Дайджест 9/11/2017

В октябре инфляция замедлилась до 1,2 %

Инфляция на потребительском рынке в октябре 2017 года по сравнению с предыдущим месяцем составила 1,2%, с начала года – 11,5%. Согласно данным, на потребительском рынке в октябре цены на продукты питания и безалкогольные напитки выросли на 1,1%.

«Больше всего (на 14,9% и 10,2%) подорожали яйца и сало. На 5,5–1,5% повысились цены на молоко, масло, сметану, сыры, кисломолочную продукцию, рис, говядину, хлеб. В то же время на 6,5-0,7% подешевели гречневая крупа, сахар, фрукты, овощи, свинина», – говорится в сообщении. Рост цен (тарифов) на жилье, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива на 0,5% произошёл, главным образом, за счёт повышения тарифов на водоснабжение на 2,1%, канализацию – на 1,1%, содержание домов и придомовых территорий – на 0,4%.

«Повышение цен на транспорт в целом на 2,4% в основном вызвано подорожанием топлива и масел на 4,4%. Вместе с тем произошло удешевление перевозок железнодорожным пассажирским транспортом на 5,5%», – сообщает Госстат.

Как понимать?

Специалистами «Публичного аудита» ещё с первой половины 2017 года прогнозировалась годовая инфляция на уровне 14–16 % – вследствие повышения соцстандартов, падения промышленного производства, высокой учётной ставки и финансирования бюджетного дефицита за счёт ОВГЗ.

Ситуация с инфляцией уже давно неподконтрольна правительству и не соответствует пределам годового инфляционного таргета.
Политика инфляционного таргетирования показала абсолютную неэффективность, а единственным инструментом НБУ для борьбы с инфляцией является учётная ставка, которая влияет на другие экономические параметры страны. Так, за январь–октябрь 2017 года уровень инфляции уже составил 11,5 % (кумулятивная инфляция в годовом выражении – 14,6%). Кроме того, рост индекса цен производителей промышленности за соответствующий период составил 12,6 % (это один из главных индикаторов дальнейшего удорожания себестоимости остальных товаров). Индекс цен производителей январь–сентябрь 2017 года – 10,1 %.

Отметим, что повышение учётной ставки (13,5 %) повысило доходность по депозитам и ОВГЗ, и благодаря этому НБУ удалось незначительно уменьшить ликвидность на рынке, что незначительно успокоило инфляцию в октябре. Однако такое решение в будущем негативно повлияет на деловую активность бизнеса, увеличив стоимость заёмных ресурсов.

По итогам II квартала 2017 Госстатом зафиксировано, что расходов у населения было больше, чем доходов, вследствие чего сокращение сбережений составило 27,6 млрд грн (более $ 1 млрд). При этом в І квартале 2017 сокращение сбережений составило 34,4 млрд грн ($ 1,3 млрд). Данная статистика свидетельствует, что реальный, а не декларативный, уровень инфляции уже сегодня выше 17%.

Напомним, что за последние 2 месяца 2016 года он составил 2,7 %. Возможный ориентир годовой инфляции при базовых параметрах 2016 года составляет 14,2%. Однако одним из основных рисков, который может стимулировать дополнительный рост инфляции, является несоответствие прогнозированного уровня доходной части (рост доходов в 2017 году на 25,1 % больше предыдущего года), но он вряд ли будет выполнен из-за отсутствия экономических предпосылок (прогнозируемый рост реального ВВП – 1,5%, инфляция – 14–16%). Как результат, существует большая вероятность запуска правительством «печатного станка» для дальнейшего финансирования дефицита и монетизации ОВГЗ, что повлияет на дальнейшее увеличение инфляции.

Поэтому уровень годовой инфляции ожидается намного выше прогнозных значений НБУ; он недопустим для уменьшения учётной ставки, что не позволяет запустить корпоративное кредитование экономики


Рада приняла за основу закон о приватизации

Депутаты Верховной Рады приняли за основу закон о приватизации. За соответствующее решение проголосовали 258 парламентариев. Владимир Гройсман лично просил депутатов поддержать этот законопроект. «3500 госпредприятий – это абсолютный нонсенс. Они генерируют убытки государству», – заявил премьер, обращаясь к нардепам.

Между тем, в профильном комитете Рады отметили, что данный законопроект соответствует абсолютно всем европейским стандартам, вводятся новые революционные подходы, которые обеспечат прозрачность приватизации в нашей стране.

Как понимать?

Законопроект предполагает разделение объектов приватизации на две группы (вместо пяти по нынешним законам): большая приватизация и малая приватизация. В нём определены критерии разделения: большим госпредприятием будет считаться компания, стоимость активов которой превышает 250 млн грн. Кроме того, вместо пяти процедур приватизации предлагается оставить две – аукцион и выкуп. При этом малые объекты приватизации будут продаваться через электронную площадку «ProZorro».

В данной ситуации возникают риски, когда согласно процедуре выкупа при приватизации акционерных предприятий контрольные пакеты акций могут достаться исключительно миноритариям. В то же время остаются риски сговора покупателей для искусственного занижения стоимости предприятий, так как если аукцион не состоялся, то на втором этапе объект будет вновь выставлен на такой же классический аукцион, но с дисконтом в 25% от начальной цены, а критерий допуска участников будет определятся КМУ.

Cогласно законопроекту объекты большой приватизации будут продаваться с привлечением инвестиционного советника – одного из инвестиционных банков с мировой репутацией. Советник будет изучать спрос на объект, искать потенциальных покупателей, общаться с ними и предлагать стартовую цену. При этом, согласно законопроекту, объекты малой приватизации будут реализовываться исключительно на электронных аукционах.

Однако инвестиционный советник не является гарантом отсутствия коррупционных составляющих. В условиях того, что все большие госпредприятия имеют высокие кредиторские задолженности и отрицательные финансовые показатели большой заинтересованности у иностранных корпораций в поглощении украинских активов не будет. Поэтому спрос на внутреннем рынке будет существенно ограничен, что повлияет на стартовую цену.

Стартовой ценой объектов малой приватизации станет чистая стоимость активов, или балансовая стоимость (совокупные активы за вычетом совокупных обязательств, долгов), если чистая стоимость объекта приватизации отрицательная. При этом, если балансовая стоимость отсутствует, то Фонд госимущества Украины (ФГИУ) должен будет изучить спрос на рынке и предложить стартовую цену. Если после изучения спроса не получится установить стартовую цену, то будет использоваться методика оценки, определённая Кабинетом Министров.

Правила продажи. Первым этапом будет классический аукцион с повышением цены. Если такой аукцион не состоялся, то на втором этапе объект вновь выставят на такой же классический аукцион, но с дисконтом в 25 % от начальной цены. Так, в условиях назначенного государственного менеджмента возникают риски сговора с потенциальными покупателями путём наращивания задолженности по фиктивным контрактам, вследствие чего стартовая цена будет существенно уменьшаться. После приватизации ценные активы предприятия могут продаваться по рыночным ценам.

Поэтому принятие законопроекта в данном формате приведёт к продаже уникальных государственных предприятий за бесценок и поможет увеличить комиссионный доход частным товарным площадкам, которые аккредитованы на «ProZorro».


Рада изменила госбюджет: на субсидии населению дали ещё 7,6 млрд грн

Верховная Рада проголосовала за увеличение в ближайшее время общего объёма субсидий для граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг на 7 млрд 620 млн грн – до 68 млрд 790 млн грн. Проект закона № 7258 о внесении изменений в закон «О Государственном бюджете на 2017 год» поддержали 292 депутата.

Законопроект предусматривает перераспределение расходов общего фонда государственного бюджета путем увеличения расходов на предоставление льгот и жилищных субсидий населению на оплату жилищно-коммунальных услуг на 7 млрд 600 млн грн.

Как понимать?

В Госбюджете на текущий год предусмотрена субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на предоставление льгот и жилищных субсидий населению на оплату жилищно-коммунальных услуг в сумме 61 млрд 200 млн грн. По информации Государственной казначейской службы, по состоянию на 01.09.2017 в органах Казначейства зарегистрированы финансовые обязательства начисленных льгот и субсидий населению на оплату жилищно-коммунальных услуг на сумму 68 млрд 800 млн грн, или на 7 млрд 600 млн больше годового плана. Количество обращений за субсидией в 2017 году возросло более чем на 55 %, а общее количество получателей субсидий, т. е. нищих, достигло 7,7 млн семей, или более 21,5 млн человек.

Данная статистика в очередной раз подтверждает абсолютно ошибочную тарифную и социальную политику государства, которая, вместо поддержания населения, окончательно его разоряет. С каждым годом ситуация только усугубляется.

За 3 квартала 2015 года за субсидией обратилось 3,6 млн семей; за 3 квартала 2016 года – 4,7 млн семей; за аналогичный период 2017 года таких семей стало уже 7,7 млн. Т. е., за последние 2 года количество нищих в стране увеличилось более чем на 4 млн семей (11 млн человек). Причём, за последний год такой рост составил 3 млн семей (8,4 млн человек). Следствием этого является постоянный рост расходов бюджета на субсидии.

Государство уже исчерпало все заложенные в бюджете средства, даже с учётом добавленных 14 млрд грн. При этом задолжало ещё 10 млрд грн за то, что уже было потреблено. Выделенных 7,6 млрд грн хватит на частичное погашение уже имеющихся долгов, но впереди – 2 отопительных месяца до конца года, а это ещё 15–20 млрд грн (в зависимости от погоды), которых нет.