Дайджест 1-7/01/2018

В Украине повышается минимальная зарплата

В Украине с 1 января 2018 года минимальная заработная плата увеличивается на 523 грн – до 3723 гривен. «Установить в 2018 году минимальную заработную плату в месячном размере с 1 января – 3723 гривни, в почасовом размере – 22,41 гривны», – говорится в государственном бюджете на 2018 год.

Кроме того, в 2018 году уровень обеспечения прожиточного минимума для назначения помощи согласно Закону Украины «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям» в соотношении к прожиточному минимуму для основных социальных и демографических групп населения составляет: для трудоспособных лиц – 21%, для детей – 85%, для лиц, которые потеряли работоспособность, и инвалидов – 100% соответствующего прожиточного минимума.

Как понимать?

Одним из основных катализаторов роста инфляции в 2017 году (13,6% в годовом выражении) стало двукратное увеличение минимальной зарплаты. В то же время, в 2018 году повышение минималки продолжится, что повлияет на увеличение, а не сокращение инфляции. В 2017 году минимальная зарплата составляла 3 200 грн в месяц, а с 1 января 2018 года она повысилась на 16 %, до 3723 грн. Кроме того, ранее Порошенко озвучивал инициативы о росте минимальной зп в 2018 году до 4 100 грн.

Так, любое повышение минималки должно происходить параллельно с улучшением производительности. Необъективное повышение минимальной зарплаты создает дополнительную нагрузку для предприятий, особенно для небольших в регионах. Для них это увеличивает затраты на производство и, как результат, снижает их конкурентоспособность. В результате эти расходы перекладываются на потребителей, что приводит к усилению инфляционных процессов. Так, для роста минзарплаты необходимо наличие фундаментальных макроэкономичных факторов, когда экономика растет и именно это дает возможность наращивать зарплаты.

Вместе с повышением зарплат повысятся и налоговые отчисления с них. Так, с ростом минималки до 3723 отчисления в бюджет составят 670,14 грн (НДФЛ) плюс 55,85 грн (военный сбор). Итого – 726 грн (в 2017 – 624 грн). «Чистыми» работник будет получать 2997 грн (в 2017 – 2576 грн). Также вырастут отчисления в Пенсионный фонд.

Напомним, доходы государственного бюджета утверждены на уровне 913,0 млрд грн, что на 18,4% больше доходов, прогнозируемых в бюджете на 2017 год. Данные показатели не коррелируются с макроэкономическими прогнозами роста экономики. Рост экономики (по данным КМУ) предполагается на уровне 3%, инфляционные и девальвационные факторы, которые влияют на увеличение налогооблагаемой базы, – 9%, что в сумме допускает возможный рост доходов на 12 %.

Поэтому повышение минзарплат можно считать дополнительным инструментом для увеличения доходной части в условиях несбалансированного Госбюджета. Однако последствиями данной политики станет инфляционный рост, в результате которого будет пропорционально расти затратная часть бюджета и, соответственно, бюджетный дефицит.


Вступили в силу новые правила выхода на пенсию

С 1 января вступили в силу изменения правил выхода на пенсию. Изменения внедряются в рамках пенсионной реформы. Так, увеличивается с 15 до 25 лет минимальный страховой стаж, который нужно иметь украинцам, чтобы претендовать на пенсионные выплаты. В течение следующих десяти лет требования к страховому стажу продолжат расти на один пункт каждый год, пока в 2028 году необходимый минимальный стаж не достигнет 35 лет. С учётом того, что реформа не предусматривает повышение пенсионного возраста, право выхода на пенсию теперь будут иметь мужчины и женщины, достигшие соответственно 60 и 58,5 лет (согласно предыдущей пенсионной реформе от 2011 года пенсионный возраст женщин к 2021 году также вырастет до 60 лет), которые имеют минимум 25 лет страхового стажа.

В то же время реформа предусматривает возможность приобретения пенсионного стажа в случае его нехватки. За один год нужно будет заплатить около 17 тыс. грн (600 долларов). Тем людям, которые не будут иметь необходимого минимального страхового стажа, государство будет выплачивать после достижения 63 лет социальную помощь размером меньше, чем минимальная пенсия.

Как понимать?

«Пенсионная реформа» якобы не предусматривает повышение пенсионного возраста, но предполагает увеличение требований к страховому стажу, который необходим для назначения пенсии. Правительство увеличило с 1 января 2018 года страховой стаж с нынешних 15 лет до 25 лет, и с каждым годом он будет увеличиваться на один год до тех пор, пока не достигнет отметки в 35 лет. Увеличение размера необходимого страхового стажа для получения права на назначение пенсии – это «завуалированное повышение пенсионного возраста», а в некоторых случаях – фактическая отмена права на пенсионное обеспечение. Учитывая, что в последующие годы на пенсию будет претендовать поколение, которое выходило на рынок труда после 1990 года, и многие длительное время не работали или работали в теневом секторе экономики и за рубежом, эти люди не смогут выйти на пенсию в возрасте 60 лет.

Введение таких новшеств является нарушением социальной справедливости по отношению к застрахованным лицам, которые в течение всей трудовой деятельности добросовестно и в полном объёме выполняли свой долг по уплате страховых взносов, рассчитывая в дальнейшем на определенные законом страховые выплаты, не ожидая резких и непредсказуемых изменений условий пенсионного обеспечения.

Незащищенность прав застрахованных лиц и несбалансированность принятых изменений приведёт к потере последних стимулов по уплате страховых взносов и ещё большей «тенизации» рынка труда. В группу риска автоматически попало 15 млн потенциальных пенсионеров в возрасте от 35 до 60 лет. Будущие пенсионеры, не имеющие соответствующего страхового стажа, могут рассчитывать на государственную социальную помощь, размер которой регулируется Кабмином и на сегодня составляет 30% от прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность. Речь идёт о 393,6 грн в месяц. При этом абзац 3 статьи 46 Конституции Украины гарантирует, что пенсии, другие виды социальных выплат и пособий, являющиеся основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом.

Государственная социальная помощь в размере 30% от прожиточного минимума для лиц, которые достигли пенсионного возраста, но не имеют необходимого страхового стажа, никак не может обеспечить необходимый уровень жизни (если человек не имеет других доходов), что является грубым нарушением конституционных прав граждан Украины.


Экспорт украинских товаров вырос на $ 6,7 млрд

По итогам 10 месяцев 2017 года экспорт товаров составил $ 35,2 млрд и увеличился на $ 6,7 млрд по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом сообщает пресс-служба Кабинета министров.

Как отмечается, увеличение объемов экспорта товаров состоялось по всем товарным группам. Больше всего вырос экспорт продукции АПК и пищевой промышленности – на $ 2,7 млрд (+22,8%), продукции металлургического комплекса – на $ 1,2 млрд (+17,3%), минеральных продуктов – на $ 1,2 млрд (+52,8%), продукции машиностроения – на $ 481,7 млн (+13,6%), различных промышленных товаров – на $ 252,6 млн (+28,8%).

Среди основных торговых партнеров Украины в экспорте товаров в январе-октябре 2017 года – страны Европейского Союза с удельным весом 40,2% в общем объеме экспорта товаров, Россия – 9,3%, Турция – 5,7%, Индия – 5,2%, Китай – 4,6%, Египет – 4,3%, Беларусь – 2,6%, США – 1,9%, Молдова – 1,6%, Иран – 1,4%.

Как понимать?

Согласно прогнозу НБУ, по итогам 2017 года дефицит внешней торговли ожидался на уровне $ 4,5 млрд. Однако по итогам 10-ти месяцев дефицит уже составил $ 4,6 млрд. Дальнейшее увеличение дефицита ведет к усилению девальвационных рисков. Всего за январь-октябрь 2017 г. экспорт товаров вырос на 20,3% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Больше всего в номинальном выражении увеличился экспорт в страны ЕС (на $ 2,8 млрд, или 32,3%) и Азии (на $ 1,1 млрд, или 12,2%).

Наибольшую долю в структуре украинского экспорта занимает продукция АПК и пищевой промышленности (41,3%), продукция металлургии (23,0%), машиностроения (11,4%), минеральные продукты (9,4%), продукция химической промышленности (5,0%). В январе-октябре 2017 импорт товаров по сравнению с январем-октябрем 2016 года увеличился на 27,4% (+ $ 8,547 млрд) – до $ 39,756 млрд. Больше всего в номинальном выражении увеличился импорт из стран ЕС (на $ 2,9 млрд, или 24,8%) и России (на $ 1,5 млрд, или 37%).

Доля стран ЕС выросла с 36,9% в соответствующем периоде прошлого года до 37,8%, а доля России – с 12,5% до 14%. Это произошло, прежде всего, из-за больших закупок продукции машиностроения и энергоносителей – природного газа и угля. В частности, физические объемы импорта природного газа в январе-октябре 2017 года увеличились на 49,6% (на 3 млрд 905,9 млн куб. м) по сравнению с аналогичным периодом 2016 года – до 11 млрд 778,4 млн куб. м, об єтом свидетельствуют данные ПАО «Укртрансгаз». Энергетический импорт в целом вырос на 28,8% г/г. В частности, стоимостные объемы импорта угля вдвое превышали прошлогодние. Высокий спрос со стороны аграриев и повышение мировых цен на нефть обусловили рост стоимостных объемов импорта нефтепродуктов в 32,5% г/г.

Всего с начала года дефицит текущего счета (внешняя торговля + внешние кредитные поступления) расширился до $ 3,3 млрд (с $ 2,9 млрд в январе-октябре прошлого года), в основном за счет размещенных суверенных ОВГЗ. Чистый приток по финансовому счету составил $ 563 млн (в октябре прошлого года – $ 257 млн) и был обеспечен операциями частного сектора.

Согласно прогнозам международного рейтингового агентства Fitch, дефицит текущего счета в Украине по итогам 2017 года увеличится до 4,1% ВВП и в среднем на 4% – в 2018-2019 годах.  В целом дефицит платежного баланса свидетельствует о неконкурентоспособности отечественных товаров и услуг на мировом рынке, активном вмешательстве импортной продукции, несовершенстве и низкой привлекательности нерезидентов к внутреннему рынку капиталов. Также с учетом того, что объём чистых международных резервов составил по итогам октября $ 6,6 млрд, в условиях дефицита внешней торговли товарами и услугами в размере $ 6,4 млрд (прогноз КМУ) и планируемых будущих выплат по кредитам (государственным и корпоративным) – на валютном рынке в среднесрочной перспективе подтверждаются высокие девальвационные риски.


На счете Госказначейства рекордно уменьшился остаток средств

На Едином казначейском счете более чем в 10 раз уменьшилось количество средств по сравнению с 1 декабря 2017 года — 5,1 млрд гривен. Об этом сообщила во вторник, 2 января, пресс-служба Госказначейства.

По сообщению, уменьшение средств на 49 млрд грн является рекордным. В ведомстве отметили, что остатки на счетах в 2,8 раза меньше показателя годичной давности, когда они составляли 14,26 млрд грн. Вместе с тем, по данным НБУ, остатки средств на корреспондентских и транзитных счетах банков в декабре сократились на 13,3%, или на 5,73 млрд грн.

Как понимать?

Объем средств на едином казначейском счете постоянно изменяется. Рост происходит во время поступления налогов и других обязательных платежей в государственный и местный бюджеты, снижение – во время пиковых нагрузок по расходам.

По данным Госказначейста, по состоянию на 29.12.2017 в госбюджет мобилизовано 793,5 млрд грн (налоговые поступления – 448,9 млрд грн; таможенные поступления – 303,3 млрд грн; поступления НБУ – 44,3 млрд грн). Согласно Закона про госбюджет на 2017 год, расходная часть утверждена на 841 млрд грн. Однако с учетом того, что реальная инфляция оказалась выше прогнозных показателей – денег на выполнение всех бюджетных программ не хватило бы. По состоянию на 01.12.2017 остатки на ЕКС составляли 54,1 млрд грн. Поэтому аккумулирование значительных средств на ЕКС свидетельствует о задержках финансирования государственных бюджетных программ, так как чиновники понимают, что к концу года может быть существенный дефицит денежных средств.

Однако к концу года главные распорядители бюджетных средств пытаются освоить бюджетные ресурсы, заложенные в бюджете прошлого года. Существенное уменьшение ЕКС и остатков средств на корреспондентских и транзитных счетах банков на 55 млрд грн свидетельствует о высоких инфляционных и девальвационных (падение курса с 26,8 до 28 грн/дол.) рисках под конец года.


Украина на треть нарастила экспорт елочных игрушек

Украинский экспорт украшений к новогодним и рождественским праздникам вырос за январь-октябрь на 34,2% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года – до $ 6,1 млн. Об этом сообщается на официальном сайте Министерства экономического развития и торговли. «На сегодняшний день ЕС является основным покупателем украинских елочных украшений, но нашими игрушками украшены также елки и в США, и Израиле, и даже на Мальдивах», – сказано в сообщении.

За 10 месяцев 2017 года в ЕС экспортировано 58% общего объема поставок новогодних украшений. Общий объем поставок в ЕС увеличился на четверть – с $ 2,8 млн за январь-октябрь 2016 года до $ 3,5 млн за 10 месяцев 2017-го. Наибольшая доля экспорта продукции приходится на Нидерланды, куда Украина поставляет 30% общего экспорта новогодних украшений из Украины и 52% экспорта в страны ЕС. По данным МЭРТ, в 2017 году объемы поставок новогодних украшений в Нидерланды выросли на 31,5%.

МЭРТ отмечает расширение географии экспорта таких изделий – в 2017 году Австрия, Армения и Румыния начали импортировать украинские новогодние украшения.

Как понимать?

По итогам 2013 года объём экспорта товаров составлял $ 63,3 млрд. Однако по итогам 11 месяцев 2017 года экспорт товаров составил $ 36,1 млрд, что свидетельствует о существенном сокращение экспорта. Кроме того, дефицит торгового баланса за соответствующий период составил $ 5,7 млрд.
Наибольшую долю в структуре украинского экспорта занимает продукция АПК и пищевой промышленности (41,3%), продукция металлургии (23,0%), машиностроения (11,4%), минеральные продукты (9,4%), продукция химической промышленности (5,0%).

Потери от экспорта готовой продукции Украина пытается компенсировать за счет увеличения экспорта неготовой пищевой продукции (в ЕС), которая несет в себе низкую добавленную стоимость и минимальный вклад в рост ВВП. При этом импортируем мы готовую потребительскую продукцию из ЕС, которая вымывает денежные средства украинских потребителей. Поэтому наращивание экспорта елочных игрушек (+34,2% или $ 6,1 млн), меда (+57% или $ 35,3 млн), улиток ($ 0,35 млн), натурального и искусственного меха (+51%), круп и муки не сможет компенсировать утраты, связанные с сокращением экспорта готовой продукции и связанных производственных цепей.


Украина установила рекорд по транзиту газа

Украина в 2017 году увеличила транзит природного газа через свою газотранспортную систему (ГТС) на 13,7% (+11,257 млрд куб. м) по сравнению с 2016 годом – до 93 млрд 457,1 млн м³.  Как отметили в «Укртрансгазе», это наивысший показатель с 2011 года, когда транзит газа через Украину составил 104,2 млрд м³. На протяжении 2012-2016 годов транзит колебался от 62,2 до 86,1 млрд м³ в год.

Кроме того, Украина в 2017 году увеличила импорт природного газа на 26,8% (или на 2 млрд 971,7 млн м³) по сравнению с 2016 годом – до 14 млрд 50,1 млн м³. В декабре 2017 г. импорт составил 954,9 млн м³ газа, что на 42,5% меньше, чем в декабре 2016 г. (1 млрд 659,4 млн м³). Месячный импорт менее 1 млрд м³ газа в 2017 году был зафиксирован только в апреле, когда в страну было поставлено 0,54 млн м³. В оставшиеся месяцы минувшего года импорт колебался от 1,073 млрд м³ до 1,453 млрд м³.

Как понимать?

Первое, что бросается в глаза – это отсутствие слова «Россия» в новостях подобного рода. Вопрос транзита описывается абстрактно, без уточнения его происхождения. Новость формируется таким образом, якобы в вопросе транзита Украина является самостоятельной и самодостаточной, газ транспортируется свой или европейский, а возросший объем транзита – это заслуга правительства Украины. При этом не уточняется, что вырос не просто «транзит газа», а «транзит российского газа», газа той страны, которую и правительство, и президент называют агрессором, а также выступают за разрыв с ней всяческих отношений.

Если перефразировать заголовок новости в контексте «патриотизма», которым так часто манипулирует правительство, то получится: «Украина установила рекорд по транзиту газа из страны-агрессора» или «Украина помогла заработать агрессору рекордную сумму на поставках газа в Европу», – такой заголовок был бы более честным и последовательным со стороны руководства Украины.

Относительно самого транзита, то тут следует отметить, что в связи с сокращением добычи газа в странах ЕС, увеличением потребления и более низкой ценой российского газа, в сравнении с США и другими экспортёрами газа в Европу, в 2017 году наблюдался рост экспорта российского газа в Европу. «Газпром» по итогам 2017 года заявлял о доле на рынке ЕС не менее 33%. Алексей Миллер заявлял, что «Газпром» ожидает абсолютный рекорд по экспорту газа в дальнее зарубежье в 2017 году – 192 миллиарда м³.

Поскольку «Северный поток–2» и «Турецкий поток» находятся в процессе строительства, рост экспорта газа из РФ, соответственно, увеличивает и объем транзита через украинскую ГТС. После же введения в эксплуатацию газопроводов «Северный поток–2» и «Турецкий поток», объем транзита через украинскую ГТС будет практически прекращен, о чем неоднократно заявляла российская сторона, а рекордный доход в $ 3 млрд, который получила Украина в 2017 году в связи с ростом транзита, исчезнет. Напомним, не так давно и коммерческий директор НАК «Нефтегаз Украины» Витренко в эфире «5 канала» откровенно заявил, что с 2019 года транзита российского газа через Украину не будет. А на вопрос журналиста, что делать с ГТС, ответил: «Можно порезать на металл».


Украина сократила выплавку стали на 12 % за год

В 2017 году предприятия горно-металлургического комплекса Украины (с учетом деятельности в январе-феврале 2017 г. мощностей, находящихся на неконтролируемых территориях) произвели: 20 млн т чугуна (85% от аналогичного периода 2016 г.), 21,3 млн т стали (88% от 2016 г.), 18,4 млн т проката (86% от 2016 г.). Такие данные обнародовало объединение предприятий «Укрметаллургпром».

В частности, в декабре минувшего года металлурги произвели 1,87 млн т чугуна (103% относительно ноября 2017 г.), 1,88 млн т стали (100,4%), 1,7 млн т проката (107%). «Снижение общего уровня выпуска основных видов продукции за 12 месяцев 2017 г. стало следствием потери части мощностей на неподконтрольной Украине территории, частичного падения экспортных цен на металлопрокат в последнем квартале», – говорится в сообщении.

Как понимать?

По данным Госстата, кумулятивный индекс промпроизводства за 11 месяцев составил 96,3 %, что свидетельствует об общем падении промышленного производства на 3,7 % с начала года. Самое большое падение зафиксировано в Луганской (-31 %) и Донецкой областях (-13,4 %).

Катализатором падения промышленного производства стало прекращение перемещения грузов через линию соприкосновения в пределах Донецкой и Луганской областей, а также захват предприятий, расположенных на неподконтрольных территориях. Так, за 12 месяцев 2017 года (по оперативным данным) производство стали упало на 12 % (21,3 млн т), чугуна – 15 % (20 млн т), проката – 14% (18,4 млн т). Металлургическими предприятиями, находящимися на подконтрольной территории Украины (без учета деятельности в январе-феврале 2017 г. мощностей, находящихся на неподконтрольной территории), за 12 месяцев 2017 г. произведено: чугуна 19,56 млн т (99% от аналогичного периода 2016 г.), стали – 20,86 млн.т (99,8 % от 2016 г.), проката – 18,0 млн.т (98,5 % от 2016 г.), что свидетельствует о комплексной проблеме в металлургическом секторе в результате нарушения производственных цепей.

Следует отметить, что снижение уровня выпуска основных видов продукции за 2017 год является также следствием несвоевременного и не в полном объеме обеспечения предприятий сырьевыми материалами из-за неудовлетворительной работы «Укрзализныци». В 2007 г. Украина занимала 7 место в мире по объемам производства стали и третье – по экспорту металла. Даже в 2013–2016 гг. Украина еще держалась в десятке крупнейших производителей металла. Но уже весной 2017 г. в рейтинге крупнейших производителей стали WorldSteel Украины опустилась на 13-е место.
Одним из определяющих факторов для глобальной ситуации в отрасли в 2018 году будет политика Китая по снижению предложения стали и росту спроса.

Так, сокращение производства сырья в Китае под давлением экологических инициатив правительства и роста регулятивной нагрузки будет определять волатильность мировых цен на сырье: коксующийся уголь и руду. Кроме того, остается проблема избыточных мощностей (загруженность по данным World steel association составляет 70%), что ведет к усилению протекционистских мер на развитых региональных рынках, предпринимаемых соответствующими государствами.

Государство не беспокоится об обеспечении компенсаторов для бюджетоформирующей отрасли страны, в то время как поддерживает (дотирует) предприятия агрокомплекса. Увеличение отрицательного вклада чистого экспорта в связи с переориентацией предприятий энергетического и металлургического сектора на импортируемое сырье для замены утраченной ресурсной базы, а также потеря производственных мощностей экспортоориентированных отраслей промышленности прямо пропорционально отразиться на экономике в целом.


Украина проведет всеобщую оценку сельхозземель

В Украине в 2018 году проведут всеукраинскую нормативную денежную оценку земель сельхозназначения. Об этом говорится в опубликованном законе
О государственном бюджете Украины на 2018 год в газете Голос Украины, сообщает Интерфакс-Украина.

Как отмечается, проведение нормативной денежной оценки земли будет обеспечено за счет средств госбюджета. Техническую документацию для проведения нормативно-денежной оценки утверждает Госгеокадастр. Госгеокадастр до 1 февраля 2018 году должен предоставить Государственной фискальной службе информацию о нормативно-денежной оценке земельных участков, которая проведена на указанную дату. ГФС опубликует указанную информацию на своем сайте.

Как понимать?

Нормативно-денежная оценка земель сельхозназначения в 2018 году не изменится, поскольку коэффициент индексации установлен на уровне единицы. Нормативная денежная оценка земельных участков проводится для определения размера платы за землю (земельного налога и арендной платы).
Базовым налоговым (отчетным) периодом для платы за землю является календарный год.

Плательщики платы за землю не позднее 20 февраля 2018 года обязаны подать налоговую декларацию, причем, по новой форме, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 23.01.2017 года № 9. В частности, Приказом № 9 предусмотрено отражение в декларации:
– не только месяца и года, но и даты государственной регистрации прав на земельный участок, а также даты документа, удостоверяющего право аренды земли;
– площади земельного участка не только в га, но и в кв. м;
– нормативной денежной оценки единицы площади земельного участка.

Централизованное, за бюджетные средства, проведение нормативной денежной оценки земель сельхозназначения позволит унифицировать процесс налогообложения и, соответственно, избежать занижений стоимости участков при уплате налога или расчете арендной платы. Кроме того, проведение «всеобщей оценки сельхозземель» позволит увидеть их текущую оценочную стоимость, а также и государственную (в том числе местного самоуправления) часть средств, на которые можно претендовать в случае снятия моратория и продажи земли.

В государственной и коммунальной собственности находится около 10,5 млн га сельскохозяйственных угодий.  Поскольку правительство все сравнивает с Европой, то и цену украинской земли нужно привязывать к европейской. Украина фактически находится в центре Европы, значит, месторасположение нашей земли уж никак не хуже, чем в Польше или Германии, а плодородность, безусловно, выше.  В Польше 1 Га сельхозземли стоит $10 000, в Германии – $30 000, а в Голландии – $60 000. Украинскую землю с легкой подачи правительства оценят примерно в $1000 за Га, хотя сама земля ничем не хуже европейской. Единственное, из-за чего она теряет стоимость и привлекательность – это руководство государства, нацеленное не на внутренние интересы страны и людей, а на желания внешних кредиторов и свои личные.

По текущим расценкам, государство получит от продажи своих сельскохозяйственных угодий около $ 10 млрд, а имея власть, поддерживаемую народом Украины, не растратившую последние капли доверия, стабильную экономическую и политическую обстановку внутри страны, цена земли выросла бы в разы – потенциальный доход государства мог бы составить $100 млрд, а возможно, и больше.


В Минфине заявили о перевыполнении Госбюджета-2017

В январе–декабре 2017 в бюджет поступило 792,9 млрд грн, что на 28,7 % (176,6 млрд грн) больше, чем в 2016 году, и на 2,7% больше, чем планировалось. Об этом сообщила пресс-служба Министерства финансов.

Отмечается, что план перевыполнен на 21,1 млрд гривен. Из этой суммы 7,1 млрд грн поступило от реализации конфиската и 12,8 млрд грн собственных поступлений бюджетных учреждений. Расходы государственного бюджета выполнены в объёме 836,5 млрд гривен. Объём расходов госбюджета вырос на 22,1% (151,6 млрд грн) против 2016 года. При этом расходы общего фонда госбюджета составили 755,1 млрд грн, что на 17,5% больше, чем в 2016 году (рост 112,5 млрд гривен).

Как понимать?

По данным Казначейства, по состоянию на 01.12.2017 всеми подразделениями ДФС с начала 2017 года собрано 752 млрд грн (налоговая – 449,1 млрд грн, таможня – 303,8 млрд грн), в то же время автоматическое возмещение НДС за соответствующий период составило 120 млрд грн, в связи с чем сальдо администрирования налогов органами ДФС – 632,9 млрд грн (на 22,1% больше, чем за аналогичный период предыдущего года, или 100,6% от плана).

Следует отметить, что на администрирование налогов значительно повлиял высокий уровень инфляции: с начала 2017 года она составила 12,5 % (кумулятивная инфляция с ноября 2016 – 13,6 %), девальвация гривны – 4,8 %, а объём импортных товаров увеличился на 27,4 %, что свидетельствует о росте налогооблагаемой базы и является неблагоприятным макроэкономическим фактором. Кроме того, дополнительные поступления в бюджет были сформированы за счёт поступлений прибыли от НБУ в сумме 44,3 млрд (4,3 млрд в декабре) – это на 6,2 млрд больше, чем поступления в 2016 году. Без учёта эмиссионной поддержки от НБУ, госбюджет выполнен на 94,3 %. Так, по состоянию на 01.12.2017 остатки на ЕКС были в размере 54,1 млрд грн. Поэтому аккумулирование значительных средств на ЕКС свидетельствует о задержках финансирования государственных бюджетных программ, так как чиновники понимают, что к концу года мог быть существенный дефицит денежных средств.

К концу года главные распорядители бюджетных средств всегда пытаются освоить бюджетные ресурсы, заложенные в бюджете прошлого года.
Существенное уменьшение ЕКС (по состоянию на 01.01.2018 – 5,1 млрд грн) и остатков средств на корреспондентских и транзитных счетах банков на 55 млрд грн свидетельствует о высоких инфляционных и девальвационных (падение курса с 26,8 до 28 грн/долл.) рисках под конец 2017 года. Следует отметить, что в периоды высокой инфляции доходы бюджета начинают существенно превышать расходы. Это объясняется тем, что доходы растут автоматически – вслед за номинальным ВВП, а расходы устанавливаются бюджетом в начале года.

Поэтому перевыполнение бюджета эмиссионным путём приведёт к усилению инфляционных и девальвационных процессов в 2018 году.


Бизнес вывел из Украины $ 1,8 млрд дивидендов – НБУ

Объём репатриации дивидендов иностранными инвесторами в 2017 году составил $1,8 млрд. Об этом сообщил заместитель главы Национального банка Украины Олег Чурий.

«Согласно оперативным данным, сумма репатриации составила $1,8 млрд. Это несколько больше, чем мы ожидали. Возможно, это связано с тем, что в конце года мы позволили репатриацию дивидендов до 2014 года, наверное, компании более активно начали выводить дивиденды. Но мы не видим проблемы в том, что сумма репатриации оказалась немного больше, чем ожидалось», – сказал он.

По словам Чурия, в ближайшее время НБУ направит отечественным банкам запрос для изучения желания их клиентов репатриировать дивиденды за 2017 год. «Наша процедура заключается в необходимости оценить вероятный отток иностранной валюты, то есть покупка валюты и репатриация за границу, влияние этого оттока на валютный рынок. С этой целью в ближайшее время мы направим украинским банкам запрос относительно желания их клиентов репатриировать дивиденды за 2017 год. После того как мы соберем информацию от банков, сделаем определенную оценку и уже на ее базе будем проводить либерализацию», – добавил он.

Как понимать?

Данная ситуация свидетельствует о том, что бизнес не готов держать денежные средства на территории Украины в связи с инфляционными, девальвационными рисками, нестабильностью в банковском секторе, правовой незащищённостью. Так, иностранные юрисдикции предоставляют намного больше гарантий для сбережения заработанных средств, в т. ч. гарантируют оптимизацию налоговых обязательств.

Следует отметить, что большинство иностранных акционеров украинских предприятий (25,6 %) находится на Кипре, а бенефициарами соответствующих фирм являются украинские резиденты. Временные ограничения на репатриацию дивидендов за границу были введены в 2014–2015 гг. Валюты на рынке не хватало не только на конвертацию заработанных иностранными компаниями дивидендов, но и на более насущные потребности, вследствие чего национальная валюта обесценилась 3 раза.

Когда долларовая ликвидность (благодаря траншам МВФ и размещению евробондов) на рынке восстановилась, ограничения для иностранных инвесторов были сняты.  Следует отметить, что подразделения зарубежных компаний заработали около 17 млрд грн прибыли в 2014 году и ещё около 11 млрд грн – в 2015-м. Если бы вся эта прибыль ушла за границу в форме дивидендов, это привело бы к оттоку из страны $ 1,1 млрд.  Поэтому нынешняя репатриация подтверждает целенаправленный вывод из страны свободных денег, а не дальнейшее реинвестирование.

Замораживание выплат дивидендов в 2014–2015 году было вопиющим нарушением прав инвесторов – как результат, в будущем реальные иностранные инвесторы будут оценивать дополнительные риски при возможном инвестировании в Украину.  Общий объём дивидендов, начисленных по результатам 2016 года, на 8 ноября составлял $ 534 млн (основная часть дивидендов начислена по результатам 2014–2015 гг.).

Операции по покупке валюты на межбанковском валютном рынке для выплаты дивидендов также влияют на состояние валютного рынка. Кроме того, нынешний объём репатриированных средств однозначно негативно повлияет на макроэкономическую ситуацию, увеличивая дефицит текущего счёта (прогноз на конец 2017 года – $ 4,5 млрд, или 4,4 % ВВП).


Пенсионному фонду Украины в госбюджете-2018 предусмотрено выделение 139,3 млрд грн

Государственный бюджет Украины на 2018 год предусматривает выделение Министерству социальной политики Украины 152,29 млрд грн, из которых 139,3 млрд грн – Пенсионному фонду Украины. Об этом говорится в тексте закона «О государственном бюджете Украины на 2018 год», опубликованном на сайте Верховной Рады.

При этом в 2017 году Минсоцполитики выделялось 145,86 млрд гривен.

Как понимать?

Из предусмотренного в 2018 году финансирования для Минсоцполитики, на ежегодную разовую денежную помощь ветеранам войны и жертвам нацистских преследований и социальную помощь лицам, которые имеют особые заслуги перед Родиной выделено 1,32 млрд грн; на социальную защиту граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы – 1,92 млрд грн; на ежемесячную адресную помощь внутренне перемещенным лицам для покрытия расходов на проживание – 3,21 млрд грн.

В течение последних 3-х лет расходы на пенсионные выплаты в Украине, в реальном долларовом исчислении, сократились более чем в 3 раза – с $ 29–31 млрд в 2013–2014 гг. до $ 9,8–10,4 млрд в 2016–2017 гг.
В 2016-м бюджет Пенсионного фонда составлял 254,9 млрд грн и был сформирован за счёт:
 ЕСВ – 105,4 млрд грн;
 госбюджета – 142,6 млрд грн .;
 соцстраха – 1,5 млрд грн;
 других поступлений – 5,4 млрд грн.
Бюджет ПФУ на 2017 год составлял 283,2 млрд грн., из которых:
 ЕСВ – 136,3 млрд грн;
 госбюджет – 141,3 млрд грн;
 другие поступления – 6,4 млрд грн.
Как видим, бюджет Пенсионного фонда имеет 2 основных источника наполнения – ЕСВ и дотации из госбюджета.

Несмотря на повышение размера пенсий в октябре 2017 года, субвенции из бюджета на 2018 год предусмотрены меньше, чем в 2017 и 2016 годах, а значит, государство постарается собрать больше налогов в виде ЕСВ для покрытия возросшей потребности в финансовых ресурсах в связи с пересмотром пенсий. Для этого уже запланировано очередное повышение минимальной заработной платы с 3600 грн до 4200 грн. Однако ожидаемых результатов повышение «минималки» не принесёт. Как показала практика 2017 года, её рост привёл к закрытию и ещё большей «тенизации» бизнеса, а не к легализации зарплат.

При полноценной работе фискальной службы и желании бизнеса выйти из тени, по итогам 2017 года только от ЕСВ должны были собрать более 290 млрд грн вместо имеющихся 136 млрд грн. Количество занятого населения в 2017 году составляло 15,9 млн человек. Средний размер заработной платы в Украине за 2017 год составил около 7 000 грн. Размер ЕСВ – 22 % от суммы зарплаты.
15,9 млн занятых * 7000 грн. * 22% * 12 мес = 293,8 млрд грн.

При уплате единого социального взноса всеми занятыми гражданами Украины, в Пенсионный фонд могло поступить более 290 млрд грн только от ЕСВ, без дополнительных дотаций из госбюджета. Вместе с тем, поступления от ЕСВ в 2017 году зафиксированы только на уровне 136,3 млрд грн.
Аналогичная ситуация с уплатой ЕСВ и наполнением Пенсионного Фонда будет наблюдаться и в 2018 году.


Золотовалютные резервы за год выросли на 21 %

Международные резервы Украины на 1 января 2018 составили $ 18,8 млрд (в эквиваленте). За год они выросли на 21%, сообщается на сайте НБУ.
Отмечается, что резервы выросли в основном благодаря поступлению финансирования от Международного валютного фонда на уровне около $ 1 млрд, а также покупки Национальным банком $ 1,3 млрд при проведении валютных интервенций.

Как сообщается, уровень международных резервов Украины на конец 2017 года превысил прогноз Национального банка ($ 18,6 млрд в эквиваленте), несмотря на незначительное сокращение в декабре на 0,5 %. Кроме того, для поддержания курса гривны Национальный банк в декабре продал на межбанковском валютном рынке $ 232,5 млн.

В то же время Нацбанк в прошлом месяце также купил на межбанковском валютном рынке $ 50 млн. Таким образом, объём чистой продажи валюты в декабре составил $ 182,5 млн.

Как понимать?

По состоянию на 1 января 2018 объём международных резервов покрывает 3,6 месяца будущего импорта и является достаточным для выполнения обязательств Украины и текущих операций правительства, а также Национального банка. По итогам декабря 2017 международные резервы составили $ 18,8 млрд, что на 120 млн меньше, чем в ноябре 2017.

По данным НБУ, изменение уровня международных резервов в течение декабря было обусловлено поступлениями в пользу правительства в сумме $ 588,8 млн (из них $ 586,4 млн (в эквиваленте) – от размещения государственных облигаций), а также выплатами по внешнему долгу. Так, на обслуживание и погашение государственного долга в иностранной валюте было направлено $ 423,6 млн, из которых $ 403,1 млн составляли обслуживание и погашение по облигациям внутреннего государственного займа.

В пользу МВФ в декабре были осуществлены платежи в сумме $ 161,8 млн.  В то же время из международных резервов направлено $ 232,5 млн на валютные интервенции, которые НБУ осуществлял для сглаживания чрезмерных колебаний на межбанковском валютном рынке под действием временных факторов.

Следует отметить, что, согласно «Стратегии валютных интервенций НБУ на 2016–2020 годы», валютная интервенция НБУ по единому курсу осуществляется в случаях, когда необходимо предоставить рынку чёткий курсовой ориентир. При такой интервенции Национальный банк пропорционально удовлетворяет заявленные субъектами рынка суммы по единому определённому обменному курсу гривны к иностранной валюте. Так, по итогам валютного аукциона 22.12.2017 НБУ удовлетворил 58,3 % заявок на покупку валюты при среднем курсе 27,93 грн за доллар. Такие действия регулятора обозначили ориентиры роста валюты при непогашенном спросе.

05.01.18 Нацбанк продолжил девальвационную стратегию, продав $ 50,5 млн (75,7 % заявок банков при среднем курсе 28,2. За год международные резервы выросли на 21% (с $ 15,5 до $ 18,8 млрд), но произошло это благодаря поступлению финансированию от МВФ на уровне около $ 1 млрд, а также размещению валютных ОВГЗ на $ 1,8 млрд.

В условиях дефицита торгового баланса государство не может за счёт собственных источников наполнять международные резервы, поэтому и используется механизм пополнения ЗВР заёмными средствами. Кроме того, чистые международные резервы НБУ (международные резервы за вычетом обязательств перед нерезидентами) в ноябре 2017 года (оперативные данные НБУ) составили всего $ 6,6 млрд (на конец 2013 года – $ 15,2 млрд). При этом по итогам 11 месяцев 2017 года дефицит торгового баланса достиг $ 4,6 млрд (4,4 % ВВП, прогноз НБУ на 2017 год – $ 4,5 млрд).

В случае негативной конъюнктуры на международных рынках (имеет отложенный эффект в связи с фьючерсными контрактами), учитывая последствия от блокады Донбасса, платёжный дефицит может увеличится, что приведёт к усилению девальвационного давления. Кроме того, в 2018 году Украина должна выплатить $ 11 млрд внешним кредиторам.  Важно: низкий уровень чистых международных резервов свидетельствует об отсутствии у НБУ достаточного количества ликвидных средств для поддержки нацвалюты и подтверждает высокие девальвационные риски.


У Украины крупнейшие за пять лет запасы газа

На начало 2018 года в подземных хранилищах газа Украины содержалось около 14,7 млрд куб. топлива. Это крупнейший показатель за последние пять лет, сообщает пресс-служба «Укртрансгаза».

«Укртрансгаз закачал в подземные хранилища 9,2 млрд кубов газа поставщиков и производителей голубого топлива, что на 43,2% больше чем в 2016 году. За январь-декабрь 2017 года из украинских ПХГ отобрано 6,4 кубов газа – это на 23,2% меньше чем в прошлом году», – говорится в сообщении. В компании также отметили, что за год поступление природного газа в ГТС от газодобывающих предприятий Украины возросло до 20,8 млрд м куб. При этом уже 768 дней (третью зиму) Украина не импортирует газ из России, уточнили в «Укртрансгазе».

Как понимать?

На протяжении последних 4-х лет Украина проходила отопительный сезон с проблемами:
– несвоевременная закупка энергоресурсов,
– низкий уровень запасов угля и газа,
– перебои с поставками,
– уголь низкого качества,
– блокирование ЖД поставок угля,
– традиционное введение ЧП в энергетике,
– долги и блокировка счетов,
-веерные отключения и т. д.

На 5-м году правления «постмайдановской власти» впервые в газовых хранилищах запасы газа приблизились к нормальным показателям, позволяющим спокойно, без суеты и аврала, пройти зиму. И тут же провластные СМИ решили сделать из этого сенсацию, заявляя об очередных рекордах и успехах правительства. Никаких рекордов тут нет. Это не в 2017 году закачали много газа, а последние 4 года его было критически мало, поэтому в сравнении с предшествующими проблемными сезонами текущий выглядит как рекордный. Для сравнения, в отопительный период 2011/2012 гг. Украина вошла с запасами газа в ПХГ в объёме около 20,4 млрд куб. м, а в отопительный сезон 2012/2013 гг. – с запасами в хранилищах около 21,1 млрд куб. м.

Аналогичная ситуация и с добычей газа: если сравнивать объём добычи с периодом 1–2 годичной давности, то можно говорить о рекордах, что и делает правительство, но если копать глубже, то увидим, что никаких рекордов нет – есть постепенное восстановление потерянных в 2015–2016 гг. объёмов.
Добыча газа в Украине:
2012 – 20,18 млрд м3;
2013 – 21,00 млрд м3;
2014 – 20,53 млрд м3;
2015 – 19,92 млрд м3;
2016 – 19,12 млрд м3;
2017 – 20,80 млрд м3.
Кроме того, следует вспомнить, какой ценой даётся населению наращивание добычи газа, а именно: 7-кратным ростом цены на газ, 3–5-кратным ростом всех остальных тарифов и бесконтрольным ростом цен на все товары и услуги.

В результате только за последние два года число нищих в стране пополнилось более чем на 11 млн человек.  Это те люди, которые ещё несколько лет назад самостоятельно оплачивали свои потребности, платили по счетам и не нуждались ни в чьей помощи.  егодня же они стоят в очереди за «субсидией», поскольку не могут заплатить даже за воду и свет, не говоря уже о каких-то покупках, досуге или накоплении средств.  Так быстро и жадно обобрать все население Украины не удавалось ни одной власти. По этому показателю действительно Порошенко, Гройсман и их окружение побили все возможные и невозможные рекорды.