Дайджест 8-14/10/2018

Украина увеличила импорт угля

За девять месяцев уголь был импортирован на сумму $ 2,192 млрд. Это на 15,4 % больше, чем в январе–сентябре прошлого года.
Украина в январе–сентябре 2018 года увеличила импорт каменного угля и антрацита на 20 % (2,605 млн тонн) по сравнению с аналогичным периодом 2017 года – до 15,640 млн тонн. Об этом в понедельник, 8 октября, пишет «Интерфакс» со ссылкой на данные Государственной фискальной службы.

Отмечается, что уголь был импортирован на сумму $ 2,192 млрд. Это на 15,4 % больше, чем в январе–сентябре 2017 года ($ 1,899 млрд). Из России поступил уголь на $ 1,374 млрд (доля в импорте – 62,72 %), США – на $ 670,564 млн (30,59 %), Канады – на $ 86,933 млн (3,97 %), других стран – на $ 59,532 млн (2,72 %).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

До 2014 года Украина добывала в 2,4 раза больше угля, чем сегодня. Основной объём добычи обеспечивал Донецкий каменноугольный бассейн, его запасы достигали 240 млрд тонн, там находились практически все марки угля: антрацит, коксующийся и газовый.

На подконтрольной центральной власти территории осталось только 35 шахт, причём, ни одна из них не добывает антрацитовый уголь. Сегодня антрацит импортируется Украиной на 100 %, своего не осталось. Общий объём добычи угля всех марок в Украине упал с 83,69 млн тон в 2013 году до 34,92 млн тон в 2017 году. Следствием падения добычи стало пропорциональное увеличение импорта.

По результатам 2017 года, валютные расходы Украины на покупку угля выросли на 87 % – с $ 1,46 млрд в 2016 году до $ 2,74 млрд в 2017 году. Доля российского угля в общем импорте в 2017 году составила 56,6 %, в денежном эквиваленте объём импорта из РФ был равен $ 1,55 млрд, в 2016 году – $ 0,9 млрд.

Начиная с февраля 2017 года, после организованной «активистами» блокады Донбасса, возникла потребность в крупных поставках импортного угля. При этом со стороны ОРДЛО никаких препятствий поставлять уголь на территорию Украины не было – это исключительно инициатива украинской стороны. Перестав покупать уголь на Донбассе (за который могла бы платить гривнами, по более низкой цене, экономить на доставке), Украина начала тратить валюту, приобретая его в США, ЮАР и РФ.

Представители правящих партий в Украине «на публику» называют Россию «агрессором» и «оккупантом», голосуют за соответствующие законы, не упускают возможности показательно выругаться на камеру в сторону России и всего, что с ней связано, но при этом наращиваем импорт угля из РФ; доля российского угля в показателях импорта возросла с 56 % в 2017 году до 63 % в 2018 году.

Всего за один 2017 год наша страна понесла дополнительные расходы на закупку угля в сумме $ 1,3 млрд, а по итогам 2018 года размер дополнительных расходов будет ещё выше. Кроме того, не следует забывать о пресловутой формуле «Роттердам+», которая так и не была отменена. Согласно ей тарифы на электроэнергию формируются с привязкой к биржевым ценам на уголь, из-за чего стоит ожидать дальнейшего роста тарифов на электроэнергию как для населения, так и для коммерческих потребителей.

Во избежание негативных последствий нашей стране необходимо рассмотреть варианты возобновления торговых отношений с неподконтрольными территориями Донецкой и Луганской областей, которые были разорваны в начале 2017 года.


«Нафтогаз» и «Киевтеплоэнерго» подписали мировую

В «Нафтогазе» прогнозируют, что горячее водоснабжение восстановится ориентировочно через семь дней. НАК «Нафтогаз Украины» и «Киевтеплоэнерго» подписали мировое соглашение относительно долговых обязательств «Киевэнерго». Об этом во вторник, 9 октября, сообщает пресс-служба «Нафтогаза» в Twitter.

Отмечается, что соглашение относительно долга «Киевэнерго» было подписано сегодня, 9 октября, а уже завтра, 10 октября, его должен утвердить суд. После этого, как прогнозируют в «Нафтогазе», через неделю в Киеве может быть возобновлено горячее водоснабжение.

«Где-то через неделю бойлерам можно дать отдых. Сегодня подписали мировое соглашение, по которому Киевтеплоэнерго признает, что является правопреемником по долговым обязательствам Киевэнерго. Завтра Хозяйственный суд г. Киева должен утвердить мировое соглашение», – говорится в сообщении.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Данное событие в очередной раз подтверждает, что нами правят корпорации и монополии, а те «номинальные лица», которые мы якобы выбираем, просто реализуют желания владельцев этих структур. В конце мая 2018 года, после возврата арендованных предприятий от «Киевэнерго» городу Киеву, «Нафтогаз» отказывался заключать договора на поставку газа с коммунальным предприятием города «Киевтеплоэнерго», требуя погашения долгов «Киевэнерго».

«Киевэнерго» накопила перед НАК долг в размере в 4,7 млрд грн, который в национальной компании решили переложить на Киев и киевлян. «Нафтогаз» заявлял, что готов заключать договор о поставках газа с «Киевтеплоэнерго» сразу после решения вопроса о правопреемственности по долговым обязательствам путем заключения договоров перевода долга между «Киевтеплоэнерго», «Киевэнерго» и «Нафтогазом».

Свои требования он аргументировал Ст. 22 Закона Украины «О теплоснабжении», которая предусматривает, что договора на поставку и транспортировку энергоносителей заключаются с правопреемниками реорганизованной теплоснабжающей и/или теплогенерирующей организации исключительно при условии согласования порядка погашения задолженности по оплате потребленных энергоносителей и услуг по их транспортировке и поставке за предыдущий период.

Однако Хозяйственный суд (ХС) Киева, несмотря на то, что требования «Нафтогаза» основывались на Ст. 22 Закона Украины «О теплоснабжении», вынес решение в пользу города. Суд это аргументировал тем, что Ст. 22, на которую ссылались в «Нафтогазе», противоречит положениям ч. 4 Ст. 13, ч. 1, 4 Ст. 41, ч. 2 Ст. 61 Конституции Украины. В связи с этим отсутствуют основания для вывода о наличии задолженности КП «Киевтеплоэнерго» за потребленный природный газ.

ХС Киева инициировал обращение в Верховный Суд с просьбой внести в Конституционный Суд Украины представление относительно конституционности Ст. 22 закона Украины «О теплоснабжении».

В сентябре текущего года Апелляционный суд (АС) отклонил жалобу на решение суда относительно признания КП «Киевтеплоэнерго» правопреемником газового долга ПАО «Киевэнерго» перед НАК «Нафтогаз Украины». Таким образом, АС согласился с судом первой инстанции и подтвердил, что коммунальное предприятие вместе с общиной Киева не должно платить долг частной акционерной компании «Киевэнерго» в несколько миллиардов гривен.

Позиция городских властей принять долги после выигранных судов выглядит абсурдной, а от принятого ими решения за километр веет коррупцией и договорником. Несмотря на то, что ХС и АС встали на сторону городских властей, сами власти решили пойти на уступки «Киевэнерго» и «Нафтогазу», приняв решение о принятии долгов. Продержав полгода в заложниках столицу, обе вышеуказанные компании всё-таки достигли своей цели и передали долги городу. Можно предположить, что такое решение Киевсовета вызвано желанием поскорее обеспечить киевлян горячей водой и разблокировать поставки газа городскому предприятию, но, скорее всего, дело все-таки в желании местных властей сохранить отношения и угодить влиятельному столичному монополисту.


Минфин одолжил на внутреннем рынке 6 млрд грн

Министерство финансов Украины на плановом аукционе по размещению облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) привлекло в государственный бюджет 1,476 млрд грн, $ 127 млн и 30 млн евро. Как сообщается на сайте министерства, гривневые средства привлечены в результате продажи облигаций сроками обращения 70, 175, 266 и 546 дней со средневзвешенной доходностью 19 %, 18,5 %, 18,5 % и 18,5 % годовых, соответственно. Средства в долларах привлечены посредством продажи облигаций на 252, 462 и 477 дней с доходностями 7 %, 7,5 % и 7,5 % годовых, в евро – 238 дней с доходностью 4,6 % годовых.

Также сообщается, что гривневый эквивалент привлеченных средств по курсу Национального банка составил 6,016 млрд грн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

С начала года доходная часть госбюджета не выполнена на 28,7 млрд грн, вследствие чего государству необходимо искать дополнительные компенсаторы финансирования бюджетного дефицита.

Размещение облигаций внутреннего государственного займа остаётся единственным инструментом правительства, благодаря которому сегодня происходит финансирование запланированных бюджетных расходов. После очередного увеличения учетной ставки до 18 % доходность по государственным бумагам, которая освобождена от налогообложения, увеличилась до 19 % в гривне и до 7,5 % в долларе. Поскольку реальная учетная ставка (дисконтированная на базовую инфляцию) составляет 9 %, что является одним из самых высоких значений в мире, инвесторы проявляют интерес к данным ценным бумагам.

Очевидно, что такая доходность госбумаг заставляет банки размещать свободные средства в обязательствах НБУ, вместо кредитования реального сектора (влияет на сокращение экономических процессов). Для того чтобы конкурировать с НБУ, бизнес вынужден занимать деньги по ставке выше 25 % годовых. Когда в стране отсутствуют дешевые и длинные деньги, все больший удельный вес в экономике начинают занимать бизнес-модели с коротким циклом оборота и моментальной отдачей (сырьевое направление), вследствие чего экономика страны становится подверженной ценовым конъюнктурам.

Следует отметить, что, согласно бюджету на 2018 год, финансирование текущего дефицита за счет размещения ОВГЗ предусмотрено на уровне 108 млрд грн. По данным НБУ, за период с января по сентябрь 2018 года в госбюджет привлечено 120 млрд грн по размещённым ОВГЗ (+6 млрд грн в октябре). При этом срок обращения облигаций на 83,1 млрд меньше года, а средневзвешенная доходность по гривневым ОВГЗ – 17 %; долларовым – 5 %. Финансирование бюджета за счет коротких заемных средств приведет к увеличению долговой нагрузки – в итоге можно будет ожидать запуска «печатного станка» (в случае уменьшения спроса со стороны инвесторов).

По состоянию на 10 октября объём ОВГЗ в обращении по сумме основного долга составил 748,2 млрд грн, при этом в собственности НБУ находятся облигации на 348,100 млрд грн, или 47 % (скрытая эмиссия). В случае финансирования бюджетных расходов за счет эмиссии, произойдет дальнейшее увеличение денежной массы (в условиях сокращения производства), в результат будут ожидаться дополнительные инфляционные и девальвационные риски, которые деструктивно влияют на экономику.


Кабмин разрешил устанавливать счетчики тепла в старых домах

Жители старых домов смогут регулировать температуру в своих квартирах и платить по собственному счетчику
Кабинет министров Украины сегодня, 10 октября 2018 года, в ходе заседания утвердил порядок определения технической возможности установки узлов распределительного учета тепловой энергии. Соответствующее решение правительства есть в распоряжении РБК-Украина.

В частности, комментируя принятие соответствующего постановления, вице-премьер-министр – министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко отметил, что благодаря принятому решению украинцы могут самостоятельно выбирать оптимальную систему индивидуального учета тепла.

«Это возможность экономить потребление тепла и платить по собственному счетчику. Выбрать оптимальную систему индивидуального учета можно при технической возможности инженерных систем в доме», – написал он в Facebook. Как отметил Зубко, ранее индивидуальный учет был доступен лишь для жителей домов с горизонтальной системой отопления, тогда как жители старыхдомов не имея технической возможности установить счетчик, платили за объем тепла, которое потребляло все здание по коммерческому домовому узлу.

«Отныне владельцы квартир, которые установят квартирные счетчики (при горизонтальной разводке инженерных сетей в доме) или приборы-распределители на отопительные приборы (при вертикальной разводке) смогут регулировать температуру в своих квартирах, экономить тепло и платить по собственному счетчику, а не за перерасход нерадивого соседа», – пояснил он.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Во-первых, возможность установить индивидуальный прибор учета тепла в старом доме, с вертикальной разводкой, была предусмотрена в новом Законе «О жилищно-коммунальных услугах» – Кабмин просто привел свои нормативные документы в соответствие с принятым Законом.

Во-вторых, воспользоваться такой возможностью смогут лишь единицы, так как Закон предусматривает проведение расчетов по таким приборам лишь в том случае, если ими оборудовано более 50 % отапливаемой площади многоквартирного дома.
То есть, если кто-то из жильцов старого дома (с вертикальной разводкой) решит установить индивидуальный прибор учета, ему нужно уговорить еще 50 % соседей сделать то же, поскольку иначе его прибор учета не будет учитываться при расчетах.

В-третьих, в старых домах (с вертикальной разводкой) приборы учета устанавливаются на каждый отопительный прибор (батарею): в 1-комнатной квартире их нужно минимум 2 (кухня и комната), в 2-х комнатной – 3 и т.д. В таких домах живут преимущественно люди с низким достатком, а оборудовать приборами учета тепла даже 1-комнатную квартиру стоит минимум 3200 грн (100 Є), а поэтому собрать более 50 % владельцев квартир, готовых на такие расходы, будет крайне сложно.

В-четвертых, установка индивидуального прибора учета не освобождает от платы за отопление мест общего пользования и/или общедомовых потерь тепла, поэтому платить за соседей придется и после установки счетчиков. Кроме всего прочего, принятый в прошлом году Закон «О коммерческом учете тепла и воды» предусматривает обязательную установку общедомовых счетчиков тепла (до 2 августа 2019 года) – все расчеты преимущественно будут проводиться по общедомовому счетчику, в результате чего установка индивидуальных приборов учета потеряет смысл.

Согласно указанному Закону, начисления по индивидуальным счетчикам не может быть меньше минимальной доли среднего удельного потребления тепловой энергии среди других потребителей в здании. Иными словами, при проведении расчетов за отопление показания вашего счетчика будут браться во внимание, только если они выше среднего потребления по дому, вот почему пользоваться индивидуальным счетчиком тепла согласно этому закону нет никакого смысла.

Если по счетчику можно платить только больше, чем в среднем по дому, то зачем его устанавливать и нести дополнительные расходы?

Все вышеперечисленное говорит о том, что принятое Кабмином постановление, по большому счету, является бесполезным для большинства украинцев, ведь воспользоваться им смогут единицы, а ощутимую реальную пользу и экономию оно не принесет никому.


Общий фонд госбюджета недополучил уже около 94 млрд грн

Объём невыполнения плана поступлений общего фонда государственного бюджета с начала 2018 года растет и по итогам трех кварталов 2018 года составляет 93,6 млрд грн.

«По данным оперативной информации Государственной казначейской службы, поступления общего фонда государственного бюджета меньше плана на отчетный период на 93,6 млрд грн, или 11,1%», – отметил председатель Счетной палаты Валерий Пацкан.

При этом план доходов общего фонда в январе–сентябре этого года не выполнен на 17,2 млрд грн, или 2,8 %. В то же время, при запланированном ещё на I квартал этого года привлечении средств из внешних источников в сумме 56 млрд грн, только в августе от размещения краткосрочных облигаций внешнего государственного займа получены 19,4 млрд грн, или только 21,5 % от плана отчетного периода. Как сообщалось, план поступлений общего фонда государственного бюджета в І квартале 2018 года был недовыполнен на 66 млрд грн, план І полугодия – на 74 млрд грн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Разработанный Минфином закон про госбюджет на 2018 год предусматривал граничный дефицит бюджета на конец года 80 млрд грн, или 2,5 % от прогнозного ВВП. После принятия данного закона (07.12.2017) специалисты «Публичного аудита» осуществили фундаментальный анализ ключевых показателей главной сметы страны. Было установлено, что экономические параметры, залаженные при прогнозировании доходной части и бюджетного дефицита, не соответствуют реальным тенденциям украинской экономики (падение промышленного производства по итогам 2017 года – 2,9 %, существенный рост индекса производителей – 16,6 %, увеличение дефицита торгового баланса – $ 9,6 млрд, или 8,6 % ВВП, завышенные приватизационные доходы – 19 % от плановых показателей, политика увеличения учетной ставки НБУ).

По данным Казначейства, фактический бюджетный дефицит по итогам 3-х кварталов 2018 года составил 93,6 млрд грн, или 2,9 % ВВП. Основные факторы, которые повлияли на увеличение дефицита:
– 18,8 млрд грн – невыполнение плана по доходной части;
– 66,5 млрд грн – невыполнение плана по финансированию дефицита по займам;
– 10,6 млрд грн – невыполнение плана по финансированию дефицита за счет поступлений от приватизации.

Данные параметры не могли быть выполнены изначально. Так, план доходов за январь–сентябрь 2018 года на 18,4 % больше плана, установленного на предыдущий год. Выполнение показателей доходной части фактически было обеспечено реальными инфляционными (индекс цен производителей – 12,5 %) и девальвационными процессами (+2 %), что и обеспечило рост доходов на 15 % за соответственный период, а невыполнение плана увеличило бюджетный дефицит.

С учетом данных тенденций, под конец года общий бюджетный дефицит может увеличиться на 31,6 млрд грн (3 % невыполнение плана). Кроме провальной реализации доходной части бюджета, правительство не смогло обеспечить выполнение плана по финансированию бюджета, показатели которого изначально также были завышены, о чем неоднократно информировали специалисты «Публичного аудита».

В бюджете на 2018 год поступления от продажи украинских активов были предусмотрены на уровне 21,3 млрд грн. В основном это те объекты, которые так и не были проданы в прошлом году. Согласно плану за три квартала 2018 года, поступления от продажи должны были составить 10,7 млрд грн, а по факту поступило всего 75,2 млн грн (0,7 % от плана). Политические и внутриэкономические риски в Украине слишком велики, чтобы вызывать заинтересованность у инвесторов. Представители власти изначально понимали, что большой приватизации не будет, но решили использовать данный механизм, чтобы продемонстрировать населению, что в бюджете «развития» все расходы будут профинансированы.

С большой долей вероятности можно предположить, что плановые поступления от приватизации на 4 квартал (10,6 млрд грн) также будут не выполнены, вследствие чего можно ожидать отсутствие дополнительного финансирования бюджетного дефицита под конец года, что затруднит, а в некоторых случаях вообще остановит финансирование отдельных бюджетных программ.

Вторая составляющая, за счет которой планировалось финансировать бюджет, – заемные средства. Так, согласно принятому бюджету, размер заимствований должен был составить 214,9 млрд грн. Однако международные кредиторы МВФ, которые разобрались в манипуляциях нынешней власти, так и не предоставили необходимые кредитные линии – в итоге общий план по внешним займам за период января–августа 2018 года выполнен всего на 21 % (19,3 млрд грн) из-за очень дорогого размещения евробондов (ставка 7,75 %) на короткий срок. Поэтому правительство пытается максимально мобилизовать средства на внутреннем рынке через размещение ОВГЗ. Так, НБУ осуществляет политику повышения учетной ставки, которая сегодня равна 18 %. Рост доходности госбумаг заставляет банки размещать свободные средства в обязательствах НБУ вместо кредитования реального сектора (влияет на сокращение экономических процессов), что обусловливает удорожание обслуживания долгов. С учетом того, что внутренние заимствования не смогут перекрыть отсутствие внешнего финансирования, под конец года дополнительное увеличение непокрытого бюджетного дефицита достигнет 70 млрд грн.

Таким образом, на конец года реальный бюджетный дефицит может составить 112 млрд грн (3,3 % ВВП, что выше требований МВФ), из которых 80 млрд грн останутся без финансирования. Такая ситуация может привести к остановке финансирования бюджетных программ в преддверии выборов. Для того, чтобы не допустить данной ситуации, правительство может использовать прямую эмиссию, но это вызовет деструктивные экономические последствия в дальнейшем.


НКРЭКУ планирует повысить тарифы на тепло через месяц после подорожания газа

Новые тарифы на тепло могут быть установлены через месяц после повышения Кабинетом Министров цены на газ для населения. Об этом в комментарии «Українським Новинам» сообщила председатель Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) Оксана Кривенко.

«Как только будет новая цена газа от Кабмина, мы инициируем процедуру пересмотра тарифов на тепло и теплоснабжение. С учетом открытого обсуждения, через месяц, новые тарифы будут установлены», – сказала она.

Кривенко также отметила, что если правительство, к примеру, примет решение о повышении цены на газ в октябре, то обсуждение вопроса о повышении тарифов на тепло пройдет в ноябре и они будут установлены с 1 декабря. Соответственно, счета за услуги, предоставленные в декабре текущего года, будут выставлены в январе 2019 года.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Если украинцы окажутся пассивными и не окажут должного сопротивления власти, окончательно потерявшей связь с реальностью, нас ждет очень тяжелый отопительный сезон. Так, вслед за повышением стоимости газа взлетят тарифы на отопление и горячую воду, что ляжет непосильным грузом на украинские домохозяйства.

Миллионы наших сограждан из-за безответственной и неграмотной социально-тарифной политики власти до сих пор не рассчитались с прошлогодними долгами, а очередное повышение тарифов только усугубит данную проблему. В приближающийся отопительный сезон Украина входит с колоссальными долгами (38,4 млрд грн), основную массу которых составляют неплатежи за газ (16,7 млрд грн), отопление (10,4 млрд грн) и электроэнергию (3,9 млрд грн), – именно те услуги, тарифы на которые власть намерена снова повышать в текущем и следующем году.

На конец прошлого лета (31.08.2017) общий долг населения за ЖК-услуги был равен 27,2 млрд грн.  Всего за год долги населения возросли на 41,2 %, а с 2015 года – на 234 % (с 11,5 млрд грн до 38,4 млрд грн). Такие катастрофические показатели для нормального правительства являются четким сигналом ошибочности проводимой социальной и тарифной политики.

Если третий год подряд ЖК-долги растут в геометрической прогрессии, значит, установленные властью тарифы не соответствуют уровню жизни в стране и доходам населения, а функционирующая система социальной защиты населения является неэффективной и недостаточной.

Пересмотр социальных стандартов, пенсий и зарплат запланирован Кабмином на май 2019 года, а новые тарифы (при старых доходах) украинцы получат уже в октябре–декабре текущего года, что спровоцирует новый виток неплатежей, а также увеличение долгов. Кроме того, нововведения в порядке получения субсидии уже лишили социальной помощи миллионы украинских семей – их количество и дальше будет только расти.

К сожалению, находящаяся сегодня у власти команда неспособна признавать и исправлять допущенные ошибки.  Несмотря на все негативные последствия от решений, принятых в тарифной и социальной политике, она упорно продолжает двигаться по пути разорения украинских домохозяйств, повышая ЖК-тарифы, которые и без того являются непосильными для большинства населения. Подобные действия не могут пройти бесследно и в ближайшее время украинцы столкнуться с разрушительными последствиями.

С наступлением отопительного сезона, до начала которого осталась неделя, долги населения начнут расти ещё быстрее и к концу года они могут достигнуть 55–60 млрд грн, что соответствует полугодовому объёму начислений за ЖК-услуги.  Далее начнутся вынужденные массовые отключения и остановка генерирующих предприятий, что нанесет колоссальный ущерб экономике и инфраструктуре страны. Все это будет сопровождаться естественным повышением градуса недовольства и агрессии населения, что в условиях военного конфликта может привести к необратимым последствиям для Украины в целом.

По всей видимости, власть не отдает отчета своим действиям и их последствиям либо умышленно толкает страну в пропасть.


На субсидии в 2019 году потратят $ 2 млрд

Бюджет на 2019 год предусматривает расходы на субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 55 миллиардов гривен. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономики. Сообщается, что накануне первый вице-премьер-министр Степан Кубив провел первое заседание Межведомственной рабочей группы по подготовке предложений по монетизации жилищных субсидий.

По результатам заседания рабочей группы, Министерство финансов и Министерство социальной политики должны проработать вопрос о распределении предусмотренной в проекте госбюджета на 2019 год субвенции на:
• программу Министерства социальной политики для выплаты льгот и субсидий населению на оплату жилищно-коммунальных услуг в денежной форме,
• субвенцию Министерству финансов для проведения расчетов с поставщиками услуг за предоставленные льготы и субсидии.

Во время заседания межведомственная рабочая группа приняла решение о механизме предоставления субсидий в денежной форме. Монетизация жилищных субсидий будет проходить в три этапа. Первый этап должен начаться 1 января 2019 года и будет распространяться на тех граждан, которые будут обращаться за субсидией с новым пакетом документов. На втором этапе к монетизации должны быть привлечены граждане, которым будет назначена субсидия на неотапливаемый период 2019 года. На третьем этапе ожидается полный переход на предоставление субсидий в денежной форме.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Поскольку власть обвиняет всех своих оппонентов в популизме и предвзятости, рассмотрим предложенный правительством бюджет на субсидии 2019 года максимально объективно, с привязкой исключительно к официальным данным госорганов.
Все наверняка помнят официальные заявления премьер-министра Гройсмана о том, что никто не будет платить за ЖК-услуги более 15% семейного дохода. К слову, эта норма не его выдумка, а законодательно закрепленная величина, установленная Постановлением ВРУ от 18.03.1999 № 512, которое по сей день никто не отменял.

Средняя платежка за все ЖК-услуги в отопительный сезон (при действующих, еще не повышенных тарифах, для небольшой квартиры в 50 м²) составляет 2700 грн, а после повышения составит минимум 3000 грн. Исходя из нормы о 15% дохода семьи, в субсидиях уже сейчас нуждаются все семьи, месячный доход которых ниже 18 000 грн (15% от 18 000 грн = 2700 грн), а после повышения тарифов все, чей доход ниже 20 000 грн (15% от 20 000 грн = 3000 грн).

Согласно данным Госстата, средний доход домохозяйства в Украине (в среднем 2,58 человек) составляет 9165 грн или 4344 грн на душу населения, что в 2 раза ниже, чем нужно для получения субсидии. Даже до повышения тарифов, которое намечено на 18.10.2018, при справедливом оказании социальной помощи населению, в связи с ростом тарифов субсидию имеют право получать практически все 100% домохозяйств в Украине, поскольку все они имеют низкие доходы, которые нарушают пропорцию – 15% на ЖК-услуги.

При среднем доходе домохозяйства в 9165 грн и действующих (еще не повышенных) тарифах размер платежа за все ЖК-услуги не должен превышать 1374 грн, а государство обязано компенсировать разницу субсидиями, со средним размером 1326 грн (в отопительный сезон).

На 16,3 млн украинских домохозяйств при среднем размере субсидии в 1326 грн (в отопительный сезон 6 мес.) необходим бюджет в 130 млрд грн (и это при нынешних тарифах). Правительство не готово выделить такие средства на социальную помощь, в связи с чем число получателей субсидий ограничивается искусственными барьерами (долги, виртуальный доход, взрослые дети, наличие транспорта и т.д.).

Общий годовой бюджет на субсидии в 2018 году составляет 71 млрд грн (в 2017 г. – 68,8 млрд грн, в 2016 г. – 40,3 млрд грн), что минимум в 2 раза ниже реальной потребности (исходя из официальных средних доходов украинских семей). На 2019 год, при росте тарифов на ЖК-услуги минимум на 25%, необходим бюджет на субсидии, который позволит оказать должную социальную помощь населению, а это минимум 150 млрд грн. Однако правительство планирует выделить в 2019 году всего 55 млрд грн (1/3 от реальной потребности), а значит украинцам следует ожидать дальнейшего урезания социальной помощи на оплату коммуналки и массовых лишений субсидий.


Киев должен отказаться от централизованного горячего водоснабжения

Мэр посоветовал всем обзавестись бойлерами. Отказавшись от централизованного горячего водоснабжения, Киев станет «европейским» городом, уверен Кличко. Мэр Киева Виталий Кличко в эфире телеканала Киев заявил о необходимости отказаться от централизованного горячего водоснабжения города. По его словам, таким образом Киев станет «европейским» городом.

Кличко отметил, что в Европе и США горожане сами подогревают воду с помощью котельных и бойлерных, находящихся в отдельных домах или квартирах. По словам Кличко, Киев является «единственным городом в Восточной Европе, где есть централизованное горячее водоснабжение».

Он также подчеркнул, что столице приходится тратить слишком много средств на то, чтобы подогревать, транспортировать воду, содержать сети. Мэр добавил, что сейчас эксперты просчитывают возможные варианты решения проблемы. «Локальная теплогенерация намного эффективнее, чем потери, которые происходят по пути при центральном теплоснабжении», – отметил градоначальник.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Полный отказ от централизованного горячего водоснабжения в Киеве – далеко не лучшая идея. Во-первых, не каждый житель столицы сегодня готов понести расходы на покупку и установку бойлера, который в зависимости от объёма, мощности и производителя стоит от 2000 до 10 000 грн, ещё в минимум 500 грн обойдется установка.

Во-вторых, с учетом цен на электроэнергию, греть воду бойлером далеко не дешевле, нежели пользоваться централизованным горячим водоснабжением. А если принять во внимание планы НКРЭКУ повысить стоимость электроэнергии ещё в 2 раза, в обозримом будущем греть воду таким способом станет существенно дороже и невыгодно.

В-третьих, электросети жилых домов не готовы к массовому использованию бойлеров на постоянной основе. Если все жители дома, особенно старого, либо в густозаселенном квартале, включат бойлеры, могут начаться перебои с электричеством, в результате чего не будет не только горячей воды, но и света.

В-четвертых, до передачи предприятий тепловой генерации от «Киевэнерго» городским властям проблем с горячей водой в Киеве не было. «Киевэнерго» могло производить горячую воду и поставлять её киевлянам, а городской власти это вдруг стало накладно. Однако, по всей видимости, проблема – не в воде, а в неграмотном управлении городским предприятием.

Киевляне с радостью ждали возврата городского имущества из долгосрочной аренды, ожидая, что градоначальник наведет порядок с тарифами и качеством услуг в столице. Ведь, если столичный тепловой монополист находится в руках городской власти, значит, есть и все рычаги управления, но они, к сожалению, пока используются крайне не эффективно.

А жители столицы пока больше потеряли, чем выиграли от возврата предприятий тепловой генерации в городское подчинение. Если мэр и его команда будут и дальше так управлять важнейшими для города предприятиями, киевляне скоро потребуют отдать киевские ТЭЦ назад в аренду «Киевэнерго».