Средств на счету правительства стало больше
Остатки средств на Едином казначейском счете по состоянию на 1 декабря 2018 года составили 17,205 млрд грн, что на 17,5 % больше показателя месячной давности. Об этом сообщается на официальном сайте Государственной казначейской службы. Год назад на ЕКС средств было в 3,1 раза больше – 54,1 млрд грн, за ноябрь 2017 года они выросли на 5,54 млрд грн, напоминает «Интерфакс-Украина».
Как сообщалось, остатки средств на едином казначейском счете по состоянию на 1 ноября составили 14,645 млрд гривен.
В то же время, по состоянию на 1 ноября 2017 года остаток на ЕКС был равен 48,564 млрд грн (в 3,3 раза больше).
По состоянию на 01.12.2024 остатки на едином казначейском счету составляли 17,2 млрд грн ($ 614 млн). За аналогичный период предыдущего года – 54,1 млрд грн ($ 2 млрд). Уменьшение средств на ЕКС свидетельствует о низком администрировании бюджетных доходов, что может повлиять на нехватку финансирования бюджетных программ.
По данным Казначейства, с начала года по состоянию на 29.11.18 в государственный бюджет было перечислено 834,2 млрд грн. Таким образом, его доходная часть не выполнена на 25,1 млрд грн, в результате чего у государства возникают трудности с финансированием бюджетных расходов.
Поскольку НБУ уже перечислил всю прибыль (44,6 млрд грн), которая должна перечислятся равномерно до конца года, а НАК «Нафтогаз Украины» уже выплатил 90 % совокупных налоговых и дивидендных платежей за 2017 год, реальное выполнение бюджета более пессимистично, чем показатели кассовой отчетности, а неравномерное распределение прибыли по итогам года приведет к дальнейшему увеличению бюджетного дефицита.
По данным Казначейства, за 10 месяцев текущего года правительство смогло обеспечить финансирование бюджетного дефицита (граничный уровень которого установлен на планке в 86,6 млрд грн) лишь на 6,1 млрд грн (7%), что свидетельствует об острой нехватке денежных средств для финансирования всех бюджетных расходов. Понимая, в какой критической ситуации находятся государственные финансы, власть решила обеспечить финансирование за счет заемных средств (на любых условиях). В конце октября Минфин привлек средства благодаря размещению евробондов на $ 2 млрд под 9–9,75% годовых, что является самым дорогим размещением в истории (на 0,3–0,4 % выше, чем доходность по существующим бумагам с подобным сроком погашения на рынке). Часть валютных средств после продажи НБУ поступила на гривневый казначейский счет. Однако данных средств в условиях 3 % невыполнения бюджета и отсутствия источников для финансирования дефицита не хватит, чтобы полностью покрыть бюджетные расходы.
Будущие президентские и парламентские выборы могут несоизмеримо увеличить расходную часть бюджета для получения дополнительных политических баллов – следует ожидать, что власть запустит «печатный станок».
Мало платим. В «Нафтогазе» сравнили цены на электричество в Киеве и Европе
Стоимость электроэнергии для бытовых потребителей в Киеве составляет 3,64 евроцента за киловатт/час. Это самая низкая цена среди всех европейских столиц. Об этом сообщил заместитель начальника департамента энергоэффективности НАК «Нафтогаз Украины» Алексей Хабатюк на своей странице в Facebook.
Согласно индексу стоимости электроэнергии для домохозяйств (Household Energy Price Index) за ноябрь 2018 года, Киев находится на последнем, 32 месте, по этому показателю. Предпоследнюю строчку занимает столица Сербии Белград с ценой в 7,23 евроцента за кВт/ч. Средняя стоимость электроэнергии для домохозяйств среди всех европейских столиц – 17,74 евроцента, для столиц стран-участниц ЕС – 18,85 евроцента. Больше всех за электроэнергию платят жители столицы Дании, Копенгагена (32,16 евроцента), столицы Германии, Берлина (30,48 евроцента), столицы Испании, Мадрида (25,04 евроцента).
В преддверии повышения цены на электроэнергию в Украине, которое запланировано на 2019 год, украинские власти решили в очередной раз напомнить жителям Украины, что они крайне мало платят за свет, приведя в пример цены в Европе. При этом «Публичный аудит» в который раз напоминает как власти, так и гражданам Украины, что применение европейских механизмов ценообразования на газ, электроэнергию и прочие энергоресурсы является не приемлемым для Украины, которая находится на последнем месте по уровню доходов населения в Европе, и около 60 % населения которой не способно оплатить даже действующие тарифы.
В подавляющем большинстве стран ЕС стоимость электроэнергии составляет от 10 до 20 евроцентов за 1 кВт/ч, в Украине – от 3 до 5 евроцентов. Если не углубляться в вопросы доходов, ценообразования, качества услуг, уровня сервиса и ответственности монополий, прав и возможностей потребителей в Украине и странах ЕС, сравнивая только цены, что обычно и делает власть, то грядущее повышение тарифов может показаться вполне обоснованным.
Однако, если обратить внимание на несколько ключевых факторов, то и действующие в Украине тарифы будут выглядеть необоснованно высокими, не говоря уже о планируемом увеличении цен. Сегодня тариф на электроэнергию для населения составляет:
0,90 грн при объёме до 100 кВт;
1,68 грн – свыше 100 кВт.
Структура генерации электроэнергии в Украине выглядит следующим образом:
1. Атомные электростанции – 56,46 %.
2. Тепловые электростанции – 28,49 %.
3. Гидроэлектростанции – 7,04 %.
4. Теплоцентрали – 6,54 %.
5. Гидроэлектростанции (малые) – 0,15 %.
6. Ветряные электростанции – 0,68 %.
7. Солнечная энергия – 0,50 %.
8. Биомасса – 0,07 %.
9. Другие – 0,07 %.
Цены, по которым генерирующие предприятия продают электроэнергию на «Энергорынок» по состоянию на сентябрь 2018 года (за 1 кВт):
1. Атомные электростанции – 0,55 грн.
2. Тепловые электростанции – 1,73 грн.
3. Гидроэлектростанции – 1,56 грн.
4. Теплоцентрали – 2,19 грн.
5. Гидроэлектростанции (малые) – 3,76 грн.
6. Ветряные электростанции – 3,42 грн.
7. Солнечная энергия – 6,60 грн.
8. Биомасса – 3,79 грн.
9. Другие – 2,19 грн.
Как видим из официальных цифр ДП «Энергорынок», основную часть генерации в Украине составляет атомная электроэнергия (56,5 %), которая продается на «Энергорынок» по 0,55 грн за кВт, что в 2–3 раза дешевле, чем сегодня платит население.
Средняя цена продажи электроэнергии на «Энергорынок» по состоянию на 10.09.2024 – 1,09 грн за кВт. Средняя стоимость покупки электроэнергии из «Энергорынка» – 1,22 грн за кВт. Средние цены покупки-продажи электроэнергии «Энергорынком» вполне соответствуют тарифам для населения (0,90–1,68 грн). Кроме того, Украина является экспортером электроэнергии.
В 2017 году страна экспортировала 5,2 млрд кВт-ч. на общую сумму $ 235,5 млн (6,26 млрд грн). Таким образом, средняя экспортная цена электроэнергии в 2017 году составила 1,20 грн за кВт, что на 28,6 % ниже, чем тариф для населения при потреблении свыше 100 кВт в месяц.
Приведенные официальные данные четко указывают на то, что действующий тариф для населения существенно выше цены покупки-продажи электроэнергии «Энергорынком», а также экспортной цены, поэтому заявления НКРЭКУ о необходимости повышения тарифов являются абсолютно не обоснованными.
Кроме того, возможности европейских и украинских потребителей в плане выбора поставщика услуги, гарантии качества поставляемых услуг, защиты прав потребителей, уровня сервиса, ответственности и возможности защитить свои права – просто несравнимы.
И, наконец, наиболее важное – уровень доходов в Украине и Европе (средняя з/п брутто):
Украина – $ 324;
Молдова – $ 343;
Грузия – $ 424;
Косово – $ 482;
Армения – $ 500;
Беларусь – $ 503;
Казахстан – $ 524;
Албания – $ 565;
Азербайджан – $ 574;
Россия – $ 596;
Турция – $ 607;
Македония – $ 659.
Долги за коммунальные услуги продолжают расти
По данным Госстата, на конец октября 2018 года задолженность населения по уплате ЖКУ составляла:
• за поставки природного газа – 18 млрд грн;
• за централизованное отопление и поставки горячей воды – 10,2 млрд грн;
• за содержание домов, сооружений и придомовых территорий – 4 млрд грн;
• за централизованное снабжение холодной воды и водоотвод – 3,1 млрд грн;
• за вывоз бытовых отходов – 600 млн грн;
• за поставки электрической энергии – 4 млрд грн.
За 1 месяц долг населения Украины за ЖКУ вырос на 1,7 млрд грн. Общий долг населения за жилищно-коммунальные услуги на конец октября составил 39,9 млрд грн и это при том, что в октябре платежки с новыми повышенными тарифами еще не приходили.
Непрерывно растущие долги населения за жилищно-коммунальные услуги свидетельствуют о том, что установленные властью тарифы не соответствуют уровню доходов граждан и являются непосильными для большинства украинцев, а система социальной защиты не работает в достаточной степени.
Миллионы наших сограждан из-за безответственной и неграмотной социально-тарифной политики власти, из самодостаточных людей, самостоятельно платящих по своим счетам, превратились в нищих, не способных оплатить даже самые простые бытовые потребности своей семьи.
На конец октября 2017 года общий долг населения за ЖК-услуги составлял 28,4 млрд грн, а в октябре 2018 года он уже вырос до 39,9 млрд грн, это +11,5 млрд грн за год. Всего за 1 год долги населения выросли на 40,5%, а с 2015 года на 247% (с 11,5 млрд грн до 39,9 млрд грн). Такие катастрофические темпы роста долгов за коммуналку, для нормального правительства, являются четким сигналом провала проводимой социальной и тарифной политики. Если 3-й год подряд ЖК-долги растут в геометрической прогрессии, значит установленные властью тарифы не соответствуют уровню жизни в стране и доходам населения, а действующая система социальной защиты населения является неэффективной и не достаточной.
Несмотря на все негативные последствия от решений, принятых в тарифной и социальной политике, власть упорно продолжает двигаться по пути разорения украинских домохозяйств, повышая ЖК-тарифы, которые и без того являются непосильными для большинства населения.
Еще больше усугубляет ситуацию сужение и сокращение социальной защиты населения (субсидий). В октябре 2017 года субсидии получало 6,04 млн семей, а в октябре 2018 года получателей субсидий осталось всего 1,49 млн семей. За последний год численность субсидиантов была сокращена в 4 раза, субсидию потеряло 4,55 млн семей или 11,74 млн украинцев.
Единственным вариантом решения проблем с долгами населения правительство видит их реструктуризацию. Но сложность и неэффективность реструктуризации заключается в том, что при возникновении долга семью лишают субсидии, вследствие чего долг растет в геометрической прогрессии, большинство должников не способны погасить его даже частями.
Неэффективность реструктуризации подтверждается и официальными статистическими данными. Так в январе-октябре 2018 года с населением было заключено всего 64,2 тыс. договоров по погашению реструктуризированной задолженности на общую сумму 0,44 млрд грн, а сумма внесенных платежей составила всего 0,25 млрд грн. Общий долг населения растет более чем на 40% в год, а за счет реструктуризации его удается сократить всего на 1% в год.
Ситуацию может исправить лишь полное или частичное списание долгов населению, снижение тарифов и предоставление субсидий, несмотря на наличие долга. Но рассчитывать на это можно, в лучшем случае, при новом правительстве.
Аграрии обновили рекорд по сбору зерновых
Украинские аграрии намолотили 69,3 млн тонн зерновых с площади 14,6 млн га. Об этом сообщила пресс-служба Министерства аграрной политики и продовольствия в среду, 5 декабря.
Напомним, ранее первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Максим Мартынюк заявлял, что в стране ожидается второй по рекордности урожай зерновых. «На данный момент, когда уборка зерновых еще продолжается, имеем больше чем 66 млн тонн, что уже превосходит предыдущий наивысший показатель 2016 года», – прокомментировал изменившиеся результаты замминистра.
Экспорт зерновых прогнозируется на уровне 42,5 млн тонн, однако, по словам Мартынюка, это во многом зависит от способности «Укрзализныци» оперативно решить текущие логистические проблемы и обеспечить ритмичную поставку зерна в порты.
Ранее Минагропрод прогнозировал урожай зерновых в текущем сезоне до 64 млн т. Учитывая достаточно благоприятные погодные условия для поздних яровых культур, в этом году удалось достичь рекордного урожая (прошлогодний рекорд – 66 млн т).
По данным Минагропрод, урожайность в этом году – 47,4 ц/га. Кукурузы собрано 34,1 млн тонн с площади 4,4 млн га (97% к прогнозу, при урожайности 77 ц/га), а гречихи – 136 тыс. тонн с площади 108 тыс. га (99% к прогнозу, при урожайности 12,6 ц/га).
По данным Государственной фискальной службы, с начала 2018/19 маркетингового года по состоянию на 6 ноября Украина экспортировала более 19,5 млн т зерна. В частности, экспорт пшеницы составил более 9,5 млн т, ячменя – 3 млн т, кукурузы – более 6,2 млн т. Экспорт муки составил 70,9 тыс. т.
По итогам 2017/18 маркетингового года Украина экспортировала 39,4 млн тонн зерновых, что на 10% ниже показателя за аналогичный период 2016-2017 маркетингового года, вследствие более худших погодных условий. При этом выручка от экспорта зерновых осталась на уровне предыдущего года – $ 6,4 млрд, за счет более удачной ценовой конъюнктуры и незначительной девальвации. Транспортировка 99% всех зерновых происходила морским транспортом (39 млн т).
Однако в стране существуют серьезные проблемы с логистикой до портов. «Укрзализныця» не успевает обеспечивать транспортировку, вследствие дефицита локомотивов и вагонов, а также их эффективного распределения. Данная проблема также касается и промышленных товаров.
Следует отметить, что в условиях, когда агрохолдинги из года в год увеличивают земельные банки для производства агросырья в ущерб среднему и малому агробизнесу, даже в благополучные годы происходит опасное балансирование на грани несоответствия между количеством выращенного и экспортируемого.
Главным показателем продовольственного благополучия населения является не экспорт, а использование зерна (переработка) внутри государства. США в новом маркетинговом году намерены экспортировать 26 млн т, страны ЕС – 29 млн т, а из Украины заявок меньше чем 35 млн т не бывает.
В целом, сельскохозяйственная продукция имеет низкую долю добавленной стоимости. Кроме того, неготовая продукция, которая продается на бирже, является очень рискованной, так как зависит от колебаний мировых цен. В последние четыре года ускоренными темпами в Украине проводится деиндустриализация, потерян научный потенциал, состоялся отток профессиональных кадров, а реальные доходы украинцев упали. Сегодня у Украины нет шансов быть аграрной страной и при этом иметь достойный уровень жизни населения.
В Украине открыли новое месторождение газа
В ноябре АО «Укргаздобыча» открыло четвертое с начала года месторождение газа в Харьковской области, об этом, сообщает пресс-служба компании. «На этапе геологического изучения, по оценке “Укрниигаза”, запасы открытого месторождения составляют как минимум 400 млн куб. м, а перспективные ресурсы месторождения в целом могут составить около 3,7 млрд куб. м голубого топлива», – говорится в сообщении.
Отмечается, что открытие месторождения состоялось после завершения бурения и испытания поисковой скважины, которая была заложена по результатам анализа геологического строения площади. Сегодня на новом месторождении проводят работы по обустройству скважины и вводу ее в пробную эксплуатацию; также продолжаются поисково-разведочные работы.
В «Укргаздобыче» напомнили, что с начала года уже открыто три новых месторождения в Харьковской области на участках недр, спецразрешения на которые были получены до 2017 года. Перспективные ресурсы четырех новых месторождений в целом составляют 8,2 млрд кубометров голубого топлива.
Несмотря на то, что жители Харьковской или Полтавской областей могут наблюдать добычу газа фактически из окна своего дома, платить за газ, добытый у них «во дворе», приходится втридорога (цена газа на немецком хабе + стоимость его доставки из Дюссельдорфа). Так решили Порошенко, Гройсман и депутаты ВР, совместно с МВФ.
Власть рассказывает народу сказки о будущей энергонезависимости, о несуществующем рынке, об отказе от российского газа, а тем временем продает людям их собственный газ по грабительским, выдуманным формулам. Идя во власть действующие политики говорили, что украинский газ должен стоить для населения $ 50, а тарифы должны быть снижены – это было одним из требований Майдана. Но получив власть обещания не были ими выполнены. Более того, все с точностью до наоборот: нам стали рассказывать, что газ очень дорогой, добывается его очень мало, населению его не хватает, поэтому тарифы на него надо повысить в 10 раз.
На бирже газ действительно дорогой и импортировать его недешево, но, к счастью, Украина богата собственными запасами голубого топлива, благодаря чему тарифы для населения могут быть доступными, а не грабительскими. При годовом объеме добычи украинского газа в 20,8 млрд м3 потребность населения и ТКЭ составляет 15,8 млрд м3, что дает украинцам уникальную возможность полностью обеспечивать себя внутренними ресурсами и не зависеть от биржевых котировок, чего не могут себе позволить большинство европейских стран, не имеющих собственных ресурсов.
В соответствии со статьей 13 Конституции Украины, Земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности украинского народа. Однако украинский народ, за исключением небольшой группы приближенных к власти структур, не видит этой своей конституционной собственности и денег от ее продажи и использования.
Несмотря на всеобщее обнищание и войну, во время которой власть должна всячески поддерживать людей, а не добивать их бесконечными повышениями цены на жизненно важные товары и услуги, подход действующей власти к тарифообразованию базируется не на минимально возможной цене газа для населения (исходя из фактических затрат, понесенных на его добычу и транспортировку), а на максимально возможной цене, по которой наш газ можно продать не нам, а кому-то другому.
При действующем подходе к формированию тарифов на газ, сколько б скважин не пробурили в Харькове, Полтаве или Сумах, сколько б газа не добыли – дешевле для населения он не будет, поскольку его цена зависит не от объема и стоимости собственной добычи, а исключительно от котировок на немецкой бирже и стоимости его доставки из Германии.
Сегодня, в канун выборов, города пестрят бигбордами «Снижу тарифы в 2 раза», «Снижу цену на газ в 4 раза», но практика последних 5 лет показала, что риторика политиков до выборов и после абсолютно противоположная. Нет никаких гарантий, что обещания снизить тарифы будут исполнены – доказано историей современной Украины. При желании найдутся тысячи причин, почему это нельзя сделать, будут обвиняться предшественники, МВФ или Россия и так будет до тех пор, пока народ не научиться дружно и сплоченно спрашивать по полной со всех политиков за все предвыборные обещания, только тогда политики станут ответственными, а обещания будут исполняться.
Аграриям урезали госпомощь на 2 млрд грн
Верховная Рада внесла изменения в государственный бюджет на 2018 год, сократив финансирование по трем программам поддержки аграриев. Соответствующие изменения поддержали 242 народных депутата, сообщается на сайте парламента.
В целом финансирование сократилось на 2,1 млрд грн – до 4,2 млрд грн. Согласно пояснительной записке к законопроекту, финансирование по бюджетной программе поддержки отрасли животноводства уменьшается на 979 млн грн – до 3 млрд грн, фермерских хозяйств – на 850 млн грн, до 150 млн грн, сельхозтоваропроизводителей – на 250 млн грн, до 695 млн грн.
Согласно принятому законопроекту, дотации для аграриев утверждены на уровне 4,2 млрд грн, что на 2,7 млрд грн меньше предусмотренной поддержки в проекте к первому чтению. На сегодня доля агросектора в ВВП страны приближается к 20 %, а в общем объеме экспорта на аграрную продукцию приходится около 40 %. Кроме того, развитие отрасли существенно опережает темпы роста экономики в целом. Особенно это заметно на фоне продолжающейся деиндустриализации.
Прямые дотации аграриев появились в связи отменой льгот по НДС в аграрной сфере. Следует отметить, что целью применения спецрежима НДС для аграриев была поддержка мелкого с/х производства, которое требует значительного оборотного капитала, а отмена льгот негативно повлияла на развитие мелкого и среднего с/х производства.
Кроме того, сокращение льгот в агросекторе не повлекло увеличение поступлений в бюджет, так как государство гарантировало эквивалентную поддержку виде дотаций. В госбюджете на 2017 год на данную сферу было выделено 5,5 млрд грн, при этом в 2018-м – уже 6,3 млрд грн.
В период действия спецрежима НДС деньги аграриям возмещали пропорционально уплаченному объёму НДС: чем больше партия товара, тем, соответственно, больше НДС возвращалось производителю. После того, как спецрежим отменили, дотации решили начислять, исходя из доли животноводства в общем объёме производства компании, вследствие чего мелкие фермеры вообще перестали получать госпомощь.
Наибольшую долю всех дотаций (42 %) получила группа компаний «Мироновский хлебопродукт» (экс-главы АП Ю. Косюка). Вторым крупнейшим получателем дотаций являются компании агрохолдинга «Авангард» (14 %), что свидетельствует о распределении средств приближенным к руководству страны крупным аграриям.
Важно, чтобы политика налоговых льгот была экономически целесообразна. Так, уменьшение налоговой нагрузки должно приводить к росту деловой активности и компенсации потерь. Кроме того, в случае внедрения неэффективной политики налоговых льгот некоторые бюджетные расходы могут остаться без финансирования, что увеличит бюджетный дефицит.
Украина нарастила импорт угля
Расходы на закупку угля достигли $ 2,7 млрд. При этом доля России в импорте составила почти 62 %. Украина в январе–ноябре 2018 года увеличила импорт угля каменного и антрацита на 9,9 % – на 1 млн 719 тыс. тонн, до 19 млн 95 тыс. тонн, – по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.
Об этом сообщает «Интерфакс–Украина» со ссылкой на данные Государственной фискальной службы в пятницу, 7 декабря.
Уголь был импортирован на общую сумму в почти $ 2,7 млрд, что на 10,8 % больше, чем в январе–ноябре 2017-го – $ 2,43 млрд.
При этом из России поступил уголь на $ 1,667 млрд (доля в импорте – 61,91 %), США – на $ 806 млн (29,94 %), Канады – на $ 128,6 млн (4,78 %), других стран – на $ 91 млн (3,37 %).
До 2014 года Украина добывала в 2,4 раза больше угля, чем сегодня. Основной объём добычи обеспечивал Донецкий каменноугольный бассейн: его запасы достигали 240 млрд тонн, там находились практически все марки угля (антрацит, коксующийся и газовый).
На подконтрольной центральной власти территории осталось только 35 шахт, причём, ни одна из них не добывает антрацитовый уголь. Сегодня антрацит импортируется Украиной на 100 %, своего не осталось. Общий объём добычи угля всех марок в Украине упал с 83,69 млн тонн в 2013 году до 34,92 млн тонн в 2017 году. Следствием падения добычи стало пропорциональное увеличение импорта.
Валютные расходы Украины на покупку угля в 2016 году достигли $ 1,46 млрд, в 2017 году – выросли на 87 % (до $ 2,74 млрд), а за 11 месяцев 2018 года увеличились ещё на 10 %. Несмотря на постоянную антироссийскую пропаганду властей, доля российского угля в общих показателях импорта неуклонно растет. В денежном эквиваленте объём импорта угля из РФ в 2016 году составлял $ 0,9 млрд, в 2017 году – $ 1,55 млрд, за 11 месяцев 2018 года – $ 1,67 млрд. В 2017 году доля импорта из РФ составляла 56,6 %, а за 11 месяцев 2018 года она возросла до 62 %. Начиная с февраля 2017 года, после организованной «активистами» блокады Донбасса, возникла потребность в крупных поставках импортного угля. При этом со стороны ОРДЛО никаких препятствий поставлять уголь на территорию Украины не было – это исключительно инициатива украинской стороны.
Отказавшись от угля из Донбасса, Украина начала тратить валюту на поставки из США, ЮАР и РФ, за который могла бы платить гривнами, по более низкой цене, экономя на доставке. Представители правящих партий в Украине «на публику» называют Россию «агрессором» и «оккупантом», голосуют за соответствующие законы, не упускают возможности показательно выругаться на камеру в сторону России и всего, что с ней связано, но при этом наша страна наращивает импорт угля из РФ. Всего за 2017 год Украина понесла дополнительные расходы на закупку угля в суме $ 1,3 млрд, а по итогам 2018 года размер дополнительных расходов составит около $ 1,5 млрд.
Действующая власть ради получения в текущем году транша МВФ в $ 1,5 млрд, который необходимо потом ещё и вернуть с процентами, готова идти на антисоциальные и крайне непопулярные решения, повышая тарифы, урезая субсидии и вводя абонплату за ЖК-услуги, тогда как $ 1,5 млрд можно было ежегодно получать в виде экономии на закупках угля, эти деньги не нужно никому возвращать и нет необходимости принимать антисоциальные решения по увеличению тарифов.
Однако для этого необходимо идти на взаимные уступки, сближаться с Донбассом и двигаться по пути мира, что крайне противоречит целям власти, которая занимается разделением общества и нагнетанием обстановки в стране.
Украина заработала почти $ 300 млн на экспорте электроэнергии
Украина в январе-ноябре 2018 года экспортировала электроэнергию на сумму $297,62 млн, в том числе в ноябре на $31,5 млн.
Об этом сообщает Интерфакс-Украина со ссылкой на данные Государственной фискальной службы в пятницы, 7 декабря.
В частности, в Венгрию поставлена электроэнергия на $170,7 млн, Польшу – на $70,8 млн, Молдову – на $48 млн, другие страны – на $8,1 млн.
Кроме того, Украина за указанный период импортировала электроэнергию на $1,316 млн (из РФ – на $1,245 млн, Беларуси – на $0,064 млн, Молдовы – на $0,008 млн).
Объем экспорта электроэнергии из Украины за последние 5 лет значительно сократился. В «дореволюционные годы» (2012–2013 гг.) Украина экспортировала около 10 млрд кВт-ч электроэнергии, что обеспечивало приток в страну валютной выручки в сумме $ 570–580 млн ежегодно.
После прихода к власти в Украине «новой реформаторской команды» объем экспорта электроэнергии сократился почти втрое, упав до 3,6 млрд кВт-ч в 2015–2016 годах, что составило в денежном эквиваленте всего $ 150,1 млн (2015) – $ 152,1 млн (2016).
В 2017–2018 годах объем экспорта электроэнергии в сравнении с провальными 2015–2016 годами немного восстановил позиции. За 2017 год объем экспорта ЭЭ составил 5,166 млрд кВт-ч на общую сумму $ 235,5 млн, что на 57% больше, чем в 2015–2016 годах, но на 59% меньше, чем в 2013 году. По итогам 2018 года планируется выйти на объем экспорта в 5,85 млрд кВт-ч, за 11 месяцев выручка от экспорта ЭЭ составила $ 297,62 млн.
В «дореволюционные годы» основным импортером украинской электроэнергии была Беларусь, которая ежегодно закупала 3,5–4 млрд кВт-ч на сумму свыше $ 230 млн (равна общему объему экспорта в 2017 году). Из-за конфликта на Востоке, украинские ТЭС начали испытывать нехватку угля, который добывается на шахтах Донбасса. Как следствие, в стране появился дефицит электроэнергии для внутренних нужд. Поэтому с 1 октября 2014 года Украина остановила экспорт ЭЭ в Беларусь.
Начиная с 2016 года правительство рассказывает о скором возобновлении поставок электроэнергии в Беларусь, об успешных переговорах в этом направлении, но по сей день это остается лишь разговорами. Из-за сбоев с поставками угля, Украина перестала быть надежным поставщиком электроэнергии, в результате чего контракты на поставку в Беларусь перешли к российским компаниям. Украина потеряла крупнейшего клиента, а вместе с ним и половину объема экспорта электроэнергии.
