Дайджест 8-14/01/2018

Уровень бедности в Украине в 2017 году снизился до 12%, – КМИС

Уровень бедности в Украине в 2017 году, по данным Киевского международного института социологии, снизился до 12 %. Об этом сообщила заместитель исполнительного директора КМИС Виктория Захожая. По ее словам, с 1994 по 2017 гг. уровень бедности в Украине менялся. Наихудшая ситуация была в конце 1990 годов. В 1998 году 52% респондентов считали, что они почти голодают. Потом ситуация улучшалась, и за 10 лет – до 2008 года уровень бедности снизился до 11 %.

«И это одно из немногих, но важных достижений Украины за эти годы. В 2008 году, после начала мирового кризиса, уровень бедности вырос до 21%, но затем ситуация стала улучшаться. Перед началом военного конфликта, в 2013-м, уровень бедности составлял 9%, с 2014 по 2016 годы увеличившись почти вдвое – до 17%. Но в течение последнего года ситуация улучшилась, и уровень бедности снизился до 12%», – рассказали в институте социологии.

Как понимать?

Оценивать уровень бедности можно по-разному. Например, исходить из средней заработной платы, пенсии и статистических показателей; другой вариант – проводить социологические опросы граждан. Так, Киевский международный институт социологии вышел на показатель в 12 %. Однако проведение соцопросов по данной теме – все же не самая подходящая и объективная методика оценки. Большинство респондентов не хотят признавать себя бедными, потому что это, как минимум, неприятно и стыдно. Многие не готовы в этом признаться даже самому себе, не говоря уже о посторонних людях, проводящих опросы. Зачастую «бедные люди» считают свою бедность временной неудачей, стечением обстоятельств, черной полосой в жизни, но никак не социальным статусом.

Официальная статистика в данном контексте является более честной и объективной. В соответствии со стандартами ООН в мире установлена черта бедности на уровне $ 5 в день на человека, т. е. $ 150 в месяц, или 4200 грн. Отталкиваясь от стандартов ООН, всех украинских пенсионеров (за исключением 1–2% с пенсией в 5 тыс. грн и выше), можно отнести к бедным, а это почти 12 млн человек (30% населения). Работающие люди со средней зарплатой в 2017 на уровне 6 900 грн ($ 246) могут считаться небедными, но только в том случае, если весь доход они тратят исключительно на себя. Если же у работающего человека есть семья, дети, не трудоустроены родственники, нуждающиеся в помощи и опеке, то с таким доходом семья автоматически попадает в «бедные».

Все социально незащищенные категории граждан, живущие на социальную помощь, принадлежат к этой категории, поскольку установленный правительством размер прожиточного минимума в суме 1700 грн в 2,5 раза ниже черты бедности, установленной ООП.  Показательная в плане бедности и статистика по субсидиям, ведь если человек небедный, то ему субсидия не нужна. И наоборот – человек, получающий субсидию, не может считаться небедным, ведь он не в состоянии оплатить самые простые бытовые потребности.

Статистика по субсидиям полностью опровергает заявления правительства и проводимые под их диктовку соцопросы о сокращении бедности, демонстрируя стремительный рост бедности в Украине. В связи с ростом тарифов, без пропорционального увеличения доходов, количество обращений за субсидией в 2017 году возросло более чем на 55%:
 за 3 квартала 2015 года за субсидией обратилось 3,6 млн семей;
 за 3 квартала 2016-го – 4,7 млн семей;
 за 3 квартала 2017-го – 7,7 млн, а по состоянию на конец ноября их количество приблизилось к 8 млн (более 22 млн человек).
Таким образом, за последние 2 года количество нищих в стране увеличилось более чем на 4 млн семей (11 млн человек), причём, за последний год такой рост составил 3 млн семей (8,4 млн человек).

Суммарное количество бедных уже достигло более 22 млн человек. Это 55% от всего населения Украины (!), и уж никак не 12%, как насчитали социологи.
Дальнейшее повышение тарифов, рост цен на продукты, медикаменты, проезд, бензин, одежду, прочие товары, и услуги, а также девальвация гривны обусловят дальнейший рост бедности в стране.

Украина активно покупает уголь у России

По сравнению с 2016 годом в прошлом году валютные расходы на покупку угля выросли почти в два раза – до $ 2,744 млрд с $ 1,467 млрд. Об этом сообщает УНИАН, ссылаясь на Государственную фискальную службу.

В ведомстве отмечают, что крупнейшими поставщиками стали Россия, США и Канада. Так, импорт угля из России в денежном выражении составил $ 1,552 млрд (56,6%), из США – $ 682 млн (24,9%), из Канады – $ 182,2 млн (6,6 %). На другие страны пришлось $ 327,6 млн.

Как понимать?

Потребность в больших объёмах импортного угля возникла в феврале 2017 года, после организованной «активистами» блокады Донбасса, которая закончилась официальным запретом торговли. Дальше это привело к острому дефициту угля-антрацита, который добывается по ту сторону линии разграничения. При этом со стороны ОРДЛО не наблюдалось никаких препятствий поставлять уголь на территорию Украины, что подтверждали представители ДНР на встрече в Донецке с министром Насаликом.

Перестав покупать уголь на Донбассе, Украина начала тратить валюту на уголь из США, ЮАР и РФ, за который могла бы платить гривнами, покупая его по более низкой цене, экономя на доставке. «Центрэнерго» и ДТЭК начали переводить антрацитовые ТЭС на газовую группу угля, а также закупать антрацит в США, ЮАР и России.

Если правительство Украины официально называет Россию «агрессором» и «оккупантом», то какой смысл отказываться от угля с неподконтрольной территории Украины (за гривны) в пользу угля из России (за валюту)? В этом нет логики, а значит, есть другой, скрытый смысл и мотив. В денежном эквиваленте он представлен суммой в $ 1,3 млрд – это дополнительные расходы, которые понесла Украина на закупку угля в 2017 году.

Украина могла продолжать закупать уголь напрямую из Донбасса, как это делалось в 2014–2016 гг., но кому-то из руководящего состава нашей страны стало мало. В итоге появились «активисты» на рельсах, блокада и запрет торговли. В результате всей этой хитроумной схемы из Украины было дополнительно выведено за 2017 год $ 1,3 млрд, которые потом, по всей видимости, были разделены между организаторами и участниками указанной махинации.

Кроме возросших прямых затрат на закупку угля, блокада, а вернее разыгранный спектакль, привела к росту тарифов на электроэнергию и к дополнительным расходам украинцев в сумме свыше 10 млрд грн.


В Украине ускорилась инфляция

В Украине в 2017 году ускорилась инфляция по сравнению с предыдущим годом: с 12,4% до 13,7%. Об этом во вторник, 9 января, сообщили в Государственной службе статистики. Согласно обнародованным данным, в прошлом году среднегодовая инфляция (январь-декабрь к январю-декабрю предыдущего года) выросла до 14,4% с 13,9% годом ранее.

На потребительском рынке в декабре цены на продукты питания и безалкогольные напитки выросли на 1,5%. Больше всего (на 7,1% и 6,8%) подорожали овощи и яйца. На 4-1,6% повысились цены на молоко и молокопродукты, масло, сало, фрукты, хлеб, говядину, макаронные изделия. В то же время на 5,4-0,5% подешевели гречневая крупа, сахар, мясо птицы, рыба и продукты из рыбы. Цены на алкогольные напитки и табачные изделия повысились на 0,6%.
Рост цен (тарифов) на жилье, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива на 0,3% произошел главным образом за счет повышения стоимости содержания и ремонта жилья на 1,1%, тарифов на отопление на 0,9%. Вместе с тем произошло снижение тарифов на водоснабжение и канализацию на 1,2%, горячую воду – на 0,1%.

Как понимать?

Специалистами «Публичного аудита» еще с первой половины 2017 года прогнозировалась годовая инфляция на уровне 14-16%, вследствие повышения соц. стандартов, падения промышленного производства, высокой учетной ставки и финансирования бюджетного дефицита за счет ОВГЗ. Следует отметить, что ситуация с инфляцией уже давно неподконтрольна правительству и не соответствует пределам годового инфляционного таргета. Политика инфляционного таргетирования показала абсолютную неэффективность, а единственный инструмент НБУ для борьбы с инфляцией является учетная ставка, которая влияет на другие экономические параметры страны.

Так, по данным Госстата, за январь-декабрь 2017 года уровень инфляции составил 13,7% (среднегодовая инфляция 14,4%). Однако официальные данные немного отклоняются от индексов роста цен, которые более корректно отображают ценовые колебания, чем изменения цен в потребительской корзине, установленной КМУ. Рост индекса цен производителей промышленности в годовом выражении (по ноябрь 2017) составил 18,3%, как один из главных индикаторов дальнейшего удорожания себестоимости остальных товаров. Индекс цен производителей за январь-ноябрь 2017 г. – 14,7%, что еще более объективно отображает инфляционные процессы в стране. Кроме того, девальвация национальной валюты за год составила 5%, что также должно отобразиться на росте цен.

Благодаря повышению учетной ставки (14,5%), которое подняло доходность по депозитам и ОВГЗ, НБУ удалось немного уменьшить ликвидность на рынке, чем незначительно успокоить инфляцию под конец года. Однако такое решение в будущем негативно повлияет на деловую активность бизнеса, увеличив стоимость заемных ресурсов.

Следует отметить, что относительный показатель динамики объема промышленного производства (индекс промышленного производства) за январь-ноябрь 2017 года уменьшился на 3,9%, что свидетельствует о количественном уменьшении производства основных отраслей и сокращении бюджетоформурующих секторов экономики. При этом наблюдается рост денежной массы в стране.

В связи с инфляционной политикой государства, только по итогам II квартала 2017 г. Госстатом зафиксировано, что расходов у населения было больше, чем доходов, вследствие чего сокращение сбережений составило 27,6 млрд грн (более $ 1 млрд). При этом в 1 квартале 2017 г. сокращение сбережений составило 34,4 млрд грн ($ 1,3 млрд). Данная статистика свидетельствует, что реальный уровень инфляции (а не декларативный) уже сегодня выше 17%.
В бюджете на 2018 год правительство заложило показатель инфляции на уровне 9%. Однако, как и в прошлом году, в экономике страны не происходят фундаментальные макроэкономические изменения, которые способствовали бы замедлению инфляции. Во-первых, высокий уровень действующей учетной ставки не позволит инфляции опустится ниже 14%. Кроме того, заложенный среднегодовой курс доллара в бюджете на уровне 29,3 грн за долл, свидетельствует о девальвации нац. валюты на 10%, что дополнительно повлечет за собой рост цен.  Кроме того, в бюджете заложено повышение зарплат на 16,3%, что в условиях отсутствия роста производства крайне негативно повлияет на изменение цен.

Однозначно, при данных макроэкономических факторах, отсутствии стратегий восстановления экономики в условиях международных ценовых колебаний на сырьевых рынках и выплатах по внешним долгам, инфляция в Украине продолжит демонстрировать рост в 2018 г. (целевой ориентир – 15-18%).


США ввели пошлины на украинскую катанку

Министерство торговли США утвердило окончательные антидемпинговые пошлины на импорт углеродистой и легированной катанки из Украины и ЮАР. Так, размер пошлины для продукции меткомбината «АрселорМиттал Кривой Рог» и Енакиевского металлургического завода составит 44,03%, а других производителей – 34,98%.

Данный размер пошлины, введенной против продукции АМКР и ЕМЗ, связан с наличием отягощающих обстоятельств из-за отказа заводов от полного сотрудничества в процессе антидемпингового расследования, начатого в марте 2017 года, отметили в Комиссии по международной торговле (ITC) при Минторге США. Размер пошлины для продукции южноафриканского альянса производителей (ArcelorMittal South Africa Limited, Scaw South Africa (Pty) Ltd. и Consolidated Wire Industries) составил 142,26%, тогда как другие компании из ЮАР – 135,46%. К 22 февраля ITC должна согласовать финальное решение Минторга, после чего ведомство выдаст постановления о введении пошлин, но не позже 1 марта. Напомним, в марте 2017 г. американские металлургические компании инициировали антидемпинговое расследование в отношении импорта катанки из углеродистой и легированной стали из десяти стран, в том числе и Украины.

Как понимать?

Введение пошлин на импорт товаров – одно из основных обещаний, данных президентом США Дональдом Трампом во время предвыборной кампании 2016 года. С момента его инаугурации, Министерство торговли США ввело порядка 77 антидемпинговых и компенсационных пошлин на разные группы товаров.

Инициаторами расследования в отношении ввоза на территорию США катанки выступили четыре крупные американские компании – Gerdau Ameristeel US, Nucor Corporation, Keystone Consolidated Industries и Charter Steel. Следует отметить, что в США существует мощное «стальное» лобби, которое тратит много времени и денег, чтобы убедить Конгресс в том, что их собственное металлургическое производство испытывает острый кризис из-за наплыва дешевой импортной продукции.

Ранее США ввели пошлины на стальную катанку из России, ОАЭ, Беларуси. Так, для России пошлина составит 436,8%-756,93%, пошлина в 280,02% будет взиматься с товара из Беларуси, пошлина для ОАЭ составит 84,1%. При этом для определения размера ставки американские специалисты основывались на собственных данных, так как поставщики катанки не предоставили запрашиваемую информацию.  Минторг США также принял решение о введении предварительных компенсационных пошлин на импорт углеродистой и легированной катанки также из Италии и Турции. При этом наибольшие санкции (пошлина 44,81%) коснулись предприятия Ferriera Valsider S.p.A. (Верона, Италия), которое входит в состав «Метинвест Холдинга». Итальянское предприятие «Метинвеста» занималось реэкспортом металлопроката, произведенного на украинских активах.

Введение данных пошлин однозначно зачистит американский внутренний рынок от импорта. Что касается украинских производителей катанки, то такие меры приведут к их убыткам, однако они не станут критичными, поскольку рынок США не является значимым для поставок катанки. Среди экспортных рынков украинской металлопродукции основными являются страны Европейского Союза (32,7% экспорта), Ближнего Востока (14%) и прочие страны Европы, включая Турцию (14,4%). По данным Минторга США, в 2016 году экспорт катанки из Украины в США составил 146,47 тыс. тонн, или $ 55,02 млн. Размер пошлины для украинской катанки составит 34,98-44,03%.

Сегодня мировые экономики (ЕС, КНР, США) все чаще используют протекционистские законы и заградительные меры для защиты своих производителей. Однако протекционизм может использоваться как временная мера для поддержки внутреннего производителя, которому нужен импульс для выхода из кризиса. В долгосрочной перспективе подобные действия (при отсутствии объективных факторов) приведут к негативным последствиям (падение качества продукции, ухудшение фин. результата сопутствующих отраслей).


Польша в два раза увеличила экспорт газа в Украину

Польша удвоила экспорт природного газа в Украину по итогам 2017 года – до 700 млн м³. Об этом сообщает Прайм со ссылкой на заявление польской нефтегазовой компании PGNiG.

«Всего за 17 месяцев (с августа 2016 года по декабрь 2017 года) польская нефтегазовая компания поставила на украинский рынок более 1 млрд м³ природного газа. В 2017 году поставки газа в Украину увеличились вдвое, достигнув более 700 млн м³», – говорится в сообщении.

Вице-президент PGNiG Мачей Вожняк заявил, что «эти результаты очень радуют». «Наши поставки надежны и безопасны, что имеет большое значение для Украины. Портфель газа в нашем предложении хорошо диверсифицирован: он происходит от нашего внутреннего производства в Польше и от различных направлений импорта», – добавил он.

Как понимать?

Украина в 2017 году увеличила импорт природного газа на 26,8% (на 2,97 млрд м³) по сравнению с 2016 годом – до 14 млрд м³. Со стороны Словакии в 2017-м поступило 9,9 млрд м³ газа, Венгрии – 2,8 млрд м³, Польши – 1,3 млрд м³. По «странному стечению обстоятельств» в то время как Украина, отказавшись от российского газа, увеличила его импорт из Европы, «Газпром» увеличил поставки газа в Европу.

Более 2-х лет мы слышим политические лозунги о прекращении поставок газа из РФ. Власть чудесно манипулирует патриотическими настроениями электората, при этом забывая сказать, что газ, который мы покупаем в Европе, туда поставляет «Газпром». После того как «газпромовский» газ пересекает границу с ЕС (на границе Украина-Словакия), он становится собственностью европейских трейдеров, которые продают его Украине, куда он в итоге и возвращается. При этом Украина платит за сам российский газ, за его транспортировку из Европы, а также наценку европейским посредникам (трейдерам), в результате чего Украина переплачивает минимум $ 20-25 на каждой тыс. м³.

От прекращения сотрудничества с «Газпромом» в поставке газа для людей он дешевле не стал. Наоборот, его цена выросла в мае 2017 года на 2,5%, а в мае 2018 года планируется повышение еще в пределах 20%. Согласно данным МЭРТ, цена импорта газа в 2017 году составляла от $ 208,38 до $ 252,91 за тыс. м3:
в январе – $ 229,51;
в феврале – $ 246,88;
в марте – $ 248,13;
в апреле – $ 232,17;
в мае – $ 208,38;
в июне – $ 213,7;
в июле – $ 214,5;
в августе – $ 210,11;
в сентябре – $ 212,9;
в октябре – $ 224,89;
в ноябре – $ 239,53;
в декабре – $ 252,91.

Средняя цена за 2017 год составила $ 227,8 за тыс. м³. Ценовая политика «Газпрома» для Европы и стран бывшего СССР существенно отличается. В 2017 году для Европы российский газ стоил $ 190-210, в то время как Белоруссия платила за него $ 141 за тыс. м³.

Имея нормальные отношения с РФ и не строя на поставках газа никаких коррупционных схем, Украины могла бы импортировать газ по цене «для стран СНГ» (как Белоруссия по $ 141). В таком случае годовая экономия могла бы составить более $ 1,2 млрд. При поставках газа из РФ по цене для Европы ($ 200 за тыс. м³) Украины могла бы сэкономить за 2017 год около $ 400 млн.

В 2016 году Украина покупала газ в Европе по цене от $ 183 до $ 202, в то время как «Газпром» поставлял газ в Европу по цене в среднем $ 167.
При поставках газа в 2016 году из РФ по цене для Европы, Украина, импортировав 10,9 млрд м³, могла бы сэкономить за год около $ 280 млн.
Действия сегодняшней власти направлены не на экономию и интересы Украины, а на лоббирование интересов зарубежных кредиторов и кураторов. Поэтому результат Украины за 2017 год в минус $ 400 млн «очень радует» Словакию, Польшу и Венгрию, ведь эти деньги достались их компаниям и нашим лоббистам.


НБУ за неделю купил на межбанке $ 40 млн

Регулятор проводит интервенции в форме запроса наилучшего курса. Национальный банк Украины в первую неделю 2018 года купил на межбанковском валютном рынке $ 40 млн путем интервенций в форме запроса наилучшего курса. Об этом сообщается на сайте регулятора. Также отмечается, что в последнюю неделю 2017 года НБУ купил на межбанке путем интервенций в форме запроса наилучшего курса $ 3 млн, продал – $ 25 млн.

Напомним, НБУ в октябре 2016 года утвердил порядок проведения новой формы валютных интервенций – запрос наилучшего курса, согласно утвержденной стратегии валютных интервенции НБУ на 2016-2020 годы. Для проведения такого вида интервенции НБУ делает запрос у банков цены на покупку-продажу иностранной валюты через торгово-информационный системы (ТИС). После получения предложений банков, НБУ заключает сделку с тем из них, кто предложи лучшую цену.

Как понимать?

Как сообщал ранее Корреспондент.net, 9 января гривна на межбанке снизилась до 28,26 грн/$1 с 28,195 грн/$1 в предыдущий рабочий день. Напомним, Кабмин заложил в госбюджет-2018 курс доллара 30,1 грн/$. Следует отметить, что с 3 по 10 января 2018 года объём долларовых торгов на межбанке составил $ 849,5 млн. При этом курс на межбанке опустился с 27,85 до 28,43 грн за доллар (девальвация 2%, курс НБУ – 28,32 грн/$). Фундаментальные причины роста курса валют отсутствуют, девальвация гривны связанна со спекулятивными торгами.

Следует отметить, что согласно «Стратегии валютных интервенций НБУ на 2016-2020 годы», валютная интервенция НБУ по единому курсу проводится в случаях, когда необходимо предоставить рынку чёткий курсовой ориентир. При такой интервенции Национальный банк пропорционально удовлетворяет заявленные субъектами рынка суммы по единому определённому обменному курсу гривны к иностранной валюте.

Так, по итогам валютного аукциона 05.01.2017 НБУ удовлетворил 75,7% заявок на покупку валюты (объём – $ 50,5 млн) при среднем курсе 27,93 грн за доллар. Такие действия НБУ обозначили ориентиры роста валюты при непогашенном спросе. Кроме того, покупка НБУ на межбанковском валютном рынке $ 40 млн путем интервенций в форме запроса наилучшего курса дополнительно стимулирует рост курса.

За год международные резервы выросли на 21% (с $ 15,5 млрд до $ 18,8 млрд). Однако произошло это благодаря поступлению финансирования от Международного валютного фонда на уровне около $ 1 млрд, а также размещению валютных ОВГЗ на $ 1,8 млрд. Чистые международные резервы НБУ (международные резервы за вычетом обязательств перед нерезидентами) в ноябре 2017 года (оперативные данные НБУ) составили всего $ 6,6 млрд (конец 2013 года – $ 15,2 млрд), это достаточно для того, чтобы преодолеть сезонный спекулятивный спрос.

Кроме того, 10 января 2017 года НБУ провел количественный тендер по рефинансированию финучреждений, по результатам которого удовлетворил заявку одного банка. Ему выделили кредит для поддержания ликвидности на сумму 2,3 млрд грн под 16,5% годовых. Следует отметить, что НБУ не уточнил, кому именно достался рефинанс, а также не сообщил, на какой срок и под залог каких активов выдан кредит. Согласно опубликованному на сайте графику проведения тендеров, 10 января рассматривались заявки на рефинансирование сроком до 90 дней. Данные средства могут быть направленны на нагретый валютный рынок, что приведет к еще большей девальвации, так как НБУ не проводит эффективного курсового регулирования.

Ранее, 13 декабря, НБУ предоставил Ощадбанку, Укргазбанку и Альфа-банку рефинансирование на общую сумму 4,625 млрд грн. По данным НБУ, госбанки получили кредиты объемом 2 млрд грн, Альфа-банк — 625 млн грн. Средства предоставлены на срок более 30 дней под залог гособлигаций под 15,5% годовых.

После получения такого рефинансирования, банки скупили ОВГЗ по процентным купонам выше, чем необходимо вернуть. Самым привлекательным оказалось первичное размещение долларовых полугодовых ОВГЗ под 5%, что привлекло в госбюджет $ 378,5 млн. Минфин удовлетворил 7 заявок банков. Следует отметить, что под конец следующего года КМУ и НБУ прогнозируется курс доллара 30,1 грн (ориентировочная девальвация составит 15,5%). Поэтому банки, которые получили рефинансирование и купили за него валютные облигации получат чистый процентный доход размере 5%.

Кроме того, данные облигации являются очень востребованными, в связи с чем банки могут их продать на вторичном рынке и зафиксировать прибыль.
Кроме того, в 2018 году Украина должна выплатить $ 11 млрд внешним кредиторам. Поэтому НБУ проводит монетарную политику, целью которой является пополнение валютных резервов для будущих выплат. Вследствие этого девальвируется национальная валюта, что необходимо для увеличения налоговых поступлений и поддержки конкурентоспособности экспортеров. Однако в среднесрочной перспективе такая политика приведет к макроэкономическим дисбалансам (увеличение инфляционного давления, повышение учетной ставки, уменьшение деловой активности).


Агросектор формирует 18% ВВП Украины – Гройсман

Правительство обещает поддерживать аграрный сектор в этом году, поскольку он формирует около 18% ВВП. Об этом заявил глава правительства Владимир Гройсман на встрече с молодыми предпринимателями в среду, 10 января. «Если мы говорим об аграрном секторе, то он формирует 17-18% ВВП», – сказал премьер.

В связи с этим Гройсман обещает господдержку аграриев. «Поддержка аграрного сектора в 2018 году будет беспрецедентной и составит 6 млрд гривен, что откроет возможности для его технологического развития на основе отечественных технологий», – добавил глава правительства.

Как понимать?

АПК в общей структуре ВВП в 2013 году составлял 9%. Рост доли АПК в структуре ВВП объясняется падением промышленного производства. Так, с конца 2013 года кумулятивный индекс промпроизводства упал на 19,2%, потянув за собой падение ВВП. Удачное международное ценовое образование на агропродукцию и хорошая урожайность повлияли на рост АПК в структуре ВВП.

Сегодня страны ЕС стабильно занимают второе место в региональной структуре нашего аграрного экспорта. По результатам первого полугодия 2017 года их доля составляла 34,9%. По итогам 2013 года объём экспорта товаров составлял $ 63,3 млрд. Однако по итогам 11 месяцев 2017 года экспорт товаров составил $ 36,1 млрд, что свидетельствует о существенном сокращение экспорта. Кроме того, дефицит торгового баланса за соответствующий период составил $ 5,7 млрд. Наибольшую долю в структуре украинского экспорта занимает продукция АПК и пищевой промышленности (41,3%), продукция металлургии (23%), машиностроения (11,4%), минеральные продукты (9,4%), продукция химической промышленности (5%).

По данным Минагрополитики, украинские аграрии с начала 2016-2017 маркетингового года (06.2016 – 05.2017) экспортировали рекордные 40,11 млн тонн зерновых. В частности, пшеницы отправлено на экспорт 16,54 млн тонн, ячменя – 5,15 млн тонн, кукурузы – 18,19 млн тонн, ржи – 5,4 тыс. тонн.
Следует отметить, что сельскохозяйственная продукция имеет низкую долю добавленной стоимости. На ней, в принципе, нельзя много заработать.

В условиях, сложившихся в Украине, она еще и импортозависимая: семена, удобрения, топливо, техника – большинство из этих позиций импортируются. В результате практически все, что мы зарабатываем, сразу же тратится на закупку всего того, что нужно для выращивания нового урожая. Кроме того, последние три года ускоренными темпами проводится деиндустриализация; Украина продолжает терять свой научный потенциал из-за оттока профессиональных кадров; произошел банковский обвал, а реальные доходы украинцев упали.

Следует отметить, что любой продукт, который продается на бирже, является очень рискованным, ведь он полностью зависит от колебаний мировых цен. Страны, которые опираются на продажу экспорта неготовой продукции, автоматически попадают в зону риска, ведь маржа ими вообще не регулируется.
В Украине дестимулируется развитие переработки в агросекторе. Поэтому выгоднее заниматься экспортом неготовой агропродукции. Поэтому сегодня у Украины нет шансов быть аграрной страной и при этом иметь достойный уровень жизни населения. Государство с аграрно-сырьевой специализацией экономики рискует оказаться беззащитным перед глобальными и локальными вызовами.


Нацбанк подсчитал наличные в Украине

В Украине по состоянию на начало 2018 года в наличном обороте находится 361,5 млрд грн. Об этом в пятницу, 12 января, сообщает пресс-служба Национального банка Украины. Так, по состоянию на 1 января в наличном обороте пребывало 2,98 млрд шт. банкнот на суму 359,4 млрд грн и 12,97 млрд шт. монет на суму 2,07 млрд грн. Сумма наличных средств в обороте на 6% превышает показатели аналогичного периода прошлого года.

Среди банкнот больше всего в обороте находилось купюр номиналом 200 и одна грн (19,94% и 18,36% соответственно). Среди монет – 10 и одна копейки (29,36% и 18,79% соответственно). Согласно обнародованным данным, общее количество банкнот на душу населения составляло 70, а разменных монет – 293 штуки.

Как понимать?

Катализатором увеличения денежной базы стала эмиссия денежных средств, направленная на финансирование бюджетного дефицита и прочих бюджетных расходов. Следует отметить, что под конец бюджетного года (2017) возникают трудности с финансированием расходной части бюджета в связи с тем, что рост доходной части бюджета был предусмотрен на уровне 25,1 %, в то время как рост экономики не смог обеспечить достижения таких целей (рост реального ВВП — 1,5%, инфляция — 14%). Это привело к необходимости финансирования бюджетного дефицита, а также финансирования повышенных зарплат и пенсий за счёт размещенных ОВГЗ (эмиссия), а также отчислений прибыли НБУ, что повлияло на увеличение денежной массы.

Динамика роста денежной массы обусловлена преимущественно увеличением объёма наличных средств в обращении вне банков: с 308,6 в октябре 2017 до 361,5 млрд грн в январе 2018 (+17%). Решение НБУ об увеличении учётной ставки (до 14,5%) было обусловлено необходимостью увеличения доходности по депозитам и ОВГЗ, в результате чего свободная наличность была направлена через увеличение депозитного портфеля банков на финансирование бюджетного дефицита и расходной части бюджета.

Дальнейшее финансирование бюджетных расходов за счет эмиссии приведет к еще большему увеличению денежной массы в условиях сокращения производства, вследствие чего следует ожидать дополнительные инфляционные и девальвационные риски, которые деструктивно повлияют на экономику.


Кабмин утвердил бюджет Пенсионного фонда

Бюджет утвержден с доходами 353,6 млрд гривен и расходами 345,8 млрд гривен. Кабинет министров Украины утвердил бюджет Пенсионного фонда на 2018 год, учтя при этом предусмотренный госбюджетом объем ассигнований на финансирование пенсионных программ в сумме 139 313,4 млн гривен. Соответствующее решение министры приняли заседании 11 января.

Как отмечается, предусмотренный объем ассигнований дает возможность обеспечить выплату пенсий, надбавок и повышений, покрыть дефицит средств ПФУ в соответствии с действующим законодательством. Общий объем доходной части бюджета определен в сумме 353 628,6 млн гривен. Общий объем расходной части – 345 811,7 млн гривен.

Как понимать?

Постановление Кабинета министров направлено на обеспечение своевременной и в полном объеме выплаты пенсий и денежной помощи, реализацию законодательных актов в части улучшения пенсионного обеспечения граждан и организации работы пенсионной системы. В течение последних 3-х лет расходы на пенсионные выплаты в Украине, в реальном (долларовом) исчислении, сократились более чем в 3 раза: с $ 29-31 млрд в 2013-2014 годах до $ 9,8-10,4 млрд в 2016-2017 годах.

На 2018 год бюджет Пенсионного фонда утвержден в сумме 353,6 млрд грн, при курсе доллара заложенном в бюджет 2018 года $1 = 29,3 грн.
Таким образом, в 2018 году расходы на пенсионные выплаты в реальном (долларовом) исчислении составят $ 12,06 млрд, что в 2,4 раза меньше, чем в 2013 году и в 2,6 раза меньше, чем в 2014. Пенсионный фонд Украины в 2018 г., как и в предшествующие годы, является дотационным, т.е. расходы на пенсионные выплаты не покрываются собственными поступлениями. Для покрытия дефицита ПФ из государственного бюджета ежегодно выделяются дотации.

Бюджет Пенсионного фонда Украины на 2017 год составлял 283,2 млрд грн, из которых:
ЕСВ – 136,3 млрд грн;
дотация из Госбюджета – 141,3 млрд грн;
другие поступления – 6,4 млрд грн.

Как видно, бюджет Пенсионного фонда имеет 2 основных источников наполнения: ЕСВ и дотации из госбюджета. Несмотря на повышение размера пенсий в октябре 2017 года, субвенции из бюджета на 2018 год предусмотрены меньше, чем в 2017 и 2016 годах, а значит, государство постарается собрать больше налогов в виде ЕСВ для покрытия возросшей потребности в финансовых ресурсах, в связи с пересмотром пенсий.

Всего государство попытается дополнительно собрать с работающих людей около $2,4 млрд, в виде ЕСВ. Для этого с 1 января 2018 года уже увеличена минимальная заработная плата (с 3200 грн до 3723 грн), а также запланировано дальнейшее ее повышение до 4200 грн. Однако ожидаемых результатов повышение «минималки» не принесет. Ведь как показала практика 2017 года, рост «минималки» в 2017 году привел не к легализации зарплат, а к сворачиванию бизнеса и еще большей «тенизации» доходов.

Когда вся верхушка власти погрязла в коррупции, а бюджет из года в год разворовывается, когда президент страны выводит доходы в офшоры, а не платит налоги в Украине, убедить бизнес честно платить налоги невозможно. Зарплаты все активнее будут платить в конвертах, а сотрудников оформлять на полставки или формально увольнять.  Государство не имеет физической возможности проверить каждое предприятие и каждого сотрудника на предмет трудовых отношений и реального размера заработной платы, а даже если бы и имело, доказать что-то в этом направлении без показаний самих сотрудников очень проблематично.

Поэтому в 2018 году мы увидим картину, аналогичную прошлому году: массовые сокращения сотрудников и закрытие малого бизнеса, а также критическую ситуацию с уплатой ЕСВ и наполнением Пенсионного фонда.


Минфин прогнозирует рост госдолга Украины

Министерство финансов прогнозирует рост предельного размера гарантированного государством долга к концу 2018 года в 2,3 раза. Об этом свидетельствует презентация закона Украины О государственном бюджете Украины на 2018 год, опубликованная в пятницу, 12 января, на сайте Министерства финансов.

Согласно материалам ведомства, прогнозируемый максимальный размер гарантированного государством долга к концу текущего года составит около 747,6 млрд грн, что в 2,3 раза больше, чем запланированные показатели 2017 года. По прогнозам Минфина, к концу этого года соотношение государственного долга к ВВП вырастет с ожидаемых 75,6% в 2017 году до 82,4%. В целом к концу 2018 года госдолг не должен превысить 2,756 трлн грн.

Как понимать?

По состоянию на 30.11.2017 совокупный госдолг составил $ 76,33 млрд (2,046 трлн грн, или 72 % от планируемого номинального ВВП на 2017 год).
Общий внутренний долг – $ 27,08 млрд (в т. ч. гарантированный – $ 0,75 млрд). Общий внешний долг – $ 49,25 млрд (в т. ч. гарантированный – $ 10,73 млрд). Основная сумма госдолга номинирована в долларах США – 42,16 %, еще 30,5 % – в гривне, 18,79 % – в специальный правах заимствования, 7,42 % – в евро. Кроме того, менее 1 % госдолга номинировано в канадских долларах и иенах.

Основными внешними кредиторами Украины являются: МВФ – $ 14,33 млрд, Международный банк реконструкции и развития – $ 5,37 млрд, европейское сообщество – $ 3,31 млрд. Согласно принятому закону про госбюджет на 2018 год, граничный размер совокупного госдолга определен на уровне 2 746,8 млрд грн (госдолг – 1 999,3 млрд грн, гарантированный – 747,5 млрд грн).

Прогнозный размер номинального ВВП на 2018 год составляет 3 332,3 млрд грн. Поэтому максимальное соотношение госдолга к ВВП может составить 82,4 %.

Повышение граничного размера госдолга связанно с тем, что по внешним займам Украина должна выплатить в 2018 году $ 11 млрд (выплаты по прямому и гарантированному долгу), что будет создавать огромный спрос на валюту на внутреннем рынке, особенно в случае возможных трудностей по дальнейшей реструктуризации долгов.  Кроме того, девальвация до 30,1 грн за доллар (определенная параметрами бюджета под конец 2018 года) дополнительно повлияет на увеличение госдолга, номинированного в нацвалюте.

Чистые международные резервы НБУ (международные резервы за вычетом обязательств перед нерезидентами) на конец ноября 2017 года (оперативные данные Нацбанка) составили всего $ 6,6 млрд (конец 2013 года – $ 15,2 млрд). Кроме того, по расчётам КМУ, сальдо торгового баланса вырастет до $ 7,7 млрд (6,9 % от прогнозного ВВП). Баланс нужно будет финансировать за счёт заемных средств.

Следует отметить, что уровень совокупного государственного долга (на 01.12.2017) официально составлял 72 % от прогнозированного уровня ВВП. Увеличение данного показателя до 83% является критичным, так как в условиях возможного дальнейшего экономичного падения ресурсы для возврата долгов будут уменьшаться, что повлечет усиление дефолтных рисков по украинским обязательствам.

Поэтому финансирование дефицита будет возможным только благодаря дальнейшей эмиссии ОВГЗ. Это закладывает существенные отложенные инфляционные и девальвационные риски, а также препятствует возобновлению кредитования экономики посредством выдачи кредитов бизнесу.


Бизнесмен купил миллиардный долг метро Киева – СМИ

Бизнесмен Павел Фукс купил компанию «Укррослизинг», которая в 2017 году отсудила у Киевского метрополитена 1,96 млрд грн за поставку 100 вагонов в 2010–2013 годах. Об этом в пятницу, 12 января, сообщает liga.net. По данным СМИ, Фукс стал единственным бенефициаром «Укррослизинга». 11 января соответствующие изменения были внесены в реестр юридических лиц.

Как понимать?

Контракт между Киевским метрополитеном и компанией Укррослизинг был подписан в июле 2009 года. Документ предусматривал поставку 100 новых вагонов для метро на условиях финансового лизинга. В 2010–2013 годах Укррослизинг поставил метрополитену 100 вагонов, приобретенных у Крюковского вагоностроительного завода и российских Вагонмаша и Метровагонмаша. При этом Киевский метрополитен расплатился с поставщиком лишь частично: из общей суммы сделки в 1,4 млрд грн долг метрополитена составил более 500 млн грн.

Для начала следует указать про историю долга. Так, в 2009 году бывшая столичная власть заключила заведомо невыгодный договор о покупке в лизинг 100 вагонов для метрополитена в ООО «Укррослизинг». Обязательства должным образом не выполнялись, оплата не производилась, поэтому по иску частной компании суд арестовал вагоны, а за метрополитеном накопился солидный долг в 1,9 млрд грн, из которых только 513,5 млн грн прямых платежей – задолженность по оплате части стоимости предмета лизинга достигла 396,8 млн грн, 116,7 млн грн – задолженность по оплате процентов за пользование предметом лизинга.

Решением Хозяйственного суда г. Киева от 28.09.2016 исковые требования «Укррослизинг» удовлетворены частично: взыскано с КП задолженность по оплате части стоимости предмета лизинга в размере 396,8 млн грн, задолженность по оплате процентов за пользование предметом лизинга в размере 116,7 млн грн, инфляционные платежи в размере 235 млн грн (3 % годовых в размере 25,3 млн грн). Апелляционная инстанция решение суда первой 31 января 2017 изменила: сумма задолженности в 1,9 млрд грн возникла именно по этому решению, поскольку судом первой инстанции не было учтено коэффициент корректировки в размере 1,19 млрд грн (право на начисление коэффициента было предусмотрено п. 1.7. договора от 16.07.09), а на расчёт коэффициента повлияла более чем трехкратная девальвация национальной валюты.

25 апреля 2017 Высший хозяйственный суд частично удовлетворил кассационную жалобу Киевсовета, уменьшив обязательства всего на 42 млн грн; в другой части действует решение Киевского апелляционного хозяйственного суда, по которому у столичного предприятия есть обязательства выплатить долг в сумме почти 1,9 млрд грн.

21 марта 2017 года исполнительная служба взыскала с Киевского метрополитена в пользу «Укррослизинга» 90,4 млн грн. Принудительные взыскания продолжались до 1 сентября 2017 года. Всего метрополитен перечислил компании более 140 млн грн. Таким образом, у Киевского метрополитена остается долг перед компанией «Укррослизинг» на сумму 1,78 млрд грн.

Саму компанию ООО «Укррослизинг» в украинских СМИ связывали с окружением бывшего президента Украины Виктора Януковича (Юрий Иванющенко) и российским государственным Внешэкономбанком. В решении Киевского городского совета от 8 декабря 2016 № 548/1552 об отчёте временной контрольной комиссии Киевского городского совета по вопросам проверки возникновения задолженности коммунального предприятия «Киевский метрополитен» по лизинговым контрактам, заключенным между коммунальным предприятием «Киевский метрополитен» и обществом с ограниченной ответственностью «Укррослизинг», описано более детально о собственнике, а именно: 100% владельцем есть компания Ukrrosleasing Cyprus Limited (Укррослизинг Сайпрус ЛИМИТЕД). Единственным акционером «Укррослизинга» Сайпрус ЛИМИТЕД является компания Conacra Holding Limited, владелец – киприот Вракас Стилианос. В свою очередь, Conacra Holding Limited является 100 % собственником компании Pastorik Investment Limited, которую связывают с российским Внешэкономбанком (принадлежит правительству РФ).

Таким образом, косвенно возможно провести связь между «Укррослизингом» через 4 ступень с российским бизнесом, но, конечно, эту связь можно называть «притянутой». Что же произойдёт после сделки? Несомненно, компания «Укррослизинг» будет и далее требовать от Киевского метрополитена уплатить сумму долга, несмотря на смену собственника.

В целом бизнесмена Фукса начали упоминать в Украине с 2014 года, после начала скупки им активов в Украине (естественно, не напрямую). Так, выкуплены акции ООО «ДВ нефтегазодобывающая компания», ООО «Голден Деррик», ПАО «Добывающая компания «Укрнефтебурение» (все связано с добычей энергоресурсов). Также в начале года говорилось о заинтересованности покупки Проминвестбанка, недавно появилась информация о покупке акций компании Quickpace Limited, которая удерживает бонды и наличные на $ 160 млн, теперь – «Укррослизинг» с долгом КП.

Для чего сделан такой шаг со стороны бизнесмена, можно только предположить. Возможно, компания выкуплена с большим дисконтом и, ссылаясь теперь на украинского собственника (а не компании, связанные с РФ), делается ставка на то, чтобы более оперативно взыскать долг. С другой стороны, бизнесмена могут интересовать проекты в столице (в России он занимался строительным бизнесом), в том числе земля под застройку, и, шантажируя коллапсом метрополитена из-за долга, киевскую местную власть можно сделать более сговорчивой. Вместе стем, под предлогом остановки работы метро (через арест счетов) можно также шантажировать центральную власть.

В целом такой шаг ещё раз подтверждает плотное возвращение Фукса как в украинский бизнес, так и в политику через финансовую поддержку определённых кандидатов. Появление его на публике уже началось – участие в открытии благотворительного фонда по строительству мемориала в Бабьем Яру наряду с иными «меценатами» (Пинчуком, Фридманом, Суркисом).


Запасов газа в Украине хватит на 22 года добычи

За год в Украине добывают около 20,5 миллиардов кубометров газа в год. Запасов газа в Украине при нынешних темпах добычи хватит на 22 года. Об этом написал глава правления Надра Украины Ярослав Климович в своей статье в «Урядовом курьере».

Он отметил, что всего в Украине открыто 402 месторождения газа. Из них 387 находятся на суше, а 15 – на шельфах Азовского и Черного морей.
«В Украине 402 месторождения углеводородов. Из них в промышленной разработке – 269. Государственным балансом запасов полезных ископаемых Украины в 402 месторождениях учитываются добытые запасы природного газа в количестве 905,6 миллиарда. Как показывает опыт добывающих работ в Украине, из этих запасов можно добыть только половину, а это на 22 года добычи», – написал Климович.

Он также отметил, что если удастся ускорить темпы добычи, то срок в 22 года сократится пропорционально к увеличению темпа. По словам Климовича, сейчас в Украине темпы составляют около 2%, в то время, как среднеевропейские – 10% (соотношение количества добытого сырья к разведанным запасам). Исходя из этого, он подчеркнул необходимость проведения в Украине широкомасштабных геологоразведочных работ на территориях, где расположены ресурсы в 5,6 трлн куб. газа, а также за счет разведки нетрадиционных залежей газа.

Как понимать?

Если вспомнить риторику Яценюка и Гройсмана 3-х и 2-летней давности, то основной причиной поднятия тарифов на газ для населения была нехватка газа собственной добычи, необходимость его импорта для населения и ТКЕ, что и послужило основанием для 7-кратного роста цены на газ.
Тогдашний Премьер Яценюк с калькулятором в руках всей стране объяснял, как считается тариф на газ, сколько газа своего, а сколько импортного, сколько потребляется и как считается средневзвешенная цена.

Все возражения оппозиции о том, что газа хватает и нет причин так поднимать тарифы, назывались популизмом. На сегодня риторика власти меняется: оказывается, газа вполне хватает, подтвержденные запасы можно добывать 22 года (по 20 млрд кубов в год), а потреблять, населением и ТКЕ, – около 27 лет (по 17 млрд в год).

Кроме того, общие залежи газа, по которым нужно провести геологоразведку, по предварительным данным, составляют 5,6 трлн кубов. Этого населению хватит более чем на 350 лет. Однако несмотря на то, что украинского газа более чем хватает, «популизм оппозиции» оказался правдой, а «прагматизм власти» – циничным враньем, снижать тарифы власть не планирует.

Стоимость украинского газа, которого более чем достаточно для населения, формируется, исходя не из себестоимости его добычи и стоимости транспортировки по Украине, а цены на «немецком хабе» и стоимости его доставки из Германии, хотя никакого отношения к Германии наш газ не имеет. Гройсман «кормит» народ обещаниями снизить тариф на газ после 2020 года, но тогда самого Гройсмана уже и след простынет, как и его предшественника Яценюка, который откровенно и цинично врал людям о нехватке собственного газа.

При действующем подходе к формированию тарифов на газ, сколько б скважин не пробурили в Полтаве, Сумах или еще где-то, сколько б газа не добыли, дешевле для населения он не будет, поскольку его цена зависит не от объёма и стоимости собственной добычи, а исключительно от котировок на немецкой бирже и стоимости его доставки из Германии.  Вместо того чтобы снизить цену на газ для населения, уже в апреле-мае 2018 года его стоимость вырастет на 18–20 % и с учетом транспортировки, надбавки 2,5%, НДС составит 8103,0 грн. за тыс. куб., что также повлечёт за собой удорожание отопления и горячей воды примерно на 15–20 %.


Кабмин разрешил хранить бюджетные средства в валюте

Кабинет министров Украины разрешил размещать временно свободные бюджетные средства единого казначейского счета на депозитных счетах в иностранной валюте. В экспертном выводе к документу говорится, что такое решение позволит более эффективно использовать бюджетные средства с учетом прогнозированной необходимости в иностранной валюте, состояния платежного баланса, дефицита бюджета, ситуации с обслуживанием внешнего долга и минимизации рисков курсовых колебаний. До этого времени хранить бюджетные средства разрешено было исключительно в гривне.

Как понимать?

По данным Госказначейства, остаток средств на Едином казначейском счету на 1 января 2018 составил 5,1 млрд грн, или всего $ 178 млн по нынешнему курсу.

Согласно бюджету на 2018 год, девальвация гривны должна составить 11 % (прогнозный курс на конец года – 30,1 грн/долл.). В связи с такой плановой девальвацией ожидается усиление инфляционных процессов и удорожание будущих бюджетных расходов (высокая импортная составляющая), вследствие чего будет увеличиваться бюджетный дефицит. Поэтому хранение бюджетных средств в иностранной валюте является механизмом диверсификации ценовых колебаний. Однако такая политика может привести к дефициту валюты на рынке, в связи с чем девальвация будет только усиливаться.

Кроме того, в 2018 году Украина должна выплатить $ 11 млрд внешним кредиторам (чистые международные резервы – $ 6,6 млрд). Поэтому НБУ проводит монетарную политику, целью которой является пополнение валютных резервов для будущих выплат, вследствие чего девальвируется национальная валюта, что необходимо для увеличения налоговых поступлений и поддержки конкурентоспособности экспортеров. В среднесрочной перспективе такая политика приведёт к макроэкономическим дисбалансам (увеличение инфляционного давления, повышение учётной ставки, уменьшение деловой активности).

Сегодня наблюдается сезонный спад деловой активности (преимущественно в аграрном секторе), что приводит к сокращению поступлений валютной выручки от экспорта продовольственных товаров, тогда как на рынке есть повышенный спрос на валюту со стороны импортеров и населения. Это также может усилить девальвационные процессы в стране.