкие проценты на длительный срок.

Следует также напомнить, что в 2018 году Украина должна выплатить $ 11 млрд кредиторам. Низкий уровень чистых международных резервов ($ 6,3 млрд) свидетельствует об отсутствии у НБУ достаточного количества ликвидных средств для поддержки нац. валюты и подтверждает высокие девальвационные риски в периоды отсутствия сезонного притока валюты.

Кроме того, заложенный среднегодовой курс доллара в бюджете на уровне 29,3 грн/$ свидетельствует о девальвации нац. валюты на 12%, что дополнительно повлечет рост цен. Заложенный курс является ориентиром для наполнения доходной части бюджета, в связи с чем возможная ревальвация нац. валюты будет иметь временный характер. Поэтому после пополнения ЗВР в периоды сезонного притока валюты НБУ вернется к политике ослабления гривны.

[/toggle] [/accordion]
Стала известна цена газа для Украины в марте

Государственная фискальная служба рассчитала среднюю стоимость импортного природного газа, сложившуюся в процессе его таможенного оформления. Средняя цена импортного природного газа в марте 2018 года была равна 7154 грн, или $ 275, за тысячу кубометров. Об этом сообщает УНИАН со ссылкой на данные Государственной фискальной службы.

«Государственная фискальная служба Украины рассчитала среднюю стоимость импортного природного газа, сложившуюся в процессе его таможенного оформления во время ввоза на территорию Украины в период с 1 по 31 марта 2018 года, которая составляет 7154 гривен, или 275 долларов, за 1 тыс. куб. м», – говорится в сообщении.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Стоимость газа для населения правительство Гройсмана (а до этого – Яценюка) привязало к импортному паритету, то есть стоимости газа на немецкой бирже + доставки этого газа (Германия-Словакия-Украина), формула «Дюссельдорф +». Согласно этой формуле правительство должно пересматривать стоимость газа для населения каждые полгода, в зависимости от изменения цен на бирже. Это вписано в меморандум с МВФ 2017 года (п. 24). Если исходить из формулы Гройсмана и цены импортного газа по состоянию на март 2018 года в 7154 грн ($ 275), то цену для населения необходимо увеличить до 9634,9 грн (7154 грн +2 % торговая надбавка + 732,0 грн транспорт + 20 % НДС).

Вместе с тем, сама формула «Дюссельдорф +» для Украины, которая является газодобывающим государством, абсурдна и несправедлива.
По официальным данным ПАО «Укртрансгаз», в 2017 году из недр Украины добыто 20,8 млрд м3 газа. При этом населением вместе с ТКЭ (тепло и горячая вода для населения) в 2017 году потреблено 15,8 млрд м3 газа, в т. ч.:
 11,23 млрд м3 непосредственно населением;
 4,6 млрд м3 предприятиями ТКЭ (для населения).

Эти данные можно увидеть в официальном отчете НКРЭКУ за 2017 год. То есть, украинского газа для населения вполне достаточно, даже в избытке в 5 млрд м3. Поскольку население может полностью обеспечиваться украинским газом, привязывать его стоимость к цене импорта, который фактически населению не нужен, является преступлением и завуалированным грабежом людей. Повышение стоимости газа для населения экономически абсолютно безосновательное: есть только политические обязательства правительства перед МВФ и желание власти отобрать у людей деньги.

Если исходить сугубо из экономики, то стоимость газа для людей надо уменьшить минимум в 2 раза. Из официальной финансовой отчетности ОАО «Укргаздобыча» за 2017 год четко видно, что себестоимость газа собственной добычи в 2017 году составляла 2 926,0 грн на 1 тыс. м3. При этом из себестоимости 2 926,0 грн, 1893,0 грн – это налоги. Без них расходы ОАО «Укргаздобыча» составляли 1033,0 грн на 1 тыс. м3. Таким образом, в структуре расходов ОАО «Укргаздобыча» налоги составляют 64,7 %, но даже с таким уровнем налоговой нагрузки, компания выходит на цену газа в 2926 грн за тыс. м3, населению же этот газ продают по формуле «Дюссельдорф +» – 6957 грн за тыс. м3. Причем, указанную цену планируют повысить на 18 %, что приведет к росту стоимости отопления и горячей воды минимум на 10 %.

Следует также обратить внимание, что при себестоимости в 2926 грн за тыс. м3 объём добычи увеличился на 4,4 %, разведки и бурения на – 21,2 %. Это лучше всего указывает на достаточность указанной суммы для наращивания добычи.


НБУ сохранил размер учетной ставки

Национальный банк Украины сохранил учетную ставку на уровне 17%. С учетом обновленного макроэкономического прогноза и оценки указанных рисков, правление Национального банка считает, что текущие монетарные условия являются достаточно жесткими, чтобы снизить инфляцию в среднесрочной перспективе. Соответственно, было принято решение оставить учетную ставку неизменной на уровне 17%. Рисками в НБУ называют отсутствие прогресса в проведении реформ, необходимых для макрофинансовой стабильности и сотрудничества с Международным валютным фондом.

При этом в НБУ подчеркнули, что в случае усиления фундаментальных инфляционных рисков учетная ставка может быть повышена. Учетная ставка – один из ключевых монетарных инструментов, с помощью которого НБУ устанавливает для банков и других субъектов денежно-кредитного рынка ориентир по стоимости привлеченных и размещенных денежных средств. Снижение учетной ставки – это основной инструмент оживления кредитного банковского рынка. Повышение учетной ставки говорит о росте уровня инфляции и падении темпов экономического роста в стране.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Следует отметить, что политика инфляционного таргетирования показала абсолютную неэффективность. Единственным инструментом НБУ для борьбы с инфляцией является учетная ставка, но она влияет и на другие экономические параметры страны. Вследствие повышения учетной ставки увеличивается доходность по депозитам и ОВГЗ – так НБУ пытается мобилизовать дополнительные доходы в бюджет и уменьшить ликвидность на рынке, чем незначительно успокоить инфляцию. Однако такое решение в будущем негативно повлияет на деловую активность бизнеса, увеличивая стоимость заемных ресурсов.

По итогам января-марта 2018 г. привлечено в госбюджет 24,7 млрд грн по размещённым ОВГЗ. При этом, срок обращения облигаций на 22,5 – млрд меньше года, а средневзвешенная доходность – 16,56%, что существенно увеличит в краткосрочном периоде долговую нагрузку (обслуживание коротких облигаций может увеличить госдолг в текущем периоде до 3,7 млрд грн).

Уменьшая ликвидность и перенаправляя ее на финансирование бюджета, госорганы ухудшают ситуацию с банковским кредитованием, лишая мелкий и средний бизнес средств для развития, и, соответственно, создания рабочих мест и последующих отчислений налогов. Кроме того, погашать данные бумаги государству придётся за счет эмиссии, что негативно повлияет на инфляционные и девальвационные процессы.

В целом, ситуация со структурой активов украинских банков является катастрофичной, в связи с высоким уровнем токсичности необслуженных кредитов. Так, согласно данным НБУ, по состоянию на 01.03.2018 кредитный портфель украинских банков составлял 1,04 трлн грн ($ 40 млрд, при этом в 2013 г. – $ 113,7 млрд). При этом по данным НБУ в корпоративном портфеле «живых» банков объём необслуженных кредитов составляет 595 млрд грн (57,2%).

Следует отметить, что как и в прошлом году в экономике страны не происходят фундаментальные макроэкономические изменения, которые способствовали бы замедлению инфляции. Однозначно, при указанных выше факторах и отсутствии стратегий восстановления экономики в условиях международных ценовых колебаний на сырьевых рынках и выплат по внешним долгам – инфляция в Украине продолжит демонстрировать рост в 2018 году (целевой ориентир – 15-18%).


Цены на нефть Brent и WTI достигли максимумов с декабря 2014 года – $ 73 и $ 67 за баррель

Цена на нефть марки Brent впервые со 2 декабря 2014 года превысила $ 73 за баррель, а нефть марки WTI подорожала до $ 67 за баррель впервые с 4 декабря 2014 года, свидетельствуют данные торгов. Стоимость июньских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent выросла на 2,25% – до $ 72,52 за баррель, при этом в ходе торгов достигала уровня в $ 73,09 за баррель. Стоимость майских фьючерсов на нефть марки WTI увеличивалась на 2,27 %, до $ 67,02 за баррель. Специалисты «Публичного аудита» еще вначале года спрогнозировали целевой диапазон цен на нефть на уровне $ 70–85 за баррель. При этом будет ожидаться умеренный рост цен с пиками высокой волатильности, что приведёт к колебанию цен с последующими корректировками.

Так, июньский фьючерс на нефть Brent на лондонской бирже ICE Futures поднялся до $ 72,52 за баррель. Цена на нефть WTI с поставкой в феврале на электронных торгах Нью-йоркской товарной биржи (NYMEX) повысилась до $ 67,02 за баррель.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Основным катализатором, который связан со значительным ростом цен, являются нынешние геополитические риски (напряжённость на Ближнем Востоке). Обострение ситуации в Сирии вынудило трейдеров проигнорировать правительственный отчёт по запасам нефти в США и увеличить спрос на фьючерсные контракты. По данным Управления энергетической информации, добыча нефти в США достигла нового максимума в 10,5 млн баррелей в сутки, а запасы нефти для участников рынка неожиданно выросли на 3,3 млн баррелей.

Согласно новым данным ОПЕК, в 2018 году рост спроса на нефть в мире увеличится на 30 тыс. баррелей в сутки – до 1,63 млн баррелей. Однако, по расчётам организации, в этом году на рынке углеводородов вырастет предложение со стороны стран, не входящих в картель. Оно может увеличиться примерно на 40 тыс. баррелей в сутки – до 1,71 млн баррелей.

В декабре 2016 года ОПЕК и несколько стран вне организации, включая Россию, договорились сократить добычу нефти примерно на 1,8 млн баррелей в сутки для оздоровления рынка (целевой уровень добычи в 2017 году – 32,5 млн баррелей в сутки). Соглашение будет длиться до конца 2018 года. Кроме того, Саудовская Аравия лоббирует продление сделки ОПЕК+ по сокращению нефтедобычи (глобального нефтяного пакта) ещё на 9 месяцев после 2018 года.

Соглашение о сокращении производства странами ОПЕК+ улучшило краткосрочный прогноз для цен на нефть, но рост сланцевой добычи в США должен привести к переизбытку топлива в этом году, вследствие чего возможно падение цен. Также с учетом физических поставок по китайским фьючерсам и минимизации рисков образования спекулятивной ценовой волатильности (финансовые пузыри) за счет ограничений ценовых колебаний коридором – по 4%, рынок будет застрахован от спекулятивного капитала.

Сегодня на руках у спекулянтов (хэдж-фонды) оказались контракты на 1,115 млрд баррелей. Это почти 12 дней мирового потребления и 37 % всех физических запасов нефти, которые на данный момент имеются в коммерческих хранилищах мира (2,985 млрд баррелей, по данным ОПЕК).
С начала сентября 2017 года хедж-фонды приобрели фьючерсы и опционы на 146,4 млн баррелей WTI и 173,9 млн баррелей Brent, следует из данных Комиссии по торговле товарными фьючерсами США и статистики биржи ICE. Ещё 125,7 млн баррелей спекулянты выкупили с рынка, закрывая короткие позиции, – ставки на падение цен.

Поэтому существует высокая вероятность для ликвидации открытых позиций, что приведет к существенному падению цен на нефть. Катализатором данного процесса, скорее всего, станут данные по буровой активности американских сланцевых компаний. Так, по предварительным прогнозам, добыча нефти в США, включая газовый конденсат, увеличится не менее чем на 1,5–1,7 млн баррелей в сутки в 2018 году.

При этом не исключена вероятность трансформации сделки после марта 2018 г. В частности, одним из вариантов может стать последующее за достижением таргета поэтапное сужение «самоограничений» по добыче. Кроме того, в долгосрочной перспективе способность ОПЕК контролировать производство и цены находится под вопросом, учитывая, в том числе, нежелание участвующих в соглашении стран уступать долю рынка американским сланцевым производителям. Следует ожидать, что при реализации подобного сценария Brent отступит к уровню $ 60.


Почти 80 % антрацита в Украину поставляют из РФ – Госвнешинформ

В течение 2017 года в Украину из Российской Федерации было импортировано 2,66 млн тонн антрацита, что составляет 78,6 % от всего импорта. Об сообщило ГП «Госвнешинформ». Импорт антрацита в Украину в 2017 году составил 3,38 млн тонн, что больше чем в три раза превышает показатель 2016 года (933,4 тыс. тонн).

В 2017 году 99,6 % всего антрацита импортировано в Украину по «непрямым» контрактам (в 2016 году эта цифра составляла 99,8%). «В 2017 году 78,6% импортируемого антрацита (2,66 млн тонн) поступило из Российской Федерации, при этом 99,5 % – через посредников. Усредненная расчетная цена антрацита, который завозился в Украину из РФ по “непрямым” контрактам, в 2017 году составляла 99,3 доллара за тонну, а напрямую из РФ завезли только 12,1 тыс. тонн по среднерасчетной цене 165,7 доллара за тонну», – говорится в сообщении.

В Госвнешинформе также отметили, что в основном импорт антрацита из России в 2017 году происходил через такие страны, как Швейцария и Великобритания. Из ЮАР Украина в 2017 году импортировала 714,1 тыс. тонн антрацита (21,2 % всего импорта) по среднерасчетной цене $ 92,1 за тонну (импорт осуществлялся через Швейцарию).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Средние расчетные цены при импорте антрацита в Украине в 2017 году по «прямым» контрактам составляли около 165 долларов за тонну (170 долларов за тонну в 2016 году), а по «непрямым» – $ 98 за тонну ($ 73 за тонну в 2016 году). При этом дельта между ценами «прямых» и «непрямых» импортных контрактов составила $ 67 за тонну в 2017 году и $ 97 за тонну – в 2016 году. В госпредприятии предполагают, что эта разница вызвана качественными характеристиками угля или другими факторами. По данным Минэнергоугля, на неподконтрольной территории Донецкой и Луганской областей находится 85 шахт всех форм собственности, что составляет 57 % от их общего количества в Украине. Из них на 60 шахтах добывался энергетический уголь, в т. ч. 100 % всего антрацита в Украине.

До 2014 года Украина самостоятельно обеспечивала себя антрацитом, с 2014 по 2017 гг. покупала антрацит напрямую с неподконтрольной территории, ведь это дешевле, чем из РФ или ЮАР. Однако с февраля 2017 года власть решила, что покупать уголь напрямую с неподконтрольной территории «непатриотично» – прямые поставки прекратились. При этом, как указанно в исследовании государственного предприятия «Госвнешинформ», специализирующегося в т. ч. на исследованиях внешнеэкономической деятельности Украины, почти 80 % всего антрацита – 2,66 млн тонн (из 3,38 млн тонн) – мы купили у РФ, но не по прямым контрактам, а через посредников.

При этом непосредственно из РФ завезли всего 12,1 тыс. тонн, или 0,45 % от всего объёма антрацита. С огромной долей вероятности можно предположить, что остальные 99,5 % купленного у РФ антрацита, но завезенного не из РФ, – это все тот же украинский уголь с неподконтрольной территории, правда, купленный Украиной по более сложным и запутанным схемам (через «прокладки» в Швейцарии, Великобритании и других странах). Естественно, значительно дороже.

После прекращения прямых поставок угля с неподконтрольной территории Украины, валютные расходы на его покупку выросли на 87 % – с $ 1,46 млрд в 2016 году до $ 2,74 млрд в 2017 году. Только за 2017 год Украина понесла дополнительные расходы на закупку угля в суме $ 1,3 млрд. Но деньги не исчезают бесследно – информация «Госвнешинформа» о посредничестве и непрямых контрактах при закупке угля в 2017 году – ещё одно тому подтверждение. Этот $ 1,3 млрд осел в цепочке посредников и организаторов схем по поставке угля в Украину, что заслуживает пристального внимания и реакции правоохранительных органов.